В
количественной теории денег используется уравнение Фишера:
M*V = P*Q.
М –
обращаемая денежная масса;
V - скорость
обращения денежной единицы;
P –средний
уровень цен;
Q –количество
товаров и услуг.
Этот
закон называют законом бумажно-денежного обращения. Поскольку количество денег
теперь может возрастать неограниченно, роль государства в денежном
регулировании колоссальна. Одним из видов регулирования является поддержание
структуры и объема денежной массы - совокупной покупательной способности
денежных средств.
Если
на вопрос "сколько необходимо денег?" однозначного ответа нет, то на
вопрос "каких денег должно быть больше, а каких меньше?" можно
попытаться дать ответ, проанализировав денежные агрегаты. Они представляют
собой составные элементы денежной массы, в их основе лежит ликвидный подход.
Агрегат
|
Комментарии
|
М0
|
наличные средства,
находящиеся в обращении (монеты и банкноты)
|
В развитых странах
преобладающее значение имеет безналичное обращение (оно тесно связано с
кредитом, а кредит дает существенную экономию издержек обращения). Роль этого
агрегата невелика.
|
М1
|
М0 + остатки на счетах
|
Средства на счетах в
банках используются для совершения текущих платежей. Поэтому объем данного
агрегата в значительной степени характеризует ликвидность денежной массы.
Вместе с тем, чем большие оборотные средства предприятия
"заморожены" на счете, тем меньше средств может быть инвестировано
в основной капитал. Данный агрегат в большей степени выполняет функцию
средства обращения.
|
М2
|
М1 + срочные и
сберегательные депозиты
|
"Депозитные
деньги" обладают меньшей ликвидностью, но могут быть в течение
какого-либо времени обращены в денежные средства (к примеру, в агрегат М1).
Агрегат М2 в большей степени выполняет функцию средства накопления, хотя
частично служит и средством обращения.
|
М3
|
М2 + сберегательные
вклады, а также ценные бумаги
|
Этот агрегат выполняет
функцию средства накопления. Вместе с тем, если под ценными бумагами,
составляющими данный агрегат, понимать и векселя, то в таком случае этот
агрегат может выполнять функцию средства обращения.
|
На деньги
существует двойственный спрос. Ценность денег состоит в их всеобщей покупательной
способности: мы ценим деньги потому, что ими можно оплатить любую покупку.
Но существует
и другой вид спроса на деньги, когда они не расходуются немедленно
(законсервированный, отложенный спрос). Это запасаемое количество денег и есть
денежный запас. Количество денег в качестве средств платежа есть разница м/у
денежными доходами и денежными расходами населения.
Денежный
запас создается тогда, когда хранение денег оказывается более выгодным, чем их
расходование.
Тема 2 Финансы и
финансовая система
1.
История финансов и финансовых отношений
Термин
«финансы» возник в XIII – XV вв. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный
платеж. Далее термин получил международное распространение и стал употребляться
как понятие, связанное с системой денежных отношений м/у населением и
государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.
Данный термин
отражал, во-первых, денежные отношения м/у двумя субъектами, т.е. деньги выступали
материальной основой существования и функционирования финансов.
Во-вторых,
субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них
(государство) обладал особыми полномочиями.
В-третьих, в
процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств
– бюджет, т.е. эти отношения носили фондовый характер.
В-четвертых,
регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания
налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что
достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства,
создания соответствующего фискального аппарата.
Финансы – это совокупность денежных отношений,
организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и
использование общегосударственных фондов денежных средств для реализации
экономических, социальных и политических задач.
Под финансами
понимают экономическую категорию, которая отражает уровень экономических
отношений м/у продавцом и покупателем по поводу денежных средств и
инвестиционных ценностей.
Предпосылки возникновения финансов:
1.
В
Центральной Европе в результате первых буржуазных революций власть монархов
была значительно урезана, произошло отторжение монарха от казны. Возник
общегосударственный фонд денежных средств – бюджет, которым глава государства
не мог единолично пользоваться.
2.
Формирование
и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы
государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным
закреплением. Уже тогда были обозначены 4 направления расходов: на военные
цели, управление, экономику и социальные нужды.
3.
Налоги
в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы
государства формировались главным образом за счет натуральных податей и
трудовых повинностей.
Развитие
финансов и финансовых отношений неразрывно связано с развитием и становлением
государств. Ведь финансы представляют собой отношения по накоплению и
распределению и последующему перераспределению национального богатства, причем
перераспределение необходимо именно для осуществления функций государства. С
широким развитием рыночных отношений финансовые отношения становятся более
многообразными. В частности, устраняется их единственная связь с казной и
прихотями монарха, короля или шаха. Развиваются и совершенствуются денежные
отношения, некоторые натуральные повинности и оброки заменяются более
прогрессивной формой налогообложения - денежной.
Совершенствуются
и развиваются функции государства: помимо содержания двора и придворных
хозяйств, а также армии и полиции, государство становится активным проводником
экономических интересов крупных торговцев и производителей, финансируя
колониальные захваты и политику протекционизма. Появляется и развивается
контрольная функция финансов: хорошо известен один из лозунгов американской
революции "Нет налогообложения без представителя", который связан с
желанием жителей США - тогда поданных Великобритании - участвовать в
определении направлений и объемов расходования налоговых поступлений в бюджет.
Тогда же развивается и институт интерполяций - вопросов, задаваемых
представителю исполнительной власти в парламенте.
Дальнейшее
развитие финансовых отношений связано с демократизацией общества. В большинстве
государств укрепляется парламентская (представительная) власть, зарождается
политика социальной стабильности, что подразумевает необходимость
перераспределения средств в пользу наиболее бедных слоев, установления
социальный гарантий в виде пособий и пенсий (родоначальником пенсионного и
вообще социального обеспечения был Бисмарк), внедрения специальных
государственных программ по социальной защите и поддержке (медицина,
образование, обеспечение занятости и т.д.).
Особенно
быстрые преобразования в данной области принес с собой ХХ век; в течение первой
трети совокупность разнообразных финансовых отношений складывается в финансовую
систему в том виде, в котором она существует и поныне. Таким образом,
совершенствование финансов неразрывно связано с развитием общества: чем сложнее
и выше уровень отношений между людьми, тем более совершенной структурой
обладают финансы. Они поэтому вообще неотделимы от человека, поскольку
представляют собой распределение и перераспределение созданных человеком
богатств.
Объекты финансового рынка
2. Функции финансов
Финансы
представляют собой отношения по созданию и перераспределению общественных благ
и богатств. В этом смысле они тесным образом связаны с денежным обращением и
сферой кредита. Вместе с тем, деньги выполняют различные функции, основной из
которых можно назвать функцию всеобщего эквивалента, товара, который служит
измерителем ценности и стоимости других товаров, работ и услуг. В отличие от
них, финансы представляют собой отношения, т.е. являются инструментом
накопления и распределения богатства, что осуществляется, в том числе, при
помощи денежных средств.
Финансы
- отношения по:
Созданию и
использованию централизованных фондов государства
|
Распределению и
перераспределению ресурсов (общественных благ) путем использования
государственного бюджета, территориальных бюджетов и внебюджетных фондов
|
Созданию и перераспределению
фондов предприятий
|
Финансы
также тесно связаны с кредитом: последний создает основу для расширенного
воспроизводства и ускоренного накопления богатства. Через кредитные отношения
частично реализуется распределительная функция финансов и направляется движение
денежных и товарных потоков. Здоровое функционирование финансов во многом
зависит от состояния денежного обращения и кредита: чем более развита денежная
и кредитная системы, тем эффективнее происходит накопление и перераспределение
общественного богатства.
Функции финансов
|
Распределительная
|
Контрольная
|
Регулирующая
|
В процессе производства
и торговли возникают различные доходы. Однако для целей удовлетворения
потребностей общества в развитии требуется перераспределить часть этих и иных
доходов. Это осуществляется путем изъятия части указанных доходов, создания
за счет этих средств фондов и расходования фондов на общественно полезные
цели: образование, медицину, строительство, оборону и т.д.
|
Контроль за правильностью
аккумулирования и распределения фондов и ресурсов. Поэтому финансы позволяют
также определить наиболее оптимальные пути расходования аккумулированных
средств, с тем, чтобы потребности общества были удовлетворены максимально.
|
Предоставлении дотаций
государственным бюджетом.
|
Контрольная функция
финансов тесно связана с распределительной. Среди огромного многообразия
финансовых отношений нет ни одного, которое не было бы связано с контролем за
формированием и использованием денежных фондов.
С помощью
финансов государство осуществляет распределение общественного продукта не
только в натурально-вещественной форме, но и по стоимости. В связи с этим
становится возможным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и
натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного производства.
Финансы
осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования
общественного продукта и НД. Контроль рублем ведется за производственными и
внепроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходам,
формированием и использованием основных фондов и оборотных средств.
Объектом
контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий,
организаций.
В
зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают:
¨
общегосударственный
(вневедомственный) финансовый контроль (осуществляют органы государственной
власти и управления);
¨
внутрихозяйственный
финансовый контроль (проводится финансовыми службами предприятия);
¨
общественный
финансовый контроль;
¨
независимый
финансовый контроль (осуществляют аудиторы).
Государственный
финансовый контроль в РФ осуществляют высшие органы государственной власти и
управления – Федеральное Собрание и его 2 палаты (Государственная Дума и Совет
Федераций). Федеральное Собрание образует Счетную палату как постоянно
действующий орган государственного финансового контроля. Счетная палата
осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей
федерального бюджета, законностью и своевременностью движения средств бюджета в
ЦБ РФ и иных финансово-кредитных учреждениях РФ.
На
региональном уровне финансовый контроль осуществляется как органами
региональной власти, так и специально создаваемыми контрольными органами.
Контроль за
состоянием республиканского бюджета и его исполнением осуществляет комитет по
бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы РФ.
Министерство
финансов РФ осуществляет контроль за производственно-финансовой деятельностью
предприятий, своевременным обеспечением федерального бюджета финансовыми
ресурсами, рациональным их использованием.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|