Финансирование государственных и муниципальных расходов
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие и система государственных и муниципальных
расходов
Глава 2. Финансирование государственных и муниципальных
расходов
2.1 Понятие и принципы государственного финансирования
2.2 Финансирование
в форме капитальных вложений
2.3 Сметно-бюджетное финансирование
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Финансовую сторону деятельности
государственного аппарата в общих чертах можно описать как совокупность доходов
и расходов государства, именуемую еще бюджетом.
Настоящая работа
посвящена части этой деятельности, а именно: государственным и муниципальным
расходам, а также средствам и способам их финансирования.
Перечень расходов
установлен в Бюджетном кодексе РФ в статье 21, которая определяет единые для
всей бюджетной системы РФ расходы бюджетной системы. Порядок формирования
расходов, необходимых для деятельности органов государственной власти,
устанавливается Министерством финансов РФ.
Актуальность
рассматриваемой темы состоит в том, что именно от объема расходов зависит
финансовое состояние государства, ведь при несовпадении объема расходов с
объемами доходов может привести к глубокому финансовому кризису, ярким примером
которого является начавшийся в 2008 года в России кризис. В связи с этим,
правильное планирование и распределение расходов по периодам обеспечивает
устойчивость финансовой системы страны.
Целью настоящей работы
является изучение и анализ правовых основ, принципов регулирования расходов
бюджетов и их финансирования.
Структура работы –
настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
использованной литературы. Первая глава посвящена понятию и классификации
государственных и муниципальных расходов. Во второй главе раскрыты способы
финансирования государственных и муниципальных расходов.
Глава 1.
Понятие и система государственных и муниципальных расходов
Государственные
(муниципальные) расходы – это урегулированная нормами финансового права деятельность государства
по расходованию разнообразных фондов денежных средств для реального обеспечения
финансовыми ресурсами выполнения задач и функций, стоящих перед государством
(муниципальным образованием). Данные расходы имеют публичный характер.[1]
Выражение
государственные (и муниципальные) расходы можно понимать в разных аспектах.
Например, как конкретные
суммы затрат государства и муниципальных образований, произведенных ими в целях выполнения
своих функций и задач.
Вместе
с тем данная категория имеет организационный и юридический аспекты, выступая в качестве составной части финансовой деятельности государства и
муниципальных образований, а именно деятельности по использованию находящихся
в их собственности и распоряжении денежных средств. Ей присущи все общие
особенности финансовой деятельности государства и муниципальных образований при
наличии специфических черт, свойственных данному ее этапу. Особенно следует
отметить, что такое направление финансовой деятельности находится во
взаимозависимости с другими ее направлениями: образованием денежных фондов, их
распределением; неотъемлемым ее элементом также должен быть финансовый
контроль.
В
процессе деятельности по осуществлению государственных и муниципальных расходов
возникает широкий круг отношений, регулируемых финансовым правом, а в связи с
ней и другими отраслями права — гражданским, административным и др.
В финансовых правоотношениях в данном случае участвуют государственные и
муниципальные предприятия, организации, учреждения, их вышестоящие органы, а
также банки, через
которые производится выдача средств. В таких правоотношениях могут участвовать и негосударственные или
немуниципальные организации, если государственные органы власти или органы местного самоуправления
примут специальные решения о выделений им государственных или муниципальных средств.
Государственные
и муниципальные расходы получают свое выражение в соответствующих
финансово-правовых институтах и правоотношениях. Они обладают характерными
чертами финансового права и финансовых правоотношений в целом и связанными с
ними конкретизирующими особенностями.
Анализируя
содержание правовых институтов государственных и муниципальных расходов,
следует обратить внимание на их тесную связь с институтами бюджетного права,
государственных и муниципальных внебюджетных фондов, финансов государственных и
муниципальных предприятий: регулируемые этими институтами отношения получают
развитие в процессе осуществления государственных и муниципальных расходов как
завершающем этапе реализации государственных и местных бюджетов, бюджетов
внебюджетных фондов, финансовых планов предприятий. На данном этапе происходит использование выделенных для расходов
средств всеми их
непосредственными получателями.
Это
определяет исключительно важное практическое значение финансово-правовых
институтов государственных и муниципальных расходов, четкости составляющих их
правовых норм как механизма, способствующего экономному и эффективному
использованию государственных и муниципальных денежных средств строго по
целевому назначению в соответствии с утвержденными программами, планами и
приоритетами.[2]
Государственные
и муниципальные расходы представляют в своей совокупности определенную систему и классифицируются по разным основаниям.
Прежде всего, в зависимости от форм собственности субъектов, осуществляющих
публичные расходы, их следует подразделить на государственные и муниципальные.
Такую
классификацию развивает подразделение расходов на три группы соответственно
уровням организации власти в Российской Федерации: федеральные расходы; расходы
субъектов Федерации (региональные), которые вместе с федеральными составляют государственные
расходы; и расходы
местного уровня (муниципальные).
В
зависимости от источников получения денежных средств, а также порядка их
планирования и использования расходы можно подразделить: а) на централизованные, осуществляемые за счет бюджета и
государственных (муниципальных) внебюджетных фондов; и б) децентрализованные, осуществляемые государственными и муниципальными
организациями за счет тех средств, которые получены ими самими в результате
своей деятельности и остаются в их распоряжении.
В
зависимости от характера участия в общественном производстве и деятельности
выделяются расходы на финансирование: а) оборотных средств (текущих расходов); б) основных фондов (капитальных вложений); в) создания резервов.
Существенное
значение для характеристики целевых направлений государственных и муниципальных
расходов имеет классификация их по функциональному признаку. Законодательной основой такой классификации является
ст.21 Бюджетного кодекса РФ.[3]
Так,
в составе расходов можно выделить направления расходов на:
а)
отрасли экономики — промышленность, строительство сельское хозяйство и т.д.;
б)
социально-культурную сферу и науку;
в)
охрану окружающей природной среды;
г)
оборону;
д)
правоохранительную деятельность, обеспечение безопасности, функционирование
судебной системы;
е)
международную деятельность;
ж)
государственное управление и местное самоуправление, включая функционирование
представительных и исполнительных органов власти;
з)
создание запасов и резервов;
и)
прочие расходы.
Понятиям
государственных (муниципальных) расходов и доходов свойственен ряд общих
характеристик: расходы, как и доходы, подразделяются на централизованные и
децентрализованные, а также на федеральные, субъектов Федерации (региональные)
и местные (муниципальные) или более обобщенно — на государственные и местные
(муниципальные).
Государственные
(муниципальные) расходы и государственные (муниципальные) доходы — тесно
взаимосвязанные категории. Объем расходов находится в прямой зависимости от
объема доходов. При их несоответствии наступают негативные последствия —
бюджетный дефицит, инфляция национальной валюты в связи с покрытием недостатка
средств эмиссией денежных знаков, введение дополнительных налогов,
использование внутренних и внешних займов в больших размерах, чем может
выдержать экономика, и пр., которые могут перерасти в глубокий финансовый
кризис.[4]
Глава 2.
Финансирование государственных и муниципальных расходов
2.1
Понятие и принципы государственного финансирования
Государственные
и муниципальные расходы осуществляются путем финансирования. Финансирование государственных или
муниципальных расходов —
это урегулированное
правовыми нормами выделение (отпуск) государственных или муниципальных денежных
средств, как правило, на безвозмездной и безвозвратной основе (за исключением
установленных законодательством условий возвратности и возмездности), для
деятельности и развития предприятий, организаций и учреждений соответственно их
задачам и функциям.
В
порядке финансирования государственных (муниципальных) расходов в связи с преобразованиями
экономики появились новые
черты: расширился круг
источников финансирования государственных и муниципальных расходов (однако это
не свидетельствует о достаточности средств), появились новые организационно-правовые
формы финансирования.
В
настоящее время источниками
финансирования государственных
и муниципальных расходов выступают средства:
·
государственных и
муниципальных бюджетов, причем на основании специально принятых решений они
могут быть выделены на срочной, возвратной, платной основе (ст. 6 Бюджетного
кодекса РФ, законы о федеральных бюджетах);
·
государственных
(муниципальных) внебюджетных фондов;
·
отраслей
экономики — централизованные фонды министерств, ведомств, собственные
финансовые ресурсы предприятий, учреждений.[5]
В
последнее время в формировании средств, необходимых для финансирования
государственных и муниципальных расходов, усилилось значение заемных и привлеченных средств. Придается большое значение
привлечению иностранных инвестиций.[6]
В
расходах многих государственных социально-культурных бюджетных учреждений стало
занимать довольно существенное место использование полученных ими в результате
своей деятельности дополнительных, помимо ассигнований из бюджета, —
внебюджетных доходов.
Что
касается хозяйствующих субъектов (коммерческих организаций), то переход к
рыночным отношениям повлек сокращение бюджетных средств, выделяемых в отрасли
экономики, и переход предприятий в основном на самофинансирование.
Среди новых
организационно-правовых форм финансирования государственных расходов следует
отметить такие, как финансирование программ на конкурсной основе; выделение
единовременных безвозмездных и безвозвратных пособий с условием соблюдения
определенных требований, обычно образовательным учреждениям, творческим коллективам
и т. п. Распространена многоканальная система финансирования государственных
программ с использованием средств бюджетов разных уровней и внебюджетных
источников.
При
этом финансирование планируется на разные сроки: помимо годового, оно может
быть среднесрочным и долгосрочным.
Взамен
непосредственного финансирования отдельных объектов (программ) в качестве меры
их государственной поддержки применяется предоставление гарантий и поручительств коммерческим банкам за счет средств федерального бюджета
как условие выдачи кредита. Эти гарантии и поручительства могут преобразоваться
в государственные расходы за счет федерального бюджета в случае нарушения
обязательств по возврату кредита его получателем.
Все
формы финансирования нуждаются в совершенствовании их правового регулирования.
Финансирование осуществляется на основании определенных принципов. Названные
принципы находят отражение в действующем законодательстве, хотя и
недостаточное.
Можно
назвать следующие общие принципы финансирования государственных и муниципальных
расходов (действующие независимо от источников финансирования):
ü
плановость;
согласно этому принципу расходы должны планироваться на основе государственных
или муниципальных планов и программ; в финансовых планах необходимо отражение
потребностей в средствах и определение источников их удовлетворения;
финансирование должно осуществляться в меру выполнения плановых заданий с
учетом освоения ранее выданных сумм, в связи с чем важное значение имеет
разбивка годовых назначений на периоды;
ü
соответствие
планируемых расходов объему государственных или муниципальных доходов;
ü
целевое
направление средств, что означает необходимость, помимо указания общей суммы
средств, выделяемых получателям, определения конкретных мероприятий и целей, на
которые они должны быть использованы;
ü
соответствие
финансируемых расходов охраняемым законом правам и интересам граждан,
организаций, государства (Российской Федерации и ее субъектов), муниципальных
образований;
ü
соответствие
финансируемых расходов требованиям экологических, санитарно-гигиенических и
других установленных законом и в соответствии с ним норм;
ü
безвозвратность и
безвозмездность выделения средств (за исключением случаев, установленных в
соответствии с законодательством);
ü
контроль за использованием
государственных и муниципальных средств и ответственность за правонарушения в
этой области.[7]
Порядок
финансирования государственных и муниципальных расходов различается в зависимости от разных
факторов, например, от источников финансирования, от предметно-целевого
направления средств (различают порядок финансирования капитальных вложений,
прироста оборотных средств, текущих расходов и др.).
Вместе
с тем можно выделить два
основных правовых режима финансирования в зависимости от особенностей
использования средств субъектами:
1.
финансирование
государственных или муниципальных коммерческих организаций, за которыми
имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения;
2.
финансирование
государственных или муниципальных учреждений, состоящих на бюджете и
относящихся к некоммерческим организациям, действующим на праве оперативного
управления имуществом, т. е. сметно-бюджетное финансирование.
Промежуточным
между ними, обладающим чертами первого и второго режимов, является
финансирование казенных предприятий, действующих на праве оперативного
управления имуществом.
Эти
предприятия в сравнении с другими государственными (муниципальными)
предприятиями имеют особенности в порядке планирования и использования средств.
В
названных правовых режимах находят отражение правовые режимы финансирования,
которые выделяются по другим основаниям, например, по предметно-целевому
направлению средств. Поэтому их можно было бы обозначить именно как основные
правовые режимы финансирования.
Страницы: 1, 2
|