Элементы финансовой системы Российской Федерации
План
Введение
Эволюция
финансовой системы
Элементы и
звенья финансовой системы РФ
Перспективы
развития структуры финансовой системы РФ
Заключение
Список
используемой литературы
Приложения
Экономика любого государства основана на объективных
экономических законах. Современные страны осуществляют управление рыночной
экономикой с помощью государственного уклада народного хозяйства, финансовой
налоговой системы, денежно-кредитной системы.
Вопрос о сущности финансовой деятельности и финансовой
системы государства и муниципальных образований имеет большое теоретическое
значение.
Финансовая система - термин, употребляемый для обозначения
разных по своей сути понятий: а) совокупность сфер и звеньев финансовых
отношений, взаимосвязанных между собой. В этом значении финансовая система
страны включает три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений, организаций;
страхование; государственные финансы. Каждая из них состоит из звеньев; б) совокупность
финансовых учреждений страны, к которым относятся финансовые органы и все
структурные подразделения Государственной налоговой службы. [1]
По своей роли в общественном производстве финансы включают в
себя два звена:
общественные финансы;
финансы хозяйствующих субъектов.
Целью курсовой работы является определение принципиальных
составляющих финансовой системы Российской Федерации. Характеристика основных
звеньев данной структуры.
Вопросы (задачи), рассматриваемые в курсовой работе:
Эволюция финансовой системы. Дискуссионные аспекты
определения структуры финансовой системы России, рассмотренные разными
экономистами и авторами финансовых статей и учебников в различных временных
отрезках прошлого и настоящего.
Элементы и звенья финансовой системы РФ. Определение
составных элементов финансовой системы. Особенности, характерные каждому звену
структуры.
Перспективы развития структуры финансовой системы РФ. Рассмотрение
основных проблем, препятствующих развитию. Методы и факторы, координирующие
развитие финансовой системы.
Анализ закономерностей развития финансов в разных условиях
общественного воспроизводства свидетельствует о наличии общих признаков в
сущности финансовых отношений, что обусловлено сохранением объективных причин и
условий функционирования финансов.
В современное время термин "финансы" в обществе
используется довольно часто: государственные (общественные) финансы, финансы
предприятий, финансовые ресурсы, финансовые рынки, финансовый менеджмент,
финансовая политика и т.п.
Но до сих пор в мировой экономической науке нет
общепринятого мнения о происхождении этого слова. Одни считают, что термин
произошёл от латинского слова "financia", в
переводе означает "денежный платёж". Похоже слово "финансы"
и на английское "fine" - денежная пеня,
пошлина за привилегию. Однако финансы отличаются от денег, как по содержанию,
так и по выполняемым функциям. Деньги - это строго определённая экономическая
категория с чёткой выраженной сущностью и функциями; это особый товар, служащий
всеобщим эквивалентом. Финансы - это определённые экономические отношения,
возникающие в момент движения денег, когда происходит их передача или
перечисление наличными или безналичным путём.
Таким образом, финансы - это совокупность денежных
отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования
фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и
обеспечения условий расширенного воспроизводства. [2]
Подходы к определению финансовой системы также разнообразны.
Так, например, представители англо-американской финансовой школы Т. Коуплэнд, Р.
Брэйли, С. Росс, Ю. Бригхем и другие трактуют финансовую систему как совокупность
ряда учреждений и рынков, предоставляющих финансовые услуги фирмам, гражданам,
а также правительствам.
Мнение других, а также российских учёных состоит в том, что
сущность финансовой системы страны раскрывается через её подсистемы и
составляющие: банковскую, кредитную, денежную, бюджетную, налоговую.
В экономической практике современной России можно встретить
два наиболее часто встречающихся варианта определения финансовой системы.
Первый вариант определения, предложенный Л.А. Дробозиной, Г.К.
Поляком, отражает практический, прикладной подход: финансовая система - это
совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются
и используются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, граждан и
государства.
Второй вариант определения (научная школа
Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, В.В. Ковалёв, В.В. Иванов
и др.) отражает более академичный, классически-теоретизированный подход: финансовая
система - это форма организации денежных отношений между всеми субъектами
воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного
общественного продукта.
"Финансовая система" - в российской экономике понятие
развивающиеся. Подходы к определению состава подсистем также различны между
собой. В большинстве своём, несмотря на различия подходов, учёные-экономисты в
составе финансовой системы выделяют примерно схожий набор элементов (Приложение
1) [3].
Ещё в учебниках советских времён в структуре финансовой
системы выделялись обычно две подсистемы:
финансы предприятий и отраслей народного хозяйства;
общегосударственные финансы.
Иногда к ним добавляли как отдельную подсистему
государственный кредит. Сравнительно простая система финансов СССР
соответствовала экономическому базису страны и проводимой финансовой политике. Реформы,
проводимые в российской финансовой сфере, осуществление принципиально новой
экономической и финансовой политики объективно обусловили выделение новых
звеньев финансовой системы.
Так, авторы В.К. Сенчагов, А.И. Архипов, А.М. Ковалёва
считают, что финансовая система России включает следующие звенья финансовых
отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит,
фонды страхования, фондовый рынок, финансы предприятий различных форм
собственности. И представляют систему в следующей структуре (Рис.1.1).
Рис.1.1 Финансовая система РФ по В.К. Сенчагову, А.И. Архипову,
А.М. Ковалёвой
По их мнению, эти две подсистемы различаются методами
формирования и использования фондов денежных средств. Общегосударственные
финансы - это централизованные фонды денежных ресурсов, которые создаются путём
распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях
материального производства (вторая подсистема). Финансы предприятий - эти
децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и
накоплений самих же предприятий.
Несмотря на разграничение сферы деятельности и применения
особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждой
отдельной подсистеме, финансовая система является единой, поскольку базируется
на едином источнике ресурсов всех звеньев. Взаимосвязь и взаимозависимость
составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов.
Дадим краткую характеристику каждому из звеньев системы.
Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей:
расходной и доходной. В доходной части госбюджета указываются источники
поступления денежных средств и их количественные характеристики. В расходной
части госбюджета указываются направления, сферы, в которых расходуются деньги,
их количественные параметры.
Внебюджетные фонды - средства федерального правительства и
местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет.
Данные фонды формируются посредством обязательных целевых отчислений, которые
для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов.
Государственный кредит - представляет собой особую форму
денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при
которых государство выступает главным образом в качестве заёмщика средств, а
также кредитора и гаранта.
Финансовый рынок - рынок, где обращается капитал. Авторы
считаю, что его можно отнести в систему, т.к. фондовый рынок - это особый вид
финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специфических
финансовых активов - ценных бумаг.
Фондовый рынок в России начал ускоренно развиваться с 1992 г.,
когда правительство начало предпринимать решительные шаги по либерализации
практически всех сторон экономической деятельности. Немалое влияние на развитие
финансового сектора оказал процесс приватизации, который способствовал
вовлечению населения в операции на фондовом рынке и формированию рыночного
менталитета.
Централизованная часть финансовой системы отвечает за
процесс перераспределения национального дохода и ВВП. Перераспределение происходит
при помощи бюджетных, страховых отношений и отношений, возникающих на
финансовом рынке. Все эти отношения взаимосвязаны.
Бюджет нуждается в привлечении средств для покрытия дефицита.
Для этого государство выпускает в обращение и продаёт государственные ценные
бумаги, такие, как облигации государственного займа.
Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков
от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их
предупреждению.
Второй подсистемой финансовой системы России являются
финансы предприятий.
Финансы предприятий различных форм собственности - основа
единой финансовой системы страны. Они обслуживают процесс создания и
распределения общественного продукта и национального дохода.
Автор Галицкая С.В. считает, что понятие финансовой системы
неоднозначно, и различает функциональную и институциональную финансовые системы.
Функциональная - совокупность финансовых отношений, институциональная -
множество финансовых учреждений.
Финансовые отношения являются по своей природе распределительными,
так как распределяют часть стоимости общественного продукта по субъектам. Именно
субъекты формируют фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль
они играют в общественном производстве. Поэтому наиболее приемлемым критерием
классификации финансовых отношений является роль субъекта в общественном
производстве. Графическое изображение функциональной структуры выглядит
следующим образом (Рис.1.2).
Рис.1.2 Структура финансовой системы по Галицкой С.В.
Выделенные группы и подгруппы связаны между собой
посредством перемещения финансовых ресурсов из одних фондов другие.
Институциональная финансовая система предполагает
совокупность институтов законодательной и исполнительной власти, осуществляющих
определённые функции в сфере финансов, в том числе:
президент;
органы законодательной власти;
органы исполнительной власти, осуществляющие сбор доходов
бюджетов, другие уполномоченные органы;
органы финансово контроля.
А мнение Ю.Г. Швецова, И.М. Камнева состоит в том, что в
состав финансовой системы, кроме перечисленных выше элементов, должны войти,
во-первых, финансы домашних хозяйств и финансы некоммерческих организаций, во-вторых,
банки, которые связаны с системой государственного кредита через Центральный
банк России. Кроме этого, коммерческие банки являются и основной
институциональной единицей финансового рынка.
Нешитой А.С. считает, что в общей совокупности финансов,
образующих финансовую систему, сложившейся в результате рыночных преобразований
90-х гг., можно выделить следующие крупные сферы:
государственные финансы (федеральные финансы и финансы
субъектов РФ) и местные;
финансы предприятий и организаций (хозяйствующих субъектов);
страхование;
кредитно-банковскую систему (совокупность банков и иных
кредитных учреждений страны).
Каждая из предложенных сфер имеет организационную структуру
и складывается из нескольких звеньев (Рис.1.3).
Рис.1.3 Финансовая система Российской Федерации по Нешитому
А.С.
Разграничение финансовой системы на отдельные сферы (подразделения)
и звенья обусловлено особенностями функционирования каждого звена, различиями в
методах распределения и использования фондов денежных средств и, следовательно,
особой ролью в финансовой системе.
Иное представление о структуре финансовой системы имеется у
авторов Галяпиной Л.В., Трусковой Т.М.
В финансовой системе выделяют следующие сферы:
государственные и территориальные финансы;
финансы хозяйствующих субъектов (предприятий, учреждений,
организаций);
финансы домашних хозяйств.
В соответствии с перечисленными сферами финансовой системы
выделяются в соответствующие звенья. К государственным и территориальным финансам
относятся:
государственная бюджетная система;
система внебюджетных фондов;
система государственного кредита.
Финансы хозяйствующих субъектов включает в себя структуру
финансовых взаимоотношений коммерческих и некоммерческих предприятий и
организаций различных форм собственности, а также систему страхования. В свою
очередь финансы домашних хозяйств состоят из оборота финансовых ресурсов
населения.
Подобное определение схоже с определением советской России,
но финансовой звено домашних хозяйств выделено в структуре отдельно от финансов
хозяйствующих субъектов. Скорее это связано с тем, что на сегодняшний день
сфере домашних хозяйств стали уделять большее внимание.
Обобщая рассмотренные подходы к трактовке финансовой
системы, следует исходить из того, что она в странах с рыночной экономикой
представляет собой сложно структурированную систему, которой имманентно присущи
как функциональная, так и институциональная основы. Согласно этому можно дать
следующее определение финансовой системы.
Финансовая система представляет собой совокупность финансовых
организаций (учреждений) и финансовых рынков, обеспечивающих с помощью
различных финансовых инструментов формирования и использование денежных средств
государства, организаций и населения.
С нашей точки зрения, в целом финансовая система России, наиболее
подходящая под реальное положение дел состоит из двух укрупнённых подсистем:
государственных и муниципальных финансов;
финансов хозяйствующих субъектов.
Эти укрупнённые подсистемы в зависимости от конкретных форм
и методов формирования доходов и денежных фондов, в свою очередь, делятся на
более частые подсистемы (звенья), представленные ниже (Рис.1.4) [4].
Рис.1.4 Структура финансовой системы Российской Федерации
Специфика каждой сферы и звена финансовой системы определяет
не только особенности в составе и структуре финансовых ресурсов, но и оказывает
влияние на управление финансовыми отношениями в разных сферах и звеньях
финансовой системы.
Как говорилось выше, финансовая система представляет собой
структуру взаимосвязанных подсистем, которая включает в себя государственные и
муниципальные финансы и финансы хозяйствующих субъектов. Которые делятся
следующим образом на звенья:
Государственные и муниципальные финансы:
Страницы: 1, 2, 3
|