Доходы федерального бюджета. К налоговым доходам федерального бюджета относятся:
·
федеральные
налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым
законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке
бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы
Российской Федерации утверждаются Федеральным законом о федеральном бюджете на
очередной финансовый год;
·
таможенные
пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
·
государственная
пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:
·
доходы от
использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы
от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении
органов государственной власти Российской Федерации;
·
доходы от продажи
имущества, находящегося в государственной собственности, – в порядке и по
нормативам, которые установлены федеральными законами и другими нормативными
правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации;
·
часть прибыли
унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты
налогов и иных обязательных платежей, – в размерах, устанавливаемых
Правительством РФ;
·
прибыль Банка
России – по нормативам, установленным федеральными законами;
·
доходы от
внешнеэкономической деятельности;
·
доходы от
реализации государственных запасов и резервов. Состав и структуру доходов
федерального бюджета характеризуют данные табл. 16.1.
Главный источник доходов федерального бюджета – налоговые доходы (около
92%). Наиболее весомые налоги – налог на добавленную стоимость и акцизы – более
52% всех доходов бюджета. Налог на прибыль составляет более 13%. Налоги на
внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции – более 20%, среди них основное
место занимают импортные пошлины.
Вторую группу составляют неналоговые доходы – 7%, в их числе: доходы от
государственной собственности, от продажи принадлежащего государству имущества,
от реализации государственных запасов, от внешнеэкономической деятельности.
Третья группа – поступления от целевых бюджетных фондов – 1,0%
(Федеральный дорожный фонд. Федеральный экологический фонд. Фонд развития
таможенной системы и др.).
5. РАСХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
Расходы федерального бюджета – это
экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных
средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и
территориальному назначению.
Расходы федерального бюджета выполняют функции политического, социального
и хозяйственного регулирования. Государственные расходы вызваны самим фактом
наличия государства и по своей природе они являются отношениями дополнительной
эксплуатации, поскольку основным источником их образования выступают налоги,
представляющие вычет из заработков и доходов. Кроме того, государственные
расходы служат воспроизводству экономических и социальных отношений,
существующих в конкретном государстве в конкретное время, а также в основной
своей массе государственные расходы являются непроизводительными, поскольку они
являются долей национального дохода, выбывающей из воспроизводственного
процесса.
Для уяснения роли и значения многообразных
бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: по роли
в воспроизводстве, общественному назначению, отраслям производства и видам
деятельности, целевому назначению.
По роли в общественном производстве расходы бюджета государства делят на:
1.
расходы на
содержание и развитие материального производства (расходы на расширенное
воспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т.п.);
2.
расходы на
содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы (текущие затраты
государства – расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и
пособия и т.п.);
3.
расходы на
создание государственных резервов (затраты на формирование и обслуживание
страховых и резервных фондов).
С помощью этих расходов государство получает инструменты регулирования
распределением денежных средств между материальным производством и
непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и социальными
потребностями общества, и, кроме того, государство как субъект экономики при
помощи данного инструмента может воздействовать на стоимостную структуру
общественного производства, достигать прогрессивных сдвигов в
народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие принципиально новых
отраслей экономики, влиять на ускорение научно-технического прогресса. Таким
образом, бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера,
способны играть важную роль в государственном регулировании экономики и
социальных процессов.
В соответствии с общественным
назначением (экономическая группировка бюджетных расходов по экономическому
назначению отражает выполняемые государством функции – экономическую,
социальную, оборонную и т.п.) все расходы федерального бюджета подразделяются
на четыре большие группы:
1.
расходы на
народное хозяйство и поддержку экономики;
2.
расходы на
социально-культурные нужды;
3.
военные расходы;
4.
расходы на
управление.
Структура бюджетных расходов по данным группам в течение многих лет была
в нашей стране относительно стабильной, демонстрируя давно установившиеся
приоритеты в распределении средств бюджета. Основная масса ресурсов (около
половины всех бюджетных средств) направлялась на народное хозяйство и поддержку
экономики, что обеспечивало выполнение экономической функции государства; и
только около трети бюджетных средств расходовалось на социально-культурные
мероприятия.
Основой отраслевой группировки расходов федерального бюджета является
общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности. Расходы в
производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на
развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и др.; в
непроизводственной – по отраслям и видам общественной деятельности: на
образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное
управление и т.п. Такое деление государственных расходов (также как и по роли в
воспроизводстве) помогает выявлять пропорции в распределении бюджетных средств,
но уже по отраслям. Изменяя эти пропорции, государство может добиваться нужных
сдвигов в отраслевой структуре общественного производства.
Классификация расходов по целевому
назначению (экономическому содержанию) является необходимой базой для
осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств. В
федеральном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых
ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством.
Так, в составе расходов на народное хозяйство принято выделять: затраты на
капитальные вложения, дотации, операционные расходы и др.; по учреждениям и
организациям непроизводственной сферы – затраты на заработную плату, стипендии,
медикаменты, питание, текущий и капитальный ремонт и т.д. Одновременно с
экономической классификацией расходов бюджета используются и другие
группировки, в том числе и организационная, в основе которой лежит
распределение ассигнований по целевым программам и уровням управления.
Группировка расходов по целевым программам указывает на конкретных получателей
бюджетных средств, ответственных за эффективное использование выделяемых
бюджетных ресурсов. В соответствии с уровнем государственного управления расходы
федерального бюджета России подразделяются на федеральные, субъектов Федерации
и местные. Также в экономической литературе можно встретить классификацию
государственных расходов по источникам на бюджетные ассигнования, расходы за
счет резервных и страховых фондов, кредитные источники финансирования (в
государственном секторе экономики может быть использован и такой источник, как
самофинансирование).
Структура государственных расходов, т.е. соотношение между группами
расходов на народное хозяйство, социально-культурные нужды, военными расходами
и расходами на управление в бюджете государства, не одинаково в разных странах
и даже в одной стране в разные периоды ее развития. Структура расходов меняется
под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Эти факторы могут быть
экономическими, военными, социальными, политическими и т.п.
Перечисленные группы расходов
определены по предметному признаку. Но, как уже упоминалось, государственные
расходы можно классифицировать и по другим признакам. Например: расходы делят
по:
1. Экономической роли в процессе
производства – на затраты, связанные с финансированием материального
производства и содержанием непроизводственной сферы.
2. Функциональному назначению – на
затраты, связанные с содержанием аппарата-управления, финансированием народного
хозяйства, правоохранительной деятельности и т.д.
А также расходы подразделяют на: а) капитальные
– часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную
деятельность (капитальные вложения); б) текущие – часть расходов бюджета
функционирования органов государственной власти (субсидии, дотации на
финансовую деятельность).
В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством
исключительно из федерального бюджета финансируются:
·
деятельность
Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации,
Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их
территориальных органов;
·
функционирование
федеральной судебной системы;
·
международная
деятельность в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации
межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми
организациями, международного культурного, научного и информационного
сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской
Федерации в международные организации, другие расходы в области международного
сотрудничества);
·
национальная
оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии
оборонных отраслей промышленности;
·
фундаментальные
исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
·
государственная
поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
·
государственная
поддержка ядерной энергетики;
·
ликвидация
последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
·
исследование и
использование космического пространства;
·
содержание
учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов
государственной власти Российской Федерации;
·
формирование
федеральной собственности;
·
обслуживание и
погашение государственного долга Российской Федерации;
·
компенсация
государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий
и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с
законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
·
пополнение
государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней,
государственного материального резерва;
·
проведение
выборов и референдумов Российской Федерации;
·
федеральная
инвестиционная программа;
·
обеспечение
реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к
увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других
уровней;
·
обеспечение
осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие
уровни власти;
·
финансовая
поддержка субъектов Российской Федерации;
·
официальный
статистический учет и др.
Средства федерального бюджета используются также для финансирования
мероприятий регионального и местного значения, включаемых в целевые
региональные и местные программы. По согласованию с региональными и местными
органами власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств
бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов
финансируются следующие виды расходов:
·
государственная
поддержка отраслей промышленности, строительства и строительной индустрии,
сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного
хозяйства, метрополитенов;
·
правоохранительная
деятельность;
·
пожарная
безопасность;
·
научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие
научно-технический прогресс;
·
социальная защита
населения;
·
охрана окружающей
природной среды, охрана и воспроизводство природных ресурсов, обеспечение
гидрометеорологической деятельности;
·
предупреждение и
ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий
межрегионального масштаба;
·
развитие рыночной
инфраструктуры;
·
развитие
федеративных и национальных отношений;
·
деятельность
избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
·
деятельность
средств массовой информации;
·
финансовая помощь
другим бюджетам;
·
прочие расходы,
находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований.
Через федеральный бюджет проходит финансирование 100% общегосударственных
расходов на оборону и международную деятельность, 92% – на фундаментальные
научные исследования, 81% – на правоохранительную деятельность, 58% – на
предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных
бедствий.
Наибольшую
долю в расходах федерального бюджета занимают ассигнования на национальную
оборону; вместе с расходами на правоохранительную деятельность и обеспечение
безопасности они составляют примерно третью часть всех бюджетных расходов.
Второе место в расходах федерального бюджета занимают все возрастающие
ассигнования на обслуживание государственного долга (более 17%). Третье место
(15%) – расходы на социально-культурные мероприятия. В объеме общегосударственных
расходов на высшее образование средства федерального бюджета превышают 90%, на
профессионально-техническое и среднее специальное образование – примерно 50%,
на социальную политику – около 50%, культуру и искусство – около 20%.
Затраты на
поддержку отраслей народного хозяйства составляют примерно 9% всех расходов. В
то же время в общегосударственных расходах на промышленность, энергетику,
строительство расходы федерального бюджета превышают 27%, на сельское хозяйство
– свыше 30%.
Федеральный
бюджет – это важный инструмент межрегионального
перераспределения общегосударственных средств. За счет федеральных
налогов формируются фонды финансовой поддержки регионов, из федерального
бюджета субъектам Российской Федерации выделяются дотации и субвенции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Федеральный бюджет, являясь
центральным звеном системы государственных финансов, придает финансам всеобщий
характер. С помощью такого инструмента, как федеральный бюджет, государство
образует и использует общегосударственный централизованный фонд денежных
средств, и именно через бюджет государство организует перераспределение
общественного продукта (к примеру, между производственной и непроизводственной
сферой), следовательно, такой централизованный фонд в лице бюджета необходим
государству для осуществления своих основных функций. Важнейшими из функций
государства в современной экономике принято считать обеспечение расширенного
воспроизводства, удовлетворение социально-культурных потребностей населения,
обеспечение национальной обороны, покрытие общих издержек управления.
Как уже было сказано, федеральный
бюджет позволяет государству сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих
участках экономического и социального развития, что позволяет использовать
федеральный бюджет как инструмент государственного регулирования экономики.
Изменяя величину и структуру расходов федерального бюджета государство способно
достаточно гибко маневрировать в выборе целей проводимой
социально-экономической политики. Однако не только государство может управлять
величиной и структурой расходов федерального бюджета: на эти показатели могут
оказывать влияние внешняя и внутренняя политика государства, государственное
устройство, уровень благосостояния населения и многие другие факторы. Значения
расходов федерального бюджета в развитии современной российской экономики
трудно недооценить, учитывая их роль и влияние на различные стороны
хозяйствования, стимулированию разработки и внедрения в производство передовых
научных достижений. Однако возможности свободного регулирования величиной и
структурой государственных расходов ограничены, и, прежде всего объемами
поступающих в федеральный бюджет доходов, а, как известно, сбор налогов в
России вызывает множество нареканий.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
1. Дадашев
А.З. Финансовая система России. - М.: ИНФРА-М, 2000.
2. Пансков
В.Г. Проблемы формирования расходов бюджета. – М.: Изд-во ИНФРА-М, 2001.
3. Поляк Г.Б.
Бюджетная система России. – М., 2003.
4. Сабанти
Б.М. Теория финансов. – М.: Изд-во Менеджер, 2004.
5. Блинов
М.В. Бюджетная реформа в РФ и Бюджетный кодекс РФ. – М.: Налоговый вестник, №11,
2008.
6. Козырев И.Р. Бюджетная реформа. –
М.: Вестник экономики, №2, 2000.
7.
http://www.neuch.ru/referat/51415.html.
Страницы: 1, 2
|