рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Финансовые отношения на предприятиях

Финансовые отношения на предприятиях

Содержание


1.                Финансовые отношения на предприятиях, их состав и развитие

2.            Финансовый анализ как база принятия управленческих решений.

Взаимосвязь финансового и производственного анализа

3.                Задача 2 (2)

4.                Задача 4 (2)

Список использованных источников

 

Вопрос №1.

Финансовые отношения на предприятиях, их состав и развитие


Финансы предприятий - это экономические, денежные отношения. возникающие в результате движения денег и образующихся на этой основе денежных потоков, связанные с функционированием создаваемых на предприятиях денежных фондов.

Финансы предприятий являются основой финансовой системы государства, поскольку предприятия представляют собой главное звено народнохозяйственного комплекса. Это относительно самостоятельная сфера финансовой системы. [1, с.16]

В отраслях материального производства возникают разнообразные по характеру финансовые отношения. Учитывая специфику формируемых на их основе денежных фондов, в составе финансовых отношений можно выделить следующие группы относительно однородных денежных отношений и направлений.

-    Отношения, возникающие между учредителями (собственниками, участниками) в момент создания предприятия по поводу приема новых участников, выплаты доли в имуществе при выбытии участников, распределения и выплаты дивидендов, процентов на вложенный капитал, а также по поводу управления имуществом и собственным капиталом.

-    Отношения между предприятиями по поводу внутрикорпорационного перераспределения средств, между предприятиями и подразделениями: филиалами, цехам и, отделами, бригадами в процессе финансирования расходов, распределения и перераспределения прибыли, оборотных средств и др. Роль их состоит в установлении определенных стимулов и материальной ответственности за качественное выполнение принятых обязательств. [7, с.36]

-    Отношения между предприятиями и организациями, связанные с производством и реализацией продукции, возникновением вновь созданной собственности. К ним относятся финансовые отношения с поставщиками, покупателями, строительно-монтажными и транспортными организациями, почтой и телеграфом, внешнеторговыми и другими организациями, таможней, предприятиями, организациями и фирмами иностранных государств. Это - самая большая по объему денежных платежей группа. Отношения предприятий друг с другом связаны с реализацией готовой продукции и приобретением материальных ценностей для хозяйственной деятельности. Роль этой группы финансовых отношений первична, так как именно в сфере материального производства создается национальный доход, предприятия получают выручку от реализации продукции и прибыль. Организация этих отношений оказывает самое непосредственное влияние на конечные результаты производственной деятельности. [8, с.8]

-    Отношения между предприятием и вышестоящей организацией, внутри финансово-промышленных групп, внутри холдингов, союзов и ассоциаций, членом которых является предприятие. Эти отношения возникают при формировании, распределении и использовании централизованных целевых денежных средств и резервов на финансирование целевых отраслевых программ, проведении маркетинговых исследований, научно-исследовательских работ, организации выставок, оказании финансовой помощи на возвратной основе для осуществления инвестиционных проектов и пополнения оборотных средств, при реорганизации. Эта группа отношений, как правило, связана с внутриотраслевым перераспределением денежных средств и направлена на поддержку и развитие предприятий. [8, с.9]

-    Отношения с рабочими и служащими - это выплаты заработной платы, премий, пособий, дивидендов по акциям, материальной помощи, а также взыскание денег за причиненный ущерб, удержание налогов. При этом очень важно, чтобы работники подразделений получали именно то, что они зарабатывают.

-    Отношения между предприятием и государством при уплате налогов, сборов и отчислений в республиканский и местные бюджеты, целевые бюджетные и внебюджетные фонды, предоставлении налоговых льгот, применении штрафных санкций, получении ассигнований из бюджета, покупке государственных ценных бумаг и выплат по ним. От организации этой группы отношений зависит финансовое состояние предприятий и формирование доходной базы бюджетов всех уровней. [7, с.36]

-    Отношения между предприятием и страховыми компаниями при страховании первыми имущества, предпринимательских рисков, отдельных категорий работников.

-    Отношения между предприятиями и банками при получении и возврате банковских кредитов, предоставлении банкам во временное пользование свободных денежных средств, покупке и продаже валюты, оказании других банковских услуг. От организации этих отношений также зависит финансовое состояние предприятий.

-    Отношения между предприятиями и инвестиционными институтами по размещению инвестиций, приватизации и др. [3, с.126]

Каждая из перечисленных групп имеет свои особенности и сферу применения. Однако все они носят двусторонний характер, и их материальной основой является движение денежных средств. Движение денежных средств сопровождает формирование уставного капитала предприятия, с него начинается и завершается кругооборот средств, формирование и использование денежных фондов различного назначения.

В Республике Беларусь принят и действует Закон «Об экономической несостоятельности (банкротстве)». Это обусловило появление новых финансовых отношений по антикризисному управлению финансами предприятий, управлению имуществом должника и удовлетворению требований кредиторов на разных стадиях банкротства. [8, с.10]

Новыми являются также финансовые отношения по перераспределению и формированию капитала в связи с процессами слияния или разделения предприятий.

Финансовые отношения предприятий охватывают процессы распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода. Эти отношения возникают в процессе формирования, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов предприятия.

Финансовые ресурсы предприятия включают все источники средств, имеющиеся в его распоряжении. Они формируются в результате осуществления различных видов деятельности (текущей, инвестиционной, финансовой) и находятся в постоянном движении, обслуживая кругооборот средств предприятия. Финансовые ресурсы выражены в денежных доходах, фондах, резервах, капитале предприятия.

Таким образом, можно сказать, что финансовые отношения формируются в процессе кругооборота его средств на основе денежных потоков, генерируемых различными видами деятельности. Все финансовые отношения предприятий в той или иной степени регламентируются государством. [7, с.37]

Финансовый кругооборот - это возобновляемая система финансовых потоков, обеспечивающая образование, распределение и расходование денежного фонда.

Денежный оборот - это совокупность всех денежных платежей.

Он взаимосвязан с кругооборотом товаров и услуг и двумя группами рынков: рынка продуктов (на которых приобретаются (продаются) произведенные продукты и услуги) и рынка ресурсов (на котором предприятия приобретают рабочую силу, капитал, природные и другие ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг). [1, с.16]

Эту взаимосвязь можно представить в виде следующей схемы, на которой товары и ресурсы движутся по часовой стрелке, а соответствующие платежи - против часовой стрелки. В условиях нормальной (немафиозной) экономики часть своих доходов население вкладывает в сбережения (накопление наличных денег, вкладов в банк, приобретение ценных бумаг), а предприятия осуществляют инвестиции в основной капитал.

Таким образом, перечисленные виды денежных отношений составляют содержание финансов предприятий, которые могут быть определены как денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных доходов субъектов хозяйствования и их использованием на цели расширенного воспроизводства и выполнение обязательств перед финансово-кредитной системой государства. Финансовые отношения формируются в процессе кругооборота его средств на основе денежных потоков, генерируемых различными видами деятельности.


Вопрос №2.

Финансовый анализ как база принятия управленческих решений. Взаимосвязь финансового и производственного анализа


Финансовый анализ – это комплекс мероприятий по оценке состояния финансовых отношений и финансовых потоков предприятия. По сути – исходная база для оценки качества хозяйствования, предназначенная для внутренних и внешних пользователей информации. [6, с.185]

Финансовый анализ является существенным элементом финансового менеджмента и аудита. Практически все пользователи финансовых отчетов предприятий применяют методы финансового анализа для принятия решений по оптимизации своих интересов.

Собственники анализируют финансовые отчеты для повышения доходности капитала, обеспечения стабильности положения фирмы. Кредиторы и инвесторы анализируют финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам. Качество принимаемых решений целиком зависит от качества аналитического обоснования решения. [8, с.353]

Введение нового плана счетов бухгалтерского учета, приведение форм бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в большее соответствие с требованиями международных стандартов вызывают необходимость использования новой методики финансового анализа, соответствующей условиям рыночной экономики. Такая методика нужна для обоснованного выбора делового партнера, определения степени финансовой устойчивости предприятия, оценки деловой активности и эффективности предпринимательской деятельности. Основным источником информации о финансовой деятельности делового партнера является бухгалтерская отчетность, которая базируется на обобщении данных финансового учета и является информационным звеном, связывающим предприятие с общество и деловыми партнерами – пользователями информации о деятельности предприятия. [9, с.566]

Методика финансового анализа включает три взаимосвязанных блока:

· анализ финансовых результатов деятельности предприятия;

· анализ финансового состояния предприятия;

· анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Объектом финансового анализа считаются финансовые отношения и потоки. [6, с.185]

Субъектами анализа выступают как непосредственно, так и опосредованно заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации. К первой группе пользователей относятся собственники средств предприятия, заимодавцы (банки), поставщики, клиенты (покупатели), налоговые органы, персонал предприятия и руководство.

Вторую группу пользователей составляют: аудиторские фирмы, консультанты, биржи, юристы, пресса, ассоциации, профсоюзы. Все они должны по договору защищать интересы первой группы пользователей отчетности.

Предмет финансового анализа – эффективность вложения капитала; объемы прибыли, рентабельность, ликвидность, платежеспособность, кредитоспособность предприятия и т.п. [9, с.567]

Целью анализа является формирование объективной основы:

-    для достоверной оценки финансового состояния предприятия;

-    принятия адекватных управленческих решений в сфере финансов предприятия;

-    выявления и предупреждения негативных явлений в деятельности предприятия. [6, с.185]

Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа наиболее информативных параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.

Цели анализа достигаются в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач. Аналитическая задача представляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения этого анализа. Основным фактором, в конечном счете, является объем и качество исходной информации. [8, с.353]

Чтобы принимать решения по управлению в области производства, сбыта, финансов, инвестиций и нововведений, руководству нужна постоянная деловая осведомленность по соответствующим вопросам, которая является результатом отбора, анализа, оценки и концентрации исходной «сырой» информации (периодическая бухгалтерская и финансовая отчетности); необходимо аналитическое прочтение данных, исходя из целей анализа и управления.

Финансовый анализ является прерогативой высшего звена управленческих структур предприятия, способных влиять на формирование финансовых ресурсов и потоки денежных средств. Эффективность или неэффективность частных управленческих решений, связанных с определением цены продукта, размера партии закупок сырья или поставок продукции, замены оборудования или технологии, и др. решений, должна пройти оценку с точки зрения общего успеха фирмы, характера ее экономического роста и роста общей финансовой эффективности. [9, с.569]

Финансовый анализ как метод познания экономических процессов и явлений занимает важное место в системе управления предприятием.

Для проведения финансового анализа используются методы, которые можно применять на всех предприятиях без учета отраслевой принадлежности, организации управления и формы собственности. Все они имеют количественную и качественную сторону осуществления финансового анализа.

Под методом финансового анализа понимается способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии.

К характерным особенностям метода относятся: использование системы показателей, выявление и изменение взаимосвязи между ними. В процессе финансового анализа применяется ряд специальных способов и приемов. Способы применения финансового анализа можно условно подразделить на две группы: традиционные и математические.

К первой группе относятся: использование абсолютных, относительных и средних величин; прием сравнения, сводки и группировки, прием цепных подстановок.

·     Прием сравнения заключается в составлении финансовых показателей отчетного периода с их плановыми значениями и с показателями предшествующего периода.

·     Прием сводки и группировки заключается в объединении информационных материалов в аналитические таблицы.

·     Прием цепных подстановок применяется для расчетов величины влияния факторов в общем комплексе их воздействия на уровень совокупного финансового показателя. Сущность приёмов ценных подстановок состоит в том, что, последовательно заменяя каждый отчётный показатель базисным, все остальные показатели рассматриваются при этом как неизменные. Такая замена позволяет определить степень влияния каждого фактора на совокупный финансовый показатель. [6, с.187]

Основные методы анализа финансовой отчётности:

-    Горизонтальный (временный) анализ – сравнение каждой позиции с предыдущим периодом.

-    Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчётности на результат в целом.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.