рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Бюджет Союза РБ и РФ в условия развития интеграционных процессов


Исполнительный комитет Союза в соответствии с решением Высшего Совета Союза получил право корректировать в течение года суммы ассигнований, направляемых на конкретные программы, в пределах общего объема средств бюджета Союза на 1998 г.

С целью подготовки методологических основ процесса исполнения бюджета Союза в начале 1998 г. был подготовлен Порядок исполнения бюджета Союза на 1998 г. В целях ускорения финансирования предусмотренных в бюджете Союза совместных программ, проектов и мероприятий белорусской стороной было предложено осуществлять финансирование совместных программ, проектов и мероприятий, реализуемых на территории Республики Беларусь, с балансового счета, который был открыт для Исполкома Союза в Национальном банке РБ. Принятие этого предложения относительно проекта Порядка исполнения бюджета Союза на 1998 г. положительно сказалось на процессе финансирования расходов, предусмотренных бюджетом Союза. Имеется ввиду сокращение операций с бюджетными ассигнованиями, а также конвертация белорусских рублей в российские и затем обратно в белорусские. Не требовалось переводить деньги Исполкому Союза на его счет в г. Москве, а затем ожидать перевода их обратно в республику (получателем средств). Утвержден Порядок исполнения бюджета Союза на 1998 – 8 апреля 1998 г. Вышеуказанный Порядок исполнения бюджета Союза действовал в 1998-2000 гг.

В 1999 г. общий объем бюджетных назначений вырос до 800000,0 тыс. росс. руб. Основным источником формирования его доходной части являлись прямые отчисления из национальных бюджетов России и Беларуси. Доля отчислений Российской Федерации в общем объеме средств бюджета Союза в 1999 г. составила 65%, доля Республики Беларусь – 35%.

Исполнительный комитет 9 декабря 1998 г. установил перечень независимых источников доходов бюджета Союза, в том числе и от использования имущества Союза, как это было предусмотрено статьей 30 Устава Союза.

Статьей 4 бюджета Союза было определено, что в 1999 г. создается (из отчислений государств-участников Союза в бюджет Союза на 1999 г. на паритетной основе) резервный фонд Председателя Исполнительного комитета Союза РБ и РФ в размере 15000,0 тыс. росс. руб.

Отличительной чертой второго союзного бюджета (на 1999 г.) было предоставление средств на возвратной, платной основе и его направленность на создание реальной собственности Союза.

В 1998-1999 годах за счет средств бюджета Союза осуществлялось финансирование совместных программ, проектов и мероприятий, реализация которых имеет большое значение для АПК, промышленного комплекса, решения вопросов социальной сферы, военно-технического сотрудничества, совместной деятельности по обеспечению безопасности Союза, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Характерной особенностью межгосударственных программ является их направленность на обеспечение технологического прорыва, производства конкурентно способной продукции, обеспечение стабильного развития экономики государств-участников Союза и обеспечение занятости населения. Так, например, реализация совместной программы “Развитие производства телерадиоаппаратуры на предприятиях Беларуси и России” ведет к усилению экспортного потенциала стран Союза за счет расширения производства и продажи на рынках СНГ и стран дальнего зарубежья конкурентно способных телевизоров и элементной базы. Кроме того, дополнительно создается более 100 тысяч рабочих мест.

Ход финансирования совместных программ, подпрограмм и мероприятий, а также органов Союза за счет средств бюджета Союза контролировался на основе еженедельно подготавливаемой информации [7, с.24-25].

 Фактически в процессе исполнения бюджета Союза в 1998-1999 годах по ряду объективных причин не удалось задействовать дополнительные источники доходов. Доходную часть бюджета Союза в основном формировали прямые отчисления из государственных бюджетов. Бюджет Союза Беларуси и России формируется без дефицита и не предусматривает внешних и внутренних заимствований на возвратной основе.

Одним из главных направлений работы Министерства финансов Республики Беларусь по исполнению бюджета и контролю за использованием бюджетных средств на 2000 г. является создание механизма формирования и исполнения бюджета Союзного государства, осуществление которого предлагается в два этапа. На первом этапе (2000-2001 годы) предполагается, что доходная часть бюджета будет формироваться за счет фиксированных долей отчислений государств-участников из расходных частей национальных бюджетов. Исполнение бюджета будет осуществляться национальными казначействами в части, касающейся территорий своих государств, на основе унифицированной отчетности об исполнении бюджета и бюджетной классификации. В результате белорусским исполнителям совместных программ, проектов и мероприятий бюджетные ассигнования будет перечислять Главное государственное казначейство Министерства финансов Республики Беларусь.

На втором этапе (2002-2004 годы) на основании унифицированных основных социальных и макроэкономических показателей экономического развития и функционирования Союзного государства, принятых нормативно-правовых актов в области бюджетной и налоговой политики, разграничения полномочий, юрисдикции, функций и прав союзных и национальных органов, унифицированной бюджетной и экономической классификации доходов и расходов общего бюджета будут созданы реальные условия для его формирования. При этом доходную часть предполагается формировать не только за счет отчислений, предусмотренных в расходах национальных бюджетов, но и независимых доходных источников.

Расходы бюджета будут формироваться исходя из необходимости реализации совместных программ и мероприятий, а также содержания органов Союзного государства ( см.табл.2.1) [16, с. 6-7].

Бюджет Союза на 2000 г. утвержден постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 27 июня 2000 г. №9. Статьей 2 бюджета был установлен размер взносов: для Российской Федерации – 1450 млн. росс. руб.; для Республики Беларусь – 780 млн. росс. руб. В республиканском бюджете, утвержденном Законом “О бюджете Республики Беларусь на 2000 г.”, в разделе “Международная деятельность” отдельной строкой были предусмотрены ассигнования как отчисления в бюджет Союза на 2000 г. в размере 16,09 млрд. бел. руб.

Бюджетом Союзного государства на 2001 год для России и Беларуси установлены взносы в следующих размерах: для Российской Федерации – 1 529, 4 млн. росс. руб.; для Республики Беларусь – 820 млн. росс. руб.( в республиканском бюджете на 2001 год для этих целей предусмотрены средства в размере 38,29 млрд. бел. руб.). Также предполагается, что дополнительно поступит 13,9 млн. росс. руб. ( проценты, полученные за предоставление бюджетных кредитов Союзным государством) [7, с.13-14].

Совет министров Союза России и Белоруссии утвердил проект бюджета Союзного государства на 2002 год в объеме 2,6 млрд. руб. Бюджет 2002 года по структуре будет напоминать нынешний, объем которого составил 2,4 млрд. руб. При этом бюджет Союза исполняется через казначейства России и Белоруссии, но в дальнейшем планируется создать совместную структуру.

Таким образом, роль финансов, и в первую очередь бюджета, в системе государственного регулирования общественных процессов очень велика. Бюджет напрямую связан с конечными результатами деятельности многих субъектов хозяйствования и экономическими интересами всех участников воспроизводства, он способен активно воздействовать на данный процесс.


3. Проблемы и перспективы развития бюджета Союза РБ и РФ


Необходимо отметить, что впервые в СНГ развитие интеграционных процессов ведется на основе гармонизации социально-экономических интересов двух государств путем объединения реальных финансовых ресурсов. Практическая реализация бюджетов Союза и достигнутые результаты подтвердили жизнеспособность и эффективность идеи консолидации финансовых ресурсов двух стран.

Наряду с практической реализацией (исполнением) бюджета Союза шел процесс осмысления достигнутых результатов, анализ положительных сторон и существующих негативных факторов как самого бюджета Союза, так и бюджетного процесса.

Так, существует проблема разработки и согласования принципов расчета долей при формировании доходной части бюджета Союза за счет отчислений из национальных бюджетов Беларуси и России. В 1998 году, например, доля отчислений Беларуси составляла около 0,1 % расходной части национального бюджета, в то же время для России этот показатель составлял около 0,01 %. Другим словами, если пересчитать этот показатель в удельную нагрузку на одного жителя, то окажется: каждый житель Беларуси несет ее в размере 18,6 тыс. росс. руб., в то время как житель России – в размере 2,5 тыс. руб., или в 7,3 раза меньше. Расчет показывает, что при формировании бюджета Союза на 1999 г. удельная нагрузка на белорусского жителя увеличилась практически на 10%, а отношение удельных нагрузок возрастет до 8,8 раза. Конечно с течением времени этот вопрос будет урегулирован сторонами.

Вместе с тем практическая реализация идеи создания бюджета Союза, безусловно, имеет ряд положительных моментов.

Во-первых, в политическом ракурсе бюджет Союза является принципиально новой формой межгосударственных экономический отношений – наглядным примером для стран СНГ в части организации и углубления экономического сотрудничества. Следует подчеркнуть, что, как и Союз Беларуси и России является открытым для вступления в него новых членов, так и бюджет Союза может быть скорректирован на новых членов Союза.

Во-вторых, в экономическом плане бюджет Союза представляет собой реальный инструмент разработки и реализации совместной научно-технической и промышленной политики. Доказательством этому может служить утвержденная 16 октября 1998 года совместная программа “Развитие производства телеаппаратуры на предприятиях республики Беларусь и Российской Федерации”. Цель этой программы не только в том, чтобы удовлетворить потребности жителей в аппаратуре самого высоко качества по доступным ценам, но и в том, чтобы помочь отечественным товаропроизводителям занять достойное место на мировых рынках.

В-третьих, в финансовом ракурсе бюджет Союза позволяет оптимизировать (в смысле использования совместных результатов), финансовые вложения государств-участников Союза в разработку и организацию производства изделий новой техники и оборудования, обеспечение экономической и военной безопасности. Примером тому может служить совместная программа по обустройству государственной границы и созданию таможенной инфраструктуры Союза. Очевидно, что отказ от строительства только одного таможенного терминала на границе Беларусь и России и организация совместной работы на границе в г. Бресте экономит для государств-участников Союза немало валюты. Возвращаясь к программе развития производства телеаппаратуры. Следует подчеркнуть, что восстановление этой отрасли промышленности отдельно в Беларуси и России потребует сотни миллионов долларов США, и решение такой задачи в одиночку – чрезвычайно сложно.

Если позитивные аспекты бюджета носят глобальный характер, то недостатки можно рассматривать на уровне реализации механизмов и инструментов наполнения и исполнения бюджета. Анализ позволяет на данном этапе развития выявить и ряд упущений, определяемых как “болезнь роста”, к которой можно отнести следующие:

§     Существующий порядок реализует чисто перераспределительный механизм формирования и исполнения бюджета Союза. Его доходная часть формируется только за счет отчислений из национальных бюджетов Беларуси и России. Расходование средств или исполнение бюджета осуществляется в соответствии с согласованными с министерствами финансов графиками. Такой подход фактически эквивалентен перераспределению бюджетных назначений национальных бюджетов через дополнительный счет – счет Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России. Однако сам факт существования такого счета нельзя недооценивать, поскольку это является прецедентом в отношениях государств СНГ – добровольным шагом государств к централизации средств национальных бюджетов и отнесении их к расходам совместного ведения.

§     При исполнении бюджета Союза отсутствует дифференцированный подход к бюджетным назначениям, имеющим “классический бюджетный” и коммерческий характер деятельности. Это приводит к тому, что условия финансирования совместных программ, проектов, мероприятий идентичны и в настоящее время носят исключительный характер.

§     Наполнение бюджета Союза жестко завязано на перечисления из национальных бюджетов, что делает его исполнение зависимым от экономической конъюнктуры государств-участников Союза.

§     Не разработаны механизм и финансовые инструменты воспроизводства бюджетных средств по совместным программам коммерческого характера. Как следствие этого, нет механизма пополнения доходной части бюджета за счет доходов от реализации коммерческих программ.

§     Не решен вопрос налогообложения бюджетных средств Союза. В связи с чем только за счет уплаты подоходного налога из заработной платы сотрудников аппарата органов Союза в бюджет России перечисляется около двух процентов от общего объема бюджета Союза [5, с.30-31].

На основе имеющихся практических наработок, созданной законодательной базы, обобщения зарубежного опыта и возможности его адаптации к условиям создания Союзного государства можно определить основные направления повышения его эффективности:

1. Использование при формировании доходной части бюджета Союзного государства дополнительных (независимых) источников.

В перспективе это позволит сократить долю отчислений из государственных бюджетов государств-участников в общем объеме средств бюджета Союзного государства. Практический интерес имеет опыт формирования системы собственных ресурсов Европейского Союза. Принципы функционирования данной системы весьма актуальны и для Союза Беларуси и России: принцип совместной финансовой ответственности, означающий, что все государства-участники ЕС обязаны участвовать в формировании доходов бюджета, и принцип финансовой солидарности, который означает, что взносы государств-членов ЕС должны быть соразмерны финансовым возможностям каждого государства.

2. Применение дифференцированного подхода к финансированию совместных программ, проектов и мероприятий.

Реализовать данное направление на практике предлагается следующим образом. Если исполнителями совместных программ, проектов и мероприятий являются органы исполнительной власти обоих государств, находящиеся на бюджетном обеспечении и решающие задачи в социальных, экологических и гуманитарных областях, а также программ, связанных с производством военно-технической продукции, созданием инфраструктуры Союза Беларуси и России, то такие совместные программы, проекты и мероприятия финансируются за счет средств бюджета Союза на безвозвратной основе. Межгосударственные программы (подпрограммы, проекты и мероприятия), направленные на решение проблем в промышленной сфере (машиностроение, металлургия, химическая промышленность и др.), основными исполнителями которых являются негосударственные организации (международные финансово-промышленные группы, акционерные общества), финансируются в первую очередь за счет собственных или заемных средств. Участие бюджетных ресурсов Союза на безвозвратной основе не исключается, но также предусматривается, что бюджетные средства будут вкладываться в ценные бумаги, иную инвестиционную деятельность данных юридических лип, в том числе использоваться в качестве бюджетных ссуд в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь (на всей территории).

3. Определение приоритетных направлений финансирования при реализации за счет средств бюджета Союза Беларуси и России совместных программ, проектов и мероприятий.

Основной целью данного предложения являются максимальная мобилизация и концентрация финансовых ресурсов по освоенным направлениям. Приоритет следует отдавать совместным программам, проектам и мероприятиям, реализация которых осуществляется на протяжении определенного периода времени и (или) близка к завершению [13, с.15-16].

В дальнейшем перспективное экономическое развитие Союзного государства будет осуществляться в рамках Программы экономического сотрудничества между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, реализация мероприятий которой предусматривается до 2008 года включительно. Программа отвечает главной цели экономического сотрудничества стран, а именно – достижение глубокой и всесторонней интеграции государств, объединению производственного, ресурсного и научно-технического потенциала для обеспечения дальнейшего устойчивого экономического развития.

Заключение


Таким образом, тесное сотрудничество Беларуси и России имеет огромный потенциал для дальнейшего взаимовыгодного развития. От усиления интеграционных процессов в финансовой сфере двух государств, способствующих реформированию денежно-кредитной, бюджетной и налоговой политики, существенным образом зависит социально-экономическая интеграция Беларуси и России.

На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Бюджет Союза Беларуси и России является на сегодняшний день реально действующим механизмом согласования и реализации социально-экономических интересов государств-участников.

2. В политическом ракурсе бюджет Союза является принципиально новой формой межгосударственных экономических отношений примером для стран СНГ в час организации и углубления экономического сотрудничества.

3. В экономическом плане бюджет Союза представляет собой инструмент разработки и реализации совместной научно-технической и промышленной политики.

4. Бюджет Союза позволяет сэкономить бюджетные средства государств-участников Союза при совместном производстве изделий новой техники и оборудования, обеспечении экономической и военной безопасности. Высвобожденные средства национальных бюджетов могут быть направлены па другие нужды социально-экономического развития государств.

Реализация намеченных мероприятий в конечном итоге должна привести к стабилизации финансовой системы и экономической ситуации в Беларуси.

Список использованных источников


1. Беларусь и Россия: императивы нового столетия. Сб. науч. тр. Ред. кол. Е.В. Матусевич, Г.М. Пашковский, Л.Е. Криштанович. Мн.: ИСПИ, 2001.184с.

2. Беларусь и Россия: организационно-правовые основы интеграции (1996-2000гг.) / Л.П. Козик, М.В. Мясникович, А.М. Абрамович и др.- Полымя,2001.335с.

3. Бородин П. Социальные и политические аспекты объединения Белоруссии и России // Власть.2002. №1. 3-7с.

4. Бюджет государства и информационные технологии: Учебник / Под общ. ред. Е.В. Бункина.- М.: “Перспектива”, 2001. 436 с.

5. Долголев В. Взросление Союза – эволюция бюджета // Беларуская думка. 1999. №3. 25-31с.

6. Долголев В.Б. Эволюция бюджета Союза Беларуси и России //Финансы. 1999. №1. 12с.

7 . Драчевский Л. Россия и Белоруссия создают Союзное государство //Международная жизнь. 2000. №1. 20-26с.

8. Костантинов С. Совместный бюджет Союза: ключевые аспекты формирования // Финансы, учет и аудит. 2001. №4. 24с.,№5. 13-15с.

9. Костантинов С. Бюджет Союзного государства: каким он будет? //Финансы, учет и аудит.2001. №1. 15-16с.

10. Кравченко В., Константинов С. Где быть в “мировом табеле о рангах”? // Финансы, учет и аудит. 1999. №1. 19-20 с.

11. Козик Л.П., Кохно П.А. Союз Беларуси и России: финансово-экономические проблемы (валюты, бюджета, собственности) Монография: М.: Изд-во “Школа-Пресс”,1999.120 с.

12. Козик Л., Кохно П. Российско-белорусская экономическая интеграция // Экономист. 1999. №7. 60-67с.

13. Костантинов С. Бюджетное устройство. Проблемы и перспективы развития // Финансы, учет и аудит. 2000. №1. 13-16с.

14.Николаевский В. Организация финансирования межгосударственных совместных программ за счет средств бюджета Союза // Финансы, учет и аудит. 1999. №12. 30-32с.

15. Проект прогноза социально-экономического развития Союзного государства на 2001 год и параметры прогноза на период до 2003 года //Белорусский фондовый рынок. 2001. № 4.18-25с.

16. Программа действия Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства //Управление защитой информации. 2000. №1. 13-20 с.

17. Румас Н. Осуществили совместно, что и внушает оптимизм //Финансы, учет и аудит. 2000. №1. 13-16с.

18. Федулов Н. Перспективы российско-белорусского объединения //Мировая экономика и международные отношения. 2002. №7. 93-102 с.

19. Устав Союза Беларуси и России // Ведом. Нац. Собрания. 1997. №21. 388с.


Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.