рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Договор финансовой аренды

Договор финансовой аренды

Ульяновский Государственный университет

Институт Права и Государственной службы

Юридический факультет

Кафедра гражданского права и процесса

Дипломная работа

На тему: Договор финансовой аренды


| | |
| | |
| |Студентки 5 курса |
| |Кузнецовой Татьяны Владимировны |
| |Научный руководитель: |
| |Доцент, кандидат юридических наук |
| | |
| |Лукьяненко Владимир Евгеньевич |
| | |
| |Работа сдана «___» __________ |
| |1999г. |
| |К защите допущена «___»____ 1999г.|

Рецензент:

г. Ульяновск.

1999 г.

Содержание.

|Введение. |с.3-5. |
|Глава I. Понятие договора финансовой аренды. |с.5-38. |
|1. История возникновения финансовой аренды. |с.5-8. |
|2. Понятие договора финансовой аренды (лизинга) |с.8-19. |
|3. Отличие договора финансовой аренды от смежных договоров. |с.20-23. |
|4. Законодательство о финансовой аренде. |с.23-35. |
|5. Преимущество финансовой аренды. |с.36-38. |
|Глава II. Практика применения, заключения и исполнения |с.38-60. |
|договора финансовой аренды в Российской Федерации. | |
|1. Заключение, изменение, расторжение договора финансовой |с.38-47. |
|аренды. | |
|2. Практика применения финансовой аренды в России. |с.47-54. |
|3. Перспективы развития финансовой аренды в России. |с.54-60. |
|Заключение. |с.60-62. |

Введение.

Интерес к договору финансовой аренды в России на протяжении нескольких лет продолжает расти. Увеличивается число лизинговых компаний, расширяют поле деятельности существующие, готовятся к выходу на российский рынок зарубежные лизинговые компании. Уменьшается информационный вакуум, связанный с лизинговой деятельностью.

Регулярно на страницах периодической печати, научных журналов появляются статьи, анализирующие те или иные проблемы лизингового бизнеса.

Совершенствуется законодательная, нормативная и методическая база лизинговой деятельности. Вышел ряд постановлений Правительства, направленных на создание более благоприятных условий для финансовой аренды, а также методических материалов, в которых приводиться типовой устав лизинговой компании в форме открытого акционерного общества и методика расчета лизинговых платежей.

Правительством Российской Федерации принято постановление “О мероприятиях по развитию лизинга в Российской Федерации на 1997-2000 годы”, принят федеральный закон “О лизинге”.

Со времени выхода указа Президента Российской Федерации от 17 сентября
1994 года №1929 “О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности”, который легализовал лизинг и определил его, как одно из основных направлений активизации инвестиционной деятельности, прошло более четырех лет. Накоплен определенный опыт деятельности лизинговых компаний, критически осмыслена природа и сущность финансовой аренды, ее законодательная и нормативная база, выявлены узкие места, которые требуют своего скорейшего решения.

Изучение состояния финансового лизинга в развитых странах позволяет выделить основные группы оборудования, сдаваемого в лизинг: транспортное
(гражданские самолеты, легковые и грузовые автомобили, автобусы, морские суда, танкеры, рыболовецкие суда, железнодорожные вагоны и контейнеры), оборудование связи (радиостанции, космические спутники, почтовое оборудование), сельскохозяйственное (оборудование для растениеводства и животноводства), строительное (краны, растворные узлы, бетономешалки), электронное, энергетическое, полиграфическое оборудование, мебель, офисное оборудование, оборудование для архитектурных и проектных мастерских, банковское оборудование, горнорудное оборудование, компьютеры и сопутствующие товары, оборудование для рециркуляции и утилизации отходов, для ликвидации аварийных ситуаций на предприятиях, оборудование торговых залов, ресторанов, прачечных, химчисток, складское, холодильное, медицинское и стоматологическое оборудование, инвентарь для отдыха и туризма.

Особый интерес для России представляет динамика развития лизинга в постсоциалистических странах. Отмечается динамическое развитие лизинга в странах Восточной Европы, особенно в Венгрии и Чехии. Здесь на долю финансовой аренды в инвестициях приходиться более 15 % , эти страны занимают соответственно 26-е и 27-е места в мировой классификации по объему лизинговых операций, опережая такие развитые страны, как Норвегия и Дания.

К сожалению, чтобы догнать другие страны по развитию рынка лизинговых операций до 2000 года, России необходимо долю инвестиций, с использованием лизинга, увеличить по сравнению со странами Восточной Европы в 15 раз, а по сравнению с ведущими в этой области странами - в 25-30 раз. Принимая во внимание эти факты и многие другие показатели, которыми определяется уровень развития той или иной отрасли, можно сказать, что финансовый лизинг в России находится на достаточно ранней стадии своего развития, так как, по оценкам, полученным из разных источников и от официальных лиц, объем финансового лизинга все еще остается небольшим; на его долю приходиться не более 5 % от общего объема инвестиции.

Несмотря на все те прогрессивные шаги, которые были предприняты
Российским Правительством, нормативная и правовая база финансовой аренды на сегодняшний день страдает рассредоточением норм по разным источникам, обладающим не одинаковой юридической силой, терминологической неточностью, неясностью, а для Российских лизинговых компаний все еще существуют препятствия, которые мешают им эффективно осуществлять инвестиционную деятельность. Вместе с тем, очевидно, что Российское Правительство признает потенциальные возможности и преимущества финансовой аренды для дальнейшего экономического развития страны, о чем свидетельствуют принятые акты, в том числе и Федеральный Закон ”О лизинге”.

Глава I. Понятие договора финансовой аренды.

1. История возникновения финансовой аренды.

Как свидетельствует история, впервые финансовый лизинг как долгосрочная аренда имущества, (машин, оборудования, сооружений и т.д.) был осуществлен в 1877 году, когда американская телефонная компания Белл решила не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать их в аренду. Однако имеются серьезные основания полагать, что идея лизинга была заимствована.
Лизинговые сделки заключались еще задолго до новой эры в древнем государстве Шумер. В литературе имеются также ссылки на Аристотеля, который, по мнению историков, коснулся идеи лизинга в трактате «Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности», написанном около 350г. до новой эры 1. Документальное упоминание о лизинге относится к 1066г., когда Вильгельм Завоеватель «арендовал» у нормандских судовладельцев корабли для вторжения на Британские острова. В XI веке в Венеции также существовали сделки, схожие с лизинговыми операциями: местные жители сдавали в аренду судовладельцам очень дорогие по тем временам якоря. По окончании плавания они возвращались к владельцам, которые в свою очередь снова их одалживали. Наконец, в 1248 году была зарегистрирована первая официальная лизинговая сделка – крестоносцы, готовясь к очередному походу
«за гроб Господень», получили, таким образом, себе амуницию. 2

Первой компанией, сделавшей лизинговые операции основной деятельностью, стала американская «Юнайтед Стейтс лизинг корпорейшн», созданная в 1952 году в Сан-Франциско и, таким образом, США стали родиной нового бизнеса. В Европе первые финансовые лизинговые общества появились в конце 50-х, начале 60-х годов. В лизинг стали активно передавать средства производства, что привело к настоящей революции в арендных отношениях.

В Советском Союзе подобный род деятельности не был известен. Лишь во время второй мировой войны США «познакомили» наших граждан с этим понятием
(land – lease) с помощью своих поставок оружия, продовольствия, медикаментов и т.п. Общий объем американской помощи союзникам по коалиции составил более 49 млрд. долларов. Однако после 1945 года более чем на четыре десятилетия пути лизинга и советской экономики расходятся самым кардинальным образом.

До начала 90-х годов финансовая аренда в России применялась в ограниченных масштабах и в основном советскими внешнеторговыми организациями для приобретения и реже реализации современных машин и оборудования по международным контрактам. Лизинговыми операциями пользовалась в СССР В/О «Совфрахт, которое занималось фрахтованием морских судов на условиях «бербоут – чартер» ( разновидность лизинговой операции».
1

На условиях лизинга в 1990 году Аэрофлот приобрел первые западноевропейские Аэробусы А-130.

В первой половине 90-х годов при активном участии банковского капитала стали появляться первые советские лизинговые компании. Одни из них, как
Балтийский лизинг и Лизингбизнес, продолжают работать на лизинговом рынке, другие прекратили свое существование. У нас в стране большинство лизинговых компаний создано при непосредственном участии банков: Балтийский Лизинг,
Лизингбизнес, Интеррослизинг, РГ Лизинг и др.

Для поддержки отраслей промышленности образованы отраслевые лизинговые компании: Аэролизинг, Лизингуголь, Росстанкоминструмент, Росагроснаб. Эти компании в большей мере финансируются за счет бюджетных средств.

В создании лизинговых компаний участвуют и муниципальные власти. Так,
Московским правительством созданы:

Московская лизинговая компания – для поддержки малого бизнеса;

Московская промышленная лизинговая компания - для модернизации основных средств московской промышленности;

Лизинговая компания «Ликострой» - для улучшения обеспечения предприятий строительного комплекса Москвы современными средствами, механизации.

В 1994 году лизинговые компании России для защиты своих интересов и представления их в органах государственной и исполнительной власти, международных организаций объединились в Российскую Ассоциацию лизинговых компаний (Рослизинг). Цель Ассоциаций координация деятельности организаций, входящих в ее состав, а также представление и защита общих имущественных интересов и прав ее членов. Членами ассоциации стали ведущие компании в
Москве, Приморье, Сибири, на Урале и Поволжье.

В 1996 году была проведена 1-я Международная конференция «Лизинг и деловое сотрудничество – 96», в работе которой приняло участие около 100 представителей зарубежных компаний, банков, предприятий и организаций, которая позволила дать оценку состояние лизинга в России и наметить перспективу дальнейшего развития. В 1997 году Ассоциация провела 2-ю международную конференцию, на которой обсуждались вопросы развития лизинга в России и странах СНГ.

В состав Российской ассоциации лизинговых компаний входят 47 ведущих в стране лизинговых компаний, банков, страховых обществ и консалтинговых фирм.

Базируясь на имеющейся и разрабатываемой правовой базе межгосударственного лизинга, национальные лизинговые ассоциации Белоруссии
– Беллизинг, России – Рослизинг и Украины – Укрлизинг ведут активную работу по подготовке учредительных документов и необходимых организационных условий для создания Лизинговой конфедерации Содружества Независимых
Государств, которая в качестве основной цели деятельности, мобилизовала бы основные образующиеся у нее свободные средства на наиболее эффективное содействие развитию межгосударственного лизинга в Содружестве Независимых
Государств, т.к. осуществление скоординированных действий и мер законодательного, нормативного и организационного обеспечения межгосударственного лизинга позволит сделать его эффективным инвестиционным механизмом развития стран Содружества, будет способствовать усилению их интеграционных связей. Актуальность развития лизинга в России, включая формирование лизингового рынка СНГ, обусловлена прежде всего неблагоприятным состоянием парка оборудования (значительный удельный вес морально устаревшего оборудования, и низкая эффективность его использования, необеспеченность запасными частями). Одним из вариантов решения этих проблем может быть лизинг, который объединяет элементы внешнеторговых инвестиционных и кредитных операций. По данным
Государственной регистрационной палаты в 1990 году в России зарегистрированы две лизинговые компании, в 1993-ем – десять, в мае 1997 -
536 российских и 51 зарубежных компаний имели лицензии на право ведения этого вида деятельности. Однако, несмотря на столь обнадеживающие обстоятельства, до 90% потенциальных российских клиентов все еще весьма слабо представляют себе, как работает лизинговая схема и что необходимо для получения чего бы там ни было в лизинг.

2. Понятие договора финансовой аренды (лизинга)

Лизинг - это вид предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество арендатору
(лизингополучателю) за плату во временное пользование для предпринимательских целей.1

Согласно вступившему в силу 5 ноября 1998 года федерального закона «О лизинге», лизинг – вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга за плату, на определенный срок и на определенных условиях, с правом выкупа имущества лизингополучателем.2

Понятие «договор финансовой аренды» раскрыто в ст. 665 ГК РФ. По договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность имущество, указанное арендатором, у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей.

Арендатор в этом случае не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца. Договором может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется арендодателем.

Из определения следует, что договор финансовой аренды, сторонами которого являются арендатор и арендодатель, обязывает арендодателя приобрести в собственность имущество (т.е. заключить договор купли – продажи) для передачи его во владение и пользование. Следовательно, чтобы арендатор владел и пользовался имуществом (а именно это является ядром лизинговой сделки, как и любого договора об аренде), необходимо заключение двух договоров - о лизинге и о купле–продаже. При этом продавец имущества должен знать, что имущество приобретено для сдачи его в аренду определенному лицу (ст. 667 ГК РФ).

Таким образом, лизинговые отношения оформляются двумя договорами и включают в себя весь комплекс взаимосвязей, существующих между его участниками нами: арендатором, арендодателем и продавцом имущества.

Договор лизинга имеет двусторонний характер, а лизинг, как система отношений между тремя сторонами является трехсторонней сделкой. Понимание лизинга как трехсторонней сделки, считающееся классическим, заимствовано ГК
РФ из конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге. Последняя, правда признает лизинг состоятельным договором, а не разновидностью какого
– либо из действующих.

На практике в лизинговых отношениях могут участвовать не три стороны, а две или более трех. Двусторонние отношения складываются, например, при прямом и возвратном лизинге. Прямой лизинг является двухсторонним, когда в одном лице объединяются продавец и арендодатель. Возвратный лизинг характеризуется как двухсторонний, т.к. при построении договорных отношений по модели этой разновидности финансового лизинга собственник имущества передает право собственности на него будущему лизингодателю на условиях купли – продажи, и одновременно вступает с ним в иные отношения – в качестве пользователя этого имущества, т.е. в одном лице объединены продавец и арендатор.1 Данным видом лизинга пользуются субъекты хозяйствования, осуществляющие выпуск дорогостоящих транспортных средств, потребность в которых возникает у компании производителя, не имеющей в свободном распоряжении финансовых средств.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.