рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Денежное обращение и способы его регулирования

Количество переходов первоначального вклада из банка в банк равно коэффициенту мультипликатора, исчисляемого по известному принципу кратного отношения первоначально затрачиваемой или вкладываемой суммы к сберегаемой или резервируемой от нее доле, то есть α где R – обязательная норма резерва от каждой денежной единицы, полученной коммерческим банком в качестве вклада. Можно сделать вывод, что единица первоначальных резервов банковской системы может создать несколько единиц дополнительных денег, поскольку банки превращают свои избыточные резервы в активы, приносящие проценты. Отношение новых депозитов к размеру новых кредитов получило название мультипликатора денежного предложения. Если R =10%, то выделенный центральным банком кредит в 200 денежных единиц может увеличить общую величину таких кредитов в экономике на сумму 200*1/0,1=2000 денежных единиц, то есть первоначально выделенный кредит увеличивается в обращении в 10 раз.

Когда в период экономического бума необходимо проведение рестрикционной политики производства, центральный банк увеличивает, например, вдвое, норму обязательного резервирования банковских вкладов, то есть R=20%.В этом случае кредит в 200 денежных единиц увеличит общую сумму кредита денежного обращения при тех же условиях только в пять раз (200/0,2=1000).Таким образом, с учетом финансового мультипликатора центральный банк посредством нормирования и изменения обязательных резервов коммерческих банков способен целенаправленно менять кредитно-денежное обращение и равновесный уровень производства и дохода в стране.[1, с.151]

7)       государственный аппарат, занимающийся регулированием денежного обращения, главным звеном которого является Центральный банк страны.

Поддержание денежного обращения является первостепенной обязанностью государства. Государство устанавливает не только виды денежных знаков, но и порядок их выпуска в обращение, характер их обеспечения, формы и условия платежного оборота, принципы обмена национальной валюты на иностранные валютные ценности. Наряду с этим государство осуществляет контроль за денежным обращением. [7, с. 9]

Основой государственного регулирования экономики является кредитно-денежная политика, проводником которой выступает центральный банк страны. Центральная проблема денежно-кредитной политики – определение количества денег, необходимых в обращении, для чего используются показатели “денежная масса” и “денежная база”.

Денежная масса представляет собой совокупность наличных денег и денег безналичного оборота. Для измерения количества денег применяют специальные денежные показатели – денежные агрегаты, которые утверждаются в законодательном порядке.

Агрегат М0 – наличные деньги в обращении;

Агрегат М1 состоит из агрегата М0 и средств на текущих счетах банков. Средства на счетах могут использоваться для платежей в безналичной форме, через трансформацию в наличные деньги и без перевода на другие счета. Именно агрегат М1 обслуживает операции по реализации валового внутреннего продукта (ВВП), распределению и перераспределению национального дохода, накоплению и потреблению.

Агрегат М2 содержит агрегат М1; срочные и сберегательные депозиты в коммерческих банках, а также краткосрочные государственные ценные бумаги. Последние не функционируют как средство обращения, однако могут превратится в наличные деньги или чековые счета. Сберегательные депозиты в коммерческих банках изымаются в любое время и превращаются в наличность. Срочные депозиты доступны вкладчику только по истечении определенного срока и следовательно обладают меньшей ликвидностью чем сберегательные депозиты.

Агрегат М3 содержит агрегат М2, сберегательные вклады в специализированных кредитных учреждениях, а также ценные бумаги, обращающиеся на денежном рынке, в том числе коммерческие векселя, выписываемые предприятиями.

Агрегат М4 равен агрегату М3 плюс различные формы депозитов в кредитных учреждениях.

Между агрегатами необходимо равновесие, в противном случае происходит нарушение денежного обращения Практика подсказывает, что равновесие наступает при М2>М1; оно управляется при М2+М3>М1.

В этом случае денежный капитал переходит из наличного оборота в безналичный. При нарушении такого соотношения между агрегатами в денежном обращении начинаются осложнения: нехватка денежных знаков, рост цен, и др..[6, с. 108]

Рассчитанные показатели денежной массы по отдельным агрегатам и по всей совокупности становятся объектом управления и регулирования Центральным банком. Ориентируясь на достижение стабильности в денежной политике, Центральный банк определяет количественный целевой показатель прироста денежной массы с учетом складывающихся тенденций в развитии экономики и денежно-кредитной сферы.

Опыт развития ряда стран показывает, что достижение стабильной стоимости денег в долгосрочном плане является важной предпосылкой беспрепятственного функционирования рыночной экономики, и тем самым, успешного экономического роста и высокой занятости населения.

Цель стабильности валюты и, тем самым, непрерывного роста экономики достигается лишь тогда, когда обеспечение экономики деньгами по возможности ограничено. Ибо прирост денежной массы темпами, превышающими прирост производственного потенциала экономики, в конечном итоге ведет к росту цен, т.е. к инфляции со всеми ее негативными последствиями.

Стабильный и умеренный рост денежной массы – это залог обеспечения постоянства уровня цен, при достижении которого рыночные отношения воздействуют на экономическую систему самым эффективным и выгодным образом.

На денежную массу влияют два фактора: количество денег и скорость их оборота.

Согласно марксистской теории, количество денег, необходимое для обращения, определяется по формуле


,


где D – количество денег; P – сумма цен; Co – скорость оборота денежных единиц.

С учетом кредитных отношений и выполнения деньгами функции средства платежа количество денег, необходимых для обращения, определяется как сумма цен товаров, подлежащих реализации, минус сумма цен товаров, проданный в кредит, плюс платежи, по которым наступил срок уплаты, минус сумма взаимопогашающихся платежей, и все это деленное на число оборотов одноименных денежных едини Формула количества денег, необходимых для обеспечения товарного обращения, приобретает следующий вид:


D = (P- K + П – ВП) / Co,


где D – количество денежных единиц, необходимых для обращения; Р – сумма цен реализуемых товаров; К – сумма цен товаров, проданных в кредит; П – сумма цен товаров, по которым наступили сроки платежей; ВП – сумма взаимопогашенных платежей; Co – скорость оборота одноименных денежных единиц.

В экономической теории широкое признание получило “уравнение обмена”, предложенное американским экономистом И. Фишером .Уравнение обмена выглядит следующим образом: произведение величины находящейся в обращении денежной массы (M) на среднюю скорость обращения денежной единицы (V) равно произведению уровня цен (Р) на реальный объем национального продукта (Q), т.е. MV=PQ.

Это уравнение позволяет рассчитать каждый из составляющих его параметров:


обращаемую денежную массу =;

скорость обращения денежной единицы =;

средний уровень цен =;

денежную величину национального продукта = .

Формула И. Фишера показывает зависимость уровня цен от денежной массы. Из уравнения MV=PQ становится ясно: увеличение показателя M (при неизменности V и Q) должно сопровождаться ростом P. Данная формула позволяет в первом приближении объяснить феномен инфляции (с точки зрения нарушений в сфере бумажно-денежного обращения).

Денег в обращении должно быть не больше, но и не меньше необходимого количества. Превышение денег над необходимым количеством приводит к инфляции – переполнению сферы обращения денежными знаками сверх реальных потребностей национальной экономики и к их обесцениванию. Недостаток денег по сравнению с необходимым ведет к неплатежам, затовариванию и отражается на производстве.[17, с. 190]

Количество денежной массы определяется государством – эмитентом денег, его законодательной властью. Рост эмиссии обусловлен потребностями товарного оборота и государства.

Другой фактор, влияющий на денежную массу – скорость обращения денег, то есть их интенсивное движение при выполнение ими функций обращения и платежа. Для расчета этого показателя используют косвенные методы:

скорость движения денег в кругообороте стоимости общественного продукта или кругообороте доходов определяется как отношение:

 

_Валовой национальный продукт, или национальный доход

Денежная масса (агрегаты М1 или М2)


Этот показатель свидетельствует о связи между денежным обращением и процессами экономического развития; оборачиваемость средств в платежном обороте определяется отношением:

 

Сумма цен на банковских счетах------------------------

Среднегодовая величина денежной массы в обращении

Этот показатель свидетельствует о скорости безналичных расчетов.

На скорость обращения денег влияют общеэкономические факторы, то есть циклическое развитие производства, темпы его роста, движение цен, а также денежные факторы, то есть структура платежного оборота, развитие кредитных операций и взаимных расчетов, уровень процентных ставок за кредит на денежном рынке, а также внедрение компьютеров для операций в кредитных учреждениях и использование электронных денег в расчетах. Кроме этих общих факторов скорость обращения денег зависит от периодичности выплаты доходов, равномерности расходованием населением своих средств, уровня сбережения и накопления.

Но так как скорость обращения денег обратно пропорциональна количеству денег в обращении, ускорение их оборачиваемости означает рост денежной массы. Увеличенная денежная масса при том же объеме товаров и услуг на рынке ведет к обесцениванию денег, то есть в конечном итоге является одним их фактором инфляционного процесса. [16, с. 214]

В самом общем виде инфляцию можно определить как явление, связанное с наличием избыточных денег в обращении и приводящее в итоге к их обесцениванию.

Переполнение каналов денежного обращения может произойти в результате следующих обстоятельств:

во-первых, за счет эмиссии излишних денег;

во-вторых, вследствие сокращения товарной массы при сохранении прежних темпов прироста денежной массы;

в-третьих, при увеличение скорости обращения денежных единиц.

Инфляция есть следствие нарушения закона денежного обращения неправильными мерами государственного регулирования экономики и политикой регулирования цен, вызывающими обесценивание денег и перераспределение национального дохода в пользу отдельных отраслей, социальных слоев и отдельных лиц, в ущерб широким массам трудящихся.

Поскольку любое нарушение сбалансированности денежного обращения оказывает негативное воздействие на экономику в целом, существует необходимость достаточно жесткой его регламентации, функционирования единой центральной системы регулирования денежных отношений. Управление денежным оборотом со стороны государства производится главным образом путем бюджетно-финансового и денежно-кредитного регулирования, которые составляют основу государственного регулирования экономики в целом.

Бюджетно-финансовое регулирование осуществляется посредством изменения величины и структуры государственных расходов, а также налогообложения хозяйственных субъектов и физических лиц.

Денежно-кредитное регулирование представляет собой комплекс мероприятий осуществляемых через кредитную систему и направленных на изменение конъюнктуры рынков ссудных капиталов и управление денежным оборотом.

Воздействие центральных банков на денежный оборот в процессе проведения денежно-кредитной политики может осуществляться в современных условиях посредством:

эмиссионной политики;

учетной и ломбардной политики;

политике минимальных резервов;

политике открытого рынка;

валютной политики.

Эмиссионная политика: Одной из важнейших предпосылок поддержания устойчивости денежного обращения Центральным банком является возможность его полного контроля собственной эмиссии. Эффективность такого контроля во многом зависит от принятой системы валютных курсов. Так, в условиях функционирования валютных курсов, фиксированных по отношению к доллару США (Бреттон-Вудская валютная система), центральные банки европейских стран зачастую были обязаны осуществлять значительные валютные интервенции в пользу американской валюты, чтобы удержать ее от девальвации. Это нередко приводило к вынужденной избыточной эмиссии национальной валюты, которая использовалась для закупки долларов США в необходимом объеме. В современных условиях функционирования системы плавающих валютных курсов обязательства центральных банков по проведению интервенций в пользу иностранной валюты частично сохраняются, в частности в странах, где курс национальной валюты привязан к курсу валюты другого государства.

Центральные банки обладают исключительным правом эмиссии наличных денег. При обеспечении коммерческих банков наличными деньгами учитывается не только потребность в них, но и состояние денежного обращения. Следует отметить, что чем больше удельный вес наличных денег в денежной массе, тем сильнее зависимость коммерческих банков от Центрального банка.

Монопольное положение Центрального банка государства в налично-денежной сфере дает ему возможность в определенной мере контролировать и безналичный оборот. Безналичная эмиссия коммерческих банков, осуществляемая ими в ходе кредитных операций, вызывает дополнительную потребность в наличных деньгах, а также сопровождается ростом обязательных резервов, которые они хранят на счетах в Центральном банке. Понятно, что для предоставления последним дополнительной денежной массы (без эмиссии Центрального банка) эмиссионные возможности коммерческих банков реализовать достаточно сложно.

Однако Центральный банк не может использовать изменение денежной базы как инструмент прямого регулирования объема денежной массы на краткосрочных временных интервалах, так как предложение денег Центрального банка не является основным фактором, определяющим масштабы кредитной деятельности коммерческих банков. В частности, наличие избыточных резервов коммерческих банков не приводит с неизбежностью к расширению кредитования, поскольку при принятии решений учитывается уровень ликвидности и платежеспособности банка. В то же время повышенный спрос на дополнительные активы для регулирования минимальных резервов со стороны коммерческих банков после принятия ими о кредитной экспансии может быть удовлетворен необязательно за счет Центрального банка, например, путем обращения на межбанковский денежный рынок. Краткосрочное регулирование денежной массы посредством эмиссионной политике Центрального банка ограничено в отношении управления не только кредитной рестрикцией, но и кредитной экспансией коммерческих банков.

Учетная (дисконтная) и ломбардная политика: Являясь “кредитором в последней инстанции” для кредитных учреждений, Центральный банк предоставляет им ссуды посредством переучета (редисконтирования) векселей (учетный кредит) и под залог векселей и других ценных бумаг (ломбардный кредит).

Переучет векселей как инструмент регулирования начал использоваться раньше других методов денежно-кредитной политики, и долгое время оставался одним из них. Изменяя процентную ставку по учетным кредитам (учетный процент), а также ставку по ломбардным кредитам, Центральный банк влияет на их доступность для коммерческих банков, и следовательно, на формирование ресурсной базы кредитных учреждений. Это, в свою очередь, приводит к изменению объемов кредитования экономики, т. е. денежного предложения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.