Эволюция налоговой системы в Российской Федерации
Федеральное
агентство по образованию
Байкальский
государственный университет экономики и права
Кафедра Налогов и
налогообложения
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
Теория и история налогообложения
На тему «Эволюция
налоговой системы в Российской Федерации»
Выполнила:
Чаписова Наталия Сергеевна.
Группа: ЗН-08.
Факультет: Налогов и Таможенного дела.
Проверил: Содномова Светлана Константиновна,
Директор Учебно-консультационного центра
Финансово-экономического факультета
БГУЭиП к.э.н., доцент.
Иркутск - 2009
План
Введение. 3
1.Теоретические основы построения налоговой системы.. 5
1.1 Понятие налоговой системы, его состав и структура. 5
1.2 Развитие взглядов ученых на роль налоговой системы в
экономике. 11
2. Исторический аспект развития налоговой системы в
Российской Федерации 14
2.1 Причины и условия формирования налоговой системы в
Российской Федерации в 1992 году. 14
2.2 Характеристика современной налоговой системы
Российской Федерации 21
3. Проблемы и перспективы современной налоговой системы.. 27
Заключение. 31
Библиографический список. 33
Введение
Налог - одна из самых древних форм экономических
отношений, появление которой связано с самыми первыми общественными
потребностями. Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые
государством с хозяйственных субъектов и с граждан по ставке, установленной в
законном порядке. К налогам относили разнообразные виды платежей из доходов
отдельных граждан в пользу государства или государя. Это могли быть разного
вида отчисления, подати, дани, пошлины и сборы, как денежные, так и натуральные
(зерно, вино и т.п.).
Люди о налогах думали всегда с двух сторон: одни - о том,
какие налоги установить и как их собрать, а другие - о том, как их платить, или
как от них уходить. Налоговая система возникла и развивается вместе с
государством. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в
обществе и, чаще всего, основной формой доходов государства. Налоговый механизм
используется для экономического воздействия государства на общественное
производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического
прогресса. Изменение форм государственного устройства всегда сопровождается
преобразованием налоговой системы. В истории давно известны случаи, когда
высокие налоги давали снижение общей суммы поступлений в казну или когда
снижение ставки налога увеличивает сумму сбора. В каждом случае эффект являлся
результатом конкретной налоговой политики государства и сложившихся условий.
Русский мыслитель Николай Тургенев в своем труде "Опыт теории
налогов" (1818) писал: "... дурные системы налогов, были одною из
причин, как видно из истории, что нидерландцы сделались независимыми от
Испании, швейцарцы - от Австрии, фрисландцы - от Дании и, наконец, казаки от
Польши. На возмущение североамериканских колоний против Англии дурная система
финансового управления относительно иностранной торговли имела решительное влияние.
Данная тема - «Эволюция налоговой системы в Российской
Федерации» – сложна, интересна и в то же время важна, потому что одним из
важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является
обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины
налогоплательщиков.
В своей работе я раскрываю понятие налоговой системы,
говорю о целевых установках налоговой системы, о классификации налогов, о
функциях и роле налогообложения в экономической системе общества.
Цель данной работы – раскрыть налоговую систему России,
её сущность, проблемы и перспективы развития.
1.Теоретические основы построения
налоговой системы
1.1 Понятие налоговой системы, его
состав и структура
Понятие «система» является основополагающей категорией
общей теории систем, системного подхода к управлению. Буквальное значение в
переводе с греческого языка – «целое, составленное из частей». Отсюда – можно
дать следующее научное определение системы: «система – совокупность
взаимодействующих компонентов, обладающих некоторыми свойствами, которые не
являются очевидными свойствами самих этих компонентов». Таким образом,
характерной чертой системы является то, что объединение элементов приводит к
появлению нового качества. Налицо закон диалектики, формулируемый как переход
количества в качество. В настоящее время в теории налогов понятие «налоговая
система» воспринимается по-разному. Нередко оно отождествляется с понятиями
«система налогов и сборов», «система налогообложения» и «система
законодательства о налогах и сборах», что является не вполне правильным.
Положение усугубляется еще и тем, что в Конституции РФ и законодательстве о
налогах и сборах РФ в настоящее время отсутствует нормативно определенное
понятие «налоговая система». В частности, п. 3 ст. 75 Конституции РФ
предусматривает, что «система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие
принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются
федеральным законом». Заметим, что закон «Об основах налоговой системы РФ»
содержал понятие налоговой системы, под которой, понималась лишь «совокупность
налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке».
Система налогов и сборов представляет собой определенную группу, совокупность
обязательных налоговых платежей, а налоговая система включает в себя как сами
налоги и сборы, так и весь спектр отношений, возникающих в связи с
налогообложением. На мой взгляд, налоговая система- это организованная на
определенных принципах система общественных отношений между государством (в
лице уполномоченных органов государственной власти по обеспечению соблюдения
законодательства о налогах и сборах) и его гражданами (организациями и
физическими лицами) по поводу установления и взимания налогов и сборов.
Структура налоговой системы любого государства определяется следующими
факторами: 1. уровнем экономического развития; 2. общественно-экономическим
устройством общества; 3. господствующей в обществе экономической доктриной; 4.
государственным устройством общества (унитарное или федеративное); 5.
историческим развитием налоговой системы. Безусловно, налоговые системы разных
стран различаются, ибо они исторически складывались под влиянием неодинаковых
экономических, политических и социальных условий. Отличия заключаются в составе
применяемых налогов и сборов, их структуре, способах взимания, уровнях ставок,
расчётах налоговой базы, составе и порядке предоставления льгот, фискальных
полномочий различных уровней власти, законодательных процедур налогообложения
и, наконец, приверженности государственной власти той или иной концепции
экономического развития и регулирования. Вместе с тем, есть черты, общие
свойства которых присущи налоговым системам в целом. Таковыми являются:
1. Направленность налогообложения на увеличение доходов
государства и обеспечение сбалансированности бюджета; приверженность
общепринятым принципам экономической теории о равенстве и справедливости и
эффективности налоговых платежей;
2. Устранение двойного обложения на разных стадиях продвижения
товаров или разных уровнях административного управления; ориентация налоговых
льгот по отдельным налогам с учетом приоритетов экономической и фискальной
политики.
Решающей качественной характеристикой любой системы
налогообложения является ее тяжесть, то есть мера давления совокупности налогов
на экономическую и социальную жизнь общества. Однако общепринятая методология
ее исчисления в настоящее время отсутствует. Структура налоговых платежей (см.
таблицу 1). В таблице показано, что в составе бюджетоообразующих налогов
наибольший вес принадлежит налогу на добавленную стоимость и акцизам. Это
говорит о том, что в структуре современной налоговой системы России преобладают
косвенные налоги.
Мировой опыт свидетельствует, что налоговая система,
построенная на базе НДС, обеспечивает высокую стабильность поступлений в бюджет
налогов и незначительную зависимость его от характера экономической
конъюнктуры. Этот вид налога составляет устойчивую и широкую базу формирования
бюджета, любое незначительное повышение его ставок существенно увеличивает
поступления в бюджет. Более того, НДС обладает такими свойствами, как
универсальность и абсолютная объективность, он практически не влияет на
относительные конкурентные позиции секторов экономики. Следовательно, этот
налог всегда будет заслуженно занимать одно из центральных мест в налоговой
системе государства. С момента зарождения налоговой системы РФ – с 1992 г.–
действовал Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (Закон
РФ от 27.12.1991 № 2118-1), в котором определялись виды налогов (сборов), но
этот Закон не содержал понятия «специальный налоговый режим», хотя такие режимы
фактически применялись. Еще к середине 80-х годов появилась государственная концепция
развития свободных экономических зон на территории СССР. В 1990 г. Верховный
Совет РСФСР принял решение о создании 11 свободных экономических зон с более
льготным режимом, а в 1992 г. был принят Закон РФ о создании закрытых
административно-территориальных образований (ЗАТО), с льготными налоговыми
режимами на месте закрытых городов и поселков оборонного значения. В связи с
тем, что ряд статей Закона «Об основах налоговой системы в Российской
Федерации» продолжает действовать до принятия всех глав второй части Налогового
кодекса, в декабре 2001 г. в этот Закон были внесены изменения (Закон РФ от
29.12.2001 № 187-ФЗ). Было определено, что налоговое законодательство РФ может
устанавливать специальные налоговые режимы (или системы налогообложения), предусматривающие
особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену совокупности
налогов и сборов одним налогом. При этом в этом Законе было оговорено, что
установление и введение в действие специальных налоговых режимов не означает
установления и введения в действие новых налогов и сборов, а случаи и порядок
применения специальных налоговых режимов определяются актами законодательства
РФ о налогах и сборах. Другими словами, по каждому виду специального налогового
режима должен быть предусмотрен отдельный закон (или соответственно глава
Налогового кодекса).
Впервые понятие «специальный налоговый режим» было
введено в налоговое законодательство РФ в 1999 г., когда вступила в силу первая
часть Налогового кодекса (Закон РФ № 146-ФЗ). В ст. 18 было определено, что
«СНР - это система мер налогового регулирования, применяемая в случаях и
порядке, установленных настоящим Кодексом». Однако было оговорено, что данная
статья вводится в действие со дня вступления в силу части второй Налогового
кодекса (Закон РФ № 147-ФЗ). Спустя полгода - в июле 1999 г. в эту статью были внесены
существенные изменения:
1. Было дано новое определение специального налогового
режима, под которым признавался особый порядок исчисления и уплаты налогов и
сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в
порядке, установленных настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним
федеральными законами.
2. Было предусмотрено, что при установлении специальных
налоговых режимов элементы налогообложения, а также налоговые льготы
определяются в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
3. Был дан исчерпывающий перечень специальных налоговых
режимов, а именно:
А) упрощенная система налогообложения субъектов малого
предпринимательства;
Б) система налогообложения в свободных экономических
зонах;
В) система налогообложения в закрытых
административно-территориальных образованиях;
Г) система налогообложения при выполнении договоров
концессии и соглашений о разделе продукции.
Следует заметить, что в этот список не вошли все
действующие на территории РФ специальные налоговые режимы, в частности, система
налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и система
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов
деятельности, хотя соответствующие главы Налогового кодекса уже были приняты и
вступили в действие. Через пять лет, в июле 2004 г. Законом РФ № 95-ФЗ в ст. 18
Налогового кодекса были внесены изменения, и, согласно, новой редакции этой
статьи, к специальным налоговым режимам относятся: система налогообложения для
сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
упрощенная система налогообложения; система налогообложения в виде единого
налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; система налогообложения
при выполнении соглашений о разделе продукции. Различают два типа СНР:
территориальный и субъектный. Юрисдикция СНР территориального типа
ограничивается по территориальному принципу, налоговое администрирование
ориентировано на определенную территорию.
К территориальным СНР относятся: 1. Система
налогообложения в особых экономических зонах (Федеральный закон от 22.01.1996 №
13-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области», Федеральный
закон от 31.05.1999 № 104-ФЗ «Об особой экономической зоне в Магаданской
области»); 2. Система налогообложения для организаций, зарегистрированных в
качестве налогоплательщиков в налоговых органах закрытых
административно-территориальных образований (Закон РФ от 14.07.1992 № 3297-1 «О
закрытом административно-территориальном образовании»). Юрисдикция СНР
субъектного типа ограничивается по принципу определения круга
налогоплательщиков – субъектов этого режима, налоговое администрирование
ориентировано на определенную категорию налогоплательщиков и осуществляется
повсеместно. К субъектным СНР относятся те, которые перечислены в ст. 18
Налогового кодекса: 1. Система налогообложения для сельскохозяйственных
товаропроизводителей (глава 261 НК РФ); 2. Упрощенная система налогообложения
(глава 262 НК РФ); 3. Система налогообложения в виде единого налога на
вмененный доход для отдельных видов деятельности (глава 263 НК РФ); 4. Система
налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (глава 264 НК
РФ). Специальные налоговые режимы устанавливаются НК РФ (п. 7 ст. 12, ст. 18 (в
ред. Федерального закона от 29.07.2004 № 95-ФЗ)). Они применяются в случаях и
порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах
и сборах. Согласно п. 7 ст. 12 Налогового кодекса РФ специальные налоговые
режимы могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 НК
РФ. Однако порядок установления таких налогов, а также порядок введения в
действие и применения указанных специальных налоговых режимов определяются в
Налоговом кодексе. СНР могут предусматривать особый порядок определения
элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате
федеральных, региональных и местных налогов и сборов, предусмотренных ст.ст.
13-15 НК РФ. Практически все специальные налоговые режимы относятся к
федеральным специальным налоговым режимам. Исключением является система
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов
деятельности, которая не устанавливается на федеральном уровне. Данная система
налогообложения вводится в действие законами субъектов РФ. Тем самым субъект РФ
самостоятельно решает вопрос о введении, в том числе о дате введения на своей
территории данной системы налогообложения. С 2006 г. эта система приобретает
статус местного специального налогового режима. При этом представительные
органы власти субъектов РФ и местного самоуправления не вправе устанавливать в
налоговых нормативных актах такие элементы налогообложения, как объект
налогообложения, налоговая база; налоговый период; порядок исчисления налога.
Они определяются только в главе 263 НК РФ. Таким образом, налоговая система РФ
представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов
управления налогообложением и по своей структуре она является трехзвенной:
присутствуют федеральные, региональные и местные налоги и сборы.
Страницы: 1, 2, 3
|