рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Финансовое планирование и бюджетирование

Финансовое планирование и бюджетирование

Лекция 1. Сущность финансового планирования на предприятии


Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в будущем периоде.

Важнейшие объекты финансового планирования:

1.     выручка от продажи товаров (продукции, работ и услуг);

2.     прибыль и ее распределение;

3.     фонды специального назначения и их использование;

4.     объем платежей в бюджетную систему в форме налогов и сборов;

5.     взносы в государственные внебюджетные фонды;

6.     объем заемных средств, привлекаемых с кредитного рынка;

7.     плановая потребность в оборотных средствах и источники пополнения их прироста;

8.     объем капитальных вложений и источники их финансирования и др.

Основными задачами финансового планирования деятельности предприятия являются:

§  обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

§  определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;

§  выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;

§  установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;

§  соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

§  контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью фирмы.

Принципы финансового планирования:

1.     финансовое соотношение сроков – получение и использование средств должно происходить в установленные сроки.

2.     платежеспособность – финансовое планирование должно обеспечивать платежеспособность предприятия на всех этапах;

3.     оптимальность капитальных вложений – для капвложений необходимо выбирать самые дешевые способы финансирования;

4.     сбалансированность рисков – наиболее рисковые долгосрочные инвестиции целесообразно финансировать за счет собственных источников;

5.     соответствие условий и потребностей рынка – для предприятия необходимо учитывать конъюнктуру рынка, реальный спрос на производимую продукцию;

6.     предельная рентабельность - целесообразно выбирать те объекты и направления инвестирования, которые обеспечивают максимальную рентабельность.

Финансовое планирование на предприятии включает в себя три основные подсистемы:

q   перспективное финансовое планирование;

q   текущее финансовое планирование;

q   оперативное финансовое планирование.

Методы финансового планирования можно разделить на две группы:

§  методы расчета отдельных финансовых показателей;

§  общие методы составления финансового плана или программы в целом.

Первая группа включает в себя такие методы, как:

§  нормативный;

§  расчетно-аналитический;

§  балансовый;

§  метод оптимизации плановых решений;

§  экономико-математическое моделирование.

Во вторую группу входят:

§  балансовый метод;

§  сетевой метод планирования;

§  программно-целевой метод планирования.


Лекция 2. Сущность бюджетирования и его место в управлении

предприятием


Бюджет – это «количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые должны быть понижены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели».

Бюджетирование представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов планирования, контроля и анализа деятельности как всего предприятия в целом, так и его отдельных подразделений с целью разработки и принятия оптимальных управленческих решений.

Цели разработки бюджетов:

1.     прогнозирование финансовых результатов;

2.     установление целевых показателей финансовой эффективности и рентабельности;

3.     определение лимитов наиболее важных расходов;

4.     сравнительный анализ финансовой эффективности работы различных структурных подразделений;

5.     контроль за финансовым состоянием компании.


Функции бюджетирования

1

Планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия на определенный период.

2

Координация и согласование деятельности различных подразделений предприятия.

3

Стимулирование руководителей всех рангов в достижении целей своих центров ответственности.

4

Контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дисциплины.

5

Основа для оценки выполнения плана центрами ответственности и их руководителей.

6

Средство обучения менеджеров.


Основные элементы бюджетирования

 

Лекция 3. Виды и формы бюджетов. Методы их разработки


Классификация бюджетов

Классификационный признак

Вид бюджета

1. По направлению движения информации от исполнителей к руководству

§  бюджет «сверху вниз»

§  бюджет «снизу вверх»

2. По периоду составления

§  оперативный бюджет

§  текущий бюджет

§  перспективный бюджет

3. По непрерывности планирования

§  самостоятельный бюджет

§  непрерывный (скользящий) бюджет

4. По широте номенклатуры затрат

§  функциональный бюджет

§  комплексный бюджет

5. По методам разработки

§  фиксированный бюджет

§  гибкий бюджет

6. По длительности планируемого периода

§  ежедневный бюджет

§  понедельный бюджет

§  месячный бюджет

§  квартальный бюджет

§  годовой бюджет


Бюджетная система предприятия - совокупность бюджетов, основанная на производственных, экономических отношениях и структурном устройстве предприятия, регулируемая его внутренними нормативными документами.

В целом все виды бюджетов, применяемые в финансовом планировании, можно разделить на три основные группы: основные (финансовые) бюджеты, операционные бюджеты, вспомогательные бюджеты.

Финансовые (основные) бюджеты

Бюджет доходов и расходов — бюджет, показывающий соотношение всех доходов от реализации (по отгруженной потребителям продукции или оказанным им услугам) в плановый период со всеми видами расходов, которые предполагает понести в этот же период предприятие или фирма.

Бюджет движения денежных средств — это бюджет (план) движения расчетного счета и наличных денежных средств в кассе предприятия и (или) его структурного подразделения (бизнеса, структурного подразделения), отражающий все прогнозируемые поступления и снятия денежных средств в результате хозяйственной деятельности предприятия или фирмы.

Расчетный баланс — это прогноз соотношения активов и пассивов (обязательств) компании, бизнеса, инвестиционного проекта или структурного подразделения в соответствии со сложившейся (фактической) структурой активов и задолженностей и ее изменением в процессе реализации других бюджетов.

Среди операционных бюджетов обычно принято выделять следующие:

§  бюджет продаж показывает объемы продаж по видам продукции и в целом по предприятию в натуральных и стоимостных показателях;

§  бюджет производства показывает объемы производства по видам продукции и в целом по предприятию в натуральных показателях с учетом запасов готовой продукции на начало и на конец бюджетного периода;

§  бюджет прямых материальных затрат содержит информацию о затратах сырья и материалов, покупных изделий и комплектующих в расчете на единицу продукции и в целом по предприятию в натуральных и стоимостных показателях;

§  бюджет прямых затрат труда отражает затраты на заработную плату основного производственного персонала с учетом затрат рабочего времени в человеко-часах и тарифных ставок;

§  бюджет общепроизводственных накладных расходов показывает расходы на заработную плату административно-управленческого, инженерно-технического и вспомогательного персонала, непосредственно занятого в данном цехе, арендные платежи, коммунальные расходы и другие затраты связанные с функционированием данного производства на протяжении бюджетного периода;

§  бюджет управленческих расходов содержит информацию о расходах на заработную плату аппарата управления, арендных платежах, коммунальных расходах, командировочных расходах, расходах на содержание компьютерного оборудования и связь, на содержание зданий и сооружений, расходах по оплате услуг консультационных, информационных, аудиторских и других сторонних организаций и пр.;

§  бюджет коммерческих расходов отражает расходы на рекламу, маркетинг, транспортные услуги и прочие расходы по реализации продукции предприятия.

Вспомогательные бюджеты могут включать план налоговых платежей, кредитный план, затраты на финансовые операции и любые другие статьи, необходимые руководству для принятия управленческих решений.



Лекция 4. Этапы организации системы бюджетирования на

предприятии


1. Проектирование и утверждение финансовой структуры предприятия.

2. Определение технологии бюджетирования.

3. Определение форматов основных бюджетов.

4. Разработка бюджетного регламента.

5. Организация бюджетного процесса.

6. Автоматизация процесса бюджетирования.


Лекция 5. Центры финансовой ответственности предприятия в

системе бюджетирования


Управление центрами ответственности предприятие осуществляет через финансовую структуру. Если в оргструктуре предприятия структурными единицами являются оргзвенья (подразделения), то в финансовой структуре структурными единицами являются центры финансовой ответственности (ЦФО).

В финансовой структуре выделяется пять основных типов ЦФО:

•        Центры инвестиций

•        Центры прибыли

•        Центры маржинального дохода

•        Центры дохода

•        Центры затрат

Данная классификация основана на разделении ЦФО по видам доходов/затрат, которые определяются, исходя из функциональной деятельности центра.

Центры затрат отвечают только за произведенные затраты в своей деятельности. Центрами затрат могут являться различные производственные подразделения и функциональные службы (бухгалтерия, реклама, охрана), в чьи задачи не входит получение дохода. Центры затрат определяют расходную часть бюджета предприятия.

Центры дохода отвечают за доход, который они приносят фирме за счет своей деятельности и определяют доходную часть бюджета. Центром дохода может выступать подразделение компании, занимающееся реализацией готовой продукции, товаров и услуг, т.е. функционально предназначенное для получения дохода в виде выручки (Отдел продаж, склад-магазин, оптовая база, сеть фирменных магазинов и т.д.). Но поскольку центры дохода несут и определенные затраты, например, зарплата сотрудников, реклама, аренда, транспорт, то возможны два варианта ответственности центра за эти затраты, в зависимости от целевых установок, которые определяют предмет ответственности центра.

Центры маржинального дохода несут ответственность за величину получаемого маржинального дохода (другое название – маржинальная прибыль). Создаются на тех предприятиях, где есть подразделения, осуществляющие более сложный вид деятельности — не одно производство (как центры затрат), и не одну торговлю (как центры дохода), а, например, по производству и реализации продукции определенной номенклатуры, т.е. фактически являются бизнес-направлениями, которые отвечают за эффективность деятельности, контролируя доходную и расходную части своего направления. Мерой эффективности является уже не доходы и затраты направления по отдельности, а разница между ними в виде маржинального дохода. Под маржинальным доходом (прибылью) понимается разница между выручкой направления и его переменными (изменяющимися в зависимости от объема деятельности) затратами, т. е. теми затратами, которые понесло непосредственно само направление. Полученная сумма дохода идет сначала на покрытие накладных затрат направления, потом предприятия, и далее на формирование прибыли. То направление, которое приносит наибольший маржинальный доход, является и наиболее выгодным для предприятия. Таким образом, предприятие обеспечивает эффективность деятельности своих отдельных направлений бизнеса, ставя им в ответственность уровень маржинального дохода.

Центры прибыли отвечают перед руководством суммой заработанной прибыли, т.е. они по аналогии с центрами маржинального дохода контролируют как расходную, так и доходную сторону своей деятельности. Но здесь идет речь уже о доходах и затратах не отдельного направления, а всего предприятия в целом. Соответственно, центром прибыли выступает предприятие, как самостоятельное, так и в составе многоуровневой структуры, например, холдинга.

Центры инвестиций являются вершиной всей финансовой структуры. Они имеют право управлять не только оборотным капиталом, т.е. отвечать за объем заработанной прибыли, но и могут управлять необоротными активами (основными средствами), в том числе, осуществлять инвестиции (и дезинвестиции). Например, построить новый цех, поменять устаревшее оборудование, а в больших масштабах купить фирму, продать бизнес и т.д. В этом случае центр инвестиций контролирует окупаемость этих инвестиций, и таким образом отвечает за рентабельность всех активов фирмы. Центр инвестиций уже всегда только предприятие, либо самостоятельное, либо головная компания многоуровневой структуры.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.