Основная часть
государственных доходов и расходов проходит через государственный бюджет.
Доходы бюджета – это
экономические отношения между государством, с одной стороны, и хозяйствующими
субъектами и гражданами — с другой.[8]
Одновременно с этим
доходы бюджета — это денежные средства, поступающие в распоряжение органов
государственной власти и местного самоуправления. В процессе образования
доходов бюджета происходит императивное изъятие в пользу государства части национального
дохода. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с
предприятиями и населением. Бюджет активно участвует в распределении прибыли
предприятий и хозяйственных организаций. Существует известная зависимость между
формами и величиной изъятия в бюджет части прибыли предприятий и
заинтересованностью последних в результатах работы. От того, насколько
совершены формы изъятия в бюджет части прибыли, зависит заинтересованность
предприятий в лучшем использовании производственных ресурсов, повышении уровня
рентабельности и увеличении прибыли.
Доходы бюджетов – это
часть национального дохода, подлежащая централизации в бюджеты разных уровней.[9]
Доходы могут
формироваться на налоговой и неналоговой основе и за счет безвозмездных
перечислений в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством. В
доходах бюджетом могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в
бюджеты других уровней бюджетной системы для целевого финансирования
централизованных мероприятий, а также безвозмездные перечисления.
Нормативы централизации
доходов утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной
финансовый год, законом субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год. В
составе доходов бюджетов особенно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.
Доходы бюджетов
подразделяются на собственные и регулирующие.
Собственные доходы
бюджетов – доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за
соответствующими бюджетами действующим законодательством.[10]
Регулирующие доходы –
виды доходов, получаемые бюджетами в форме отчислений от собственных доходов
бюджетов других уровней бюджетной системы в соответствии с установленными на
определенный срок нормативами отчислений. Нормативы отчислений определяются
законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает собственные
доходы, либо законом о бюджете того уровня, который распределяет переданные ему
собственные доходы бюджета другого уровня.[11]
Таблица 1
Доходы и расходы
федерального бюджета РФ за 2000 – 2004 года.
Показатели
|
2000[12]
|
2001[13]
|
2002[14]
|
2003[15]
|
2004[16]
|
Доходы, млн. руб.
|
1103217,0
|
1193482,9
|
2125718,2
|
2417791,8
|
2742850,4
|
Расходы, млн. руб.
|
1014196,3
|
1193482,9
|
1947386,3
|
2345641,4
|
2659447,0
|
ВВП, млрд. руб.
|
6820
|
7750
|
10950
|
13050,0
|
15300
|
Таблица 2
Доходы и расходы
федерального бюджета РФ за 2005 – 2007 года.
Показатели
|
2005[17]
|
2006[18]
|
2007[19]
|
Доходы, млн. руб.
|
4979 756,6
|
5046137,5
|
6 965 317,2
|
Расходы, млн. руб.
|
3 539 450,6
|
4270114,7183
|
5 463 479,9
|
ВВП, млрд. руб.
|
21000
|
24 380
|
31 220
|
Федеральным Законом «О федеральном бюджете на 2008 год
и на плановый период 2009 и 2010 годов» № 198-ФЗ от 24 июля 2007 года принято утвердить
основные характеристики федерального бюджета на 2008 год, определенные исходя
из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 35 000,0
млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 7,0 процента (декабрь 2008 года
к декабрю 2007 года):[20]
1) прогнозируемый общий объем доходов федерального
бюджета в сумме 6 644 447 448,0 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем
нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 2 383 112 818,0 тыс. рублей;
2) общий объем расходов федерального бюджета в сумме 6
570 297 744,0 тыс. рублей;
3) объем нефтегазового трансферта в сумме 2 135 000
000,0 тыс. рублей;
4) нормативную величину Резервного фонда в сумме 3 500
000 000,0 тыс. рублей;
5) верхний предел государственного внутреннего долга
Российской Федерации на 1 января 2009 года в сумме 1 824 700 718,8 тыс. рублей;
6) верхний предел государственного внешнего долга
Российской Федерации на 1 января 2009 года в сумме 43,3 млрд. долларов США, или
32,1 млрд. евро;
7) прогнозируемый профицит федерального бюджета в
сумме 74 149 704,0 тыс. рублей.
Федеральным Законом «О федеральном бюджете на 2008 год
и на плановый период 2009 и 2010 годов» № 198-ФЗ от 24 июля 2007 года принято
утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2009 год и на 2010 год,
определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в
размере соответственно 39 690,0 млрд. рублей и 44 800,0 млрд. рублей и уровня
инфляции, не превышающего соответственно 6,5 процента (декабрь 2009 года к
декабрю 2008 года) и 6,0 процента (декабрь 2010 года к декабрю 2009 года):[21]
1) прогнозируемый общий объем доходов федерального
бюджета на 2009 год в сумме 7 465 446 753,0 тыс. рублей, в том числе
прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 2 351
908 015,0 тыс. рублей, и на 2010 год в сумме 8 089 965 207,0 тыс. рублей, в том
числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 2
348 321 434,0 тыс. рублей;
2) общий объем расходов федерального бюджета на 2009
год в сумме 7 451 153 801,8 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные
расходы в сумме 186 000 000,0 тыс. рублей, и на 2010 год в сумме 8 089 965
207,0 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 404 500
000,0 тыс. рублей;
3) объем нефтегазового трансферта на 2009 год в сумме 2
103 570 000,0 тыс. рублей и на 2010 год в сумме 2 016 000 000,0 тыс. рублей;
4) нормативную величину Резервного фонда на 2009 год в
сумме 3 969 000 000,0 тыс. рублей и на 2010 год в сумме 4 480 000 000,0 тыс.
рублей;
5) верхний предел государственного внутреннего долга
Российской Федерации на 1 января 2010 года в сумме 2 275 764 772,0 тыс. рублей
и на 1 января 2011 года в сумме 2 856 847 356,1 тыс. рублей;
6) верхний предел государственного внешнего долга
Российской Федерации на 1 января 2010 года в сумме 43,9 млрд. долларов США, или
32,3 млрд. евро, и на 1 января 2011 года в сумме 45,0 млрд. долларов США, или
33,0 млрд. евро;
7) прогнозируемый профицит федерального бюджета на
2009 год в сумме 14 292 951,2 тыс. рублей и равенство прогнозируемого общего
объема доходов и общего объема расходов федерального бюджета в 2010 году.
На основе этих данных
составим таблицу.
Таблица 3
Доходы и расходы
федерального бюджета РФ за 2008 – 2010 года.
Показатели
|
2008
|
2009
|
2010
|
Доходы, тыс. руб.
|
6 644 447 448,0
|
7 465 446 753,0
|
8089 965 207,0
|
Расходы, млн. руб.
|
6 570 297 744,0
|
7 451 153 801,8
|
8089 965 207,0
|
ВВП, млрд. руб.
|
35 000,0
|
39 690,0
|
44 800,0
|
Заключение
Понятие «финансы»
зачастую отождествляют с деньгами. Однако если финансы и деньги — это одно и то
же, то почему существуют два разных термина для одной и той же категории?
Термин finansia возник в XIII—XV вв. в торговых
городах Италии и сначала означал любой денежный платеж, т. е. процесс,
отношения между субъектами, а конкретно—денежные отношения.
Денежные отношения
становятся финансовыми, когда движение денег приобретает определенную
самостоятельность - не просто обслуживает движение товаров, а становится
"самоцелью".
Финансовая система
Российской Федерации включает следующие звенья финансовых отношений:
государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды
имущественного и личного страхования, фондовый рынок, финансы предприятий
различных форм собственности.
Основой единой финансовой
системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в
процессе материального производства. Источником централизованных
государственных фондов денежных средств является национальный доход,
создаваемый в сфере материального производства.
Через государственные
финансы перераспределяется значительная часть ВВП стран с рыночной экономикой.
Основная часть
государственных доходов и расходов проходит через государственный бюджет.
Государственный бюджет -
это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия.
Государственный бюджет является основным финансовым
планом страны, обеспечивающим образование, распределение и использование
централизованного фонда денежных средств как обязательного условия
функционирования любого государства.
Государственный бюджет
обеспечивает для органов государственного управления возможность выполнения ими
своих функции, включая воздействие на функционирование рынков товаров и услуг,
финансовых рынков и распределение доходов в секторах экономики.
Бюджет является
инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения
государственной внутренней и внешней политики. С, помощью бюджета
осуществляется межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное
перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование
экономики, финансирование социальной политики с учетом долгосрочных интересов
страны.
Таким
образом, в бюджете отражаются финансовые взаимоотношения государства с
плательщиками налоговых и неналоговых средств в бюджет и получателями бюджетных
средств, т.е. взаимоотношения государства с населением и хозяйствующими субъектами.
1.
Бюджетный кодекс.
Часть 2
2.
ФЗ «О федеральном
бюджете на 2000 год» № 227-ФЗ от 31.12.1999 года - ст.1
3.
ФЗ «О федеральном
бюджете на 2001 год» № 150-ФЗ от 27.12.2000 года – ст.1
4.
ФЗ «О федеральном
бюджете на 2002 год» № 194-ФЗ от 30.12.2001 года – ст.1
5.
ФЗ «О федеральном
бюджете на 2003 год» N 176-ФЗот 24.12.2002 года – ст.1
6.
ФЗ «О федеральном
бюджете на 2004 год» 10.12.2003 года – ст.1
7.
ФЗ «О федеральном
бюджете на 2005 год» 173-ФЗ от 23 декабря 2004 года– ст.1
8.
ФЗ «О федеральном
бюджете на 2006 год» от 26.12.2005 № 189-ФЗ – ст.1
9.
ФЗ «О федеральном
бюджете на 2007 год» от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ – ст.1
10.
ФЗ «О федеральном
бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» № 198-ФЗ 24 июля
2007 года - ст. 1
11.
ФЗ «О федеральном
бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» № 198-ФЗ 24 июля
2007 года - ст. 1
12.
Васильева Е.В.,
Макеева Т.В. Экономическая теория. – М.: ЮРАЙТ – ИЗДАТ, 2006
13.
Самсонов Н.Ф.,
Баранникова Н.П., Строкова И.И. Финансы на макроуровне. - М., Высшая школа,
2000
14.
Финансы. Денежное
обращение. Кредит // Под ред. Поляка Г.Б.- М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007
15.
Финансы./Под ред.
А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2006
16.
Экономика.// Под
ред. Булатова А.С. - М., Экономика, 2002
[1] Экономика.// Под ред.
Булатова А.С. - с. 782.
[2] Самсонов Н.Ф.,
Баранникова Н.П., Строкова И.И. Финансы на макроуровне. - с. 32
[3]
Финансы./Под ред. А.М. Ковалевой. – с.24
[4]
Васильева Е.В., Макеева Т.В. Экономическая теория. – с. 157
[5]
Финансы. Денежное обращение. Кредит // Под ред. Поляка Г.Б. - с.98
[6]
Финансы. Денежное обращение. Кредит // Под ред. Поляка Г.Б. - с.99
[7]
Васильева Е.В., Макеева Т.В. Экономическая теория. – с. 157
[8]
Финансы. Денежное обращение. Кредит // Под ред. Поляка Г.Б.- С.100
[9]
Финансы. Денежное обращение. Кредит// Под ред. Поляка Г.Б. – с. 99
[10]
Бабич А.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит – с. 394
[11]
Бабич А.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит – с.395
[12]
ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» № 227-ФЗ от 31.12.1999 года - ст.1
[13]ФЗ
«О федеральном бюджете на 2001 год» № 150-ФЗ от 27.12.2000 года – ст.1
[14]ФЗ
«О федеральном бюджете на 2002 год» № 194-ФЗ от 30.12.2001 года – ст.1
[15]
ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» N 176-ФЗот 24.12.2002 года – ст.1
[16]
ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» 10.12.2003 года – ст.1
[17]
ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» 173-ФЗ от 23 декабря 2004 года– ст.1
[18]
ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» от 26.12.2005 № 189-ФЗ – ст.1
[19]
ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ – ст.1
[20] ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый
период 2009 и 2010 годов» № 198-ФЗ 24 июля 2007 года - ст. 1
[21] ФЗ «О федеральном
бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» № 198-ФЗ 24 июля
2007 года - ст. 1
Страницы: 1, 2, 3
|