8.
управление финансовыми рисками;
9.
системы бюджетирования и бизнес-планирования;
10.
система безналичных расчетов.
Признаки
эффективности финансовой политики
Приведем
основные критерии эффективности состояния или функционирования объекта
контроля.
1. Уровень
и динамика финансовых результатов деятельности организации позволяют судить
о росте выручки и прибыли от реализации продукции, снижении затрат на
производство продукции и др.:
·
о высоком
качестве прибыли;
·
о высокой
степени капитализации прибыли (условный показатель), т.е. о высокой доле
прибыли, направленной на создание фондов накопления, высокой доле нераспределенной
прибыли в чистой прибыли, остающейся в распоряжении организации
(свидетельствует о возможном производственном развитии организации и росте
положительных финансовых результатов в будущем).
Кроме
того, об оптимальной динамике финансовых результатов деятельности организации
можно судить на основании роста:
·
доходности
(рентабельности) капитала (или финансового роста);
·
доходности
(рентабельности) собственного капитала (обеспечивается в первую очередь
оптимальным уровнем финансового рычага, ростом общей суммы прибыли и т.д.);
·
скорости
оборота капитала и др.
2. Имущественное
положение и финансовое состояние организации, деловая активность и
эффективность деятельности:
·
рост
положительных качественных сдвигов в имущественном положении;
·
нормативные
или оптимальные значения важнейших показателей финансового состояния
организации, а также деловой активности и эффективности деятельности
(установленные либо экспертным путем, либо официально) приведены в
соответствующих нормативных актах и в многочисленной специальной литературе (по
корпоративным финансам) и др.
3. Управление
структурой капитала организации. Структура капитала (соотношение между
различными источниками средств) обеспечивает минимальную его цену и,
соответственно, максимальную цену организации, оптимальный для организации
уровень финансового левериджа. Финансовый леверидж — потенциальная возможность
влиять на прибыль организации путем изменения объема и структуры долгосрочных
пассивов. Его уровень измеряется отношением темпа прироста чистой прибыли к
темпу прироста валового дохода (т.е. дохода до выплаты процентов и налогов).
Чем выше значение левериджа, тем более нелинейный характер приобретает связь
(чувствительность) между изменениями чистой прибыли и прибыли до выплаты
налогов и процентов, а следовательно, тем больший риск его неполучения. Уровень
финансового левериджа возрастает с увеличением доли заемного капитала. Вывод:
эффект финансового рычага проявляется в том, что увеличение доли долгосрочных
заемных средств приводит к повышению рентабельности собственного капитала,
однако вместе с тем происходит возрастание степени финансового риска (риска по
доходам держателей акций), т.е. возникает альтернатива риска и ожидаемого
дохода. Поэтому финансовым менеджерам необходимо отрегулировать соотношение
собственного и заемного капиталов (а соответственно, и эффект финансового
левериджа) до оптимального.
При
принятии решений о структуре капитала (в частности, в плане оптимизации объема
заемного финансирования) должны учитываться и иные критерии, например,
способность организации обслуживать и погашать долги из суммы полученного
дохода (достаточность полученной прибыли), величины и устойчивость
прогнозируемых потоков денежных средств для обслуживания и погашения долгов и
пр. Идеальная структура капитала максимизирует общую стоимость организации и
минимизирует общую стоимость ее капитала. При принятии решений по структуре
капитала также должны учитываться отраслевые, территориальные и структурные
особенности организации, ее цели и стратегии, существующая структура капитала и
планируемый темп роста. При определении же методов финансирования (выпуск
акций, займы и т.д.), структуры заемного финансирования (оптимальная комбинация
методов краткосрочного и долгосрочного финансирования) должны учитываться
стоимость и риски альтернативных вариантов стратегии финансирования, тенденции
в конъюнктуре рынка и их влияние на наличие капиталов в будущем и будущие
процентные ставки и т.д.
4. Политика
привлечения новых финансовых ресурсов:
·
если есть
возможность выбора, то финансирование за счет долгосрочных кредитов
предпочтительнее, так как имеет меньший ликвидный риск (в то же время стоимость
долга не должна быть высокой);
·
долги
организации должны погашаться в установленные сроки (следует учесть, что в
отдельных случаях она может применять метод финансирования текущей деятельности
за счет откладывания выплат по обязательствам).
5. Управление
капиталом, вложенным в основные средства (основным капиталом).
Эффективность использования основных фондов характеризуется показателями
фондоотдачи, фондоемкости, рентабельности, относительной экономии основных
фондов в результате роста фондоотдачи, увеличения сроков службы средств труда и
др.
6. Управление
оборотными средствами. Эффективность управления оборотными средствами
характеризуется показателями оборачиваемости, материалоемкости, снижения затрат
ресурсов на производство и др., применением научно обоснованных методов расчета
потребности в оборотном капитале, соблюдением установленных нормативов,
увеличением долей активов с минимальным и малым риском вложения — денежные
средства, дебиторская задолженность за вычетом сомнительной, производственные
запасы за вычетом залежалых, остатки готовой продукции и товаров за вычетом не
пользующихся спросом.
7. Управление
финансовыми рисками. Разрабатываются и применяются действенные механизмы
минимизации финансовых рисков (кредитных, процентных, валютных, упущенной
выгоды, потери ликвидности и т.д.):
·
страхование,
передача риска через заключение контракта;
·
лимитирование
финансовых расходов;
·
диверсификация
вложений капитала;
·
расширение
видов деятельности и т.д.
8. Системы
бюджетирования и бизнес-планирования. Бюджеты включают
плановые и фактические данные бизнес-планирования. Об их эффективности судят по
уровню достижения ряда параметров (оптимальная координация деятельности,
управляемость и адаптивность предприятия к изменениям, оптимизация внутреннего
контроля, высокая мотивация работы менеджеров и т.д.), указанных в самой
методике (см. ниже).
9. Система
безналичных расчетов организации (формы, процедуры, сроки и т.д.)
соответствует законодательству Российской Федерации; своевременно и в полной
мере выполняются платежные обязательства организации перед кредиторами (иными
организациями и их объединениями, включая финансово-кредитные институты) и
собственными работниками, своевременно и в полной мере погашаются обязательства
дебиторов и собственных работников перед организацией.
Методика
оценки финансовой политики
Методика
включает ряд шагов.
1.
Выяснение (методами анкетирования и интервьюирования персонала, беседы с
руководством, сбора и анализа документации и т.д.):
·
целей и
финансовых стратегий организации, финансовые программы развития;
·
внешних и
внутренних факторов функционирования.
2.
Анализ:
·
организационно-распорядительной
документации организации, регламентирующей бухгалтерскую и финансовую
деятельность (положения, инструкции, приказы и т.д.);
·
форм
финансового и управленческого учета и отчетности (бухгалтерской отчетности,
бюджетов, платежных календарей, бизнес-планов, отчетов о структуре затрат,
отчетов об объемах продаж, отчетов о состоянии запасов, балансов оборотных
средств, ведомостей — расшифровок задолженности дебиторов и кредиторов и т.д.);
·
кредитных
соглашений, договоров, кредитных заявок, гарантийных писем, залоговых свидетельств,
реестров акционеров, эмиссионных документов, счета-фактуры, платежной
документации и иных документов, регулирующих финансовые отношения между
организацией и иными юридическими (физическими) лицами.
3.
Процедура контроля финансовой политики организации включает ряд направлений,
описанных ниже.
3.1.
Финансовые результаты деятельности организации, имущественное положение и
финансовое состояние, деловая активность и эффективность деятельности.
3.1.1.
Краткий финансовый обзор включает анализ и оценку следующих обобщающих
финансовых показателей:
·
технико-организационный
уровень функционирования организации;
·
показатели
эффективности использования производственных ресурсов;
·
результаты
основной и финансовой деятельности;
·
рентабельность
продукции; оборачиваемость и рентабельность капитала; финансовое состояние и
платежеспособность организации.
3.1.2.
Кроме вышеуказанных процедур следует оценить финансово-хозяйственные
перспективы развития организации (включая вероятность возникновения проблем,
связанных с ее финансовым состоянием в будущем).
3.2.
Управление структурой капитала организации.
3.2.1.
Проанализировать и оценить:
·
соотношение
заемного и собственного капиталов, уровень финансового левериджа, зависимость
уровня левериджа от структуры финансирования, размер и структуру заемных
источников;
·
структуру
заемного финансирования (краткосрочного, долгосрочного);
·
эффективность
использования собственного и заемного капиталов;
·
рациональность
процедур и оптимальность условий заемного финансирования (формы договоров,
обеспечение их выполнения, стоимость и степени риска заемных источников и
т.д.).
3.2.2.
Рассчитать цену совокупного капитала и цену организации.
3.3.
Политика привлечения новых финансовых ресурсов.
3.3.1.
Проанализировать и оценить используемые методы планирования финансовых
потребностей.
3.3.2.
Рассчитать результат хозяйственной и финансовой деятельности, оценить возможные
варианты развития организации и последствия той или иной стратегии
финансирования.
3.3.3.
Выяснить сроки заемного финансирования, проконтролировать своевременность
погашения долгов.
3.4.
Управление капиталом, вложенным в основные средства.
3.4.1.
Проанализировать и оценить источники, размеры, динамику и структуру вложений
капитала организации в основные средства, их соответствие главным
функциональным особенностям производственной деятельности.
3.4.2.
Проанализировать и оценить используемые методы оценки альтернативных вариантов
финансирования приобретения производственного оборудования (лизинг,
приобретение имущества.
3.4.3.
Оценить эффективность использования основных фондов по показателям фондоотдачи,
фондоемкости, рентабельности, относительной экономии основных фондов в
результате роста фондоотдачи, увеличения сроков службы средств труда.
3.5.
Управление оборотными средствами.
3.5.1.
Оценить эффективность использования оборотных средств по показателям
оборачиваемости, материалоемкости, снижения затрат ресурсов на производство.
3.5.2.
Проанализировать и оценить:
·
состав и
структуру источников формирования оборотных средств;
·
используемые
методы расчета потребности в оборотном капитале, достаточность оборотных
средств для нормального хода производственного процесса;
·
степень
соблюдения установленных нормативов оборотных средств;
·
соотношение
долей оборотных активов разных степеней риска;
·
мероприятия,
направленные на ускорение оборачиваемости оборотных средств.
3.6.
Управление финансовыми рисками.
3.6.1.
Проанализировать и оценить механизмы минимизации финансовых рисков.
3.7.
Системы бюджетирования и бизнес-планирования.
3.7.1.
Проанализировать и оценить:
·
обоснованность
принятых стратегий бюджетирования (дополнительное, нулевое бюджетирование и
др.), используемых методов составления бюджетов или смет;
·
временные
(год, квартал, месяц и т.д.) и пространственные (взаимосвязи подразделений)
параметры бюджетов;
·
последовательность
их постановки в соответствии с бизнес-процессами организации;
·
широту
применения (по сферам деятельности, подразделениям, центрам ответственности и
т.п.), структуру, уровень детализации и взаимосвязи различных бюджетов (смет);
·
процедуры
формирования (включая согласование показателей, утверждение и контроль)
бюджетов и бизнес-планов, ответственность за их формирование и исполнение;
·
процедуры
контроля за правильностью заполнения бюджетных форм, соответствием значений
бюджетных показателей утвержденным плановым лимитам (нормам), выполнением
бюджетного регламента, в частности, на предмет оперативности контроля, анализа
отклонений и установления их причин;
·
принимаемые
меры по отклонениям в бюджетах, в частности, на предмет рациональности,
действенности мер, оперативности представления информации по отклонениям (об
исполнении бюджетов) руководству предприятия, корректировки бюджетов;
·
фактическое
выполнение процедур (планирование, мониторинг, составление отчетов, контроль)
бюджетирования (или бюджетного регламента) и бизнес-планирования, порядок
ответственности по уровням управления (ответственность наиболее оптимально
распределяется при использовании оперативно корректируемых или «гибких» смет).
При
этом особое внимание целесообразно уделить анализу и оценке системы управления
денежными потоками.
3.7.2.
Установить:
·
обеспечивают
ли системы бюджетирования и бизнес-планирования лучшую координацию
деятельности, повышение управляемости и адаптивности организации к изменениям
во внутренней (оргструктура, ресурсы, потенциал и т.д.) и внешней среде
(рыночная конъюнктура);
·
создают
ли они оптимальные условия для организации и контроля устойчивого движения
(поступления и расходования) денежных средств;
·
соответствуют
ли они принципу сквозного финансового планирования;
·
снижают
ли они возможность злоупотреблений (например, сговора работников отдела сбыта с
покупателями продукции и т.д.) и ошибок в управлении;
·
демонстрируют
ли они взаимосвязь различных аспектов финансово-хозяйственной деятельности,
формируют ли единое видение работы и возникающих проблем всеми ответственными
работниками;
·
обеспечивают
ли они более ответственный подход специалистов к принятию решений, лучшую
мотивацию их деятельности и ее оценку.
3.7.3.
При необходимости оценить надежность независимых финансовых консультантов,
привлекаемых организацией для разработки разделов бизнес-плана (в первую
очередь финансового).
3.8.
Система безналичных расчетов.
3.8.1.
Проанализировать и оценить используемую в организации систему безналичных
расчетов, а именно:
·
структуру
различных форм расчетов по договорам, включая относительно факта совершения
сделки — предоплата и т.д., с точки зрения условий оплаты — акцептная,
аккредитивная и т.п., по используемым платежным средствам — без использования
платежных средств (т.е. расчеты требованиями, поручениями и т.д.) и с их
использованием (векселя и т.д.);
·
уровень
исполнения организацией своих платежных обязательств, уровень исполнения
платежных обязательств перед организацией;
·
применяемые
методы обеспечения платежных обязательств (залог, гарантии и т.д.);
·
своевременность
и надлежащее оформление расчетно-платежной документации, своевременность
рассмотрения причин отказа контрагентов выполнить свои платежные обязательства,
результативность претензионной работы.
3.8.2.
Проанализировать и оценить структуру дебиторской задолженности:
·
по срокам
погашения;
·
по типам
дебиторов (покупатели, заемщики и т.д.);
·
по
удельному весу отдельных крупных дебиторов (предполагается ранжирование
дебиторов по их значимости или суммам задолженности);
·
по
уровням задолженности (перед предприятием, его структурными звеньями и т.п.);
·
по
качеству (вероятность оплаты в срок и др.).
3.8.3.
Проанализировать и оценить структуру кредиторской задолженности:
·
по срокам
погашения;
·
по
удельному весу отдельных крупных кредиторов;
·
по типам
кредиторов (обязательства перед бюджетом должны быть рассмотрены по их
структуре);
·
по
качеству.
3.8.4.
Установить и оценить причины несоблюдения платежной дисциплины как
организацией, так и ее контрагентами, возможные варианты ее нормализации
(контроль финансового состояния контрагентов, меры по взысканию просроченной
задолженности, взаимные сверки задолженности, отслеживание своевременности погашения
задолженности, распределение платежей но приоритетности и т.д.), оптимизации
расчетов (ранжирование контрагентов но категориям риска и более продуманная
политика в отношении заключения договоров, составление графиков платежей,
факторинг долгов организации, покупка в рассрочку, лизинг и т.д.).
3.8.5.
Проанализировать и оценить возможности:
·
погашения
задолженности организации перед бюджетом и внебюджетными фондами (филиалы,
дочерние и зависимые организации, счета в зарубежных банках и т.д.);
·
проведения
реструктуризации задолженности по платежам в бюджет;
·
ликвидации
задолженности по оплате труда (при ее наличии);
·
снижения
неденежных форм расчетов.
В
заключение необходимо отметить, что оценка финансовой политики организации
может выполняться как внутренними, так и внешними, т.е. независимыми,
специалистами — аудиторами. В последнем случае она является одним из видов
консультационных услуг.
-
На основе
годового баланса производственного предприятия требуется:
-рассчитать собственные оборотные средства
- вычислить
текущие финансовые потребности
Определить
потенциальный излишек или дефицит денежных средств
-рассчитать
реальный излишек или недостаток денежных средств
-рассчитать сумму
необходимого краткосрочного кредита, если будет выявлен дефицит.
Решение:
СОС =
Внеоборотные активы – Собственный капитал
СОС = 3400 т.р. –
2100 т.р. – 1000 т.р. = 300 т.р.
Определите доход,
полученный коммерческим банком, при учете векселя номиналом 120,0 тыс. руб.,
учтенного за 41 день до погашения по ставке 19 % в год.
Решение:
FV – будущая стоимость
PV – вложенная стоимость
r – ставка, доли
t – дни до учета векселя
T – год
1. Ефимова, О.В. Финансовый анализ:
Учебник / О. В. Ефимова. – М.: Бухгалтерский учёт, 2005. – 318 с.
2. Маркарьян, Э.А., Герасименко, Г.П.
Финансовый анализ: Учебное пособие /Э. А. Маркарьян. – М.: Издательство
«ПРИОР», 2002. – 158 с.
3. Новиков О.А. Реализация политики
социальной направленности кооперативной торговли // Новиков О.А. Перспективы
развития, состояние и тенденции оптовой торговли потребительской кооперации. -
М., 1998. - С. 47-58.
4. Фридман А.М. Хозяйственный
механизм кооперативной торговли. - М.: Экономика, 1991. - 158 с.
5. Черняков М.К., Новикова М.В.
Повышение эффективности деятельности отраслей потребительской кооперации с
использованием компьютерных технологий// Научно- практический журнал «Ученые
записки», № 3. — Чита, 2001. — С. 42-49.
7. Фридман А.М. Экономика
торговой деятельности потребительского общества: Учеб. пособие. - Воронеж: ВГУ,
1994. - 175 с.
Страницы: 1, 2
|