Но
есть также другие подходы. В частности, П. Роуз рассматривает финансовую
систему достаточно широко, относя к ней сеть финансовых рынков, финансовые
институции, бизнесовые структуры, (то
есть фактически все то, что в отечественной литературе
привыкли определять как финансовый рынок, финансы субъекты предпринимательской
деятельности, государственные финансы и финансы домохозяйств). Уделяя основное
внимание именно финансовым институтам они все же исходят из того, что ресурсы
частично размещаются в отдельных сферах), а частично перерастая при помощи финансовых
рынков и институтов.
Наиболее
широким среди названных понятий является, именно "финансовая
система", рассматриваемая в научном понимании в различных аспектах. В научном
аспекте ее трактовка связана в совокупности отношений - государственные
(публичные) финансы, финансы домохозяйств, страхование и финансово-народные
финансы. Этот аспект финансовой системы характеризует своеобразные научные
абстракции.
Отдельные
финансовые институции могут функционировать как неприбыльные организации,
выполняя роль организаторов торговли и создавая тем самым надлежащие
предпосылки для деятельности всех субъектов финансового рынка (фондовые и
валютные биржи, ТИС). Поскольку основное предназначение финансовых институций
заключается в мобилизации и обеспечении движения финансовых ресурсов на основе
предоставления разного рода финансовых услуг, то они без каких-либо ограничений
могут расцениваться как составляющие финансовой инфраструктуры.
Рассмотрение
финансовых институций требует более четкой характеристики таких дефиниций, как
"институт" и "институция". По сути, они достаточно часто
употребляются как синонимы: одни авторы в отношении тех же понятий используют
термин "финансовый институт", другие - "финансовая
институция". Поэтому остановимся, прежде всего, на общем понятии
"институт". В целом его трактовка достаточно одинакова. Так, в
известном "Словаре русского языка" С. Ожегова этот термин
рассматривается в двух значениях: во-первых, как название некоторых учебных
заведений и научных учреждений; во-вторых, как совокупность норм права в
какой-либо сфере общественных отношений, как та или иная форма общественного
устройства. В таком же понимании этот термин представлен в "Экономической
энциклопедии": "Институт - 1) форма общественного устройства; 2) совокупность
норм права в любой сфере общественных отношений; 3) научное учреждение,
осуществляющее фундаментальные и прикладные исследования; 4) организация,
выполняющая проектно-изыскательские работы".
С
позиций проблем, рассматриваемых в данной работе, научный интерес представляет
понимание института как формы общественного устройства, упорядоченной нормами
права. Именно такой аспект является главным в теории институционализма и
институциональной экономики. В этом контексте специалистами дается более
конкретизированное определение понятия "институт": "правила игры
в обществе, или созданные человеком ограничительные рамки, организовывающие
взаимоотношения между людьми, а также система мер, обеспечивающих их выполнение
(enforcement). Они создают
структуру побудительных мотивов человеческой деятельности, уменьшают
неопределенность, организовывают повседневную жизнь". Такими общественными
институтами являются, например, институт государства, институт права, институт
семьи, и др. Это своего рода научные абстракции, обобщающие понятия, которые
достаточно основательно и всесторонне рассматриваются философией как социальные
институты. Среди отдельных их составляющих и свойств, выделяемых данной наукой,
особенно стоит подчеркнуть их характеристику как "устойчивого комплекса
формальных и неформальных правил, ценностей, норм, установок и других присущих
институту социальному регулятивов, которые взаимосогласовывают формы деятельности
и отношения между людьми в соответствующей системе социальных ролей и
статусов", а также наличие "специфической для определенного института
социального сети организаций и учреждений".
Учитывая
охарактеризованные подходы, финансы тоже вполне правомерно рассматривать как
общественный институт, ведь государство на основе правовой регламентации
денежных отношений формирует определенные правила игры и мотивационного
поведения отдельных субъектов, а также инструментарий своего влияния на их
деятельность. С позиций теории финансы рассматриваются как экономическая
категория, отражающая определенные взаимоотношения в обществе. В то же время в
рамках этого всеобщего явления выделяются отдельные структурные элементы -
финансовые категории - налоги, бюджет, государственный кредит и др. Исходя из
приведенных определений, их можно рассматривать как финансовые институты -
формы общественного устройства в финансах. Следовательно, финансовые институты
связаны с категориальными понятиями в финансах. Опять-таки, это своеобразные
научные абстракции, тогда как финансовые институции - это реальные юридические
лица, функционирующие в сфере финансов.
Понятие
"финансовый сектор"
тоже является довольно распространенным. В СНС принято выделять пять секторов:
нефинансовые корпорации; финансовые корпорации; сектор общего государственного
управления; сектор домашних хозяйств; сектор некоммерческих организаций.
Финансовые корпорации формируют финансовый сектор экономики, к которому относятся
те финансовые институции, которые ведут свою деятельность на коммерческих
принципах и принимают непосредственное участие в процессах общественного
производства, продуцируя добавленную стоимость. Соответственно, фиксируется их доля
в произведенном ВВП: в Украине в последние годы она несколько превышает 10%. В
этом контексте финансовый сектор относится к экономической системе и может
рассматриваться как явление, в некоторой степени более широкое, чем финансы,
поскольку его представляют производители услуг. Поскольку же такие услуги носят
финансовый характер, то есть все основания рассматривать этот сектор и как
составляющую финансовой системы. Но сегодня в финансовой литературе ему не уделяется
надлежащее внимание. Практически ни в одном учебнике или энциклопедическом
словаре не дается определение, не указывается состав, не характеризуются роль и
место финансового сектора. Между тем, по мнению В. Зимовца, "можно утверждать,
что с ростом богатства происходит объективный процесс усиления роли финансового
сектора в системе экономических отношений".
На
первый взгляд, учитывая дуалистический характер финансового сектора, достаточно
сложно определиться с его принадлежностью к финансовой инфраструктуре. Ведь, с
одной стороны, он является составляющей экономической системы. Однако на самом
деле проблемы здесь нет, поскольку это ее инфраструктурная составляющая, наряду
с другими инфраструктурными отраслями. С другой стороны, финансовый сектор
является составляющей финансовой системы, и потому его институции вполне правомерно
могут быть отнесены к финансовой инфраструктуре как ее институциональная составляющая.
В
условиях рыночной экономики финансовый рынок является одой из важнейших
составляющих финансов. Институции, относящиеся к финансовому сектору экономики,
функционируют именно в его сфере. Но, кроме того, к его организационной
структуре относятся также организаторы торговли, неинституциональные посредники
(брокерские и дилерские конторы), обслуживающие организации (регистраторы и
хранители ценных бумаг, депозитарии) и др. Поэтому финансовый рьнок и по
смысловому наполнению, и по организационному строению шире, чем финансовый
сектор. С позиций проблематики данной работы можно констатировать, что все институции
и организации финансового рынка относятся к элементам инфраструктуры,
обеспечивая перемещение финансовых ресурсов во времени и пространстве или
способствуя этому процессу. Если финансовые институции в совокупности формируют
институциональную составляющую, то другие субъекты должны быть отнесены к
обслуживающей составляющей.
Рынок
финансовых услуг по своей сути ближе всего лежит к финансовой
инфраструктуре. В отличие от предыдущих дефиниций, имеющих преимущественно
научное определение, это понятие зафиксировано в законодательном акте - Законе
Украины "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков
финансовых услуг". В соответствии с ним, финансовой услугой считается
"операция с финансовыми активами, которая осуществляется в интересах
третьих лиц за собственный счет или за счет этих лиц, а в случаях,
предусмотренных законодательством, — и за счет привлеченных от других лиц
финансовых активов, с целью получения прибыли или сохранения реальной стоимости
финансовых активов". Рынки финансовых услуг определяются как сфера
деятельности их участников с целью предоставления и потребления определенных
видов финансовых услуг (банковских, страховых, инвестиционных, операций с
ценными бумагами и др.), которые обеспечивают обращение финансовых активов.
Согласно
этим определениям, рынок финансовых услуг тесно взаимосвязан с финансовым
рынком и страхованием, то есть финансовые учреждения (термин закона), которые
на нем работают (банки, кредитные союзы, ломбарды, лизинговые компании,
доверительные товарищества, страховые компании, учреждения накопительного
пенсионного обеспечения, инвестиционные фонды и компании), являются предоставителями
соответствующих услуг. В то же время финансовый рынок в определенной степени
представляет собой явление, более широкое, чем рынок финансовых услуг,
поскольку некоторая его часть в сегменте рынка ценных бумаг функционирует на
основе прямых взаимосвязей двух субъектов - эмитента и инвестора. По сути,
указанным законом к финансовым услугам отнесены только посредничество в
движении финансовых ресурсов на финансовом рынке и страхование. Но в тех же
сферах страхования и кредитования возможны, например, брокерские услуги.
Подобные услуги финансового характера законом не рассматриваются, но вполне
очевидно, что по своему содержанию они относятся и к рынку финансовых услуг, и
к финансовой инфраструктуре.
В
целом необходимо заметить, что понятие "финансовая услуга" достаточно
сложное и многоаспектное. С одной стороны, следует различать финансовые услуги
и услуги в сфере финансовой деятельности. Если первые из них по своему
содержанию отражают финансовые операции (то есть процессы мобилизации,
размещения и движения ресурсов), то вторые непосредственно с ними не связаны,
но способствуют им. Такими услугами являются финансовый консалтинг, аудиторские
проверки, информационные и рейтинговые услуги, финансовая аналитика и др.
Организации, предоставляющие подобные услуги, по характеру деятельности не
являются финансовыми. Но при этом они играют чрезвычайно важную роль в
функционировании финансовой системы и финансовой деятельности отдельных
субъектов. Поэтому их, несомненно, следует относить к финансовой инфраструктуре
как обслуживающую составляющую. С другой стороны, как уже отмечалось, само понимание
услуги в сфере операций с финансовыми активами является достаточно сложным. В
современном мире движение ресурсов может опосредоваться многими субъектами, и
их всех можно рассматривать как предоставителей финансовых услуг, то есть могут
существовать прямые услуги и своего рода услуги на услуги. Кроме того,
возникает вопрос: собственно, кто кому предоставляет услугу - например, банк
клиенту, принимая денежные средства на депозитный вклад, или клиент банку,
предоставляя ему ресурсы? Ответ на этот вопрос следует искать в цели
функционирования отдельных субъектов, то есть с целью предоставления банковских
услуг создан именно банк.
Кстати, возникает также
вопрос относительно термина "финансовые активы", который используется
в указанном законе и в современной литературе, тогда как нами в качестве
предмета торговли на финансовом рынке видятся финансовые ресурсы. На первый
взгляд, с позиций очерченной цели их использования — получения определенного
дохода (в виде процентов, дивидендов, дисконта, курсовых разниц и т. п.) -
разницы между ними нет. Но если исходить из перечня финансовых активов, который
приводится в законе (денежные средства, ценные бумаги, долговые обязательства и
право требования долга, не отнесенное к ценным бумагам), то можно понять, что
такое восприятие активов обусловливается не их содержанием, а бухгалтерским
подходом, согласно которому это финансовые составляющие актива баланса.
Составляющие
финансовом инфраструктуры рыночном экономики
Финансы субъектов
хозяйствования
|
Государственные
финансы
|
Страхование
|
Финансовый рынок
|
|
|
|
|
Кредитный рынок
|
Рынок ценных бумаг
|
|
|
|
Сфера рынка
финансовых услуг
|
|
Организационная
финансовая инфраструктура
|
Управленческая
финансовая инфраструктура
|
Институциональная
финансовая инфраструктура (финансовые институции)
|
Обслуживающая
финансовая инфраструктура
|
Финансовые службы
предприятий и управленческих структур
|
Министерство финансов
ГНА
Государственное
казначейство
Контрольно-ревизионная
служба
Счетная палата
Пенсионный фонд
Дирекции фондов
социального
страхования
ГКЦБФР
Государственная
комиссия по регулированию рынка финансовых услуг
|
Страховые компании
Негосударственные пенсионные фонды
|
Центральный банк Коммерческие
банки Небанковские кредитные учреждения JІ
тин і овые
компаї і ии Факторинговые компании
|
Институты
совместного
инвестирования
Компании по
Управлению активами
|
Организационные
посредники
|
Услуги по финансовой
деятельности
|
|
|
|
|
|
Фондовые биржи
Валютные биржи
Брокерские
конторы
Дилерские
конторы
Регистраторы
Депозитарии
|
Аудиторские фирмы
Информационные
агентства
Рейтинговые агентства
Риэлтерские конторы Консалтинговые фирмы Финансовая аналитика Бюро кредитных
историй
|
НЕФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР
|
ФИСКАЛЬНЫЙ СЕКТОР
|
ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР
|
Неэкономические
агенты
|
|
Инструментальная
финансовая инфраструктура
|
|
налоги и сборы взносы
и огчисления займы
денежная эмиссия
государственные трансферты государственные инвестиции пенсии пособия
|
страховые
взносы
страховое
возмещение
пенсии
пособия
|
депозиты
кредиты
лизинг
факторинг
франчайзинг
|
акции облигации
деривативы векселя
|
условия торговли
листинг котировка фондовые индексы
|
информационные
сборники
рейтинги
аналитические обзоры
|
Страницы: 1, 2, 3
|