Документы, регламентирующие ценообразование
Содержание
1.
Основные
документы по ценам и правила их формирования
2.
Ситуация
3.
Задача
Список использованных источников
1.
Основные документы по ценам и правила их формирования
Все субъекты
хозяйствования при осуществлении хозяйственной деятельности должны оформлять
документы по ценам (экономические обоснования, прейскуранты, протоколы
согласования отпускных цен и др
Налог на добавленную
стоимость является наиболее сложным в исчислении платежом в бюджет. Эта
сложность вызвана, в том числе, многочисленностью объектов, по которым исчисляется
этот налог. Чтобы верно исчислить НДС, ведение одних лишь регистров
бухгалтерского учета является недостаточным. Необходимость корректировки данных
бухгалтерского учета обусловливает обязательное составление и налоговых
регистров.
Субъекты
хозяйствования (юридические лица и индивидуальные предприниматели) для
регистрации цен (тарифов) на новые товары (работы, услуги) предоставляют
следующий пакет документов:
1.
Заявление
произвольной формы, 1 экземпляр.
2.
Уведомление
установленного образца с подписью и печатью руководителя субъекта
хозяйствования, 2 экземпляра.
3.
Копия
свидетельства о регистрации субъекта хозяйствования (если материалы
предоставляются субъектом хозяйствования впервые), 1 экземпляр.
4.
Копия
лицензии на право осуществления лицензируемых видов деятельности (если
материалы предоставляются субъектом хозяйствования впервые), 1 экземпляр.
Субъекты
хозяйствования (юридические лица и индивидуальные предприниматели, за
исключением коммерческих организаций с иностранными инвестициями) для регистрации
изменения цен (тарифов) сверх предельного индекса (в случае возможного
возникновения убыточности по независимым от субъекта хозяйствования причинам)
предоставляют следующий пакет документов:
1.
Заявление
произвольной формы, 1 экземпляр.
2.
Уведомление
установленного образца с подписью и печатью руководителя субъекта
хозяйствования, пример заполнения прилагается, 2 экземпляра.
3.
Экономические
расчеты (калькуляция с расшифровкой всех статей затрат), заверенные
руководителями и главными бухгалтерами субъектов хозяйствования (за исключением
предприятий с иностранными инвестициями), 1 экземпляр.
4.
Справка
о фактическом уровне рентабельности в целом по предприятию и по каждому товару
(работе, услуге), по которым предлагается повышение цен (тарифов), за отчетный
период.
5.
Данные
об удельном весе товаров (работ, услуг), по которым предлагается повышение цен
(тарифов), в общем объеме производства данного предприятия.
6.
Сведения
о выполнении мероприятий по снижению себестоимости за отчетный период.
7.
Данные
о фактической себестоимости товаров (работ, услуг), по которым предлагается
повышение цен (тарифов), за отчетный период.
Постановлением
Правительства Республики Беларусь от 20 июля 2005 г. № 799 утверждена Концепция ценообразования в Республике Беларусь. В этом документе подводятся
итоги, достигнутые в области организации и регулирования ценообразования за
шесть лет действия предыдущей Концепции ценообразования, обозначаются нерешенные
проблемы и определяются основные направления совершенствования ценообразования
и усиления его влияния на динамичное, сбалансированное развитие страны на ближайшие
годы.
Совершенствование
ценообразования будет направлено на создание системы цен и условий,
обеспечивающих реализацию приоритетов государственной экономической политики,
стимулирующих эффективное использование трудовых, материальных и финансовых
ресурсов, повышение конкурентоспособности продукции (работ, услуг) и рост
жизненного уровня населения.
Важнейшими направлениями
совершенствования ценообразования является преодоление затратного метода
ценообразования, усиление влияния цен на повышение эффективности производства и
снижение себестоимости продукции, создание условий, стимулирующих снижение
затрат на производство и реализацию продукции. Это в сочетании с другими мерами
должно обеспечить выполнение целевых показателей, предусмотренных прогнозными и
программными документами социально-экономического развития республики.
К числу основных
направлений совершенствования ценообразования относится повышение экономической
обоснованности цен на продукцию естественных монополий и базовых отраслей
народного хозяйства, предопределяющих возможности развития других отраслей
национальной экономики, а также на социально важные виды товаров (работ,
услуг).
Намечается ликвидация
отраслевых и других перекосов цен и тарифов в отдельных отраслях в целях
повышения эффективности работы реального сектора экономики.
Продолжится работа по
обеспечению экономически обоснованных соотношений цен и совершенствованию
структуры цен и тарифов в жилищно-коммунальном хозяйстве, на городском
(пригородном) общественном транспорте в целях сокращения субсидий.
При определении цен будет
приниматься во внимание уровень цен на аналогичную продукцию в сопредельных
странах, что позволит корректировать хозяйственные взаимоотношения между
отечественными и зарубежными предприятиями в необходимом направлении и
обеспечить экономические интересы страны.
Для достижения целей
социально-экономического развития страны предусматривается использование
ценового регулирования в сочетании с такими мерами макроэкономического
регулирования, как денежно-кредитная, валютная и налогово-бюджетная политика,
политика доходов и социальной защиты населения. Предполагается поэтапное снятие
ценовых ограничений, снижение налоговой нагрузки, обеспечение сбалансированного
роста заработной платы и производительности труда.
Одновременно намечается
совершенствование законодательства в области ценообразования, уточнение функций
республиканских органов государственного управления, отвечающих за вопросы
ценообразования. Повысится роль и ответственность областных и Минского
городского исполнительных и распорядительных органов за проведение
государственной политики в области ценообразования, регулирование и контроль за
применением установленного порядка ценообразования в регионах.
Разумеется, Концепция
определяет лишь общие направления совершенствования ценообразования в
республике, а достижение сформулированных в данном документе задач во многом
зависит от тех методов и подходов, посредством которых это будет сделано.
Поэтому исключительно важно использовать такие инструменты реализации
Концепции, которые позволят достичь поставленных целей.
При этом следует иметь в
виду, что реализация Концепции связана с характером экономических отношений,
сложившихся в нашей стране в период перехода к социально ориентированной
рыночной экономике. Они характеризуются активным влиянием государства на
экономические процессы с целью сохранения социальной стабильности, поступательного
развития национальной экономики и повышения уровня жизни населения. Поэтому
резких изменений в ценовой политике и характере организации ценообразования в
республике не может быть.
Остановимся на некоторых
направлениях совершенствования ценообразования, которые в соответствии с
Концепцией должны быть осуществлены в ближайшем будущем.
Одной из самых актуальных
и наиболее сложных для решения проблем является преодоление затратного метода
ценообразования.
О необходимости отказа от
затратного метода ценообразования говорилось и раньше, но реальных результатов
не было достигнуто. Решение данной проблемы связано с пониманием природы
затратного метода ценообразования и учетом характерных особенностей
современного этапа развития экономики страны.
Сложилось устойчивое
мнение, что затратный метод ценообразования — это формирование цен на основе
затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг).
В подавляющем большинстве
случаев предприятия самостоятельно устанавливают цены на производимую ими
продукцию (работы, услуги), рассчитывая затраты на ее производство и
реализацию. Означает ли это, что цена, устанавливаемая предприятием,
определяется только его затратами? Есть, к сожалению, немало предприятий с
устаревшей техникой и технологией, недостатками в организации производства и
труда, неполной загрузкой производственных мощностей. Будут ли цены на
продукцию этих предприятий определяться их затратами?
Если бы это было так, то
у нас не существовало бы убыточных изделий и предприятий. На самом деле только
затратами (за исключением естественных монополий) цены никогда не определялись
и определяться не могут. Есть множество факторов, которые оказывают
значительное влияние на уровень и динамику цен. Прежде всего, это конъюнктура
рынка, социальная значимость продукции (работ, услуг), маркетинговая политика
предприятий и др.
При формировании цен,
безусловно, необходимо составлять плановые калькуляции. Но делать это
предприятия должны не только для формального соблюдения требований нормативных
документов, регламентирующих расчет цен, а прежде всего для выяснения жизненно
важного для каждого из них вопроса: «Впишутся ли они при таких затратах в
уровень цен, сложившийся на рынке, смогут ли работать в условиях конкуренции?».
Таким образом,
использование калькуляций при обосновании цен не является признаком применения
затратного метода ценообразования. При любом методе ценообразования определяются
затраты на производство и реализацию продукции. Однако, если сложившиеся
условия хозяйствования, определяемые нормативными документами, не ориентируют
предприятия на снижение себестоимости, а побуждают их к росту затрат на
производство и реализацию продукции, к включению в плановую себестоимость при
формировании цен максимально возможных затрат — это и есть проявление затратного
метода.
В настоящее время из-за
нерешенности некоторых методологических и методических вопросов ценообразования
затратный подход при установлении цен может усиливаться. Предприятия ставятся в
такие условия, когда им выгодно увеличивать себестоимость продукции, а не
снижать ее.
Например, во многих
случаях регулирование цен в нашей стране осуществляется с помощью установления
предельных нормативов рентабельности. Так, предельные уровни рентабельности
установлены на товары, производимые организациями легкой промышленности, хлеб и
хлебобулочные изделия, молоко и молочные изделия, мясо и мясные изделия и другие
товары.
Использование предельных
нормативов рентабельности при формировании цен стимулирует предприятия к росту
затрат на производство и реализацию продукции. Ведь чем ниже себестоимость при
установленном предельном нормативе рентабельности, тем меньше сумма прибыли,
включаемой в цену. Зачем же ухудшать результаты своей хозяйственной
деятельности, снижая себестоимость продукции? Уменьшение фактических затрат на
производство и реализацию продукции по сравнению с плановыми издержками
приведет к уровню рентабельности продукции, превышающему предельный норматив,
что неизбежно повлечет применение штрафных санкций. Можно ли в таких условиях
снижать себестоимость продукции?
Таким образом, применение
предельных нормативов рентабельности является одним из инструментов затратного
метода ценообразования, стимулирующих рост затрат.
Использование предельных
нормативов рентабельности и других методов регулирования цен направлено на
сдерживание роста цен. Поэтому в условиях довольно значительных темпов инфляции
без регулирования цен, казалось бы, обойтись нельзя.
Безусловно, с инфляцией
нужно бороться. Но для этого необходимо применять такие инструменты, которые
будут действенны и обеспечат наилучшие результаты.
У нас до недавнего
времени мобильный телефон считался предметом роскоши. И тарифы на услуги
мобильной связи были высокими. Однако вскоре (невиданное для нас дело) тарифы
стали снижаться. А причиной этого стало появление еще одного оператора сотовой
связи и усиление конкуренции на рынке. Каждый из операторов стремился привлечь
абонентов, снижая цены и повышая качество услуг.
Конкуренция — наиболее
эффективный метод борьбы с инфляцией и ростом затрат. Ее действенность испытали
на себе сотни тысяч пользователей мобильной связи в республике. Но к такому же
результату конкуренция приведет в любой сфере деятельности. Так, может быть,
для сдерживания роста цен в нашей стране акцент следует сделать не на
регулировании цен, а на создании условий для усиления добросовестной конкуренции?
К слову, в России еще с
середины 90-х годов запрещено государственное регулирование цен путем
установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных
коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности, декларирования
повышения цен на преобладающую часть продукции производственно-технического
назначения, товаров народного потребления и услуг, за исключением некоторых
видов продукции, товаров и услуг.
Регулирование цен в России
осуществляется лишь на продукцию естественных монополий, продукцию оборонного
комплекса и ограниченный перечень товаров (природный газ, электро- и
теплоэнергия, водка и другая алкогольная продукция крепостью свыше 28%,
жилищные и коммунальные услуги и т. п.).
Даже дефолт 1998 г. не изменил подходы к регулированию цен в России. А ведь темпы инфляции там были значительно
ниже, чем в нашей стране.
Опыт России, конечно же,
необходимо использовать. При этом, разумеется, следует учитывать и особенности
экономического развития нашей страны.
Регулирование цен в
Беларуси, по примеру России, следует осуществлять на продукцию естественных
монополий, базовых отраслей народного хозяйства, предопределяющих развитие
других отраслей национальной экономики, жизненно важные для населения товары и
услуги.
Поскольку регулирование
цен будет осуществляться на продукцию, работы, услуги предприятий, которые, как
правило, являются государственными, то государство как собственник должно
активно влиять на эффективное использование ресурсов, которыми оно их наделило.
С этой целью было бы целесообразно доведение до указанных предприятий
обоснованных заданий по снижению себестоимости продукции и продуманное стимулирование
их выполнения. Данная мера, наряду с тщательным обоснованием затрат при установлении
регулируемых цен на соответствующие виды продукции, работ, услуг, будет способствовать
преодолению затратного метода ценообразования в отношении указанных товаров.
Во всех остальных случаях
следует отказаться от регулирования цен, создавая условия для усиления
добросовестной конкуренции. Конкуренция заставит предприятия улучшать работу,
снижать затраты, повышать эффективность своей деятельности и предотвратит рост
цен. Установление цен в условиях конкуренции не может иметь затратный характер.
Страницы: 1, 2
|