Финансирование и его виды
Введение
Как и большинство
основополагающих терминов, термин «финансы» имеет множество определений,
выражающих различные взгляды исследователей на одно и то же явление. Понятие
"финансы" будоражило умы не одного поколения специалистов еще задолго
до появления в нашей стране рыночной экономики. До сих пор существуют различные
точки зрения на сущность финансов и, следовательно, различные формулировки
данного понятия. Не вдаваясь в подробности дискуссии о сущности финансов,
приведем определение, данное в "Современном экономическом словаре":
«Финансы» (от лат. Financia - наличность, доход) - обобщающий
экономический термин, означающий как денежные средства, финансовые ресурсы,
рассматриваемые в их создании и движении, распределении и перераспределении,
использовании, так и экономические отношения, обусловленные взаимными расчетами
между хозяйствами-субъектами, движением денежных средств, денежным обращением,
пользованием денег.
Соответственно и
понятие "финансирование" имеет в юридической и экономической
литературе немало трактовок. Наиболее емкие и точные определения:
Финансирование - процесс
образования капитала фирмы во всех его формах;
Финансирование - это обеспечение
денежными средствами (денежное обеспечение) потребностей расширенного воспроизводства.
Необходимо отметить, что
понятие "финансирование" довольно тесно связано с понятием "инвестирование".
Однако они не тождественны. Если финансирование – это формирование денежных средств,
то инвестирование это их использование (вложение). Оба понятия взаимосвязаны, однако
первое предшествует второму.
1.1
Виды финансирования
В
настоящей главе будут рассмотрены следующие виды финансирования малого бизнеса:
·
самофинансирование;
·
гражданско-правовые
виды финансирования - лизинг, франчайзинг, венчурное финансирование, микрофинансирование.
Разумеется, существуют и
иные виды финансирования. Однако рассмотрим наиболее распространенные и подходящие
для МП виды финансирования, а также выявим их специфику в малом бизнесе. Отдельного
изучения требуют финансово-кредитные формы государственной поддержки МП. Государство
является особым субъектом гражданского права, что обусловлено характером его отношений
с иными субъектами права. Государство вступает с ними в отношения не только "по
горизонтали", но и "по вертикали.
При возникновении
в компании какой-либо инвестиционной задачи или проекта после принятия решения о
целесообразности их реализации возникают следующие вопросы: каким источником финансирования
воспользоваться и как из множества альтернативных источников выбрать наиболее предпочтительный?
Классификацию видов финансирования можно задать по нескольким признакам:
1. В зависимости
от срока, на который требуется финансирование (что не всегда совпадает со сроком
реализации проекта или решения других производственных задач), различают:
Краткосрочное
финансирование (до года)
Цели:
·
пополнение оборотных
средств (оборотного капитала);
·
закупка сырья;
·
финансирование незавершенного
производства, запасов готовой продукции;
·
выплата зарплаты и
др.
Долгосрочное финансирование (более года)
Цели:
·
обеспечение развития
и роста компании;
·
внедрение новых технологий,
новых продуктов, оборудования;
·
развитие дистрибьюторами
сети;
·
развитие систем управления
и др.
2. В зависимости
от природы источников (инструментов) различают внутренние и внешние источники (инструменты)
финансирования, классификация которых в сочетании со сроком, на который требуется
финансирование, выглядит следующим образом:
Краткосрочные
— внутренние:
·
реструктуризация дебиторской
и кредиторской задолженности;
·
продажа активов;
·
собственные источники:
прибыль, фонды;
·
амортизация;
·
снижение уровня запасов.
— внешние:
·
кредиты и займы;
·
выпуск векселей и
других долговых инструментов;
·
дотации, субсидии,
господдержка.
Долгосрочные
— внутренние:
·
сдача в аренду помещений,
оборудования;
·
продажа активов;
·
продажа убыточных
направлений бизнеса, неосновных производств;
·
реинвестирование прибыли,
уменьшение дивидендных выплат.
— внешние:
·
кредиты и займы;
·
эмиссия акций и облигаций;
·
бартер;
·
факторинг, форфейтинг;
·
лизинг;
·
проектное финансирование;
·
концессионные соглашения;
·
госгарантии, налоговые
льготы, гранты и др.
3. В соответствии
со структурой пассивов и необходимостью возврата привлеченных средств различают:
Собственные средства
·
эмиссия акций;
·
прибыль;
·
фонды, добавочный
капитал;
·
бюджетное финансирование;
·
гранты.
Заемные средства
·
эмиссия облигаций;
·
выпуск векселей;
·
кредиты и займы;
·
лизинг;
·
различные типы концессионных
соглашений.
Процедуру выбора
рациональных для компании источников финансирования (при решении конкретной проблемы
или проекта) можно разбить на пять этапов:
1. Ответы па вопросы:
для чего нужны средства, сколько, на какой срок, возможное обеспечение и т. д.
2. Формирование
перечня потенциальных источников финансирования.
3. Ранжирование
источников финансирования по показателю стоимости (обслуживания) каждого источника
в порядке возрастания стоимости.
4. Расчеты эффективности
проекта (мероприятия) с учетом определенного источника финансирования или их сочетания,
начиная с самых дешевых.
5. Выбор наиболее
рационального сочетания источников не только по показателям эффективности проекта,
но и с учетом критерия стоимости компании (бизнеса).
1.2 Классификация видов
финансирования
Классификацию видов финансирования
можно провести по нескольким основаниям.
1. В зависимости от условий
предоставления денежных средств можно выделить:
·
собственно
финансирование, которое предусматривает предоставление денежных средств без условия
их возврата;
·
кредитование,
т.е. предоставление определенной денежной суммы при условии возврата ее через определенный
промежуток времени.
Первый вид финансирования
можно охарактеризовать как финансирование в узком смысле слова. Сочетание же собственно
финансирования и кредитования представляет собой финансирование в широком смысле
слова.
Кредитование, как и собственно
финансирование, обеспечивает финансовые потребности процесса расширенного воспроизводства.
Вместе с тем кредит выступает как относительно самостоятельное звено в финансовой
системе, имеет особые специфические методы перераспределения временно свободных
денежных средств. В связи с этим кредитные правоотношения следует рассматривать
как часть, подсистему финансовых правоотношений.
2. В зависимости от источника
получения денежных средств финансирование бывает:
·
внутреннее;
·
внешнее.
Внутренние финансовые ресурсы
образуются в процессе хозяйственной деятельности организаций. В состав внутренних
источников финансирования входят прибыль, в том числе внереализационные доходы за
вычетом расходов на их осуществление, амортизационные отчисления, средства от страхования
деятельности и т.д.
Основные формы внешнего
финансирования - это получение безвозмездной финансовой помощи из бюджетных и внебюджетных
источников, привлечение банковских и небанковских кредитов и т.д. Внешние источники
финансирования, в свою очередь, подразделяются на бюджетные и внебюджетные. Основной
упор в финансировании субъектов МП надо делать на внебюджетные источники - банковское
и небанковское кредитование, лизинг, франчайзинг, венчурное финансирование и т.д.
3. В зависимости от субъекта
финансирования:
·
самофинансирование;
·
государственное;
·
банковское;
·
кооперативное;
·
партнерское
и иное
4.
В зависимости от способа финансирования:
·
прямое
- предоставление кредита, безвозмездной финансовой помощи и т.д.
·
косвенное
- передача денежных средств происходит опосредованно, через определенные операции
(например, лизинг, франчайзинг, гарантии и т.д.).
Все
вышеприведенные виды финансирования имеют соответствующие источники.
финансирование малый бизнес факторинг
1.3
Источники финансирования
Примерный
перечень источников финансирования малого бизнеса следующий:
1.
Финансирование:
·
из
накопленной капитализированной прибыли (за счет фонда развития фирмы);
·
из
накопленного амортизационного фонда и текущих амортизационных отчислений;
·
из
резервного фонда для покрытия временных текущих убытков, планируемых на период,
предшествующий выходу предприятия на проектные показатели объемов выпуска и продаж;
·
из
уставного капитала (при превышении им действующего норматива поддержания определенной
величины уставного капитала).
2. Заемные средства:
·
банковские
кредиты;
·
средства,
выручаемые от размещения на биржевых или внебиржевых фондовых рынках облигаций предприятия;
·
коммерческий
кредит поставщиков материальных ресурсов (запасов сырья, полуфабрикатов, комплектующих
изделий, услуг контрагентов и пр.) при покупке их в рассрочку или с отсроченным
платежом;
·
лизинг.
3. Привлеченные средства:
·
средства
акционеров - учредителей (участников) и тех, кто приобрел акции предыдущих дополнительных
эмиссий (выпусков акций);
·
средства
от размещения на фондовом рынке новых выпусков акций;
·
франчайзинг.
4. Прочие смешанные или
нетрадиционные источники финансирования:
·
выпуск
и размещение конвертируемых акций и облигаций;
·
инновационный
кредит;
·
получение
форвардных контрактов на поставку осваиваемой продукции со значительно отсроченным
сроком поставки и при наличии от заказчика авансовых платежей.
В целом для финансовой структуры
малых фирм характерны следующие черты:
·
недостаток
собственных средств;
·
ограниченный
доступ к кредитам в отличие от крупных фирм;
·
повышенный
уровень себестоимости продукции в сравнении с крупными фирмами, что мешает производить
инвестирование в нужный момент из-за отсутствия необходимых финансовых ресурсов;
·
нерегулярность
финансирования.
В экономически развитых
странах основным видом финансирования МП является кредитование, особенно банковское.
В нашей стране несколько иная ситуация. Тем не менее и в Казахстане существуют специальные
организации, занимающиеся кредитованием малого бизнеса.
2.1 Факторинг
как форма краткосрочного финансирования
Банк берет на
себя обязательства по управлению текущей дебиторской задолженностью предприятия
и финансированию оборотных средств, что приводит к существенному ускорению расчетов
между сторонами (продавец покупатель), обеспечивает значительное увеличение суммы
используемых средств без роста кредиторской задолженности предприятия.
Какие же преимущества
дает факторинг поставщику и производителю?
Страницы: 1, 2
|