Деятельность органа федерального казначейства и его территориальных органов
Содержание:
Введение
1. Сущность казначейского исполнения бюджетов
2. Кассовое обслуживание исполнения бюджета
3. Проблемы совершенствования казначейской системы
Заключение
Список используемой литературы
Введение
От достоверности
и оперативности получения информации о состоянии государственных и материальных
ресурсов, а также возможности эффективного управления ими зависит, насколько
спешно будет развиваться экономика любого государства.
Система
государственных финансов - это единый комплекс структурных и функциональных
органов обеспечения их финансовых операций, посредством которых они
осуществляют аккумуляцию денежных средств и производят расходы. Данная сфера
является одной из ключевых в экономике, что и предопределяет необходимость
выработки мер по повышению результативности ее использования.
Таким
образом, в системе управления государственными финансовыми ресурсами любой
страны очень важная роль отводится организационной структуре, обеспечивающей
реализацию на практике той или иной модели бюджетного регулирования. В круг ее
основных задач входит, прежде всего, планирование и прогнозирование бюджетного
процесса, формирование рациональной структуры межбюджетных отношений,
осуществление операций с бюджетными средствами, контроль за их целевым
расходованием, финансирование социальных программ, консолидация и учет всех
видов государственных финансов и др. В качестве такой организационной структуры
за рубежом традиционно выступает институт казначейства, который за многолетний
период своего развития превратился в действенный инструмент проведения
государственной финансовой политики в бюджетной сфере.
В России
органы федерального казначейства были образованы сравнительно недавно,
пятнадцать лет назад. Однако их развитие шло достаточно высокими темпами;
именно казначейские технологии позволили отладить стадии бюджетного процесса,
обеспечить целевой характер использования бюджетных средств. Вместе с тем в
настоящее время в РФ еще не созданы организационно-экономические условия для повышения
эффективности использования казначейской системы исполнения бюджетов.
Это
обусловлено тем, что полномочия органов казначейства, установленные в период их
образования, практически не видоизменились в связи с новыми задачами и
условиями социально-экономического развития общества. Как показывает практика,
правовое и нормативное регулирование организации и функционирования органов
казначейства отстает от тех темпов, которыми развивается эта структура.
Проблемы дальнейшего развития казначейства в части организационных и
методологических вопросов могут быть решены только на основе внесения
соответствующих изменений в законодательство и Бюджетный кодекс РФ.
Органам
казначейства предстоит реализовать важные направления в проведении
государственной бюджетной реформы. В стратегии будущей финансовой системы
страны казначейству должна быть отведена приоритетная роль. На казначейство
необходимо возложить более широкий диапазон обязанностей в сфере управления
государственными финансами, так как в настоящее время его органы участвуют лишь
опосредованно в управлении национальным бюджетным потенциалом, не выполняют в
полной мере назначение «централизованной бюджетной бухгалтерии» и только
находятся на пути превращения в эффективный механизм реализации государственной
финансовой политики. Поэтому казначейство должно стать важнейшим элементом
интегрированной системы управления государственными финансами, существенно
расширив свои функции.
В последние
годы опубликовано немало научных работ о казначейской системе, посвященных в
основном путям совершенствования бюджетного процесса органами федерального
казначейства. При этом большинство ученых придерживаются традиционных,
устаревших к настоящему времени воззрений по поводу их роли в управлении
государственными финансами. Но современные наука и зарубежная практика
расширяют представление о сущности казначейской системы исполнения бюджетов и
наделяют ее более разноплановыми функциями, определяющими
социально-экономическую сущность государственного регулирования бюджета.
Именно
вышеназванная тенденция является наиболее перспективной применительно к
формированию и реализации бюджетной политики на новом этапе развития финансовой
системы РФ.
Целью
курсовой работы является комплексный анализ организации работы Органа
федерального казначейства и его территориальных органов по формированию и
исполнению местного бюджета и его экономического содержания.
Для
достижения указанных целей в работе необходимо решить следующие задачи:
провести
теоретическое обоснование деятельности Федерального казначейства как единой
централизованной системы исполнения бюджета;
предложить
некоторые пути совершенствования в данной области.
Основой для
написания курсовой работы послужили федеральные законы и другие
нормативно-правовые акты, труды отечественных и зарубежных ученых в данной
области, а также периодическая литература.
Глава 1.
Сущность казначейского исполнения бюджетов
Указом
Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года №1556 был решен вопрос о
казначейском исполнении федерального бюджета. С этого момента началось
возрождение казначейства в России.
Вышеуказанный
Указ Президента Российской Федерации определил основную задачу для Федерального
казначейства - это создание условий для проведения государственной бюджетной
политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения
бюджета, повышения оперативности в осуществлении платежей государства, усилении
контроля за поступлением и целевым использованием бюджетных средств.
Одной из
стадий бюджетного процесса является исполнение бюджета. Несмотря на широкое
применение этого термина в экономической литературе и практике хозяйствования,
вопросам содержания данного понятия уделяется недостаточное внимание. Поэтому,
прежде чем приступить к рассмотрению сущности казначейского исполнения бюджета,
целесообразно определить, что понимается под термином «исполнение бюджета».
Бюджетный
кодекс РФ разделяет процесс исполнения бюджета на два направления: по доходам и
по расходам. Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:
перечисление
и зачисление доходов на единый счет бюджета;
распределение
в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;
возврат
излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
учет доходов
бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.
Бюджеты по
расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на
едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых
процедур санкционирования и финансирования.
Бюджет
является одной из основополагающих финансово-правовых категорий. В настоящее
время отсутствуют единые подходы к определению понятия «бюджет». Разные авторы
по-своему выделяют характерные черты и функции бюджета. Сложность определения
сущности бюджета связана с тем, что данный термин используется для обозначения
различных по своей природе явлений.
Можно
выделить два основных значения бюджета. Первое - как фонд. В этом случае
бюджетом является совокупность денежных отношений по поводу образования и
использования бюджетных средств. Второе - как финансовый план. Здесь бюджет
представляет собой юридически оформленный документ, в котором в количественном
выражении отражаются показатели получения государством денежных ресурсов, а
также направления и размеры их использования.
Когда
рассмотрена сущность бюджета, можно перейти к рассмотрению словосочетания
«исполнение бюджета».
Наиболее
точным будет следующее определение: исполнение бюджета - это совокупность
финансово-денежных отношений при формировании доходов и осуществлении расходов
средств государственного фонда в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых на
текущий финансовый год в соответствии с финансовым планом государства.
Как известно,
в мире существует несколько систем исполнения бюджета. В России в настоящее
время используется казначейская система исполнения бюджета.
Наиболее
точное и полное следующее определение: Казначейское исполнение бюджета - это
регламентированный государством процесс формирования и расходования средств
государственной казны, в том числе бюджетных фондов, в рамках проводимых бюджетных,
налоговых, денежно-кредитных, социальных и политических реформ, в пределах
бюджетных ассигнований, выделяемых на текущий финансовый год, а также контроль
за своевременным доведением и целевым использованием бюджетных средств, их
учет, мониторинг и управление ими.
Действующее
законодательство не дает определения понятий «исполнение бюджета»,
«казначейское исполнение бюджета», «кассовое исполнение бюджета». Отсутствие
законодательно закрепленных однозначно понимаемых значений этих терминов
создает определенные трудности в практической работе.
В бюджетном
кодексе РФ понятие «кассовое обслуживание исполнения бюджета» определяется как
«проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым
выплатам из бюджета» (ст. 6). В ст. 215.1 Кодекса говорится:
«кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации осуществляется Федеральным казначейством».
По моему
мнению, сущность казначейского исполнения бюджетов раскрывается в основном
через следующие присущие такому их исполнению особенности:
функционирование
единого счета соответствующего бюджета;
осуществление
операций по распределению поступлений в бюджетную систему РФ по ее уровням
через органы Федерального казначейства на счета соответствующих бюджетов;
применение системы
лицевых счетов, отражающих движение бюджетных средств на счетах бюджетных
организаций, открытых в кредитных учреждениях;
доведение
финансирования непосредственно (без посредников) до конечных
бюджетополучателей;
повышение
оперативности и качества предварительного и текущего контроля за расходованием
бюджетных средств;
широкое
внедрение автоматизированных систем в расчетах и обеспечении информационных
потоков;
обязательность
осуществления и учета кассовых операций органами Федерального казначейства.
Все эти
составляющие «казначейского исполнения бюджетов» включают использование
казначейских методов и технологий, в том числе по проведению и учету кассовых
операций (поступлениям и выплатам).
В БК РФ
кассовое обслуживание исполнения территориальных бюджетов органами Федерального
казначейства рассматривается как одно из обязательных условий казначейского их
исполнения.
Наряду с
этим, в ст. 215.1 предусматривается возможность по соглашению с
исполнительным органом государственной власти субъекта РФ передачи ему
полномочия Федерального казначейства по такому обслуживанию исполнения
региональных и местных бюджетов. Но в данном случае для исполнительных органов
власти, их финорганов речь должна идти не об обслуживании (кассовом) исполнения
территориальных бюджетов, а об использовании последними казначейских методов и
технологий кассового исполнения бюджетов (по проведению и учету кассовых
операций). [1]
Суть
казначейского исполнения территориальных бюджетов состоит не только в
проведении и учете операций по кассовому поступлению в бюджет и кассовым
выплатам из бюджета. Эти операции могут осуществляться не только органами
Федерального казначейства, но и исполнительными органами власти территориальных
образований, их финорганами. Главное заключается в использовании казначейских
методов и технологий кассового исполнения бюджета, основная особенность которых
выражается, в указанных выше особенностях казначейского исполнения бюджетов.
Казначейская
система исполнения бюджетов связана с методологией и технологией, используемыми
при кассовом исполнении бюджетов. Функцию кассового исполнения бюджетов в части
проведения и учета кассовых операций, в пределах своей компетенции, выполняют и
банковская система, и органы Федерального казначейства. В кассовом исполнении
бюджетов (проведении и учете кассовых операций) участвуют и финансовые органы
на соответствующих уровнях власти (например, предоставление платежных
документов для кассового расхода).
Понятие
«казначейское исполнение бюджетов» появилось как альтернатива понятию «банковское
исполнение бюджетов». В специальной литературе можно найти различные толкования
этого понятия. При наличии различий в трактовках авторы в основном не сводят
осуществление всех операций, составляющих понятие «казначейское исполнение
бюджетов», только к функциям органов Федерального казначейства.
Понятие
«кассовое обслуживание исполнения бюджетов» субъектов РФ и местных бюджетов
органами Федерального казначейства лучше выражает суть деятельности органов
Федерального казначейства по отношению к территориальным бюджетам, так как
исполнение бюджета - это функция исполнительных органов власти. Что касается
федерального бюджета, то Федеральное казначейство, находясь до 2005 г. в
составе Минфина России, непосредственно участвовало в его исполнении, хотя и в
этом случае можно говорить об обслуживании исполнения данного бюджета в части
кассового его исполнения с точки зрения казначейских методов и технологий. В
новых условиях Федеральное казначейство как самостоятельная служба продолжает
участвовать в исполнении федерального бюджета, также обслуживая это исполнение
с помощью казначейских методов и технологий.
Теперь в
нормативных правовых документах, регулирующих казначейское исполнение
территориальных бюджетов с участием органов Федерального казначейства, используется
понятие «кассовое обслуживание исполнения бюджетов». Оно включает «учет доходов
и расходов бюджетов и источников финансирования дефицитов в соответствии с
бюджетной классификацией», а также «средств, поступающих от вышестоящих
бюджетов».
В конечном счете,
сущность казначейского исполнения бюджетов, включая кассовое их обслуживание,
раскрывается через присущие ему функции, принципы, которые положены в его
основу.
Согласно БК
РФ принцип единства кассы означает «зачисление всех поступающих доходов бюджета,
привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и
осуществление всех расходов с единого счета бюджета, за исключением операций по
исполнению федерального бюджета, осуществляемых за пределами Российской
Федерации…».
Этот принцип
- важное условие, характеризующее казначейское исполнение бюджета.
С точки
зрения казначейского метода, главное в нем то, что бюджетные средства не только
концентрируются для управления ими у финансового органа соответствующего
исполнительного органа власти на едином счете (или счетах) данного бюджета,
находящихся в учреждении банка, а также с отражением на едином казначейском
счете в органе федерального казначейства, но и распределяются до конечных
получателей бюджетных средств. Это позволяет иметь также возможность управлять
остатками бюджетных средств и устанавливать контроль за обоснованностью цен,
тарифов на оплату товаров и услуг.
Участие
органов Федерального казначейства в исполнении территориальных бюджетов путем
обслуживания кассового их исполнения (в части проведения и учета кассовых
операций) по казначейским методам и технологиям отвечает принципу единства
бюджетной системы, обеспечивая сочетание в этой системе интересов субъектов РФ,
их муниципальных образований и Федерации в целом. Наиболее острой проблемой в
настоящее время является ответ на вопрос: казначейские методы и технологии
исполнения территориальных бюджетов должны осуществляться органами Федерального
казначейства, на которые возложено кассовое обслуживание исполнения бюджетов,
или их могут выполнять самостоятельно органы исполнительной власти, в
частности, финансовые органы на региональном и местном уровнях? Острота его
усилилась в последнее время в связи с новой редакцией Бюджетного кодекса РФ
(ст. 215.1), согласно которой «кассовое обслуживание исполнения бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным
казначейством».
Страницы: 1, 2, 3
|