рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Денежная система Российской Федерации

Банк России по вопросам своей компетенции издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Причем нормативные акты Банка России не могут противоречить федеральным законам[149].

Для реализации возложенных на него функций Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства РФ. Банк России и Правительство РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации. Банк России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.[150]

В обязанности Банка России входит установление и публикация официальных котировок иностранных валют по отношению к рублю, так как он является органом государственного валютного регулирования и валютного контроля и осуществляет эту функцию в соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» и федеральными законами.[151]

Для осуществления своих функций Банку России предоставлено право открывать представительства в иностранных государствах.

Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности установленных ими обязательных нормативов.

Главная цель банковского регулирования и надзора — поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.[152]

В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право взыскивать штраф с кредитной организации в размере до 0,1 % от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев[153]. В случае невыполнения в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

·                    взыскать с кредитной организации штраф до 1 % от размера оплаченного уставного капитала;

·                    потребовать от кредитной организации осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, замены руководителей кредитной организации и ее реорганизации;

·                    изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев;

·                    ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года;

·                    назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 18 месяцев;

·                    отозвать лицензию на осуществление банковских операций в порядке, предусмотренном федеральными законами.[154]


§3. Некоторые вопросы правового регулирования денежного обращения в Российской Федерации


Эффективное развитие экономики страны во многом определяется состоянием денежного обращения, стабильным функционированием денежной системы. Денежное обращение пронизывает всю финансовую систему. Особую роль деньги играют в рыночной экономике, являясь важнейшим ее атрибутом как экономическая категория деньги представляют собой средство выражения стоимости товаров, меру стоимости, всеобщий эквивалент множества стоимостей товара.[155]

Особенностью денег является то, что они находятся в постоянном движении. Процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной формах называется денежным обращением[156]. Денежное обращение отражает направленные потоки денег между Центральным банком и иными кредитными организациями; между самими кредитными организациями; кредитными организациями и предприятиями, организациями, учреждениями различных организационно-правовых форм; между банками и физическими лицами; предприятиями и физическими лицами; между банками и иными институтами финансовой системы; между финансовыми институтами и физическими лицами[157].

Важностью общественных отношений, складывающихся в ходе денежного обращения, для экономического и политического развития страны обусловлено их регулирование со стороны государства с помощью права и, в первую очередь, финансового права Главная задача финансово-правового регулирования денежного обращения заключается в поддержании правильного соотношения между доходами населения и организаций в денежной форме и стоимостью товаров и платных услуг, предлагаемых на внутреннем рынке, поскольку именно в этом случае в обращении находится достаточное, необходимое количество денег, в чем и заинтересовано государство[158]. Сумма платежных средств в экономике страны, совокупный объем наличных денег и безналичного оборота образуют денежную массу, которая характеризует покупательные, платежные и накопительные средства, необходимые для развития экономики страны в целом, а также для удовлетворения потребностей физических и юридических лиц Регулирование денежной массы является задачей Центрального банка. Так, в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в ст. 42 предусмотрено, что «Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы...». Инструментами регулирования денежной массы являются эмиссия денежных средств, проведение операций на открытом рынке (купля-продажа государственных ценных бумаг), регулирование нормы обязательных резервов банков и определение размера ставки рефинансирования[159].

Правовой основой денежного обращения выступают нормы Конституции Российской Федерации, Федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности» в редакции от 3 февраля 1996 г. с последующими изменениями и дополнениями, Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г., иные законы, нормативные акты Президента и Правительства Российской Федерации, а также подзаконные акты Центрального банка Российской Федерации. В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ к компетенции Российской Федерации отнесено «установление правовых основ единого рынка; денежная эмиссия», а в ст. 106 Конституции закреплено, что «обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии»[160].

В процессе осуществления и регулирования денежного обращения возникают различные общественные отношения, регулируемые нормами нескольких отраслей права, в том числе конституционного, административного, гражданского, уголовного и финансового[161]. Нормами финансового права регулируются отношения, складывающиеся в процессе организации наличного и безналичного денежного обращения, в том числе при проведении денежных реформ, деноминаций, эмиссий, при организации расчетов, в частности установления обязательного порядка хранения средств юридических лиц на счетах в банках, ограничения наличных форм расчетов между организациями, определения порядка ведения кассовых операций. Названные отношения могут складываться между Центральным банком и кредитными организациями; между кредитными организациями; между кредитными организациями и их клиентами; между юридическими и физическими лицами; между кредитными организациями и иными институтами финансовой системы; между институтами финансовой системы и организациями и физическими лицами[162].

Обращение наличных денег начинается с их эмиссии, т.е. выпуска в обращение. Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятие из обращения на территории Федерации осуществляются исключительно Банком России.

В целях организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации на Банк России возлагаются следующие функции:

-                   прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов;

-                   установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

-                   установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения;

-                   определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций. [163]

Наличные деньги (банковские билеты — банкноты и металлическая монета) являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами[164].

Образцы банкнот и монет, их номинал утверждаются Советом директоров Банка России. Официальные сообщения о выпуске в обращение новых денежных знаков и их описание публикуется в средствах массовой информации.

Решение по этим вопросам в порядке предварительного информирования направляется в Правительство РФ.

При этом Закон закрепил правило, в соответствии с которым банкноты и монеты Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монеты нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена[165].

При обмене банкнот и монет Банка России на денежные знаки нового образца срок изъятия банкнот и монет из обращения не может быть менее одного года, но не превышает пяти лет.

При необходимости повысить техническую защищенность банкнот и монет от подделок (фальшивомонетничества) обычно время от времени осуществляется их модификация (как правило, это относится к наличным деньгам наиболее крупных достоинств)[166].

В целях обеспечения максимальных удобств при обращении наличных денег могут вводиться денежные знаки новых достоинств.

Ответственность за покупюрный состав наличных денег, находящихся в обращении и необходимых для проведения бесперебойных расчетов наличными деньгами на территории Российской Федерации, возлагается на Банк России. Ветхие и поврежденные банкноты обмениваются Банком России без ограничений в соответствии с установленными им правилами[167].

Ограничений на расчеты в наличной денежной форме между: физическими лицами, физическими и юридическими лицами не имеется.

Расчеты в наличной денежной форме между юридическими лицами ограничиваются.

При безналичном денежном обращении реальные денежные знаки как средство платежа между субъектами соответствующих отношений отсутствуют, а используются своего рода символы, т.е. цифровые записи об обращающейся денежной массе.

Имеется три основные разновидности безналичного денежного обращения.[168]

Первую можно назвать «классической». Она состоит в поручении юридического или физического лица, даваемом банку другой кредитной организации, списать со счета данного лица в данном банке определенную сумму и записать ее на счет другого юридического или физического лица в этом или ином банке.

Для хранения безналичных денег юридическое или физическое лицо открывает в банке или ином кредитном учреждении на свое имя счет (расчетный, текущий или иной)[169].

В системе безналичных расчетов в настоящее время все чаще используются электронные устройства, позволяющие в минимально короткие сроки передавать соответствующую информацию о расчетах не только в пределах одного населенного пункта, но и в масштабах всей страны и даже — на межгосударственных пространствах.[170]

Любое государство, в том числе Российская Федерация, заинтересовано в максимально широком использовании безналичного денежного обращения (расчетов), поскольку банкноты и монеты как физические объекты подвержены естественному процессу износа (старения) и изношенные денежные знаки приходится изымать из обращения и заменять новыми, такого же достоинства (По общепринятым правилам, соблюдается определенное соотношение между находящимися в обращении банкнотами и монетами конкретных достоинств.).[171] Каждая банкнота и монета имеют определенную себестоимость, причем себестоимость производства банкноты (монеты) более низкого достоинства относительно дороже (по сравнению с номиналом), чем себестоимость банкнот и монет более высокого достоинства. К тому же для пересчета, инкассирования, хранения и перевозки наличных денег требуются дополнительные расходы[172].

Безналичные расчеты (обращение) лишены этих недостатков. Себестоимость одного безналичного расчета ничтожна. Поэтому государство всемерно стимулирует безналичные расчеты, используя в необходимых случаях и прямые юридические запреты на совершение некоторых финансовых действий с использованием наличных денег[173].

Политика расширения безналичных расчетов и ограничения наличных расчетов изложена в Указе Президента РФ «О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения» от 14 июня 1992 г. и в некоторых других нормативных актах. В настоящее время вопросы безналичных расчетов регулируются Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденным Центральным банком России 3 октября 2002 г. с изменениями от 22 января 2008 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.