Финансовые отношения на предприятиях
Содержание
1.
Финансовые
отношения на предприятиях, их состав и развитие
2.
Финансовый
анализ как база принятия управленческих решений.
Взаимосвязь финансового и
производственного анализа
3.
Задача
2 (2)
4.
Задача
4 (2)
Список использованных источников
Вопрос
№1.
Финансовые
отношения на предприятиях, их состав и развитие
Финансы
предприятий - это экономические, денежные отношения. возникающие в результате
движения денег и образующихся на этой основе денежных потоков, связанные с
функционированием создаваемых на предприятиях денежных фондов.
Финансы
предприятий являются основой финансовой системы государства, поскольку
предприятия представляют собой главное звено народнохозяйственного комплекса.
Это
относительно самостоятельная сфера финансовой системы. [1,
с.16]
В отраслях
материального производства возникают разнообразные по характеру финансовые отношения.
Учитывая специфику формируемых на их основе денежных фондов, в составе
финансовых отношений можно выделить следующие группы относительно однородных
денежных отношений и направлений.
-
Отношения,
возникающие между учредителями (собственниками, участниками)
в момент создания предприятия по поводу приема
новых участников, выплаты доли в
имуществе при выбытии участников, распределения
и выплаты
дивидендов, процентов на вложенный капитал, а также по поводу управления
имуществом и собственным капиталом.
- Отношения
между предприятиями по поводу внутрикорпорационного
перераспределения средств, между
предприятиями и подразделениями: филиалами, цехам
и,
отделами, бригадами в процессе финансирования расходов,
распределения и перераспределения
прибыли, оборотных средств и др. Роль их состоит в установлении определенных
стимулов и материальной ответственности за качественное выполнение принятых
обязательств. [7,
с.36]
-
Отношения
между
предприятиями и организациями, связанные с производством и
реализацией продукции, возникновением вновь созданной собственности.
К
ним относятся финансовые отношения с
поставщиками, покупателями, строительно-монтажными и транспортными
организациями, почтой и телеграфом, внешнеторговыми и другими организациями,
таможней, предприятиями, организациями и фирмами иностранных государств. Это -
самая большая по объему денежных платежей группа. Отношения предприятий друг с
другом связаны с реализацией готовой продукции и приобретением материальных
ценностей для хозяйственной деятельности. Роль этой группы финансовых отношений
первична, так как именно в сфере материального производства создается
национальный доход, предприятия получают выручку от реализации продукции и
прибыль. Организация этих отношений оказывает самое непосредственное влияние на
конечные результаты производственной деятельности.
[8, с.8]
-
Отношения
между предприятием
и
вышестоящей организацией,
внутри
финансово-промышленных
групп,
внутри холдингов, союзов и ассоциаций, членом которых является предприятие. Эти
отношения возникают при формировании, распределении и использовании
централизованных целевых денежных
средств
и резервов на финансирование
целевых отраслевых программ, проведении маркетинговых исследований,
научно-исследовательских работ, организации выставок, оказании финансовой помощи
на возвратной основе для осуществления инвестиционных проектов и пополнения
оборотных средств, при реорганизации. Эта
группа отношений, как правило, связана с внутриотраслевым перераспределением
денежных средств и направлена на поддержку и развитие предприятий. [8, с.9]
-
Отношения с рабочими и служащими - это
выплаты заработной платы, премий, пособий, дивидендов по акциям, материальной
помощи, а также взыскание денег за причиненный ущерб, удержание налогов. При
этом очень важно, чтобы работники подразделений получали именно то, что они
зарабатывают.
- Отношения
между предприятием и государством при уплате налогов,
сборов и отчислений в республиканский и местные бюджеты, целевые бюджетные и
внебюджетные фонды, предоставлении налоговых льгот,
применении штрафных санкций,
получении ассигнований из бюджета, покупке государственных ценных бумаг и
выплат по ним. От организации этой группы отношений зависит финансовое
состояние предприятий и формирование доходной базы бюджетов всех уровней. [7, с.36]
- Отношения
между предприятием и страховыми компаниями при страховании первыми имущества,
предпринимательских рисков, отдельных категорий работников.
- Отношения
между предприятиями и банками при получении и возврате банковских кредитов,
предоставлении банкам во временное пользование свободных денежных средств,
покупке и продаже валюты, оказании других банковских услуг. От организации этих
отношений также зависит финансовое состояние предприятий.
- Отношения
между предприятиями и инвестиционными институтами по размещению инвестиций,
приватизации и др. [3, с.126]
Каждая
из перечисленных групп имеет свои особенности и сферу применения. Однако все
они носят двусторонний характер, и их материальной основой является движение
денежных средств. Движение денежных средств сопровождает формирование уставного
капитала предприятия, с него начинается и завершается кругооборот средств,
формирование и использование денежных фондов различного назначения.
В
Республике Беларусь принят и действует Закон «Об экономической несостоятельности
(банкротстве)». Это обусловило появление новых финансовых отношений по
антикризисному управлению финансами предприятий, управлению имуществом должника
и удовлетворению требований кредиторов на разных стадиях банкротства.
[8, с.10]
Новыми
являются также финансовые отношения по перераспределению и формированию
капитала в связи с процессами слияния или разделения предприятий.
Финансовые
отношения предприятий охватывают процессы распределения и перераспределения
валового внутреннего продукта и национального дохода. Эти отношения возникают в
процессе формирования, распределения, перераспределения и использования
финансовых ресурсов предприятия.
Финансовые
ресурсы предприятия включают все источники средств, имеющиеся в его
распоряжении. Они формируются в результате осуществления различных видов
деятельности (текущей, инвестиционной, финансовой) и находятся в постоянном
движении, обслуживая кругооборот средств предприятия. Финансовые ресурсы
выражены в денежных доходах, фондах, резервах, капитале предприятия.
Таким
образом, можно сказать, что финансовые отношения формируются в процессе
кругооборота его средств на основе денежных потоков, генерируемых различными
видами деятельности. Все финансовые отношения предприятий в той или иной
степени регламентируются государством. [7, с.37]
Финансовый
кругооборот - это возобновляемая система финансовых
потоков, обеспечивающая образование, распределение и расходование денежного
фонда.
Денежный
оборот - это совокупность всех денежных платежей.
Он
взаимосвязан с кругооборотом товаров и услуг и двумя группами рынков:
рынка
продуктов (на которых приобретаются (продаются) произведенные продукты и
услуги) и рынка ресурсов (на котором предприятия приобретают рабочую силу,
капитал, природные и другие ресурсы, необходимые для производства товаров и
услуг).
[1, с.16]
Эту взаимосвязь
можно представить в виде следующей схемы, на которой товары и ресурсы движутся
по часовой стрелке, а соответствующие платежи - против часовой стрелки. В
условиях нормальной (немафиозной) экономики часть своих доходов население
вкладывает в сбережения (накопление наличных денег, вкладов в банк,
приобретение ценных бумаг), а предприятия осуществляют инвестиции в основной капитал.
Таким образом,
перечисленные виды денежных отношений составляют содержание финансов
предприятий, которые могут быть определены как денежные отношения, связанные с
формированием и распределением денежных доходов субъектов хозяйствования и их
использованием на цели расширенного воспроизводства и выполнение обязательств
перед финансово-кредитной системой государства. Финансовые
отношения формируются в процессе кругооборота его средств на основе денежных
потоков, генерируемых различными видами деятельности.
Вопрос
№2.
Финансовый анализ как
база принятия управленческих решений. Взаимосвязь финансового и
производственного анализа
Финансовый
анализ – это комплекс мероприятий по оценке состояния финансовых отношений и
финансовых потоков предприятия. По сути – исходная база для оценки качества
хозяйствования, предназначенная для внутренних и внешних пользователей
информации. [6, с.185]
Финансовый
анализ является существенным элементом финансового менеджмента и аудита.
Практически все пользователи финансовых отчетов предприятий применяют методы
финансового анализа для принятия решений по оптимизации своих интересов.
Собственники
анализируют финансовые отчеты для повышения доходности капитала, обеспечения
стабильности положения фирмы. Кредиторы и инвесторы анализируют финансовые
отчеты, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам. Качество
принимаемых решений целиком зависит от качества аналитического обоснования
решения. [8, с.353]
Введение
нового плана счетов бухгалтерского учета, приведение форм бухгалтерского учета
и бухгалтерской отчетности в большее соответствие с требованиями международных
стандартов вызывают необходимость использования новой методики финансового
анализа, соответствующей условиям рыночной экономики. Такая методика нужна для
обоснованного выбора делового партнера, определения степени финансовой
устойчивости предприятия, оценки деловой активности и эффективности
предпринимательской деятельности. Основным источником информации о финансовой
деятельности делового партнера является бухгалтерская отчетность, которая
базируется на обобщении данных финансового учета и является информационным
звеном, связывающим предприятие с общество и деловыми партнерами –
пользователями информации о деятельности предприятия. [9, с.566]
Методика
финансового анализа включает три взаимосвязанных блока:
· анализ
финансовых результатов деятельности предприятия;
· анализ
финансового состояния предприятия;
· анализ
эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Объектом
финансового анализа считаются финансовые отношения и потоки. [6, с.185]
Субъектами
анализа выступают как непосредственно, так и опосредованно заинтересованные в
деятельности предприятия пользователи информации. К первой группе пользователей
относятся собственники средств предприятия, заимодавцы (банки), поставщики,
клиенты (покупатели), налоговые органы, персонал предприятия и руководство.
Вторую
группу пользователей составляют: аудиторские фирмы, консультанты, биржи,
юристы, пресса, ассоциации, профсоюзы. Все они должны по договору защищать
интересы первой группы пользователей отчетности.
Предмет
финансового анализа – эффективность вложения капитала; объемы прибыли, рентабельность,
ликвидность, платежеспособность, кредитоспособность предприятия и т.п. [9,
с.567]
Целью
анализа является формирование объективной основы:
- для
достоверной оценки финансового состояния предприятия;
- принятия
адекватных управленческих решений в сфере финансов предприятия;
- выявления
и предупреждения негативных явлений в деятельности предприятия. [6, с.185]
Основной
целью финансового анализа является получение небольшого числа наиболее
информативных параметров, дающих объективную и точную картину финансового
состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и
пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.
Цели
анализа достигаются в результате решения определенного взаимосвязанного набора
аналитических задач. Аналитическая задача представляет собой конкретизацию
целей анализа с учетом организационных, информационных, технических и
методических возможностей проведения этого анализа. Основным фактором, в
конечном счете, является объем и качество исходной информации. [8, с.353]
Чтобы
принимать решения по управлению в области производства, сбыта, финансов,
инвестиций и нововведений, руководству нужна постоянная деловая осведомленность
по соответствующим вопросам, которая является результатом отбора, анализа,
оценки и концентрации исходной «сырой» информации (периодическая бухгалтерская
и финансовая отчетности); необходимо аналитическое прочтение данных, исходя из
целей анализа и управления.
Финансовый
анализ является прерогативой высшего звена управленческих структур предприятия,
способных влиять на формирование финансовых ресурсов и потоки денежных средств.
Эффективность или неэффективность частных управленческих решений, связанных с
определением цены продукта, размера партии закупок сырья или поставок
продукции, замены оборудования или технологии, и др. решений, должна пройти
оценку с точки зрения общего успеха фирмы, характера ее экономического роста и
роста общей финансовой эффективности. [9, с.569]
Финансовый
анализ как метод познания экономических процессов и явлений занимает важное
место в системе управления предприятием.
Для
проведения финансового анализа используются методы, которые можно применять на
всех предприятиях без учета отраслевой принадлежности, организации управления и
формы собственности. Все они имеют количественную и качественную сторону
осуществления финансового анализа.
Под методом
финансового анализа понимается способ подхода к изучению хозяйственных
процессов в их становлении и развитии.
К характерным
особенностям метода относятся: использование системы показателей, выявление и
изменение взаимосвязи между ними. В
процессе финансового анализа применяется ряд специальных способов и приемов.
Способы
применения финансового анализа можно условно подразделить на две группы:
традиционные и математические.
К первой группе
относятся: использование абсолютных, относительных и средних величин; прием
сравнения, сводки и группировки, прием цепных подстановок.
· Прием
сравнения заключается в составлении финансовых показателей отчетного периода с
их плановыми значениями и с показателями предшествующего периода.
· Прием
сводки и группировки заключается в объединении информационных материалов в
аналитические таблицы.
· Прием
цепных подстановок применяется для расчетов величины влияния факторов в общем
комплексе их воздействия на уровень совокупного финансового показателя.
Сущность приёмов ценных подстановок состоит в том, что, последовательно заменяя
каждый отчётный показатель базисным, все остальные показатели рассматриваются
при этом как неизменные. Такая замена позволяет определить степень влияния
каждого фактора на совокупный финансовый показатель. [6,
с.187]
Основные методы
анализа финансовой отчётности:
- Горизонтальный
(временный) анализ – сравнение каждой позиции с предыдущим периодом.
- Вертикальный
(структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с
выявлением влияния каждой позиции отчётности на результат в целом.
Страницы: 1, 2
|