рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Эволюция казначейства в РФ

Казначейство, таким образом, должно стать основным распорядителем государственных финансовых средств, что предполагает его право осуществлять все государственные операции, независимо от того, в какой валюте они проводятся – национальной или иностранной.

К числу перспективных задач, наряду с упорядочением правовой основы деятельности федерального казначейства, относятся следующие:

– совершенствование механизмов мобилизации, учета и использования государственных финансовых ресурсов;

– развитие организационного, материального и технического обеспечения федерального казначейства;

– развитие, внедрение и организация эффективного использования единой информационной, телекоммуникационной системы органов казначейства с учетом обеспечения безопасности информации [14, c. 17].

Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства №677 от 23 июня 1999 года реализует Федеральную целевую программу развития органов федерального казначейства на (далее – Программа). Основной целью Программы является развитие системы органов федерального казначейства, необходимое для повышения эффективности управления и контроля за государственными финансовыми ресурсами. Основными задачами Программы являются:

– совершенствование механизмов мобилизации, учета и использования государственных финансовых ресурсов;

– упорядочение правовой основы деятельности органов федерального казначейства в целях создания достаточных условий для выполнения возлагаемых на них функций;

– развитие организационного, материального и технического обеспечения органов федерального казначейства;

– развитие, полномасштабное внедрение и организация эффективного использования единой информационной, телекоммуникационной системы органов федерального казначейства, с учетом обеспечения безопасности информации [26].

Одним из основных мероприятий программы является внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации, закрепляющих принцип казначейского учета государственных финансовых ресурсов и исполнения федерального бюджета, обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, а также местных бюджетов

Составной частью Программы является Проект модернизации казначейской системы Российской Федерации. Финансирование Проекта предполагается осуществлять за счет средств займа Всемирного банка и средств бюджета Российской Федерации. Общие цели проекта заключаются в следующем:

– расширение возможностей эффективного исполнения бюджета, а также возможностей Минфина по осуществлению надзора за бюджетом;

– создание прозрачной системы бухгалтерского учета, отражающей использование финансовых ресурсов страны и обеспечивающей управление этими ресурсами.

Стратегия развития казначейской системы, принятая в Проекте, предусматривает поэтапный подход.

В рамках подготовки Проекта, в течение 1999–2001 годов, была разработана стратегия создания современной системы исполнения бюджета, выработаны и согласованы решением Коллегии Минфина России (от 25 июля 2001 г. №4/1) основные направления развития казначейского исполнения федерального бюджета (далее по тексту – Индикативный план) [31].

В Индикативном плане были детализированы наиболее существенные в краткосрочной и среднесрочной перспективе проектные мероприятия, без осуществления которых создание эффективной системы федерального казначейства невозможно. Эти мероприятия включали в себя расширение степени охвата бюджетной системы казначейскими технологиями, определение статуса бюджетных организаций, усовершенствование функций и процедур исполнения бюджета, управления ресурсами федерального бюджета, бюджетной отчетности и пр.

Проект модернизации включает три компонента – по техническому содействию, оборудованию и программному обеспечению, обучению.

Компонент А включает оценку имеющейся бюджетной классификации и разработку нового плана счетов, разработку правовой, нормативной и операционной баз (включая руководства, процедуры, формы и инструкции для прогнозирования бюджетных расходов, отчетности, управления наличностью), разработку функциональных спецификаций для системы ведения главной книги казначейства (TLS) и связанной технологической архитектуры, разработку и реализацию технической архитектуры, связанной с казначейской системой.

Компонент В предполагает закупку и внедрение оборудования (серверы, рабочие станции и сопутствующая периферия), системного ПО, инструментария для разработки прикладных программ для центральных ГУФК и региональных офисов, прикладного ПО для казначейской системы в центре, региональных и районных органах казначейства, офисного оборудования и учебных средств.

Компонент С включает разработку общей стратегии обучения, курсы обучения по конкретным техническим и функциональным вопросам, учебные командировки официальных лиц правительства для обогащения опытом других правительств.

Реализация Проекта осуществляется в два основных этапа.

На первом этапе осуществляются мероприятия по разработке и внедрению новых процедур кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, которые обеспечивают проведение через казначейство всех федеральных выплат и поступлений, консолидацию всех средств федерального бюджета на счетах казначейства, а также расширение сферы применения этих процедур за счет включения в бюджет целевых бюджетных фондов и внебюджетных средств. Кроме того, в рамках этого этапа необходимо завершить разработку законодательной и нормативной базы, формирующей правовые основы деятельности казначейской системы.

В рамках первого этапа планируется закончить проектирование автоматизированной системы (далее – АС ФК) и осуществить её внедрение на нескольких выбранных пилотных площадках (в управлениях Федерального казначейства по Самарской, Саратовской и Ульяновской областях) и распространение ее основных (первоочередных) функций в территориальных органах Федерального казначейства, с тем, чтобы кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета обеспечивалось преимущественно с использованием основных казначейских технологий.

По завершении первого этапа будет реализована значительная часть преимуществ, связанных с внедрением полнофункциональной АС ФК. Завершение первого этапа планируется к 1 января 2008 г.

В ходе второго этапа Проекта планируется завершить внедрение (полнофункциональной) системы на всей территории Российской Федерации, включая все органы Федерального казначейства [31].

Для достижения эффективности управления необходимо, чтобы информационная финансовая система казначейства была интегрированной. Принятие совершенно новой функциональной структуры, более адекватно отражающей направление деятельности и роль ведомства, представляет собой трудную комплексную задачу, в ходе технической реструктуризации. Однако и в будущем это обещает повышение эффективности и результативности работы, направленной на выполнение задач и достижение целей организации.

В процессе реализации Проекта, за прошедшие годы, проведен значительный комплекс мероприятий, направленных на развитие казначейской системы, в целях повышения эффективности кассового обслуживания исполнения федерального бюджета и контроля за целевым использованием средств федерального бюджета.

Основными функциями казначейства в дальнейшем должны быть следующие.

1.     Анализ и функциональное планирование, включающее:

– мониторинг и анализ государственных операций – осуществление анализа и подготовка отчетов о государственных операциях на основе учетной информации, полученной от казначейской системы;

– планирование финансовой деятельности, в том числе подготовка прогнозов о притоке наличности в казну и ее оттоке, а также определение ежемесячных общих лимитов затрат, осуществление в сотрудничестве с Центральным банком РФ регулирования денежных операций и проверка денежных остатков;

– оценка хода выполнения бюджета; она включает мониторинг и оценку хода реализации бюджетного процесса;

– анализ текущей и прошлой информации о бюджете и учетных данных.

2. Управление бюджетом включающее:

– подготовку бюджета и его выполнение;

– контроль за операциями, осуществляемыми на нижестоящем уровне, т.е. над деятельностью региональных и местных органов власти;

– контроль за работой внебюджетных фондов, регулирование финансовых потоков между этими фондами и бюджетом.

3.     Регулирование долговых отношений и активов:

– по внутреннему долгу – учет внутреннего долга и хода его погашения, включая операции Центрального банка, регулирование внутреннего долга, мониторинг потенциальных внутренних обязательств;

– по внешнему долгу и иностранной помощи – учет внешних долгов государства и выданных им долговых гарантий; регулирование обслуживания долга;

– мониторинг потоков иностранной помощи.

На взгляд Гусева С.И. сформулированного в статье «Федеральное казначейство: взгляд на перспективы развития», ответственность за решения всех вопросов, связанных с государственным долгом и финансовыми активами, следует возложить на ГУФК. Оно должно отвечать за финансирование органов государственного управления со стороны банковской системы и из внешних источников. [14, c. 18].

4. Исполнение банковских функций.

В связи с перманентным несовершенством взаимодействия казначейских органов и кредитных учреждений напрашивается вывод о настоятельной необходимости создания бюджетного казначейского банка, что позволит решить проблему аккумуляции всех бюджетных средств на Едином счете органов федерального казначейства.

5. Учет государственных финансовых ресурсов. Для максимально полного учета государственных финансов необходимо перейти к новой стратегии построения бюджета, подразумевающей изменение подхода к определению ответственности государства (федерального бюджета) за исполнение объявленных и принятых на себя государством обязательств.

6. Бухгалтерский учет. Бухгалтерский учет должен вестись в централизованной Главной книге федерального казначейства, содержащей основные государственные счета. Это позволит получать достоверную и своевременную информацию о состоянии государственного сектора.

В дальнейшем большая роль должна быть отведена региональным казначейским управлениям, на которые законодательством возложена обязанность осуществлять контроля над всеми платежами и поступлениями во все виды бюджетов. Эволюцию региональных казначейских управлений можно представить в четыре этапа: региональные центры обработки данных; центры автоматизированного учета; региональные казначейские управления; отраслевые казначейские управления.

Таким образом, развитие казначейской системы исполнения бюджетов будет сопровождаться двумя тесно переплетающимися процессами: увеличением количества выполняемых функций с одновременным возрастанием требований к качеству их исполнения, а также усилением роли региональных казначейских управлений с параллельным сокращением их местных отделений.




Заключение


В результате проведенного исследования было установлено, что история Российского государства свидетельствует о целесообразности использования казначейских принципов в системе управления государственными финансами.

Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Федеральное казначейство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, а также Положением «О Федеральном казначействе» от 01 декабря 2004 года №703.

Органы федерального казначейства представляют собой единую централизованную систему, созданную по территориальному принципу и входящую в состав министерства финансов РФ.

Задачи, стоящие перед Федеральным казначейством, определены положениями бюджетного законодательства Российской Федерации. К таким задачам относятся проведение кассовых операций, осуществляемых в ходе исполнения федерального бюджета, осуществление предварительного и текущего контроля за соблюдением бюджетного законодательства участниками бюджетного процесса, распределение (по законодательно установленным нормативам) доходов, поступивших в бюджетную систему, между соответствующими бюджетами, осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, составление отчетности об исполнении федерального и консолидированного бюджетов.

Деятельность Федерального казначейства сегодня направлена на интенсификацию работ по созданию условий для полного и обособленного учета государственных бюджетных и внебюджетных средств, соблюдения нормативов распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, эффективного контроля за целевым использованием средств федерального бюджета, субсидий и субвенций, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам, а также эффективного управления средствами федерального бюджета на едином счете Федерального казначейства.

Обновлению казначейской системы должно сопутствовать наделение ее соответствующими полномочиями в области регулирования исполнения бюджета и управления государственными финансами. Это предполагает принятие федерального Закона о казначействе, согласованного с существующим законодательством, в частности, с Бюджетным кодексом.

К числу перспективных задач, наряду с упорядочением правовой основы деятельности федерального казначейства, относятся следующие:

– совершенствование механизмов мобилизации, учета и использования государственных финансовых ресурсов;

– развитие организационного, материального и технического обеспечения федерального казначейства;

– развитие, внедрение и организация эффективного использования единой информационной, телекоммуникационной системы органов казначейства с учетом обеспечения безопасности информации.


Список использованных источников


1.         Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

2.         Бюджетный кодекс Российской Федерации / Федеральный закон от 31 июля 1998 года №145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – №31. – Ст. 3823.

3.         О Федеральном казначействе: Постановление Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года №703

4.         О Федеральном казначействе: Указ Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года №1556

5.         О Федеральном казначействе: Положение Правительства Российской Федерации от 27 августа 1993 года №864

6.       Буньков Г.В. Казначейство не опускает руки // Финансы. – 2000. – №8. – С. 15–16.

7.       Бурцев В.В. Система государственного контроля // Финансы. – 2000. – №9. – 47–49.

8.         Бюджетная система РФ / Под ред. Романовского М.В. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – 678 с.

9.         Бюджетная система России: Учебник / Под ред. Поляка Г.Б. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 566 с.

10.    Вахрин П.И. Бюджетная система РФ: Учебник. – М.: Дашков и К., 2005. – 654 с.

11.    Годин А.М. и др. Бюджетная система РФ: Учебник. – М.: Дашков и К, 2007. – 278 с.

12.    Бюджет и бюджетная система РФ. Учебное пособие / А. м. Родин, И. в. Подпорина, И.М. Дашков и др. – М.: Юрайт. – 2001. – 252 с.

13.    Гайзатуллин Р.Р. Казначейская форма исполнения бюджета – единственная верная система управления государственными финансовыми средствами // Бюллетень министерства финансов Республики Татарстан. – 2004. – №2. – с. 12.

14.  Гусев С.И. Федеральное казначейство: взгляд на перспективы развития // Финансы. – 2002. – №2 – с. 17–18.

15.  Гусельников А.М., Кашко Д.А. Развитие электронного документооборота в Федеральном казначействе. // Бюджет. – 2008. – №5. – с. 19.

16.    Деревянченко Т.А. Казначейство – государственный контролер исполнения федерального бюджета. // Финансы. – 2000. – №4. – с. 29–30.

17.    Клюкова И.Н. Государственные функции по кассовому обслуживанию исполнения федерального бюджета реализуются успешно // Бюджет. – 2008. – №8. – с. 13.

18.    Комментарий к Бюджетному кодексу РФ / Под ред. Козырина А.Н. – М.: Эксмо, 2007. – 424 с.

19.    Нестеренко Т.Г. Казначейская система как инструмент эффективного управления государственными финансами. // Финансы. – 2001. – №3. – С. 16–20.

20.    Нешитой А.С. Бюджетная система РФ: Учебник. – М.: Дашков и К, 2006. – 322 с.


Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.