рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Федеральное государственное и федеральное регулирование рынка ценных бумаг

p> Масштабная приватизация государственных предприятий привела к появлению на рынке ценных бумаг огромного количества новых финансовых инструментов - акций приватизированных предприятий. Но первые выпуски ценных бумаг в 1991-1992 годах осуществлялись в условиях абсолютно недостаточного развития нормативной правовой базы и неразвитости системы государственного регулирования рынка, а на фоне с высокой степенью готовности населения к вложению средств в финансовые инструменты рынка ценных бумаг, не оправдали ожиданий своих акционеров и вкладчиков. Большое количество разорительных для обычного населения финансовых пирамид повлекло за собой негативное отношение в данному виду финансовых вложений.

В этот период наиболее развитым был ценных бумаг и суррогатов ценных бумаг, выпускаемых вновь созданными компаниями, включая нелицензированные финансовые компании, привлекавшие средства населения. Обвалы таких финансовых пирамид как «МММ», «Сапер-Инвест» и многих других привели к потере доверия населения к данной области иповлекли за собой трансформацию сбережений в такие типы финансовых активов, которые не связаны с финансированием производства и являющиеся, с точки зрения населения более стабильными и надежными: в наличную валюту (население), рост скрытых иностранных активов юридических лиц (бегство капиталов), а начиная с 1994 года - рост вложений в государственные ценные бумаги, доходы от выпуска которых также в основном не связаны с финансированием производства.

В результате чего наиболее высокими темпами развивался рынок государственных ценных бумаг и рынок ценных бумаг коммерческих банков.

К началу 1996 года значительных масштабов достигла практика использования государством финансовых инструментов рынка ценных бумаг по следующим направлениям:

1) выпуск государственных ценных бумаг в целях финансирования дефицита государственного бюджета государственных краткосрочных обязательств (ГКО), облигаций федерального займа (ОФЗ), облигаций государственного сберегательного займа (ОГСЗ);

2) реструктуризация внутреннего валютного долга - выпуск облигаций внутреннего валютного займа (ОВВЗ);

3) связывание части свободных денежных средств на основе денежной приватизации (инвестиционные торги и конкурсы, залоговая приватизация).

Но данные инструменты не давали приток денежных средств в производство. На фоне постоянного уменьшения ВВП, остановки основных заводов страны рынок ценных бумаг увеличивал свои объемы и к середине 1998 года стал наиболее привлекательным среди развивающихся рынков мира.

Но необходимо ответить, что в основном рынок характеризовался тогда и сейчас больше короткими ценными бумагами (3-6 месяцев) и основными инвесторами на нем являлись портфельные инвесторы, которые, в отличие от стратегических, не вкладывали капиталы в развитие производства, а являлись спекулятивными игроками на рынке.

За период с 1992 по 1996 год высокими темпами развивались все типы посредников на рынке ценных бумаг. Основные группы таких структур - профессиональных участников рынка ценных бумаг представляют собой:

. коммерческие банки;

. брокерские фирмы;

. инвестиционные фонды различных типов;

. инфраструктурные организации (регистраторы, депозитарии и расчетно-клиринговые организации, фондовые биржи и другие торговые системы).

Таким образом, к 1996 году сформировались правовые, экономические и организационные основы для развития отечественного рынка ценных бумаг, в том числе: o создана структура нормативно-правовой базы для регулирования рынка ценных бумаг Росси (приняты основные федеральные законы, издан ряд указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства

Российской Федерации, формирующие нормативную правовую основу рынка, разработана Комплексная программа защиты прав акционеров и вкладчиков); o создан единый орган государственного регулирования рынка - Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве

Российской Федерации (ФКЦБ России), которая в соответствии с

Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" преобразована в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг; o появилось значительное количество профессиональных участников рынка, имеющих опыт практической работы на нем; o создан определенный задел в развитии инфраструктуры рынка.

Вместе с тем остался нерешенным ряд значительных проблем, основными из которых являлись:

. низкий уровень капитализации рынка и ликвидности ценных бумаг мелких и средних эмитентов;

. высокая стоимость заимствований на рынке государственного долга;

. слабое развитие нормативной правовой базы, устанавливающей ответственность за правонарушения на рынке, недостаточность полномочий органов государственного регулирования по привлечению к ответственности организаций и лиц, нарушающих законодательство

Российской Федерации и правовые нормы на рынке, непроработанность вопросов взаимодействия регулирующих органов с правоохранительными органами и судебной системой.

Для решения этих проблем необходимо обеспечить проведение активной государственной политики, направленной на дальнейшее развитие самостоятельного российского рынка ценных бумаг, отвечающего национальным интересам России, интегрированного в мировой фондовый рынок и обеспечивающего привлечение инвестиций в российскую экономику.

В соответствии с этими проблемами были обозначены и задачи, которые необходимо решить:

V укрупнение и повышение уровня капитализации практически всех структур фондового рынка

V повышение стандартов профессиональной деятельности;

V повышение уровня компетентности специалистов на рынке ценных бумаг;

V развитие и ужесточение системы регулирования и надзора за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, в том числе на основе саморегулирования;

V развитие системы сбора и раскрытия информации о профессиональных участниках рынка ценных бумаг

V повышение конкурентоспособности российских профессиональных участников рынка ценных бумаг по сравнению с зарубежными финансовыми институтами.

Кроме того, необходимо заметить, что в условиях современного кризисного состояния экономики в России не может быть полноценного рынка ценных бумаг. Уровень развития этого рынка во многом зависит от благосостояния населения, которое определяет спрос на ценные бумаги.
Поэтому экономический рост, сопровождаемый увеличением доходов населения,
- главный фактор возрождения рынка ценных бумаг в России.

Современный этап рынка ценных бумаг можно назвать кризисным этапом.
После августа 1998года рынок ценных бумаг России должен пройти все заново.
Обвала громаднейшей пирамиды ГКО, практически государственый дефолт, а вследствие этого окончательная потеря доверия вкладчиков к государству – все это является серьезным препятствием к возрождению рынка ценных бумаг.
Государство на данном этапе должно прежде всего создать благоприятные условия для инвестиционных вливаний в сферу производства и это возможно после создания стабильных условий для производства, восстановления доверия населения к самому себе (представителям государственной власти) в целом и рынку ценных бумаг в частности. Для этого необходимо выполнение ряда условий, таких как установление четких рамок законности сделок на рынке ценных бумаг и жестких мер наказания за преступления в этой области, принятие определенного курса государственной политики и соответственно стабилизации экономической ситуации в стране. Это очень долгий этап, но, на мой взгляд, не возможно создать за 5 лет такого же относительно стабильного, управляемого и полноценного во всех отношениях рынка ценных бумаг как, например, в США или других развитых странах с более чем столетней историей.

РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ.

Любая человеческая деятельность на данном этапе развития общества должна быть регулируема, не является исключением и рынок ценных бумаг. В законе «О рынке ценных бумаг» предусматривается как регулирование деятельности государственными органами, так и специальными организациями, функционирующими на рынке ценных бумаг.

Для начала следует выделить систему регулирования рынка ценных бумаг - так называемую регулятивную инфраструктуру рынка, на данный момент эта система включает в себя: государственные органы регулирования; саморегулирующиеся организации; законодательные нормы рынка ценных бумаг; этику, традиции и обычаи рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг — это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

Регулирование рынка ценных бумаг охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем, осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования.

Различают:

. государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами;

. регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка;

. общественное регулирование или регулирование через общественное мнение.

Регулирование рынка ценных бумаг обычно преследует следующие цели:

[pic] поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

[pic] защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций от преступных организаций;

[pic] обеспечение свободного и Открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

[pic] создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;

[pic] в определенных случаях создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т. п.;

[pic] воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (например, для повышения темпов роста экономики, снижения уровня безработицы и т.|д.).

Конкретные цели регулирования рынка ценных бумаг всегда определяются текущей экономической и бюджетной политикой, состоянием экономического роста и ряда других факторов.

Процесс регулирования рынка ценных бумаг включает:

V создание нормативной базы функционирования рынка;

V отбор профессиональных участников рынка;

V контроль за соблюдением всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка;

V систему санкций за уклонение от норм и правил.

Основными принципами регулирования являются:

- разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка – с другой;

- выделение тех ценных бумаг, которые в первую очередь нуждаются в тщательном регулировании;

- обеспечение конкуренции между участниками рынка;

- обеспечение гласности нормотворчества;

- соблюдение преемственности российской системы регулирование рынка ценных бумаг и учет опыта мирового рынка.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг.

Особенность рынка ценных бумаг состоит в том, что обращающиеся на нем ценности представляют собой совокупность прав и не существуют в отрыве от обеспечиваемой государством нормативной правовой базы и системы правоприменения. Таким образом, государство выполняет системообразующую функцию, которая будет непрерывно видоизменяться в соответствии со стоящими перед ним задачами по обеспечению национальных интересов.

Государство создает систему регулирования рынка и обеспечивает ее функционирование. Развитие системы правоприменения как одного из ключевых элементов системообразующей функции государства будет приоритетным направлением государственной политики.

Государство выступает крупнейшим заемщиком на рынке ценных бумаг и оказывает прямое влияние на его количественные и качественные характеристики.

Государство является крупнейшим держателем ценных бумаг российских предприятий и выступает крупнейшим продавцом на рынке корпоративных ценных бумаг.

Государство выполняет ряд важнейших функций на рынке ценных бумаг, среди них можно выделить следующие основные: разработка программы и стратегии развития рынка ценных бумаг, наблюдение и регулирование исполнения этой программы, выработка законодательных актов для реализации стратегии; установление требований к участникам рыночного процесса, установка различных стандартов; контролирование финансовой безопасности и устойчивости рынка, надзор за выполнением распоряжений по безопасности; обеспечение информированности всех без исключения инвесторов о состоянии рынка; формирование государственных систем страхования на рынке ценных бумаг; контроль и предупреждение чрезмерного вложения инвестиций в государственные ценные бумаги;

На сегодняшний день известны две модели государственного регулирования рынка ценных бумаг, первая подразумевает, что государство максимально активно контролирует и вмешивается в регуляционный процесс на рынке и лишь небольшая часть передается саморегулирующимся организациям. Вторая модель прямо противоположна первой - роль государства в регулировании минимальна и основная доля регулирования принадлежит участникам рынка. В большинстве стран мира государство идет по пути среднего между этими двумя крайними моделями.

Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации выделяет следующие важнейшие принципы государственной политики на рынке ценных бумаг: а) государство, выполняя универсальную функцию по защите граждан, их законных прав и интересов, осуществляет меры по защите прав участников рынка ценных бумаг на основе лицензирования и регулирования всех видов профессиональной деятельности на этом рынке. б) принцип единства нормативной правовой базы, режима и методов регулирования рынка на всей территории Российской Федерации; в) принцип минимального государственного вмешательства и максимального саморегулирования, основывающийся на минимизации затрат из федерального бюджета, отказа от навязывания централизованных решений, гласности нормотворчества и обязательности участия профессиональных участников рынка в регулировании; г) принцип равных возможностей, означающий:

. стимулирование государством конкуренции на рынке ценных бумаг через отсутствие преференций для отдельных его участников;

. равенство всех участников рынка перед органами, осуществляющими его регулирование;

. гласное и конкурсное распределение государственной поддержки различных проектов на рынке;

. отсутствие преимуществ у государственных предприятий, функционирующих на рынке, перед коммерческими;

. запрет государственным органам давать публичные оценки профессиональным участникам рынка;

. отказ от государственного регулирования цен на услуги профессиональных участников рынка (кроме компаний-реестродержателей). д) принцип преемственности государственной политики на рынке ценных бумаг, означающий последовательность государственной политики и ее приверженность складывающейся российской модели рынка ценных бумаг; е) принцип ориентации на мировой опыт и учета тенденции глобализации финансовых рынков, а также предполагающий разработку взвешенной политики по отношению к иностранным инвесторам и иностранным участникам российского рынка ценных бумаг.

К числу основных принципов государственного регулирования рынка ценных бумаг относятся: o функциональное регулирование в сочетании с институциональным регулированием по вопросам организации контроля и надзора за деятельностью профессиональных участников рынка; o использование механизмов саморегулирования рынка, создаваемых при помощи государства и под его контролем; o распределение полномочий по регулированию рынка между Российской

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.