рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Финансовый контроль и аудит

p> – встречная проверка операций по расчетам с другими организациями;

– проверка сопутствующих операций по расчетам за выполненные и сданные работы.

Наиболее распространен контрольный обмер фактически выполненных работ, применяемый для проверки выполнения работ по строительству, капитальному и текущему ремонту зданий и сооружений.

3.1.2. Методы документальной проверки

Другую группу методов – методы документальной проверки – можно разделить на две группы: методы формальной проверки и методы проверки реальности отраженных в документах обстоятельств.

К методам формальной проверки документов относятся:

– проверка соблюдения правил составления, оформления, полноты и подлинности оформления документов;

– сопоставление учетных и отчетных показателей с установленными нормативами (нормативная проверка);

– проверка соответствия отраженных в документах операций установленным правилам; счетный контроль.

Общие правила оформления документов для всех предприятий и организаций установлены Положениями о документах и документообороте в бухгалтерском учете. Этими Положениями предусмотрено, что первичные документы должны содержать для придания им юридической силы обязательные реквизиты. Таковыми являются: наименование документа (формы), код формы; дата составления; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции (в количественном и стоимостном выражении); наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки. Кроме того, наименование организации, от имени которой составлен документ. В необходимых случаях могут быть приведены дополнительные реквизиты: номер документа, название и адрес предприятия, основание для совершения хозяйственной операции, зафиксированной документом. Другие реквизиты определяются характером документируемых хозяйственных операций.

Сопоставление учетных и отчетных показателей с установленными нормативами (нормативная проверка) позволяет выявить завышение (занижение) себестоимости продукции (работ, услуг), занижение размера удержаний из заработной платы, в том числе подоходного налога, занижение размеров отчислений во внебюджетные фонды, ошибки в применении норм естественной убыли товаров, в исчислении и уплате налога на добавленную стоимость и других налогов.

Проверка соответствия отраженных в документах операций установленным правилам дает возможность выяснить правомерность разнообразных хозяйственных операций. С ее помощью можно выяснить, например, выплату заработной платы другому лицу без предъявления доверенности и т.п.

Счетный контроль позволяет выяснить правильность сделанных в документах, в бухгалтерских регистрах в формах отчетности вычислений
(правильность таксировки, подсчета переходящих остатков ценностей в отчетах материально-ответственных лиц, подсчета итогов и т.п.). Часто к этому методу прибегают для проверки правильности подсчета итогов в горизонтальных и вертикальных графах расчетно-платежных ведомостей. Счетный контроль обычно сопровождается применением других методов документальной проверки.

К методам проверки реальности отраженных в документах обстоятельств относятся:

- сопоставление данных документов, отражающих операции с данными документов, которые явились основанием для этих операций;

- проверка записей в регистрах бухгалтерского учета;

- сканирование;

- встречная проверка;

- взаимная проверка;

- контрольное сличение;

- восстановление натурально-стоимостного учета и др.

Рассмотрим методы проверки реальности отраженных в документах обстоятельств.

Одним из методов, входящих в эту группу, является сопоставление данных документов, отражающих операции, с данными документов, которые явились основанием для этих операций. Например, можно выявить несоответствие суммы начисленной заработной платы сотруднику, указанной в расчетно-платежной ведомости, данным табеля выхода на работу. Для использования этого метода надо знать, в каких производных документах отражают данные, фиксируемые в первичных документах.

Проверка записей в регистрах бухгалтерского учета и в формах отчетности позволяет определить достоверность и точность отчетных данных — первостепенное требование к бухгалтерской отчетности. Система отчетных показателей должна соответствовать записям в бухгалтерские регистры, которые в свою очередь обосновываются документами. Проверка может вскрыть бездокументальные записи, т.е. записи без ссылки и приложения оправдательных документов, необоснованную запись в регистре. Иногда путем сопоставления данных в регистрах аналитического и синтетического учета к одному и тому же счету удается выявить несоответствие занесенных в них сумм, хотя и оформленных одним документом. Возможно сокрытие недостач увеличением количества и суммы расхода товаров и тары в регистрах бухгалтерского учета.

Внимательного рассмотрения с точки зрения документальной обоснованности требуют также дополнительные и сторнировочные проводки.
Бухгалтерский баланс с прилагаемыми к нему формами отчетности проверяют путем взаимоконтролируемых показателей, содержащихся в них, затем с соответствующими данными регистров синтетического, аналитического учета, а затем первичных документов. При этом широко используется метод сканирования.

Сканирование — непрерывный просмотр операций для выявления нетипичных.

Встречная проверка особенно эффективна при изучении операций, связанных с получением товаров, денежных и других средств в одной организации и отпуском их другой. Этот метод состоит в сопоставлении различных экземпляров одного и того же документа. Экземпляры соответствующих документов могут находиться в бухгалтериях разных организаций.

Цель такого сопоставления – установить тождество всех экземпляров одного и того же документа. Например, известны случаи, когда подлинная накладная (или ее копия) заменялась подложной, причем по дате, номерам и даже итоговой сумме она не отличалась от подлинной. Это обстоятельство затрудняйте обнаружение злоупотребления при сверке расчетов. Однако два экземпляра одной накладной содержали расхождения в наименованиях ценностей, их количестве и ценах, хотя другие реквизиты совпадали.

Взаимная проверка является разновидностью встречной. Она проводится по взаимосвязанным операциям в одной организации.

Пользуясь контрольным сличением, можно выяснить, не было ли приписок в инвентаризационных ведомостях, не было ли завоза товаров и других ценностей без документов. Часто этот метод применяют при проверке складских товарных операций.

Для этого сопоставляют данные последней инвентаризации с предыдущей у одного и того же лица на определенную дату в течение межинвентаризационного периода. Дополнение обобщенных результатов контрольного сличения подобным изучением ежедневного движения ценностей с подсчетом их остатков на конец каждого дня позволит выявить расход этих ценностей за отдельные дни, превышающий сумму первоначального остатка и прихода. Такое положение может быть результатом различных причин. Например, необоснованного уменьшения остатков ценностей на начало проверяемого периода, реализации неоприходованных ценностей, наличия бестоварных расходных документов.

Другой метод проверки реальности отраженных в документах обстоятельств
– восстановление натурально-стоимостного учета. Данный метод дает возможность конкретно анализировать движение ценностей по каждому его виду в отдельности. Его сущность состоит в том, что на основе первичных документов по приходу и расходу товарно-материальных ценностей полностью восстанавливается натурально-стоимостный их учет. Этот прием может применяться в тех подразделениях, по которым натурально-стоимостный учет ценностей не ведется (например, в производствах), хотя все операции по их движению оформляются выпиской соответствующих документов. По данным этих документов, можно восстановить движение ценностей по их видам с выведением остатков.

С помощью этого приема может быть выявлено, что при отсутствии недостач или излишков в условиях ведения стоимостного учета фактически в подразделениях имеются недостача одного вида ценностей и излишки других, которые до этого в стоимостном учете взаимно перекрывались.

3.1.3. Ревизии и проверки в финансовом контроле

Помимо вышеперечисленных методов финансового контроля используют также ревизии и проверки, которые относят к методам документальной проверки.

Ревизия – это метод документального контроля за финансово- хозяйственной деятельностью предприятия, учреждения, организации, соблюдением законодательства в финансовых вопросах, достоверностью учета и отчетности; способ документального изобличения недостач, затрат, присвоений и краж средств и материальных ценностей, предупреждение финансовых злоупотреблений. Ревизии бывают:
1. комплексные, которые охватывают все стороны деятельности предприятия;
2. частичные (охватывают лишь отдельные стороны);
3. тематические (одновременно проводятся в однотипных учреждениях по определенному перечню вопросов);
4. плановые и внеплановые;
5. сплошные и выборочные (в зависимости от полноты привлечения документов).

Проверка – это обследования и определение отдельных участков финансово- хозяйственной деятельности предприятия, учреждения, организации или их подразделений.

Эффективность финансового контроля во многом зависит не только от знания методов проверки, но и от правильного их сочетания в соответствии с поставленными задачами. Методы документальной проверки применяют не только в различном сочетании, но и с различными методами фактической проверки, а также с логическим исследованием финансово-хозяйственных ситуаций. Кроме того, широко применяют на практике специальные методы для экономического анализа.

IV. Сферы применения и принципы аудита

4.1. Необходимость и применение аудита

В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие объекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций.
Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и использовать финансовую информацию.Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.

Появление и развитие аудита в современных условиях перехода к рынку обусловлено следующим:
. отмиранием неэффективного ведомственного контроля;
. наличием предприятий новых форм собственности, для которых нет понятия
"вышестоящая организация", которая осуществляет контроль за их деятельностью;
. невозможностью общегосударственными органами финансового контроля охватить регулярными и глубокими проверками все субъекты хозяйствования, что и возлагается на аудиторские фирмы.

Собственники, и прежде всего коллективные собственники – акционеры, пайщики, а также кредиторы, лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции предприятия, зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как обычно не имеют доступа к учетным записям, ни соответствующего опыта, и поэтому нуждаются в услугах аудиторов.

Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдения ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения.

Аудиторские проверки необходимы государственным органом, судам, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.

Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами: возможность необъективной информации со стороны администрации в случаях конфликта между ею и пользователями этой информации
(собственниками, инвесторами, кредиторами); зависимость последствий принятых решений (а они могут быть весьма значительны) от качества информации; необходимость специальных знаний для проверки информации; частое отсутствие у пользователей информации доступа для оценки ее качества.

Все эти предпосылки привели к возникновению общественной потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующие подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания такого рода услуг.

Аудиторские фирмы – это коммерческие организации, и потому все свои услуги они выполняют за плату, размер которой обуславливается в договоре между заказчиком и аудиторской организацией.

Затраты на проведение аудиторских проверок субъекты хозяйствования относят на себестоимость продукции, работ, услуг.

4.2. Требования, предъявляемые к аудиту

Перед аудиторами ставятся высокие профессиональные требования. Так, аудитор должен иметь квалификационный сертификат, который удостоверяет его квалификационную пригодность, а также лицензию – т.е. разрешение на занятие аудиторской деятельностью. Сертификацию и лицензирование аудиторской деятельности в Украине осуществляет Аудиторская палата.

При проведении проверок аудиторы самостоятельно определяют формы и методы аудита на основании действующего законодательства, существующих норм и стандартов, условий договора с заказчиком, профессиональных знаний и опыта.

Аудиторы имеют право получать все необходимые документы для проведения проверок, а также объяснение к ним.

Аудиторы так же могут проверять наличие денежных средств, имущества, других ценностей.

Наряду с этим аудиторы обязаны надлежащим образом предоставлять аудиторские услуги, сообщать собственникам, заказчикам о выявленных недостатках ведения бухгалтерского учета и отчетности, сохранять в тайне информацию, полученную при проведении аудита.

С целью обеспечения объективности и беспристрастности в проведении аудиторских проверок действующим законодательством запрещается проведение аудита аудитором, который имеет личные имущественные интересы, прямые родственные отношения с руководством хозяйничающего субъекта, который проверяется, или является членом руководства, основателем или работником
(то же. именно – по отношению к дочерним предприятиям, филиалов).

Результаты проведенной аудиторской проверки оформляются аудиторским выводом, который является официальным документом, который удостоверен подписью и печатью аудитора или аудиторской фирмы. В нем должен быть сделанный вывод относительно достоверности отчетности, полноты и, соответствия действующему законодательству и нормативам бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности.

4.3. Цели, задачи и основные виды аудита

Исходя из определений аудита – основной задачей аудиторской деятельности является определение достоверности отчетности экономических субъектов.

Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Украине. Основные показатели (содержание, объем и формы) принятой в Украине бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов определяются соответствующим законом Украины, нормативными актами Верховной Рады Украины, а в части бухгалтерской
(финансовой) отчетности банков и кредитных учреждений - нормативными актами
Национального банка Украины.

Аудит – это процесс, посредством которого компетентный независимый работник накапливает и оценивает свидетельства об информации, поддающейся количественной оценке и относящейся к специфической хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериям.

И в теории, и на практике крайне важно рассматривать аудит как: а) процесс защиты интересов собственников, подавляющая часть которых не составляет бухгалтерскую отчетность, но для которых крайне важно, чтобы она не содержала существенных искажений, а тем более злоупотреблений со стороны нанятой ими администрации; б) процесс уменьшения до приемлемого уровня информационного риска для других пользователей такой отчетности, публикуемой различными экономическими субъектами (хотя полное устранение информационного риска при помощи аудита невозможно и такая цель (задача), если она будет однозначно поставлена перед аудиторами законодателем, просто нереальна.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.