рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Финансовая система и пути ее развития

Основная часть государственных доходов и расходов проходит через государственный бюджет.

Доходы бюджета – это экономические отношения между государством, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и гражданами — с другой.[8]

Одновременно с этим доходы бюджета — это денежные средства, поступающие в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления. В процессе образования доходов бюджета происходит императивное изъятие в пользу государства части национального дохода. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с предприятиями и населением. Бюджет активно участвует в распределении прибыли предприятий и хозяйственных организаций. Существует известная зависимость между формами и величиной изъятия в бюджет части прибыли предприятий и заинтересованностью последних в результатах работы. От того, насколько совершены формы изъятия в бюджет части прибыли, зависит заинтересованность предприятий в лучшем использовании производственных ресурсов, повышении уровня рентабельности и увеличении прибыли.

Доходы бюджетов – это часть национального дохода, подлежащая централизации в бюджеты разных уровней.[9]

Доходы могут формироваться на налоговой и неналоговой основе и за счет безвозмездных перечислений в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством. В доходах бюджетом могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездные перечисления.

Нормативы централизации доходов утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год. В составе доходов бюджетов особенно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

Доходы бюджетов подразделяются на собственные и регулирующие.

Собственные доходы бюджетов – доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами действующим законодательством.[10]

Регулирующие доходы – виды доходов, получаемые бюджетами в форме отчислений от собственных доходов бюджетов других уровней бюджетной системы в соответствии с установленными на определенный срок нормативами отчислений. Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает собственные доходы, либо законом о бюджете того уровня, который распределяет переданные ему собственные доходы бюджета другого уровня.[11]


Таблица 1

Доходы и расходы федерального бюджета РФ за 2000 – 2004 года.

Показатели

2000[12]

2001[13]

2002[14]

2003[15]

2004[16]

Доходы, млн. руб.

1103217,0

1193482,9

2125718,2

2417791,8

2742850,4

Расходы, млн. руб.

1014196,3

1193482,9

1947386,3

2345641,4

2659447,0

ВВП, млрд. руб.

6820

7750

10950

13050,0

15300


Таблица 2

Доходы и расходы федерального бюджета РФ за 2005 – 2007 года.

Показатели

2005[17]

2006[18]

2007[19]

Доходы, млн. руб.

4979 756,6

5046137,5

6 965 317,2

Расходы, млн. руб.

3 539 450,6

4270114,7183

5 463 479,9

ВВП, млрд. руб.

21000

24 380

31 220


Федеральным Законом «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» № 198-ФЗ от 24 июля 2007 года принято утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2008 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 35 000,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 7,0 процента (декабрь 2008 года к декабрю 2007 года):[20]

1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 6 644 447 448,0 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 2 383 112 818,0 тыс. рублей;

2) общий объем расходов федерального бюджета в сумме 6 570 297 744,0 тыс. рублей;

3) объем нефтегазового трансферта в сумме 2 135 000 000,0 тыс. рублей;

4) нормативную величину Резервного фонда в сумме 3 500 000 000,0 тыс. рублей;

5) верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2009 года в сумме 1 824 700 718,8 тыс. рублей;

6) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2009 года в сумме 43,3 млрд. долларов США, или 32,1 млрд. евро;

7) прогнозируемый профицит федерального бюджета в сумме 74 149 704,0 тыс. рублей.

Федеральным Законом «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» № 198-ФЗ от 24 июля 2007 года принято утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2009 год и на 2010 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере соответственно 39 690,0 млрд. рублей и 44 800,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 6,5 процента (декабрь 2009 года к декабрю 2008 года) и 6,0 процента (декабрь 2010 года к декабрю 2009 года):[21]

1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2009 год в сумме 7 465 446 753,0 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 2 351 908 015,0 тыс. рублей, и на 2010 год в сумме 8 089 965 207,0 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 2 348 321 434,0 тыс. рублей;

2) общий объем расходов федерального бюджета на 2009 год в сумме 7 451 153 801,8 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 186 000 000,0 тыс. рублей, и на 2010 год в сумме 8 089 965 207,0 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 404 500 000,0 тыс. рублей;

3) объем нефтегазового трансферта на 2009 год в сумме 2 103 570 000,0 тыс. рублей и на 2010 год в сумме 2 016 000 000,0 тыс. рублей;

4) нормативную величину Резервного фонда на 2009 год в сумме 3 969 000 000,0 тыс. рублей и на 2010 год в сумме 4 480 000 000,0 тыс. рублей;

5) верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2010 года в сумме 2 275 764 772,0 тыс. рублей и на 1 января 2011 года в сумме 2 856 847 356,1 тыс. рублей;

6) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2010 года в сумме 43,9 млрд. долларов США, или 32,3 млрд. евро, и на 1 января 2011 года в сумме 45,0 млрд. долларов США, или 33,0 млрд. евро;

7) прогнозируемый профицит федерального бюджета на 2009 год в сумме 14 292 951,2 тыс. рублей и равенство прогнозируемого общего объема доходов и общего объема расходов федерального бюджета в 2010 году.

На основе этих данных составим таблицу.


Таблица 3

Доходы и расходы федерального бюджета РФ за 2008 – 2010 года.

Показатели

2008

2009

2010

Доходы, тыс. руб.

6 644 447 448,0

7 465 446 753,0

8089 965 207,0

Расходы, млн. руб.

6 570 297 744,0

7 451 153 801,8

8089 965 207,0

ВВП, млрд. руб.

35 000,0

39 690,0

44 800,0

 

Заключение


Понятие «финансы» зачастую отождествляют с деньгами. Однако если финансы и деньги — это одно и то же, то почему существуют два разных термина для одной и той же категории?

Термин finansia возник в XIII—XV вв. в торговых городах Италии и сначала означал любой денежный платеж, т. е. процесс, отношения между субъектами, а конкретно—денежные отношения.

Денежные отношения становятся финансовыми, когда движение денег приобретает определенную самостоятельность - не просто обслуживает движение товаров, а становится "самоцелью".

Финансовая система Российской Федерации включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды имущественного и личного страхования, фондовый рынок, финансы предприятий различных форм собственности.

Основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.

Через государственные финансы перераспределяется значительная часть ВВП стран с рыночной экономикой.     

Основная часть государственных доходов и расходов проходит через государственный бюджет.

Государственный бюджет - это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия.

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, обеспечивающим образование, распределение и использование централизованного фонда денежных средств как обязательного условия функционирования любого государства.

Государственный бюджет обеспечивает для органов государственного управления возможность выполнения ими своих функции, включая воздействие на функционирование рынков товаров и услуг, финансовых рынков и распределение доходов в секторах экономики.

Бюджет является инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. С, помощью бюджета осуществляется межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансирование социальной политики с учетом долгосрочных интересов страны.

Таким образом, в бюджете отражаются финансовые взаимоотношения государства с плательщиками налоговых и неналоговых средств в бюджет и получателями бюджетных средств, т.е. взаимоотношения государства с населением и хозяйствующими субъектами.


Литература


1.       Бюджетный   кодекс. Часть 2

2.       ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» № 227-ФЗ от 31.12.1999 года - ст.1

3.       ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год» № 150-ФЗ от 27.12.2000 года – ст.1

4.       ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» № 194-ФЗ от 30.12.2001 года – ст.1

5.       ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» N 176-ФЗот 24.12.2002 года – ст.1

6.       ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» 10.12.2003 года – ст.1

7.       ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» 173-ФЗ от 23 декабря 2004 года– ст.1

8.       ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» от 26.12.2005 № 189-ФЗ – ст.1

9.       ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ – ст.1

10.  ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» № 198-ФЗ 24 июля 2007 года - ст. 1

11.  ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» № 198-ФЗ 24 июля 2007 года - ст. 1

12.  Васильева Е.В., Макеева Т.В. Экономическая теория. – М.: ЮРАЙТ – ИЗДАТ, 2006

13.  Самсонов Н.Ф., Баранникова Н.П., Строкова И.И. Финансы на макроуровне. - М., Высшая школа, 2000

14.  Финансы. Денежное обращение. Кредит // Под ред. Поляка Г.Б.- М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007

15.  Финансы./Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2006

16.  Экономика.// Под ред. Булатова А.С. - М., Экономика, 2002

 


[1] Экономика.// Под ред. Булатова А.С. - с. 782.

[2] Самсонов Н.Ф., Баранникова Н.П., Строкова И.И. Финансы на макроуровне. - с. 32

[3] Финансы./Под ред. А.М. Ковалевой. – с.24

[4] Васильева Е.В., Макеева Т.В. Экономическая теория. – с. 157

[5] Финансы. Денежное обращение. Кредит // Под ред. Поляка Г.Б. - с.98

[6] Финансы. Денежное обращение. Кредит // Под ред. Поляка Г.Б. - с.99

[7] Васильева Е.В., Макеева Т.В. Экономическая теория. – с. 157

[8] Финансы. Денежное обращение. Кредит // Под ред. Поляка Г.Б.- С.100

[9] Финансы. Денежное обращение. Кредит// Под ред. Поляка Г.Б. – с. 99

[10] Бабич А.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит – с. 394

[11] Бабич А.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит – с.395

[12] ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» № 227-ФЗ от 31.12.1999 года - ст.1

[13]ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год» № 150-ФЗ от 27.12.2000 года – ст.1

[14]ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» № 194-ФЗ от 30.12.2001 года – ст.1

[15] ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» N 176-ФЗот 24.12.2002 года – ст.1

[16] ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» 10.12.2003 года – ст.1

[17] ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» 173-ФЗ от 23 декабря 2004 года– ст.1

[18] ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» от 26.12.2005 № 189-ФЗ – ст.1

[19] ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ – ст.1

[20] ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» № 198-ФЗ 24 июля 2007 года - ст. 1

[21] ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» № 198-ФЗ 24 июля 2007 года - ст. 1


Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.