Это указание было
отменено только спустя четыре года приказом Государственного таможенного
комитета Российской Федерации от 18 июля 2004 года № 336.
До настоящего времени те
льготы, которые были предоставлены постановлением союзного правительства № 1369
от 29 декабря 2000 года, оказались уникальными и до сих пор непревзойденными на
общероссийском уровне.
В частности, было
предусмотрено, что в процессе осуществления лизинговых операций с компанией:
- налог на экспорт и импорт
и таможенные пошлины со стоимости машин и оборудования, ввозимых в СССР
согласно заключенным лизинговым контрактам, взимаются в установленном размере в
момент перехода права собственности к советским юридическим лицам с остаточной
стоимости оборудования, исчисленной на момент перехода права собственности;
- советские юридические
лица, заключившие контракты на условиях компенсационного лизинга, имеют
преимущественное право на получение лицензии на вывоз из СССР продукции,
поставляемой в счет погашения задолженности по таким контрактам.
Два последующих
распоряжения Правительства Российской Федерации, содержащие льготы по лизингу,
касались авиационных предприятий.
Так, в распоряжении
Правительства РСФСР от 17 декабря 2001 года № 159-р устанавливалось, что в целях безусловного выполнения объединением “Аэрофлот - Советские авиалинии”
обязательств в иностранной валюте по указанному соглашению любые валютные
отчисления в республиканский валютный резерв РСФСР будут производиться с
выручки объединения “Аэрофлот - Советские авиалинии” в иностранной валюте от
эксплуатации этих самолетов за вычетом затрат на оплату эксплутационных
расходов за рубежом и лизинговых платежей, которые освобождаются на территории
РСФСР от налогов и сборов.
Распоряжением от 24 мая 2004 года № 737-р были полностью освобождены от уплаты таможенных пошлин и налогов
самолеты, ввозимые в соответствии с лизинговым соглашением, заключенным между
Аэрофлотом и консорциумом западно-европейских банков.
В Указе Президента
Российской Федерации от 17 сентября 2004 года № 1929 “О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности” в целях поддержки и развития малого и
среднего предпринимательства, дальнейшего развития частного бизнеса, повышения
эффективности предпринимательской деятельности в сфере производства, а также
учитывая мировой опыт широкого использования лизинга предусматривалось:
- рассмотреть вопрос о
государственной поддержке в 2005 году создаваемых лизинговых компаний;
- подготовить предложения
о возможности предоставления таможенных льгот при временном ввозе товаров,
используемых в лизинговых операциях.
29 июня 2005 года Правительство
Российской Федерации приняло Постановление № 633 “О развитии лизинга в
инвестиционной деятельности”, которым официально была введена только одна
льгота. Было указано, что лизинговые платежи включаются в соответствии с
законодательством Российской Федерации в себестоимость продукции (работ,
услуг), произведенной лизингополучателем.
Государственный
таможенный комитет Российской Федерации в письме от 20 июля 2005 года № 01-13/10268 “О таможенном оформлении товаров, временно ввозимых в рамках
лизинговых соглашений” указал на то, что товары, являющиеся объектом международного
финансового лизинга, временно ввозимые на территорию Российской Федерации,
подлежат частичному освобождению от уплаты таможенных пошлин и налогов. В связи
с этим таможенное оформление данных товаров необходимо производить в
соответствии с указанием Государственного таможенного комитета России от 25 апреля 2004 года № 01-12/328 с предоставлением частичного освобождения от уплаты
таможенных пошлин и налогов, в котором указывалось, что “применяется полное
освобождение от уплаты таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость,
специального налога и акцизов в случаях временного ввоза (вывоза):
- транспортных средств,
используемых для международных транспортных перевозок пассажиров и товаров,
включая запасные части, обычные принадлежности, контейнеры и другое
транспортное оборудование, ввозимые (вывозимые) вместе с транспортными
средствами;
- запасных частей и
оборудования, предназначенных для ремонта временно ввезенных (вывезенных)
транспортных средств, используемых для международных транспортных перевозок
пассажиров и товаров;
- профессионального
оборудования (за исключением оборудования, используемого для промышленного
производства товаров, транспортировки товаров, эксплуатации природных ресурсов,
строительства, ремонта и содержания зданий, строений и сооружений, упаковки
товаров, землеройных работ и другого подобного оборудования);
- контейнеров (включая
необходимые для данного контейнера принадлежности и оборудование, ввозимые
(вывозимые) вместе с контейнером и возвращаемые вместе с ним, отдельно или
вместе с другим контейнером либо ввозимые (вывозимые) отдельно и возвращаемые
вместе с контейнером);
- поддонов.
При этом предельный срок
временного ввоза (вывоза) указанных товаров составляет один год. В отношении
иных товаров, а также в случаях продления сроков временного ввоза (вывоза)
товаров, указанных выше, применяется частичное освобождение от уплаты
таможенных пошлин, налогов в соответствии с порядком, установленным
вышеназванным указанием: «при частичном освобождении от уплаты таможенных
пошлин, налогов за каждый полный и неполный календарный месяц уплачивается три
процента от суммы таможенных пошлин и налогов, которая подлежала бы уплате,
если бы товары были выпущены для свободного обращения или вывезены в соответствии
с таможенным режимом экспорта”.
В постановлении Правительства
Российской Федерации от 20 ноября 2005 года № 1133 “О внесении изменений и
дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции
(работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о
порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении
прибыли” было пересмотрено ранее действовавшее Положение о составе затрат,
относимых на себестоимость продукции и, соответственно, выводимых из-под
обложения налогом на прибыль. В связи с этим был введен специальный пункт,
согласно которому в себестоимость включаются “проценты по полученным заемным
средствам, включая кредиты банков и других организаций, используемым субъектами
лизинга для осуществления операций финансового лизинга”. Специалистами это
нововведение было оценено положительно, учитывая, что лизинговые компании,
приобретая оборудование в аренду, неизбежно пользуются долгосрочными
банковскими кредитами. Кроме того, на себестоимость стали относить лизинговые
платежи по операциям финансового лизинга, чтобы стимулировать лизинговую
деятельность у самих предприятий - пользователей оборудования.
Приказом Центрального
Банка России от 24 апреля 2006 года № 02-94 “Об утверждении Положения об
изменении видов валютных операций” был несколько упрощен ранее действовавший
порядок проведения валютных операций, связанных с международным лизингом. В
частности, теперь не требуется специального разрешения Банка России для
следующего вида валютных операций:
- переводы резидентами из
Российской Федерации иностранной валюты в счет оплаты страховых взносов
(страховых премий) страховщикам-нерезидентам независимо от страхуемого
интереса, а также зачисление на валютные счета резидентов в уполномоченных
банках Российской Федерации сумм в иностранной валюте в счет оплаты страховых
сумм (страхового возмещения) с учетом требований законодательства Российской
Федерации о страховании;
- переводы в Российскую
Федерацию иностранной валюты в оплату аренды арендуемых нерезидентами у
резидентов воздушных, морских и речных судов (в том числе по договорам
бербоут-чартера и тайм-чартера), космических объектов при условии, что арендная
плата зачисляется на валютный счет резидента, открытый в уполномоченном банке в
Российской Федерации, не реже одного раза в 180 дней с момента передачи
указанных объектов в аренду независимо от срока аренды;
- переводы из Российской
Федерации иностранной валюты в оплату арендуемых резидентами у нерезидентов
воздушных, морских и речных судов (в том числе по договорам бербоут-чартера и
тайм-чартера), космических объектов, а также находящегося за пределами
Российской Федерации любого движимого имущества при условии, что передача
указанных объектов в аренду осуществляется не позднее 180 дней с момента
перевода иностранной валюты независимо от срока аренды;
- получение (возврат)
юридическими и физическими лицами (резидентами и нерезидентами) кредитов в
иностранной валюте на срок свыше 180 дней от уполномоченных банков (уполномоченным
банкам), имеющих полномочия по предоставлению кредитов в иностранной валюте.
Предоставление юридическим, физическим лицам кредитов в иностранной валюте на
срок свыше 180 дней уполномоченными банками, имеющими полномочия по
предоставлению указанных кредитов. Выплата (прием) процентов за пользование
кредитами в иностранной валюте и сумм штрафных санкций, подлежащих в
соответствии с договором уплате в иностранной валюте, в случае неисполнения или
ненадлежащего исполнения обязательства по предоставлению (возврату) указанных
кредитов;
- перевод резидентом
иностранной валюты из Российской Федерации, а также на валютный счет, открытый
на имя нерезидента в уполномоченном банке, в счет оплаты импортируемых товаров
в случае после их ввоза в Российскую Федерацию (таможенного оформления товаров)
независимо от срока, прошедшего с момента таможенного оформления (ввоза в
Российскую Федерацию) до даты платежа;
- перевод резидентом
иностранной валюты из Российской Федерации, а также перевод иностранной валюты
на валютный счет, открытый на имя нерезидента в уполномоченном банке, в счет
оплаты произведенных импортируемых работ, оказанных импортируемых услуг в
случае после приема резидентом указанных выполненных работ (соответствующего
этапа работ), оказанных услуг независимо от срока, прошедшего с момента их
приема до даты осуществляемого резидентом платежа.
Вместе с тем остальные
виды валютных операций, связанных с движением капитала, а также не запрещенные
Банком России, по-прежнему осуществляются резидентами на основании разрешений,
выдаваемых Банком России в каждом отдельном случае, если иное не установлено
Банком России.
В постановлении
Правительства Российской Федерации от 27 июня 2006 года № 752 “О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации”
предусмотрено введение принципиально важных для стимулирования развития
лизинговой деятельности норм:
а) «условия постановки
лизингового имущества на баланс лизингодателя или лизингополучателя
определяются по согласованию между сторонами договора лизинга». Данный пункт
внес неясность в деятельность лизинговых компаний, так как усугубил проблемы
переоценки стоимости имущества и порядка начисления амортизации;
б) «ко всем видам
движимого имущества, составляющего объект финансового лизинга и относимого к
активной части основных фондов, может применяться в соответствии с условиями
договора лизинга механизм ускоренной амортизации с коэффициентом не выше трех».
Необходимо отметить, что в постановлении Правительства Российской Федерации от 19 августа 2004 года № 967 “Об использовании механизма ускоренной амортизации и
переоценке основных фондов” предприятиям предоставлялось право применять
механизм ускоренной амортизации активной части производственных фондов по
высокотехнологичным отраслям с коэффициентом ускорения не выше 2;
в) «доходом лизингодателя
является разница между общей суммой лизинговых платежей, получаемых от
лизингополучателя, и суммой, возмещающей стоимость лизингового имущества».
6 декабря 2004 года был
принят Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской
Федерации “О налоге на добавленную стоимость”, который позволял освободить от
уплаты налога на добавленную стоимость технологическое оборудование и запасные
части к нему, ввозимые по импорту. 13 апреля 2005 года приказом Государственного таможенного комитета № 248 (действует в редакции изменений и дополнений от
31.01.97) был утвержден механизм реализации данного закона и объявлен перечень
технологического оборудования и транспорта общественного пользования,
освобожденного от налогообложения. При этом в качестве технологического
оборудования рассматриваются средства производства для производства средств
производства либо товарной продукции. Теперь, если предприятие покупает
оборудование по утвержденному Государственным таможенным комитетом перечню,
налог оно не платит. Например, в соответствии с Приложением 2 к вышеназванному
приказу не облагаются налогом на добавленную стоимость ввозимые на таможенную
территорию Российской Федерации «железнодорожные локомотивы; автомобили,
предназначенные для перевозки 10 человек и более; вертолеты гражданские;
самолеты гражданские; суда круизные, экскурсионные и аналогичные суда,
предназначенные в основном для перевозки пассажиров; паромы всех типов ...».
Если же необходимых
средств на покупку дорогостоящего оборудования не хватает, то оборудование
арендуется у лизинговой компании. При такой схеме финансирования лизингодатели
должны заплатить налог на добавленную стоимость. Однако если государство
освобождает от налогообложения стоимость самого оборудования, зачем облагать
налогом его амортизацию и проценты за кредит в ходе аренды?
Полностью данная проблема
не была решена постановлением Правительства РФ от 27 июня 2006 года № 752 «О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации».
Поэтому Российская ассоциация лизинговых компаний в середине сентября 2006 года
предложила ввести в законопроект закона “О лизинге” следующую норму: “в целях
налогообложения доходом от лизинговой деятельности считать разницу между общей
суммой лизинговых платежей, получаемых лизингодателем, и суммой, возмещающей
стоимость имущества, являющегося объектом лизинга, а также суммой, возмещающей
проценты за пользование заемными средствами, использованными на приобретение
имущества, передаваемого в лизинг, а также страховые взносы в случаях, когда
страхователем имущества, сдаваемого в лизинг, является лизингодатель”.
Необходимо иметь в виду,
что в соответствии с инструкцией Государственной налоговой службы РФ от 11 октября 2005 года № 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость”
(в редакции изменений и дополнений Государственной налоговой службы № 1 от 23 января 2006 года, № 2 от 14 марта 2006 года, № 3 от 22 августа 2006 года) от налога на добавленную стоимость освобождаются операции по страхованию и
перестрахованию, банковские операции.
В то же время указанная
льгота не распространяется на следующие сделки кредитных операций:
- предоставление в аренду
физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них
сейфов для хранения документов и ценностей;
- лизинговые операции;
- оказание
консультационных и информационных услуг;
- платежи малых
предприятий по лизинговым сделкам в полном объеме.
При этом следует учесть,
что организации (предприятия), реализующие товары (работы, услуги), как
освобождаемые от налога на добавленную стоимость, так и облагаемые налогом,
имеют право на получение льготы только при наличии раздельного учета затрат по
производству и реализации таких товаров (работ, услуг).
Постановлением
Правительства РФ от 29 июня 2005 года № 633 “О развитии лизинга в
инвестиционной деятельности” предлагается внести изменения и дополнения в
действующее налоговое законодательство, предусмотрев при этом:
- освобождение
хозяйствующих субъектов - лизингодателей от уплаты налога на прибыль,
полученную ими от реализации договоров финансового лизинга со сроком действия
не менее 3 лет;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|