по коду "Дизельное топливо собственного производства, реализуемое
производителями оптом" - задолженность по сбору с дизельного топлива,
ранее поступавшему в Дорожный фонд.
Статья 5.
Отрицательное сальдо, образовавшееся по состоянию на 31 декабря 1998 года
в результате превышения сумм начисленных работодателями пособий по временной
нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, на погребение,
выплачивавшихся из Фонда государственного социального страхования, над
начисленной суммой отчислений в указанный фонд, ежемесячно засчитывается в счет
уплаты социального налога в пределах 4 процентов от фонда заработной платы.
2.2 Состояние и проблемы развития финансовой системы РК
По мнению многих экспертов, Казахстан уже преодолел
наиболее болезненный после достижения финансовой стабилизации пик структурных
экономических преобразований и добился заметных успехов, реализуя собственную
стратегию и, тактику экономических реформ.
В Казахстане за пятнадцать лет независимости полностью
изменилась система экономических и социальных отношений. Со времени начала в
1994 году глобальных экономических реформ в значительной мере достигнута
финансовая стабилизация, близится к завершению приватизация всей
государственной собственности, наметился подъем производства. Если в 1993 году
инфляция составляла свыше двух тысяч процентов, то в 2001 году она снизилась до
23,7%, а сегодня составляет около 7-9 %. Произошли практически полная
либерализация цен и отмена большинства ограничений в сфере внешней торговли.
В 1996 году впервые за
последние годы был обеспечен рост валового внутреннего продукта по сравнению с
предыдущим годом на 0,5 %. Ставка рефинансирования Национального Банка
Республики Казахстан, достигавшая в середине 1994 года 450-480%, снизилась
более чем в 20 раз.
Проведение рациональной
политики государственных расходов обеспечило снижение уровня дефицита бюджета.
В свою очередь, это позволило заложить прочный
фундамент обеспечения финансовой стабилизации экономики: созданы реальные
предпосылки привлечения инвестиций, способствующие умеренному экономическому
росту, подъему и структурной перестройке национальной экономики и улучшения на
этой основе качества жизни населения.
Одним из основных
разделов правительственной программы по углублению реформ являлось
реформирование системы управления финансовыми ресурсами страны и ее адаптация к
рыночным условиям. В этой связи, в последние годы усилия правительства были
направлены прежде всего на рационализацию бюджетных расходов, укрепление
финансовой дисциплины, создание реального собственника и стимулирование
привлечения инвестиций в развитие экономики республики, совершенствование
межбюджетных отношений и формирование эффективного механизма управления государственным
внешним и внутренним долгом, укрепление и развитие рынка государственных ценных
бумаг и других инструментов рыночной инфраструктуры.
Несмотря на сложность
экономической ситуации, в последние годы из республиканского бюджета выделялись
значительные средства на поддержку отечественных товаропроизводителей, санацию
и реабилитацию государственных предприятий, финансирование инвестиционных и
социальных проектов, объектов малого и среднего бизнеса. В частности, только в
200б году на эти цели направлено свыше 15% бюджетных средств, или 26,9 млрд.
тенге, в том числе на развитие агропромышленного комплекса - 9,8 млрд. тенге,
или 91,4% к прогнозу. Кредиты для финансирования инвестиционных проектов
составили 3,6 млрд. тенге, или 99,5% к плану, а Реабилитационному банку на
проведение процедур по неплатежеспособным предприятиям – 5,8 млрд. тенге, или
97,1% к плану.
С целью привлечения
иностранного капитала для расширения производства и приобретения навыков по
маркетингу и управлению в 2005- 2006 годы осуществлялась передача ряда крупных
предприятий черной и цветной металлургии, химической отрасли иностранным
инвесторам. Можно, конечно, как угодно критиковать правительство за эти меры,
тем более, что никто не застрахован от ошибок в таком чрезвычайно сложном и абсолютно
новом для нас деле, но факт остается фактом. Этими предприятиями только за 2006
год произведено продукции более чем на 190 млрд. тенге, что составляет почти
28% от общего объема промышленной продукции.
По сравнению с
соответствующим периодом 2005 года возросло производство стали (на 6%), проката
готового (на 7%), меди рафинированной (в 1,4 раза), магния и магниевых сплавов
(в 1,5 раза), свинца в концентрате (на 5,8%), глинозема (на 5,8%). Возросло
также производство железной руды и чугуна. Но самое главное – здесь удалось
сохранить занятость, избежать крупных социальных конфликтов и сейчас
предпринимаются меры по усилению контроля за налоговыми поступлениями от этих
предприятий. Ключевой задачей правительства остается создание реального
собственника, что позволит расширить доходную базу бюджета. В 2006 году
значительно ускорились темпы проведения приватизации в соответствии с
отдельными индивидуальными проектами. В настоящее время почти все крупные
предприятия находится в частных руках. На данном этапе проводится большая
работа по завершению приватизации объектов по индивидуальным проектам.
Вместе с тем, как и в
других странах с переходной экономикой, развитие бюджетной сферы за последние
годы у нас сдерживалось снижением уровня государственных доходов, как следствие
жесточайшего кризиса и высокой инфляции в предыдущие годы, ухудшения
финансового состояния и финансовой дисциплины, прежде всего, на государственных
предприятиях, слабого налогового администрирования и сложностей с
налогообложением растущего частного сектора. К примеру, доходы государственного
бюджета к уровню ВВП снизились с 22,3% а 2003 году до 16,9% в 2006 году, в том
числе налоговых поступлений с 15,6% до 11% к ВВП.
Основная доля налоговых
поступлений в 2006 году была обеспечена за счет налогов с потребителей – 40,7%
к общей сумме налогов.
В 2007 году доходы
бюджета составят 15,3% к ВВП, в том числе налоговые - 11,7%, в 2008 год
соответственно - 16,4% и 12,2% к уровню ВВП.
Для решения крупных
проблем, относящихся к общей политике в области государственных расходов, в 2006
году были начаты крупномасштабные реформы: по оптимизации сети и структуры
социальной сферы, реорганизации системы центральных и местных исполнительных
органов, реформированию жилищно-коммунального хозяйства, социальной защиты и
пенсионного обеспечения населения.
Приоритетными
направлениями расходования государственных средств будут образование,
здравоохранение, социальное страхование и обеспечение. В целом, доля расходов
на социальные программы по проекту бюджета на 1998 год составила 61,5% всех
расходов государства.
Для решения социальных
задач республики в 2007 году правительством Республики Казахстан были
предприняты серьезные шаги по укреплению доходной части государственного
бюджета. Основными направлениями в данной области явились усиление контроля за
поступлениями налогов и работа с отдельными налогоплательщиками,
совершенствование методов администрирования за сбором налогов, модернизация и
компьютеризация налоговых служб республики. Однако эти меры не дали быстрого эффекта
и в 2006 году финансовые возможности государственного бюджета были ограничены.
В этой связи, основной акцент в бюджетной политике этого года был направлен на
более эффективное управление государственной собственностью, рациональное
использование государственных финансов, усиление контроля за целевым
расходованием средств налогоплательщиков. Работа в этом направлении будет
проводиться постоянно и систематически.
Несмотря на
дополнительную нагрузку на государственный бюджет в связи с реформированием системы
пенсионного обеспечения и появлением весомых расходов по обслуживанию госдолга,
правительство выделило в бюджете 2006 года значительно большую сумму для
инвестиционных программ, чем в предыдущих годах. Если в 2007 году бюджетные
инвестиции предусматривались в размере 19,9 млрд. тенге, то в следующем из
бюджета в приоритетные инвестиционные проекты за счет внешних источников было
направлено 34 млрд. тенге, или около 400 млн. долл., что, в свою очередь,
стимулировало значительный рост платежеспособного спроса и подъем экономики
республики.
Основными приоритетами
государственной инвестиционной программы являются развитие социальной и
производственной инфраструктуры, а также активизация жилищного строительства.
В. перечень инвестиционных проектов входят проекты по реабилитации системы
образования, развитию дорожной сети, реконструкции ирригационных систем и
систем водоснабжения. Финансирование проектов предусматривается за счет средств
государственного бюджета, а также за счет средств, предоставляемых иностранными
донорами.
Начиная с 1998 года,
Министерство финансов отказывается от прямых кредитов Национального Банка. Для
финансирования дефицита бюджета в 1998 году были использованы только
неинфляционные источники и рыночные методы заимствования на внутренних и
внешних финансовых рынках.
В 1997 году не было
допущено ни одного дефолта по государственным финансовым обязательствам, что
серьезно укрепило имидж нашей страны как надежного партнера в международных
делах. Впервые в истории Казахстана в ноябре 1996 года ему присвоен
международный кредитный рейтинг, позволивший уже через месяц осуществить
уверенную дебютную эмиссию евробондов в сумме 200 млн. долл. США на мировых
финансовых рынках.
По уровню привлечения
прямых иностранных инвестиций на душу населения республика уверенно входит в
первую пятерку центрально- и восточноевропейских стран, а также СНГ. Совокупный
приток прямых иностранных инвестиций, по данным Европейского банка
реконструкции и развития, в экономику Казахстана за период 1989-1996 гг.
составил 2761 млн. долл. США. К сожалению, в ближайшем будущем на внутренние
ресурсы полагаться не приходится. Нужны передовой опыт, новые технологии и
ноу-хау, управленческий и маркетинговые навыки. Вот почему мы прилагаем много
усилий для создания благоприятного инвестиционного климата в стране.
Можно подчеркнуть, что Казахстан имеет в настоящее
время достаточно совершенную законодательную и институциональную базу для
эффективного привлечения и использования иностранных инвестиций. Мы имеем
сегодня наиболее либеральный налоговый режим по сравнению с другими
государствами СНГ, ограниченное число налогов – их всего 11 против 45,
существующих в старом налоговом законодательстве. [1]Немаловажное
значение имеет и то, что реформы в республике движутся вперед. По оценкам
Всемирного Банка, Казахстан является инициатором и лидером среди стран СНГ в
проведении реформ.
Привлекая инвестиции в
экономику страны, мы решаем и еще одну важную социальную проблему – сохранение
занятости населения. Это весьма актуально для Казахстана, поскольку в 1996 году
статистическими органами республики признано официально безработными – 391,7
тыс. чел. или 4,1% от экономически активного населения.
Еще один фактор – это
структурные реформы. Согласно планам правительства, все радикальные реформы
должны быть завершены в ближайшие два года. Транзитный статус казахстанской
экономики, движущейся от административной системы к рыночной, перейдет в разряд
более устоявшихся. Для этого есть все условия. Это и законодательная база
рынка, и инвестиционные пакеты, и способ организации бюджетной, налоговой,
валютной и антиинфляционной политики, и, наконец, способ организации самих
отношений не только в экономике, но и в обществе. В республике создан
достаточно прочный задел для устойчивого роста экономики в будущем.
2.3Пути
улучшения финансовой системы
Одной из актуальнейших и
принципиально важных проблем сегодня является укрепление финансовой системы и
обеспечение выхода национальной экономики на траекторию роста и социального
развития. Это требует консолидации усилий как государственного аппарата, так и
всей общественности, интеллектуального потенциала ученых и целенаправленной
энергии предпринимателей. Именно от общих усилий и результативных действий
зависит предоставление необратимости тем позитивным сдвигам, которые впервые
достигнуты на пути стабилизации экономики и выхода ее из кризиса.
Перспективы развития
финансовой системы на этапе рыночного построения экономики и пути ее кадрового
и профессионального обеспечения должны рассматриваться в контексте их роли и
влияния на функционирование нашего общества. Общеизвестно, что финансы в
экономике по своему значению равноценны кровеносной системе организма. Они
создают тесное переплетение специфических финансовых сфер, как то – бюджет,
казначейство, налогообложение, социальная защита, банковское дело или кредит,
если и будут доведены даже до идеального состояния, не могут позитивно влиять
на экономику, поскольку это отдельные звенья единой цепи. Их необходимо
усовершенствовать одновременно.
Такой подход к решению
назревших проблем требует концентрации внимания в разрезе двух плоскостей:
оценки совершенствования имеющейся в наличии финансовой системы и механизмов ее
функционирования соответственно современных нужд и оценки профессионализма
персонала финансовых служб и их способности к реализации этих заданий. Ведь
учреждения финансовой системы – это не абстрактные формирования, они
представлены людьми, которые на своих плечах несут нелегкую ношу современных
финансовых проблем. Только профессионализм и ответственность – залог успеха в
формировании управления финансами и повышении эффективности влияния финансовой
системы на социально-экономическое развитие общества.
Заключение
Финансовая система является системой
интеграционного типа, характеризуется тесной связью входящих в нее элементов
(подсистем) и тем, что ни одна из ее подсистем не может существовать
самостоятельно: финансы, с одной стороны, выражают часть производственных
отношений и поэтому выступают элементом системы этих отношений, с другой —
представляют систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, имеющих свои
функциональные свойства. В финансах можно назвать в качестве функциональных
подсистем такие, как налоговая, бюджетная, финансовых планов (прогнозов),
сметного финансирования, финансовых показателей и др.
Помимо функционального критерия
классификации финансовой системы применяется классификация по признаку
субъектов финансов (участвующих в финансовых отношениях), что позволяет
разграничить финансовую систему по звеньям.
Звенья как соподчиненный ряд
классификации содержат элементы высшего разряда: финансовые отношения,
финансовые фонды, управляющий аппарат. Такое свойство систематизации придает
финансовой системе интеграционный характер.
В рыночных отношениях
функционирование экономики товарно-денежные отношения регулируются государством
в гораздо меньшей степени. Основные регуляторы — спрос и предложение товаров,
работ, услуг. Вне товарных отношений финансы существовать не могут. Только при
обмене произведенных товаров, услуг, их реализации за определенный денежный
эквивалент у товаропроизводителей образуется денежная выручка. Из выручки от
реализации продукции, работ, услуг должны быть выделены соответствующие фонды
денежных средств, которые направляются на возмещение израсходованных средств
производства, оплату труда. А стоимость прибавочного продукта должна быть
распределена на части, удовлетворяющие экономическим интересам всех участников
общественного производства, воспроизводственной сферы, нетрудоспособных членов
общества, для создания страховых фондов и ресурсов.
Для осуществления переориентации
экономики необходимы крупные финансовые вложения, поэтому важными проблемами
являются изыскание источников структурных преобразований, определение
соотношения между средствами государства в виде бюджетных ассигнований и
собственными средствами предприятий.
Государственный бюджет в качестве
инструмента управления экономикой оказывает интегрированное воздействие на
общественное производство как фин.документ, как экономический рычаг; и как
стимул.
Государственный бюджет является
центральным звеном финансовой системы. В нем находят взаимосвязь различные виды
доходов, расходов и государственные займы. Доходная часть содержит перечень
поступающих средств, а расходная - объединяет все виды производимых займов.
Т.е. госбюджет - это экономическая категория, которая выражает производственные
отношения в денежной форме, возникающие между государством и другими
участниками общественного производства в процессе распределения и
перераспределения стоимости общественного продукта.
Государственный бюджет является
инструментом осуществления государственной политики и основным источником
денежных средств для реализации намеченных программ. Формирование доходной
части имеет в настоящее время немало проблем, поэтому частые корректировки
налогового законодательства, усугубляющие положение предприятий, негативным
образом влияют на процесс производства, а значит, на состояние госбюджета.
Важным вопросом при составлении госбюджета являются направления расходования
бюджетных средств, связанные с проведением финансово-бюджетной политики.
На уровне микроэкономики структуру
финансовой системы составляют первичные финансы - на предприятиях и в домашних
хозяйствах. Их финансовая деятельность включает два момента: образование
денежных средств (что происходит посредством начального распределения доходов)
и расходование таких средств. Доходы и расходы балансируются (уравновешиваются)
следующим образом. На предприятиях состояние финансов отражается в счете
прибылей и убытков (затрат). В домашнем хозяйстве полученные доходы (от
использования факторов производства) сопоставляются с расходами (затратами на
текущее потребление и сбережения).
Первичные финансы на уровне
макроэкономики служат базой вторичных финансов государства. Они образуются в
результате последующего распределения (или перераспределения) доходов главным
образом с помощью налогов. Налоги - обязательные платежи предприятий и
населения, которые государство взимает с учетом величины первичных доходов.
Общественные финансы играют важную
роль в росте государственного потребления, которое создает дополнительный
спрос, расширяет внутренний рынок.
Под конец хотелось бы сделать личные
выводы по данной работе:
·
Главная проблема
в финансовой сфере, по моему мнению, заключается в том, что количественный рост
доходной части бюджета Казахстана и всех других важных финансовых показателей
достигается за счет падения курса тенге по отношению к доллару и за счет
доходов от нефтедобывающей промышленности, что может привести к глубокому
экономическому спаду, так как вся финансово-экономическая система зависит от
котировки данного сырья на мировом рынке;
·
В Казахстане все
еще так и не развита система кредитования малого бизнеса. Данная сфера
экономики очень важна в рыночной экономике, так как на примере развитых стран
видно, что она составляет большую часть ВВП. Сельское хозяйство после развала
СССР оказалась в тяжелом положении, поэтому приоритетной задачей государства на
данный момент заключается в кредитовании через банки второго уровня данной
отрасли.
·
В Казахстане уже
началось развитие таких важных финансовых инструментов как кредит, депозит и
лизинг. В условиях рыночной экономики их роль заключается в ускорении
формирования начального капитала, что очень важно в Казахстане, где ощущается
нехватка в инвестициях.
·
Финансовый
контроль в Казахстане осуществляют финансовая полиция и Министерство Финансов.
На данный момент нормативно-правовая база касающиеся финансовых отношений все
еще реформируется, но уже сложившихся положений достаточно для регулирования
финансовых процессов в РК.
·
На сегодняшний
день остро стоит вопрос о профиците государственного бюджета. Это говорит о
плохо продуманной стратегии расходования средств.
·
Кроме того,
несмотря на многократные повышения заработной платы работникам бюджетной сферы,
в нашей республике по-прежнему сильна дифференциация денежных доходов
населения. Урегулирование этого вопроса в будущем может привести к увеличению
налоговых поступлений в бюджет РК.
Приоритетной задачей Республики
Казахстан на сегодняшний день является, на мой взгляд, урегулирование
вышеназванных проблем.
Список использованной литературы
1.Указ Президента Республики Казахстан,
имеющий силу закона, от 24.04.95 № 2235 «О налогах и других платежах в бюджет».
2.Закон Республики Казахстан № 355-1
ЗРК от 31.03.99 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента, имеющий
силу закона, «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» № 2235 от
24.04.95».
3.Закон РК № 357-1 ЗРК от 01.04.00
"О бюджетной системе".
4.Закон РК № 359-1 ЗРК от 01.04.00
"О внесении изменений и дополнении в Закон РК "О республиканском
бюджете на 2001 год".
5.Ковалев В.М. Общая теория финансов. -
М., 1997 г.
6.Дроздов Г.Н. Общая теория финансов. -
М., 1996 г.
7.Артеменко Г.Н. Финансовый анализ. -
М., 1998 г.
8.Ефимов Т.П. Финансовый контроль. -
М., 1998 г.
9.Борисов Е.Ф. Экономическая теория. -
М.: Юристъ, 1997 г.
10. Курс экономической теории. Под ред.
Чепурина М.Н., Киселевой Ё.А. - Киров: АСА, 1998г.
11. Шеремет А.Д.. Сайфулин Р.С. Финансы
предприятий. Учебное пособие. М.: Инфра-М, 1998г.
12.Послание президента Республики
Казахстан народу Казахстана.
13.Стратегия развития 2030
[1] Указ Президента Республики
Казахстан, имеющий силу закона, от 24.04.95 № 2235 «О налогах и других платежах
в бюджет».
Страницы: 1, 2, 3, 4
|