Исполнительный комитет
Союза в соответствии с решением Высшего Совета Союза получил право
корректировать в течение года суммы ассигнований, направляемых на конкретные
программы, в пределах общего объема средств бюджета Союза на 1998 г.
С целью подготовки
методологических основ процесса исполнения бюджета Союза в начале 1998 г. был
подготовлен Порядок исполнения бюджета Союза на 1998 г. В целях ускорения
финансирования предусмотренных в бюджете Союза совместных программ, проектов и
мероприятий белорусской стороной было предложено осуществлять финансирование
совместных программ, проектов и мероприятий, реализуемых на территории Республики
Беларусь, с балансового счета, который был открыт для Исполкома Союза в
Национальном банке РБ. Принятие этого предложения относительно проекта Порядка
исполнения бюджета Союза на 1998 г. положительно сказалось на процессе
финансирования расходов, предусмотренных бюджетом Союза. Имеется ввиду
сокращение операций с бюджетными ассигнованиями, а также конвертация
белорусских рублей в российские и затем обратно в белорусские. Не требовалось
переводить деньги Исполкому Союза на его счет в г. Москве, а затем ожидать
перевода их обратно в республику (получателем средств). Утвержден Порядок
исполнения бюджета Союза на 1998 – 8 апреля 1998 г. Вышеуказанный Порядок
исполнения бюджета Союза действовал в 1998-2000 гг.
В 1999 г. общий объем
бюджетных назначений вырос до 800000,0 тыс. росс. руб. Основным источником
формирования его доходной части являлись прямые отчисления из национальных
бюджетов России и Беларуси. Доля отчислений Российской Федерации в общем объеме
средств бюджета Союза в 1999 г. составила 65%, доля Республики Беларусь – 35%.
Исполнительный комитет 9
декабря 1998 г. установил перечень независимых источников доходов бюджета
Союза, в том числе и от использования имущества Союза, как это было
предусмотрено статьей 30 Устава Союза.
Статьей 4 бюджета Союза
было определено, что в 1999 г. создается (из отчислений государств-участников
Союза в бюджет Союза на 1999 г. на паритетной основе) резервный фонд
Председателя Исполнительного комитета Союза РБ и РФ в размере 15000,0 тыс.
росс. руб.
Отличительной чертой второго
союзного бюджета (на 1999 г.) было предоставление средств на возвратной,
платной основе и его направленность на создание реальной собственности Союза.
В 1998-1999
годах за счет средств бюджета Союза осуществлялось финансирование совместных
программ, проектов и мероприятий, реализация которых имеет большое значение для
АПК, промышленного комплекса, решения вопросов социальной сферы,
военно-технического сотрудничества, совместной деятельности по обеспечению
безопасности Союза, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и
последствий стихийных бедствий.
Характерной
особенностью межгосударственных программ является их направленность на
обеспечение технологического прорыва, производства конкурентно способной
продукции, обеспечение стабильного развития экономики государств-участников
Союза и обеспечение занятости населения. Так, например, реализация совместной
программы “Развитие производства телерадиоаппаратуры на предприятиях Беларуси и
России” ведет к усилению экспортного потенциала стран Союза за счет расширения
производства и продажи на рынках СНГ и стран дальнего зарубежья конкурентно
способных телевизоров и элементной базы. Кроме того, дополнительно создается
более 100 тысяч рабочих мест.
Ход финансирования
совместных программ, подпрограмм и мероприятий, а также органов Союза за счет
средств бюджета Союза контролировался на основе еженедельно подготавливаемой
информации [7, с.24-25].
Фактически
в процессе исполнения бюджета Союза в 1998-1999 годах по ряду объективных причин
не удалось задействовать дополнительные источники доходов. Доходную часть
бюджета Союза в основном формировали прямые отчисления из государственных
бюджетов. Бюджет Союза Беларуси и России формируется без дефицита и не
предусматривает внешних и внутренних заимствований на возвратной основе.
Одним из
главных направлений работы Министерства финансов Республики Беларусь по
исполнению бюджета и контролю за использованием бюджетных средств на 2000 г.
является создание механизма формирования и исполнения бюджета Союзного
государства, осуществление которого предлагается в два этапа. На первом этапе
(2000-2001 годы) предполагается, что доходная часть бюджета будет формироваться
за счет фиксированных долей отчислений государств-участников из расходных
частей национальных бюджетов. Исполнение бюджета будет осуществляться
национальными казначействами в части, касающейся территорий своих государств,
на основе унифицированной отчетности об исполнении бюджета и бюджетной
классификации. В результате белорусским исполнителям совместных программ,
проектов и мероприятий бюджетные ассигнования будет перечислять Главное
государственное казначейство Министерства финансов Республики Беларусь.
На
втором этапе (2002-2004 годы) на основании унифицированных основных социальных
и макроэкономических показателей экономического развития и функционирования
Союзного государства, принятых нормативно-правовых актов в области бюджетной и
налоговой политики, разграничения полномочий, юрисдикции, функций и прав
союзных и национальных органов, унифицированной бюджетной и экономической
классификации доходов и расходов общего бюджета будут созданы реальные условия
для его формирования. При этом доходную часть предполагается формировать не
только за счет отчислений, предусмотренных в расходах национальных бюджетов, но
и независимых доходных источников.
Расходы
бюджета будут формироваться исходя из необходимости реализации совместных
программ и мероприятий, а также содержания органов Союзного государства (
см.табл.2.1) [16, с. 6-7].
Бюджет
Союза на 2000 г. утвержден постановлением Высшего Государственного Совета
Союзного государства от 27 июня 2000 г. №9. Статьей 2 бюджета был установлен
размер взносов: для Российской Федерации – 1450 млн. росс. руб.; для Республики
Беларусь – 780 млн. росс. руб. В республиканском бюджете, утвержденном Законом
“О бюджете Республики Беларусь на 2000 г.”, в разделе “Международная
деятельность” отдельной строкой были предусмотрены ассигнования как отчисления
в бюджет Союза на 2000 г. в размере 16,09 млрд. бел. руб.
Бюджетом
Союзного государства на 2001 год для России и Беларуси установлены взносы в
следующих размерах: для Российской Федерации – 1 529, 4 млн. росс. руб.;
для Республики Беларусь – 820 млн. росс. руб.( в республиканском бюджете на
2001 год для этих целей предусмотрены средства в размере 38,29 млрд. бел.
руб.). Также предполагается, что дополнительно поступит 13,9 млн. росс. руб. (
проценты, полученные за предоставление бюджетных кредитов Союзным государством)
[7, с.13-14].
Совет
министров Союза России и Белоруссии утвердил проект бюджета Союзного
государства на 2002 год в объеме 2,6 млрд. руб. Бюджет 2002 года по структуре
будет напоминать нынешний, объем которого составил 2,4 млрд. руб. При этом
бюджет Союза исполняется через казначейства России и Белоруссии, но в
дальнейшем планируется создать совместную структуру.
Таким
образом, роль финансов, и в первую очередь бюджета, в системе государственного
регулирования общественных процессов очень велика. Бюджет напрямую связан с
конечными результатами деятельности многих субъектов хозяйствования и
экономическими интересами всех участников воспроизводства, он способен активно
воздействовать на данный процесс.
3. Проблемы и
перспективы развития бюджета Союза РБ и РФ
Необходимо отметить, что
впервые в СНГ развитие интеграционных процессов ведется на основе гармонизации
социально-экономических интересов двух государств путем объединения реальных
финансовых ресурсов. Практическая реализация бюджетов Союза и достигнутые
результаты подтвердили жизнеспособность и эффективность идеи консолидации
финансовых ресурсов двух стран.
Наряду с практической
реализацией (исполнением) бюджета Союза шел процесс осмысления достигнутых
результатов, анализ положительных сторон и существующих негативных факторов как
самого бюджета Союза, так и бюджетного процесса.
Так, существует проблема
разработки и согласования принципов расчета долей при формировании доходной
части бюджета Союза за счет отчислений из национальных бюджетов Беларуси и
России. В 1998 году, например, доля отчислений Беларуси составляла около 0,1 %
расходной части национального бюджета, в то же время для России этот показатель
составлял около 0,01 %. Другим словами, если пересчитать этот показатель в
удельную нагрузку на одного жителя, то окажется: каждый житель Беларуси несет
ее в размере 18,6 тыс. росс. руб., в то время как житель России – в размере 2,5
тыс. руб., или в 7,3 раза меньше. Расчет показывает, что при формировании
бюджета Союза на 1999 г. удельная нагрузка на белорусского жителя увеличилась
практически на 10%, а отношение удельных нагрузок возрастет до 8,8 раза.
Конечно с течением времени этот вопрос будет урегулирован сторонами.
Вместе с тем практическая
реализация идеи создания бюджета Союза, безусловно, имеет ряд положительных
моментов.
Во-первых, в политическом
ракурсе бюджет Союза является принципиально новой формой межгосударственных
экономический отношений – наглядным примером для стран СНГ в части организации
и углубления экономического сотрудничества. Следует подчеркнуть, что, как и
Союз Беларуси и России является открытым для вступления в него новых членов,
так и бюджет Союза может быть скорректирован на новых членов Союза.
Во-вторых, в
экономическом плане бюджет Союза представляет собой реальный инструмент
разработки и реализации совместной научно-технической и промышленной политики.
Доказательством этому может служить утвержденная 16 октября 1998 года
совместная программа “Развитие производства телеаппаратуры на предприятиях
республики Беларусь и Российской Федерации”. Цель этой программы не только в
том, чтобы удовлетворить потребности жителей в аппаратуре самого высоко
качества по доступным ценам, но и в том, чтобы помочь отечественным
товаропроизводителям занять достойное место на мировых рынках.
В-третьих, в финансовом
ракурсе бюджет Союза позволяет оптимизировать (в смысле использования
совместных результатов), финансовые вложения государств-участников Союза в
разработку и организацию производства изделий новой техники и оборудования,
обеспечение экономической и военной безопасности. Примером тому может служить
совместная программа по обустройству государственной границы и созданию
таможенной инфраструктуры Союза. Очевидно, что отказ от строительства только
одного таможенного терминала на границе Беларусь и России и организация
совместной работы на границе в г. Бресте экономит для государств-участников
Союза немало валюты. Возвращаясь к программе развития производства
телеаппаратуры. Следует подчеркнуть, что восстановление этой отрасли
промышленности отдельно в Беларуси и России потребует сотни миллионов долларов
США, и решение такой задачи в одиночку – чрезвычайно сложно.
Если позитивные аспекты
бюджета носят глобальный характер, то недостатки можно рассматривать на уровне
реализации механизмов и инструментов наполнения и исполнения бюджета. Анализ
позволяет на данном этапе развития выявить и ряд упущений, определяемых как
“болезнь роста”, к которой можно отнести следующие:
§
Существующий
порядок реализует чисто перераспределительный механизм формирования и
исполнения бюджета Союза. Его доходная часть формируется только за счет
отчислений из национальных бюджетов Беларуси и России. Расходование средств или
исполнение бюджета осуществляется в соответствии с согласованными с
министерствами финансов графиками. Такой подход фактически эквивалентен
перераспределению бюджетных назначений национальных бюджетов через
дополнительный счет – счет Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России.
Однако сам факт существования такого счета нельзя недооценивать, поскольку это
является прецедентом в отношениях государств СНГ – добровольным шагом
государств к централизации средств национальных бюджетов и отнесении их к
расходам совместного ведения.
§
При исполнении
бюджета Союза отсутствует дифференцированный подход к бюджетным назначениям,
имеющим “классический бюджетный” и коммерческий характер деятельности. Это
приводит к тому, что условия финансирования совместных программ, проектов,
мероприятий идентичны и в настоящее время носят исключительный характер.
§
Наполнение
бюджета Союза жестко завязано на перечисления из национальных бюджетов, что делает
его исполнение зависимым от экономической конъюнктуры государств-участников
Союза.
§
Не разработаны
механизм и финансовые инструменты воспроизводства бюджетных средств по
совместным программам коммерческого характера. Как следствие этого, нет механизма
пополнения доходной части бюджета за счет доходов от реализации коммерческих
программ.
§
Не решен вопрос
налогообложения бюджетных средств Союза. В связи с чем только за счет уплаты
подоходного налога из заработной платы сотрудников аппарата органов Союза в
бюджет России перечисляется около двух процентов от общего объема бюджета Союза
[5, с.30-31].
На
основе имеющихся практических наработок, созданной законодательной базы,
обобщения зарубежного опыта и возможности его адаптации к условиям создания
Союзного государства можно определить основные направления повышения его
эффективности:
1. Использование
при формировании доходной части бюджета Союзного государства дополнительных
(независимых) источников.
В
перспективе это позволит сократить долю отчислений из государственных бюджетов
государств-участников в общем объеме средств бюджета Союзного государства.
Практический интерес имеет опыт формирования системы собственных ресурсов
Европейского Союза. Принципы функционирования данной системы весьма актуальны и
для Союза Беларуси и России: принцип совместной финансовой ответственности,
означающий, что все государства-участники ЕС обязаны участвовать в формировании
доходов бюджета, и принцип финансовой солидарности, который означает, что
взносы государств-членов ЕС должны быть соразмерны финансовым возможностям
каждого государства.
2.
Применение дифференцированного подхода к финансированию совместных
программ, проектов и мероприятий.
Реализовать
данное направление на практике предлагается следующим образом. Если исполнителями
совместных программ, проектов и мероприятий являются органы исполнительной
власти обоих государств, находящиеся на бюджетном обеспечении и решающие задачи
в социальных, экологических и гуманитарных областях, а также программ,
связанных с производством военно-технической продукции, созданием
инфраструктуры Союза Беларуси и России, то такие совместные программы, проекты
и мероприятия финансируются за счет средств бюджета Союза на безвозвратной
основе. Межгосударственные программы (подпрограммы, проекты и мероприятия),
направленные на решение проблем в промышленной сфере (машиностроение,
металлургия, химическая промышленность и др.), основными исполнителями
которых являются негосударственные организации (международные
финансово-промышленные группы, акционерные общества), финансируются в первую
очередь за счет собственных или заемных средств. Участие бюджетных
ресурсов Союза на безвозвратной основе не исключается, но также
предусматривается, что бюджетные средства будут вкладываться в ценные бумаги, иную
инвестиционную деятельность данных юридических лип, в том числе
использоваться в качестве бюджетных ссуд в порядке, установленном
законодательством Республики Беларусь (на всей территории).
3. Определение
приоритетных направлений финансирования при реализации за счет средств бюджета
Союза Беларуси и России совместных программ, проектов и мероприятий.
Основной
целью данного предложения являются максимальная мобилизация и концентрация
финансовых ресурсов по освоенным направлениям. Приоритет следует отдавать
совместным программам, проектам и мероприятиям, реализация которых
осуществляется на протяжении определенного периода времени и (или)
близка к завершению [13, с.15-16].
В
дальнейшем перспективное экономическое развитие Союзного государства будет
осуществляться в рамках Программы экономического сотрудничества между Республикой
Беларусь и Российской Федерацией, реализация мероприятий которой
предусматривается до 2008 года включительно. Программа отвечает главной цели
экономического сотрудничества стран, а именно – достижение глубокой и
всесторонней интеграции государств, объединению производственного, ресурсного и
научно-технического потенциала для обеспечения дальнейшего устойчивого
экономического развития.
Заключение
Таким
образом, тесное сотрудничество Беларуси и России имеет огромный потенциал для
дальнейшего взаимовыгодного развития. От усиления интеграционных процессов в
финансовой сфере двух государств, способствующих реформированию
денежно-кредитной, бюджетной и налоговой политики, существенным образом зависит
социально-экономическая интеграция Беларуси и России.
На
основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1.
Бюджет Союза Беларуси и России является на сегодняшний день реально действующим
механизмом согласования и реализации социально-экономических интересов
государств-участников.
2. В
политическом ракурсе бюджет Союза является принципиально новой формой
межгосударственных экономических отношений примером для стран СНГ в час
организации и углубления экономического сотрудничества.
3. В экономическом
плане бюджет Союза представляет собой инструмент разработки и реализации
совместной научно-технической и промышленной политики.
4.
Бюджет Союза позволяет сэкономить бюджетные средства государств-участников
Союза при совместном производстве изделий новой техники и оборудования,
обеспечении экономической и военной безопасности. Высвобожденные средства
национальных бюджетов могут быть направлены па другие нужды
социально-экономического развития государств.
Реализация
намеченных мероприятий в конечном итоге должна привести к стабилизации
финансовой системы и экономической ситуации в Беларуси.
Список
использованных источников
1. Беларусь и Россия: императивы
нового столетия. Сб. науч. тр. Ред. кол. Е.В. Матусевич, Г.М. Пашковский, Л.Е.
Криштанович. Мн.: ИСПИ, 2001.184с.
2. Беларусь и Россия:
организационно-правовые основы интеграции (1996-2000гг.) / Л.П. Козик, М.В.
Мясникович, А.М. Абрамович и др.- Полымя,2001.335с.
3. Бородин П. Социальные и
политические аспекты объединения Белоруссии и России // Власть.2002. №1. 3-7с.
4. Бюджет государства и
информационные технологии: Учебник / Под общ. ред. Е.В. Бункина.- М.:
“Перспектива”, 2001. 436 с.
5. Долголев В. Взросление Союза –
эволюция бюджета // Беларуская думка. 1999. №3. 25-31с.
6. Долголев В.Б. Эволюция бюджета
Союза Беларуси и России //Финансы. 1999. №1. 12с.
7 . Драчевский Л. Россия и Белоруссия
создают Союзное государство //Международная жизнь. 2000. №1. 20-26с.
8. Костантинов С. Совместный бюджет
Союза: ключевые аспекты формирования // Финансы, учет и аудит. 2001. №4.
24с.,№5. 13-15с.
9. Костантинов С. Бюджет Союзного
государства: каким он будет? //Финансы, учет и аудит.2001. №1. 15-16с.
10. Кравченко В., Константинов С. Где
быть в “мировом табеле о рангах”? // Финансы, учет и аудит. 1999. №1. 19-20 с.
11. Козик Л.П., Кохно П.А. Союз
Беларуси и России: финансово-экономические проблемы (валюты, бюджета,
собственности) Монография: М.: Изд-во “Школа-Пресс”,1999.120 с.
12. Козик Л., Кохно П.
Российско-белорусская экономическая интеграция // Экономист. 1999. №7. 60-67с.
13. Костантинов С. Бюджетное
устройство. Проблемы и перспективы развития // Финансы, учет и аудит. 2000. №1.
13-16с.
14.Николаевский В. Организация
финансирования межгосударственных совместных программ за счет средств бюджета
Союза // Финансы, учет и аудит. 1999. №12. 30-32с.
15. Проект прогноза
социально-экономического развития Союзного государства на 2001 год и параметры
прогноза на период до 2003 года //Белорусский фондовый рынок. 2001. № 4.18-25с.
16. Программа действия Российской
Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании
Союзного государства //Управление защитой информации. 2000. №1. 13-20 с.
17. Румас Н. Осуществили совместно,
что и внушает оптимизм //Финансы, учет и аудит. 2000. №1. 13-16с.
18. Федулов Н. Перспективы
российско-белорусского объединения //Мировая экономика и международные
отношения. 2002. №7. 93-102 с.
19. Устав Союза Беларуси и России //
Ведом. Нац. Собрания. 1997. №21. 388с.
Страницы: 1, 2
|