рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Финансовый контроль. Этапы бюджетного процесса

Финансовый контроль. Этапы бюджетного процесса

1. Финансовый контроль и его формы


Финансовый контроль можно классифицировать по разным признакам. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды: государственный; ведомственный; внутрихозяйственный; общественный; независимый (аудиторский).

Государственный контроль осуществляется органами государственной власти и управления (Президентом, парламентом и правительством, Министерством финансов и Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь и др.) в отношении любого объекта контроля независимо от его ведомственной подчиненности. Главная цель – обеспечить мобилизацию и рациональное и эффективное использование финансовых ресурсов страны в производственной и непроизводственной сферах. Он занимает доминирующее положение среди других видов финансового контроля. В основу организации государственного контроля положены следующие принципы:

– независимости (органы государственного финансового контроля (контролеры) должны обладать организационной, функциональной, материальной и иного характера независимостью от юридических или физических лиц, чью деятельность они проверяют);

– гласности, т.е. открытости контролирующих органов государственного финансового контроля, и доступности информации о результатах контрольной деятельности для каждого гражданина;

– законности (деятельность органов государственного финансового контроля, в том числе их действия, меры, предпринимаемые ими, методология и процедуры, должны соответствовать законам и иным нормативно-правовым актам и не допускать произвола в отношении контролируемых);

– объективности (выводы контролеров, а также их подходы к планированию и проведению проверок должны исключать какую бы то ни было предвзятость либо особые мотивы, как то корысть, политический заказ и т.п.);

– ответственности, а именно:

а) ответственности контролеров;

б) ответственности контролируемых;

в) ответственности третьих лиц (включая принимающие решение государственные органы, обладающие исключительными полномочиями).

Ответственность контролеров означает, что каждый субъект государственного финансового контроля (орган контроля, его работник) должен нести ответственность (экономическую, административную и дисциплинарную) за выполнение каждой контрольной функции. В противном случае он не будет осуществлять контроль в должной мере.

Ответственность контролируемых означает, что виновники выявленных ошибок и злоупотреблений в управлении финансами должны нести ответственность, определяемую степенью тяжести допущенных ими ошибок.

Ответственность третьих лиц (включая органы государственной власти, обладающие правом принятия решений согласно представлениям или предписаниям органов государственного финансового контроля) означает, что они должны нести ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей (например, непредставление информации о результатах проверки) перед органами государственного финансового контроля, что предусматривается в нормативно-правовых актах.

Ведомственный контроль проводится контрольно-ревизионными управлениями (отделами) отраслевых министерств и ведомств, объединений, исполкомов местных органов власти и др. Его объектом является финансово-хозяйственная деятельность подведомственных предприятий, учреждений.

Внутрихозяйственный контроль осуществляется экономическими и финансовыми службами предприятий, организаций и учреждений. Его объектом выступает финансово-хозяйственная деятельность самого предприятия (объединения), а также его структурных подразделений (цехов, отделов и др.).

Общественный контроль осуществляют отдельные физические лица (специалисты) или группы лиц (ревизионные комиссии) в партийных, профсоюзных, садоводческих и других общественных организациях. Его объектом чаще всего является финансово-хозяйственная сторона функционирования вышеназванных организаций (сбор членских взносов, их целевое использование).

Независимый (аудиторский) контроль проводится специальными вневедомственными органами: аудиторскими фирмами, индивидуальными предпринимателями. Его объектом является финансово-хозяйственная деятельность (включая проведение консультаций по вопросам постановки бухгалтерского учета и налогообложения) проверяемых предприятий, учреждений, организаций. Контроль осуществляется аудиторскими структурами в соответствии с заключаемыми договорами и за определенное вознаграждение.

По формам и в зависимости от времени проведения финансовый контроль делится на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль предшествует совершению финансовых операций (например, по поступлению доходов в бюджет, расходованию средств бюджета и др.). Эта форма финансового контроля обычно применяется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и перечислении бюджетных средств.

Текущий контроль осуществляется во время оформления и совершения финансовых операций, связанных с поступлением доходов, расходованием денежных средств и материальных ценностей. Его цель – предупредить возможные злоупотребления и укрепить финансовую дисциплину. Эта форма контроля опирается на данные оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения. Большая роль отводится бухгалтерским службам предприятий, организаций и учреждений, которые проверяют правильность и законность документов, на основании которых оформляются и совершаются финансовые операции.

Последующий контроль производят после совершения финансово-хозяйственных операций, т.е. за истекший период. Он устанавливает законность и целесообразность расходов, полноту и своевременность поступления доходов в бюджет и т.п. Осуществляется этот контроль на основе анализа отчетов и балансов, а также проверок и ревизий непосредственно на месте – на предприятиях, в учреждениях и организациях. Цель последующего контроля – выявить и не допускать в дальнейшем нарушения финансовой дисциплины и другие недостатки в деятельности хозяйствующих субъектов, организаций и учреждений.

По методам проведения виды финансового контроля подразделяются на наблюдения, проверки, обследования, надзор, экономический анализ, ревизии.

Наблюдение предполагает общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля.

Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Она позволяет выявить нарушения финансовой дисциплины.

Обследование охватывает более широкий круг финансово-экономических показателей. При обследовании объекта используются такие приемы, как опрос, анкетирование и др. Итоги обследования используются, как правило, для оценки финансового положения объекта контроля, реорганизации производства и т.п.

Надзор производится за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности. Например, Центральный банк России и Национальный банк Республики Беларусь осуществляют надзор за деятельностью коммерческих банков. Несоблюдение последних правил и нормативов, приводящее к риску банкротства, ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.

Экономический анализ, как метод финансового контроля, основывается на детальном изучении периодической и годовой финансово-бухгалтерской отчетности. Он позволяет проконтролировать выполнение плановых заданий, соблюдение норм расходования средств и отчислений в централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, соблюдение финансовой дисциплины, состояние планирования и других операций.

Ревизия предусматривает глубокое и полное изучение финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций. В ходе ревизии устанавливаются законность и достоверность совершаемых хозяйственных и финансовых операций, правильность ведения бухгалтерского учета по отдельным или всем направлениям деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Основанием для ревизии служит предписание руководителя контролирующего органа или его заместителя. В нем указываются тема ревизии и срок проведения.

В процессе подготовительной работы определяется перечень вопросов, подлежащих ревизии, при необходимости разрабатывается программа ее проведения, которую утверждает лицо, назначившее проверку. По результатам ревизии, выявившей нарушения законодательства, регулирующего экономические отношения, составляется акт. Если ревизия не обнаружила таких нарушений, то ее результаты оформляются справкой. При выявлении фактов причинения вреда, недостач и хищений денежных средств (иного имущества), обнаружении необоснованных списаний денежных средств и товарно-материальных ценностей об этом немедленно информируется лицо, назначившее ревизию, а материалы ревизии передаются правоохранительным органам. Ревизии классифицируются по ряду признаков.

По полноте охвата хозяйственной деятельности субъекта ревизии подразделяются на полные, частичные, тематические и комплексные. Полной ревизии подвергают все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, организации, учреждения. Частичная ревизия ставит целью проверку отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной деятельности предприятий (объединений), учреждений, организаций. Тематическая ревизия проводится по конкретным вопросам финансово-хозяйственной деятельности предприятий (объединений), учреждений, министерств и ведомств одновременно на нескольких однотипных объектах контроля, что позволяет выявить типичные нарушения или недостатки и принять меры к их устранению. Комплексная ревизия охватывает всю деятельность предприятия, учреждения, организации, в том числе ее производственную и финансово-хозяйственную составляющие. Она осуществляется обычно бригадой, в которую кроме бухгалтера-ревизора входят специалисты, компетентные в вопросах производственной и финансово-хозяйственной деятельности. Такое представительство помогает выявить резервы улучшения производственной и финансовой деятельности субъекта контроля, способствует повышению эффективности производства.

По характеру материала, на основе которого проводятся ревизии, последние подразделяются на документальные и фактические. Документальная ревизия предполагает проверку подлинных первичных бухгалтерских и других документов, фактическая – проверку наличия денежных средств и материальных ценностей в натуре.

В зависимости от степени охвата финансовых и хозяйственных операций различают сплошные, выборочные и комбинированные ревизии. Сплошная ревизия предполагает проверку на определенных участках деятельности всех без исключения финансовых и хозяйственных операций за ревизуемый период. Это наиболее эффективный вид ревизий, однако, из-за большой трудоемкости его используют только в случаях серьезных нарушений и злоупотреблений на предприятии, в учреждении или организации. Выборочная ревизия предусматривает проверку финансово-хозяйственных операций и соответствующих документов не за весь ревизуемый период, а только за его отрезок, заранее намеченный ревизорами (например, за один месяц в квартале или за один квартал в году), т.е. за определенный промежуток времени внутри ревизуемого периода. Но в случае обнаружения серьезных недостатков бригада проверяющих может перейти к сплошной ревизии. Комбинированная ревизия сочетает выборочное и сплошное исследование финансово-хозяйственных операций. Одни участки деятельности предприятия (учреждения, организации) проверяются выборочно, а другие (кассовые операции, расчеты с подотчетными лицами) – сплошным методом. Если выборочная проверка вскроет злоупотребления, хищения и другие серьезные нарушения финансовой или расчетной дисциплины, то по данному кругу финансово-хозяйственных операций рекомендуется организовать сплошную проверку документов.

По времени проведения ревизии делятся на плановые и внеплановые. Плановые ревизии проходят по заранее составленному в вышестоящих органах, министерствах и ведомствах плану. Один и тот же субъект предпринимательской деятельности не должен подвергаться плановой ревизии более одного раза в год. Внеплановые ревизии проводятся при обстоятельствах, которые заранее нельзя было предусмотреть в плане.


2. Этапы бюджетного процесса


Бюджетный процесс – это деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.

Бюджетный процесс включает следующие этапы:

– составление проекта бюджета;

– рассмотрение и утверждение проекта бюджета законодательными органами;

– исполнение бюджета;

– составление и утверждение отчета об исполнении
бюджета.

В республике Беларусь бюджет разрабатывается и утверждается на один финансовый год. Финансовый (бюджетный) год – это период, в течение которого реализуется централизованный план государства. Его начало может не совпадать с началом календарного года и зависеть от политических преобразований или национальных особенностей. Финансовый (бюджетный) год на территории Республики Беларусь устанавливается с 1 января по 31 декабря календарного года, а счетный период включает финансовый (бюджетный) год и льготный период после его окончания, составляющий один месяц. В течение льготного периода завершаются операции по обязательствам, принятым в период исполнения бюджета за прошедший финансовый (бюджетный) год.

В некоторых странах финансовый год не совпадает с календарным: в Бельгии, Нидерландах, Швейцарии, Финляндии, Франции он совпадает с календарным, в Великобритании, Канаде, Японии начинается 1 апреля, в Италии, Норвегии, Швеции – 1 июля, в США – 1 октября.

Источниками информации для составления проектов бюджетов являются прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь, основные направления бюджетно-финансовой политики, государственные и региональные программы, отчетные данные об исполнении бюджета за предыдущий год и за определенный период текущего года, прогнозные оценки доходов. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляется Министерством финансов и местными финансовыми органами (соответствующими исполнительными и распорядительными органами) в сроки, установленные для Министерства финансов – Правительством Республики Беларусь, для местных финансовых органов – Министерством финансов.

Составление бюджета осуществляется в следующей последовательности:

Министерство экономики, Министерство финансов и Национальный банк Республики Беларусь ежегодно до 1 августа года, предшествующего планируемому финансовому году, разрабатывают параметры прогноза социально-экономического развития республики и основные направления бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. Они представляются на рассмотрение Правительства Республики Беларусь, а после одобрения Правительством – на рассмотрение Президента Республики Беларусь. Министерство статистики и анализа Республики Беларусь и его органы представляют Министерству финансов, местным исполнительным и распорядительным органам статистическую информацию, необходимую для разработки прогнозов социально-экономического развития и проектов бюджетов.

Министерство финансов и местные финансовые органы соответственно определяют прогнозные показатели по доходам и расходам республиканского и местных бюджетов. При этом расходы бюджетов формируются с учетом прогнозируемых доходов.

Местные исполнительные и распорядительные органы представляют в Министерство финансов консолидированные бюджеты на очередной финансовый год и отчеты об исполнении бюджетов за предыдущий финансовый год. Министерство финансов составляет отчет об исполнении консолидированного бюджета республики за предыдущий финансовый год и представляет его Правительству Республики Беларусь.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.