p> – встречная проверка операций по расчетам с другими организациями; – проверка сопутствующих операций по расчетам за выполненные и сданные работы. Наиболее распространен контрольный обмер фактически выполненных работ,
применяемый для проверки выполнения работ по строительству, капитальному и
текущему ремонту зданий и сооружений. 3.1.2. Методы документальной проверки Другую группу методов – методы документальной проверки – можно
разделить на две группы: методы формальной проверки и методы проверки
реальности отраженных в документах обстоятельств. К методам формальной проверки документов относятся: – проверка соблюдения правил составления, оформления, полноты и подлинности оформления документов; – сопоставление учетных и отчетных показателей с установленными нормативами (нормативная проверка); – проверка соответствия отраженных в документах операций установленным правилам; счетный контроль. Общие правила оформления документов для всех предприятий и организаций
установлены Положениями о документах и документообороте в бухгалтерском
учете. Этими Положениями предусмотрено, что первичные документы должны
содержать для придания им юридической силы обязательные реквизиты. Таковыми
являются: наименование документа (формы), код формы; дата составления;
содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции (в
количественном и стоимостном выражении); наименование должностей лиц,
ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее
оформления, личные подписи и их расшифровки. Кроме того, наименование
организации, от имени которой составлен документ. В необходимых случаях
могут быть приведены дополнительные реквизиты: номер документа, название и
адрес предприятия, основание для совершения хозяйственной операции,
зафиксированной документом. Другие реквизиты определяются характером
документируемых хозяйственных операций. Сопоставление учетных и отчетных показателей с установленными
нормативами (нормативная проверка) позволяет выявить завышение (занижение)
себестоимости продукции (работ, услуг), занижение размера удержаний из
заработной платы, в том числе подоходного налога, занижение размеров
отчислений во внебюджетные фонды, ошибки в применении норм естественной
убыли товаров, в исчислении и уплате налога на добавленную стоимость и
других налогов. Проверка соответствия отраженных в документах операций установленным
правилам дает возможность выяснить правомерность разнообразных
хозяйственных операций. С ее помощью можно выяснить, например, выплату
заработной платы другому лицу без предъявления доверенности и т.п. Счетный контроль позволяет выяснить правильность сделанных в
документах, в бухгалтерских регистрах в формах отчетности вычислений
(правильность таксировки, подсчета переходящих остатков ценностей в отчетах
материально-ответственных лиц, подсчета итогов и т.п.). Часто к этому
методу прибегают для проверки правильности подсчета итогов в горизонтальных
и вертикальных графах расчетно-платежных ведомостей. Счетный контроль
обычно сопровождается применением других методов документальной проверки. К методам проверки реальности отраженных в документах обстоятельств
относятся: - сопоставление данных документов, отражающих операции с данными документов, которые явились основанием для этих операций; - проверка записей в регистрах бухгалтерского учета; - сканирование; - встречная проверка; - взаимная проверка; - контрольное сличение; - восстановление натурально-стоимостного учета и др. Рассмотрим методы проверки реальности отраженных в документах
обстоятельств. Одним из методов, входящих в эту группу, является сопоставление данных
документов, отражающих операции, с данными документов, которые явились
основанием для этих операций. Например, можно выявить несоответствие суммы
начисленной заработной платы сотруднику, указанной в расчетно-платежной
ведомости, данным табеля выхода на работу. Для использования этого метода
надо знать, в каких производных документах отражают данные, фиксируемые в
первичных документах. Проверка записей в регистрах бухгалтерского учета и в формах
отчетности позволяет определить достоверность и точность отчетных данных —
первостепенное требование к бухгалтерской отчетности. Система отчетных
показателей должна соответствовать записям в бухгалтерские регистры,
которые в свою очередь обосновываются документами. Проверка может вскрыть
бездокументальные записи, т.е. записи без ссылки и приложения
оправдательных документов, необоснованную запись в регистре. Иногда путем
сопоставления данных в регистрах аналитического и синтетического учета к
одному и тому же счету удается выявить несоответствие занесенных в них
сумм, хотя и оформленных одним документом. Возможно сокрытие недостач
увеличением количества и суммы расхода товаров и тары в регистрах
бухгалтерского учета. Внимательного рассмотрения с точки зрения документальной
обоснованности требуют также дополнительные и сторнировочные проводки.
Бухгалтерский баланс с прилагаемыми к нему формами отчетности проверяют
путем взаимоконтролируемых показателей, содержащихся в них, затем с
соответствующими данными регистров синтетического, аналитического учета, а
затем первичных документов. При этом широко используется метод
сканирования. Сканирование — непрерывный просмотр операций для выявления нетипичных. Встречная проверка особенно эффективна при изучении операций,
связанных с получением товаров, денежных и других средств в одной
организации и отпуском их другой. Этот метод состоит в сопоставлении
различных экземпляров одного и того же документа. Экземпляры
соответствующих документов могут находиться в бухгалтериях разных
организаций. Цель такого сопоставления – установить тождество всех экземпляров
одного и того же документа. Например, известны случаи, когда подлинная
накладная (или ее копия) заменялась подложной, причем по дате, номерам и
даже итоговой сумме она не отличалась от подлинной. Это обстоятельство
затрудняйте обнаружение злоупотребления при сверке расчетов. Однако два
экземпляра одной накладной содержали расхождения в наименованиях ценностей,
их количестве и ценах, хотя другие реквизиты совпадали. Взаимная проверка является разновидностью встречной. Она проводится по
взаимосвязанным операциям в одной организации. Пользуясь контрольным сличением, можно выяснить, не было ли приписок в
инвентаризационных ведомостях, не было ли завоза товаров и других ценностей
без документов. Часто этот метод применяют при проверке складских товарных
операций. Для этого сопоставляют данные последней инвентаризации с предыдущей у
одного и того же лица на определенную дату в течение межинвентаризационного
периода. Дополнение обобщенных результатов контрольного сличения подобным
изучением ежедневного движения ценностей с подсчетом их остатков на конец
каждого дня позволит выявить расход этих ценностей за отдельные дни,
превышающий сумму первоначального остатка и прихода. Такое положение может
быть результатом различных причин. Например, необоснованного уменьшения
остатков ценностей на начало проверяемого периода, реализации
неоприходованных ценностей, наличия бестоварных расходных документов. Другой метод проверки реальности отраженных в документах обстоятельств
– восстановление натурально-стоимостного учета. Данный метод дает
возможность конкретно анализировать движение ценностей по каждому его виду
в отдельности. Его сущность состоит в том, что на основе первичных
документов по приходу и расходу товарно-материальных ценностей полностью
восстанавливается натурально-стоимостный их учет. Этот прием может
применяться в тех подразделениях, по которым натурально-стоимостный учет
ценностей не ведется (например, в производствах), хотя все операции по их
движению оформляются выпиской соответствующих документов. По данным этих
документов, можно восстановить движение ценностей по их видам с выведением
остатков. С помощью этого приема может быть выявлено, что при отсутствии
недостач или излишков в условиях ведения стоимостного учета фактически в
подразделениях имеются недостача одного вида ценностей и излишки других,
которые до этого в стоимостном учете взаимно перекрывались. 3.1.3. Ревизии и проверки в финансовом контроле Помимо вышеперечисленных методов финансового контроля используют также
ревизии и проверки, которые относят к методам документальной проверки. Ревизия – это метод документального контроля за финансово-
хозяйственной деятельностью предприятия, учреждения, организации,
соблюдением законодательства в финансовых вопросах, достоверностью учета
и отчетности; способ документального изобличения недостач, затрат,
присвоений и краж средств и материальных ценностей, предупреждение
финансовых злоупотреблений. Ревизии бывают:
1. комплексные, которые охватывают все стороны деятельности предприятия;
2. частичные (охватывают лишь отдельные стороны);
3. тематические (одновременно проводятся в однотипных учреждениях по
определенному перечню вопросов);
4. плановые и внеплановые;
5. сплошные и выборочные (в зависимости от полноты привлечения документов). Проверка – это обследования и определение отдельных участков финансово-
хозяйственной деятельности предприятия, учреждения, организации или их
подразделений. Эффективность финансового контроля во многом зависит не только от
знания методов проверки, но и от правильного их сочетания в соответствии с
поставленными задачами. Методы документальной проверки применяют не только
в различном сочетании, но и с различными методами фактической проверки, а
также с логическим исследованием финансово-хозяйственных ситуаций. Кроме
того, широко применяют на практике специальные методы для экономического
анализа. IV. Сферы применения и принципы аудита 4.1. Необходимость и применение аудита В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие
хозяйствующие объекты вступают в договорные отношения по использованию
имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций.
Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью для всех
участников сделок получать и использовать финансовую
информацию.Достоверность информации подтверждается независимым аудитором. Появление и развитие аудита в современных условиях перехода к рынку
обусловлено следующим:
. отмиранием неэффективного ведомственного контроля;
. наличием предприятий новых форм собственности, для которых нет понятия
"вышестоящая организация", которая осуществляет контроль за их
деятельностью;
. невозможностью общегосударственными органами финансового контроля
охватить регулярными и глубокими проверками все субъекты хозяйствования,
что и возлагается на аудиторские фирмы. Собственники, и прежде всего коллективные собственники – акционеры,
пайщики, а также кредиторы, лишены возможности самостоятельно убедиться в
том, что все многочисленные операции предприятия, зачастую очень сложные,
законны и правильно отражены в отчетности, так как обычно не имеют доступа
к учетным записям, ни соответствующего опыта, и поэтому нуждаются в услугах
аудиторов. Независимое подтверждение информации о результатах деятельности
предприятий и соблюдения ими законодательства необходимо государству для
принятия решений в области экономики и налогообложения. Аудиторские проверки необходимы государственным органом, судам,
прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их
финансовой отчетности. Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими
обстоятельствами: возможность необъективной информации со стороны администрации в
случаях конфликта между ею и пользователями этой информации
(собственниками, инвесторами, кредиторами); зависимость последствий принятых решений (а они могут быть весьма
значительны) от качества информации; необходимость специальных знаний для проверки информации; частое отсутствие у пользователей информации доступа для оценки ее
качества. Все эти предпосылки привели к возникновению общественной потребности в
услугах независимых экспертов, имеющих соответствующие подготовку,
квалификацию, опыт и разрешение на право оказания такого рода услуг. Аудиторские фирмы – это коммерческие организации, и потому все свои
услуги они выполняют за плату, размер которой обуславливается в договоре
между заказчиком и аудиторской организацией. Затраты на проведение аудиторских проверок субъекты хозяйствования относят на себестоимость продукции, работ, услуг. 4.2. Требования, предъявляемые к аудиту Перед аудиторами ставятся высокие профессиональные требования. Так,
аудитор должен иметь квалификационный сертификат, который удостоверяет его
квалификационную пригодность, а также лицензию – т.е. разрешение на занятие
аудиторской деятельностью. Сертификацию и лицензирование аудиторской
деятельности в Украине осуществляет Аудиторская палата. При проведении проверок аудиторы самостоятельно определяют формы и
методы аудита на основании действующего законодательства, существующих норм
и стандартов, условий договора с заказчиком, профессиональных знаний и
опыта. Аудиторы имеют право получать все необходимые документы для проведения
проверок, а также объяснение к ним. Аудиторы так же могут проверять наличие денежных средств, имущества,
других ценностей. Наряду с этим аудиторы обязаны надлежащим образом предоставлять
аудиторские услуги, сообщать собственникам, заказчикам о выявленных
недостатках ведения бухгалтерского учета и отчетности, сохранять в тайне
информацию, полученную при проведении аудита. С целью обеспечения объективности и беспристрастности в проведении
аудиторских проверок действующим законодательством запрещается проведение
аудита аудитором, который имеет личные имущественные интересы, прямые
родственные отношения с руководством хозяйничающего субъекта, который
проверяется, или является членом руководства, основателем или работником
(то же. именно – по отношению к дочерним предприятиям, филиалов). Результаты проведенной аудиторской проверки оформляются аудиторским
выводом, который является официальным документом, который удостоверен
подписью и печатью аудитора или аудиторской фирмы. В нем должен быть
сделанный вывод относительно достоверности отчетности, полноты и,
соответствия действующему законодательству и нормативам бухгалтерского
учета финансово-хозяйственной деятельности. 4.3. Цели, задачи и основные виды аудита Исходя из определений аудита – основной задачей аудиторской
деятельности является определение достоверности отчетности экономических
субъектов. Основной целью аудиторской деятельности является установление
достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов
и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций
нормативным актам, действующим в Украине. Основные показатели (содержание,
объем и формы) принятой в Украине бухгалтерской (финансовой) отчетности
экономических субъектов определяются соответствующим законом Украины,
нормативными актами Верховной Рады Украины, а в части бухгалтерской
(финансовой) отчетности банков и кредитных учреждений - нормативными актами
Национального банка Украины. Аудит – это процесс, посредством которого компетентный независимый работник накапливает и оценивает свидетельства об информации, поддающейся количественной оценке и относящейся к специфической хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериям. И в теории, и на практике крайне важно рассматривать аудит как: а) процесс защиты интересов собственников, подавляющая часть которых
не составляет бухгалтерскую отчетность, но для которых крайне важно, чтобы
она не содержала существенных искажений, а тем более злоупотреблений со
стороны нанятой ими администрации; б) процесс уменьшения до приемлемого уровня информационного риска для
других пользователей такой отчетности, публикуемой различными
экономическими субъектами (хотя полное устранение информационного риска при
помощи аудита невозможно и такая цель (задача), если она будет однозначно
поставлена перед аудиторами законодателем, просто нереальна.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|