Расчетные показатели по
расходам бюджетов областей и г. Минска предусматривают сохранение их социальной
направленности. Расходы на финансирование отраслей непроизводственной сферы
составляют более 70 процентов объема местных бюджетов и рассчитаны с учетом
минимальных нормативов бюджетной обеспеченности на 1 жителя:
по здравоохранению - 223,7 тыс. рублей, или с ростом на 33,1 процента
к 2005 году;
по другим отраслям
непроизводственной сферы - 382,2 тыс. рублей, или с ростом на 29 процентов
против 2005 года. Норматив бюджетной обеспеченности для г. Минска определен с
повышающим коэффициентом - в сумме 389,5 тыс. рублей.
Расходы на финансирование
отраслей непроизводственной сферы предусмотрены бюджетами областей и г. Минска
на 2006 год в сумме 6173,8 млрд. рублей, или с ростом против плана 2005 года на
27,6 процента, в том числе на здравоохранение - на 31,2 процента, образование -
на 26,4 процента, социальную политику - на 32,6 процента, культуру, искусство и
кинематографию - на 20,7 процента.
Около 20 процентов расходов
бюджетов областей и г. Минска предполагается направить на финансирование
отраслей хозяйства: предприятий жилищно-коммунального хозяйства и транспорта,
сельское хозяйство, жилищное строительство, возмещение разницы в ценах на
твердое топливо, реализуемое населению.
Для обеспечения источниками
предусматриваемых на 2006 год расходов бюджетов областей и г. Минска, кроме собственных
и закрепленных доходов, предусмотрены безвозмездные поступления из
республиканского бюджета:
средства из фонда
финансовой поддержки административно-территориальных единиц - 1657,1 млрд.
рублей;
субсидии на жилищное
строительство - 24,2 млрд. рублей;
субвенции на
строительство метрополитена - 7,8 млрд. рублей;
субвенции на
финансирование расходов, связанных с осуществлением г. Минском функций столицы,
- 50 млрд. рублей;
трансферты г. Минску
из республиканского дорожного фонда на строительство и ремонт проезжей части
улиц, являющихся продолжением республиканских автомобильных дорог, - 44,4 млрд.
рублей.
На 2006 год средства,
передаваемые в местные бюджеты, определены в размере 1783,4 млрд. рублей, или с
ростом против 2005 года на 32,0 процента.
Для выравнивания уровня
развития сети местных автомобильных дорог областным Советам депутатов
предусматриваются средства из республиканского дорожного фонда в сумме 41 млрд.
рублей.
Законом «О бюджете
Республики Беларусь на 2006 год» (статья 31) определено, что областные и
Минский городской Советы депутатов:
утверждают
предельный размер гарантий, предоставляемых по кредитам, выдаваемым банками
Республики Беларусь юридическим лицам Республики Беларусь, который не может
превышать 5 процентов объемов расходов соответствующих местных бюджетов {за
исключением кредитов, выдаваемых для развития жилищного строительства на селе);
утверждают
предельный размер гарантий, предоставляемых по кредитам, выдаваемым банками
Республики Беларусь юридическим лицам Республики Беларусь для развития
жилищного строительства на селе;
предусматривают
направление средств местных бюджетов на исполнение гарантий, предоставленных
местными исполнительными и распорядительными органами, по кредитам, выданным
банками Республики Беларусь юридическим лицам Республики Беларусь,
В 2006 году местным Советам
депутатов предоставляется право:
увеличивать
(уменьшать), но не более чем в два раза, ставки земельного налога, налога на
недвижимость, платежей за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов
(за исключением налога на добычу нефти, поваренной и калийной соли) отдельным
категориям плательщиков, Решения местных Советов депутатов об увеличении ставок
указанных налогов не распространяются на юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей, получающих государственную поддержку в виде отсрочки,
рассрочки, налогового кредита или нормативного распределения выручки, субсидий
и средств на капитальные вложения из республиканского бюджета;
освобождать от
уплаты земельного налога и налога на недвижимость организации потребительской
кооперации по объектам торговли и общественного питания, расположенным в
сельской местности [41, 18].
Бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на
территории области, и областной бюджет составляют консолидированный бюджет
области (областной бюджет).
Бюджеты областей, города Минска и республиканский бюджет
составляют консолидированный бюджет Республики Беларусь (бюджет республики).
Министерство финансов на основе проектов республиканского бюджета
и бюджетов областей и города Минска составляет проект консолидированного
бюджета Республики Беларусь.
Проекты республиканского и консолидированного бюджетов Республики
Беларусь, а также местных бюджетов на предстоящий финансовый (бюджетный) год и
предложения по сбалансированию бюджетов вносятся соответственно на рассмотрение
Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных
органов.
Рассмотренные и одобренные Правительством Республики Беларусь
проекты республиканского и консолидированного бюджетов Республики Беларусь на
очередной финансовый (бюджетный) год представляются на рассмотрение Президента
Республики Беларусь.
2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
ДОХОДОВ БЮДЖЕТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Доходы бюджета представляют
собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования
централизованного фонда денежных средств государства. Формой реализации этих
отношений являются различные виды платежей - налоговые и неналоговые. Доходы
также могут принимать форму безвозмездных поступлений от физических и
юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных
государств.
Сущностными признаками
доходов бюджета являются безвозмездность и безвозвратность. Основным источником
их образования выступает национальный доход, а иногда и национальное богатство
(доходы от приватизации объектов государственной собственности, других
национальных ценностей). Состав и структура доходов бюджета в значительной
степени определяются финансовой политикой государства.
В Республике Беларусь
основная доля доходов бюджета формируется за счет налоговых поступлений (в 2002
- 2005 гг. - около 93 % в объеме консолидированного бюджета, без учета целевых
фондов) [45, 111].
Оценка налоговой системы
осуществляется с позиций соответствия общепризнанным характеристикам -
стабильности, справедливости и эластичности, определяющих ее эффективность.
Имеется в виду, что налоги должны обеспечить необходимый уровень доходов для
финансирования общегосударственных расходов, не создавая чрезмерного давления
на субъекты хозяйствования и население, сохраняя свою стимулирующую функцию.
При этом налоговые
поступления не должны подгоняться под постоянно растущие потребности бюджета,
их величина в ВВП должна быть обоснована. Данное обстоятельство требует
проведения политики, направленной на определение оптимального уровня налоговой
нагрузки, соотношения налогов и ВВП.
Доходная часть
консолидированного бюджета формируется, главным образом, за счет налоговых
поступлений, в составе которых преобладают четыре основных налога: налог на
добавленную стоимость, налог на прибыль, подоходный налог и акцизы.
Основной составляющей частью
доходов консолидированного бюджета являются налоговые доходы. В 2004 году их
удельный вес составлял 76,5% общего объема доходов. В структуре доходов
стабильно высокой остается доля налога на добавленную стоимость - 23,7% и
налога на прибыль и доходы - 11%, о чем свидетельствуют данные, приведенные в
таблице 2.1
Таблица 2.1 Структура
распределения доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь (в
.процентах к итогу).
Показатель
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005*
|
2006**
|
Доходы - всего
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
В том числе:
|
|
|
|
|
|
|
налоговые доходы
|
76,5
|
76,4
|
72,5
|
76,5
|
77,6
|
70,8
|
из них:
|
|
|
|
|
|
|
налог на прибыль и
доходы
|
13,8
|
13,6
|
10,6
|
11,0
|
11,4
|
10,6
|
налог на добавленную
стоимость
|
25,7
|
25,2
|
25,1
|
23,7
|
24,0
|
24,8
|
акцизы
|
8,0
|
7,7
|
7,2
|
6,9
|
6,6
|
6,6
|
доходы от внешней
торговли и внешнеэкономических операций
|
4,5
|
5,2
|
6,1
|
7,8
|
7,1
|
7,7
|
неналоговые доходы
|
3,5
|
4,4
|
4,4
|
4,9
|
4,9
|
6,2
|
из них:
|
|
|
|
|
|
|
доходы от
государственной собственности и предпринимательской деятельности
|
0,9
|
0,9
|
1,0
|
1,5
|
1,3
|
2,1
|
административные
сборы и платежи
|
1,2
|
1,3
|
1,6
|
2,0
|
1,9
|
2,1
|
доходы
государственных целевых бюджетных фондов
|
18,5
|
18,0
|
17,0
|
17,9
|
16,9
|
18,8
|
* - уточненный план
* * - проект
При характеристике доходной части бюджета и оценке налоговой
нагрузки нельзя не учитывать следующее важное обстоятельство: в состав бюджета
включены государственные целевые фонды. Соответственно в доходы бюджета вошли и
доходы целевых фондов, которые хоть и не относятся к налогам, но тем не менее
являются обязательными платежами в бюджет. Из приведенных в таблице 2.2 данных
видно, что в 2004 г. увеличение доходов целевых бюджетных фондов на 3 % против
2001 г., а также увеличение доли неналоговых поступлений в общем объеме доходов
консолидированного бюджета на 4,9 %. В то же время удельный вес налоговых
поступлений в доходах бюджета в течение 2001 - 2004 гг. практически не менялся
и был на уровне 51,1 - 48,4 % [45, 112].
Таблица 2.2 Структура доходов республиканского бюджета Республики
Беларусь (с учетом целевых бюджетных фондов), в процентах от консолидированного
бюджета
Показатель
|
Год
|
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005*
|
2006**
|
налоговые
поступления
|
51,1
|
50,3
|
48,8
|
48,4
|
50,7
|
52,6
|
неналоговые
поступления
|
56,1
|
60,4
|
61,3
|
61,1
|
66,6
|
76,5
|
доходы целевых
бюджетных фондов
|
51,2
|
52,4
|
50,4
|
54,2
|
69,9
|
77,5
|
* - уточненный план
* * - проект
Развитию процесса бюджетизации финансовых ресурсов способствует
тот факт, что в состав бюджета включаются доходы целевых внебюджетных фондов.
Начиная с 1998 г. в доходы консолидированного бюджета включаются средства
республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции,
продовольствия и аграрной науки, государственного фонда содействия занятости,
республиканского дорожного фонда, республиканского фонда охраны природы,
республиканского фонда «Энергосбережение». Доходы этих фондов в 2003 г.
составили 16,53 % в общем объеме доходов республиканского бюджета, а в 2004 г.
Планировалось увеличение их удельного веса в доходах республиканского бюджета
до 22,03%.С целью дальнейшей консолидации в бюджете государственных ресурсов и
усилением контроля за их использованием в состав республиканского бюджета на
2005 г. включаются средства Фонда социальной защиты населения, Министерства
труда и социальной защиты. Доходы этого фонда составили 11,91% в ВВП и 69% от
доходов республиканского бюджета (без учета Фонда социальной защиты населения).
Страницы: 1, 2, 3
|