Финансовый контроль и пути повышения его эффективности
Министерство образования и науки Российской Федерации
НОУ ВПО " Сибирская академия финансов и банковского дела"
САФБД
Кафедра: Финансы и кредит
Курсовая работа
По дисциплине: Финансы
На тему: Финансовый контроль и пути повышения его эффективности
Выполнил: Проверил:
Студент группы:
Новосибирск - 2009
Содержание
Введение
1 Финансовый
контроль
1.1 Понятие
финансового контроля, его сущность
1.2 Виды,
формы и методы проведения финансового контроля
2. Основные
виды государственного и негосударственного финансового контроля и органы, его
осуществляющие
2.1
Государственный и финансовый контроль
2.2
Негосударственный финансовый контроль
3.
Контрольно-ревизионная деятельность Счетной палаты
3.1 Основные
направления Счетной палаты в 2008 году
Заключение
Список
использованной литературы
Основной целью данной курсовой работы
является рассмотрение вопроса о том, что такое финансовый контроль, какие виды
и формы ему присущи, пути повышения эффективности финансового контроля, а так
же рассмотрим работу Счетной палаты за 2008 год.
Развитие разнообразных
общественных систем на протяжении всей многовековой истории человеческой
цивилизации, формирование и трансформации материальных основ жизнедеятельности,
постоянная эволюция хозяйственной практики, ведущей к возникновению, созданию и
накоплению богатства общества, породили различные экономические системы,
сосуществующие и сменяющие друг друга.
Общественный прогресс в своей
материальной основе, проходя через все стадии - и примитивную, и
технократическую, и гуманистическую, подтвердил жизнестойкость и рациональность
товарно-денежных отношений как базы наиболее устойчивой оптимальной и
эффективной экономической среды. Появление и существование рынка немыслимо вне
денежных отношений. Важнейшим элементов рыночной экономики, безусловно,
являются финансы.
Финансы в корне изменили
содержание всех разнообразных хозяйственных связей. Но и сами контактирующие субъекты,
и объекты взаимодействия оцениваются в том же денежном измерении. Тем самым появилось
единообразное и поэтому условное отражение всей хозяйственной деятельности - производства
и обслуживания, предпринимательства и благотворительности, распределения и перераспределения,
обращения и обмена, доходов и расходов, накопления и потребления, все
участников и предметов - населения, предприятий, рынков, продуктов, работ, услуг,
финансы стали универсальным индикатором состояния экономики.
Финансовый контроль можно
представить в двух аспектах:
Строго регламентированная
деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением
финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических
субъектов;
Неотъемлемый элемент управления
финансами и денежными потоками на макроуровне и микроуровне с целью обеспечения
целесообразности и эффективности финансовых операций.
Финансы представляют
собой совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном
обороте при формировании, распределении фондов финансовых ресурсов.
Финансовая система
- это совокупность финансовых институтов, финансовых рынков и инструментов,
используемых государством, предприятиями и домашними хозяйствами для
обслуживания денежных потоков. Центральное звено финансовой системы составляют
государственные финансы, а ее основу - финансы предприятий. Финансы домашних
хозяйств отражают общий уровень социально-экономического развития общества. Составной
частью финансовой системы является страхование. Сущность
финансового контроля и его развитие в условиях перехода к рыночной экономике.
Финансовый контроль - контроль
законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также
специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических
субъектов (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением
особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансово-хозяйственного
законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных
средств; оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и
целесообразности произведенных расходов.
Финансовый контроль - стоимостный
контроль, поэтому в отличие от других видов контроля (экологического, санитарного,
административного и др.) он имеет место во всех сферах общественного
воспроизводства и сопровождает весь процесс движения денежных фондов, включая и
стадию осмысления финансовых результатов.
Конкретные формы и методы
организации финансового контроля есть практическое воплощение объективно
присущего финансам как экономической категории свойства контроля. Поскольку
финансовая система государства охватывает все виды денежных фондов (как на
федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих
субъектов), финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним.
Финансовый контроль призван
обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других
экономических субъектов; финансовые нарушения влекут санкции я штрафы.
Государственный финансовый
контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания
условий для финансовой стабилизации. Это разработка, утверждение и исполнение
бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой
деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков
и финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны государства
негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных
обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи,
соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им
бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством
правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности. [3, С.139-144]
Финансовый контроль за
деятельностью предприятий включает также контроль со стороны кредитных
учреждений, акционеров и внутренний контроль: проверку эффективности и
целесообразности использования денежных ресурсов - собственных, заемных и
привлеченных; анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с
прогнозируемыми; финансовую оценку результатов инвестиционных проектов; правильность
и достоверность финансовой отчетности; контроль за финансовым состоянием и
ликвидностью.
Финансовый менеджер в крупной
коммерческой структуре контролирует весь процесс инвестирования капитала. Это
так называемый "постудит", который включает сравнение фактических
финансовых результатов на каждой стадии производственно-инвестиционной
деятельности с прогнозируемыми в финансовом разделе бизнес-плана; анализ и
устранение причин их несоответствия; поиск путей снижения издержек и улучшения
методов финансового прогнозирования.
Финансовый контроль - важный
элемент системы управления финансами.
Система финансового контроля
в странах с развитой экономикой, как правило, включает следующие элементы:
ведомство главного - аудитора (счетная
палата) с подчинением не непосредственно парламенту или президенту страны, главная
цель этого ведомства - общий контроль за расходованием государственных средств;
налоговое ведомство с
подчинением правительству или министерству финансов страны, контролирующее
поступление налогов;
Контролирующие структуры в
составе ведомств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных учреждений;
негосударственные контролирующие
службы, осуществляющие на коммерческой основе проверку достоверности отчетной
документации и законности финансовых операций;
службы внутреннего контроля,
основная задача которых - поиск путей снижения издержек и максимизации прибыли.
Финансовый контроль можно
условно классифицировать по разным критериям:
времени проведения:
предварительный; текущий (оперативный);
последующий.
субъектам контроля:
президентский;
контроль представительных
органов власти и местного самоуправления;
контроль исполнительных органов
власти;
контроль финансово-кредитных
органов;
ведомственный;
внутрихозяйственный;
аудиторский.
сфере финансовой деятельности:
бюджетный;
налоговый;
валютный;
кредитный;
страховой;
инвестиционный;
контроль за денежной массой.
форме проведения:
обязательный (внешний);
инициативный (внутренний);
методам проведения:
проверки;
обследования;
надзор;
анализ финансовой деятельности;
наблюдение (мониторинг);
ревизии.
Содержание государственного и
негосударственного финансового контроля, действующего в Российской Федерации, и
деятельность органов, его осуществляющих, даются в следующих параграфах главы. Здесь
же рассмотрим основные формы и методы проведения финансового контроля.
Предварительный финансовый
контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное
значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку
обоснованности финансовых программ и прогнозов для предотвращения неэкономного
и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне
является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых
планов внебюджетных фондов на основе оценки обоснованности распределения ВВП и
разработки макроэкономических показателей развития экономики страны. На
микроуровне - это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и
кассовых заявок; финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных
балансов, а также учредительных договоров, договоров о совместной деятельности
и т.д.
Текущий (оперативный) финансовый
контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых
операций, выдачи ссуд и субсидий и т.д. Он предупреждает возможные
злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению
финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансово-денежных
расчетов. Большую роль в этом играют бухгалтерские службы.
Последующий финансовый
контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и
бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой
деятельности экономических субъектов, сопоставления финансовых планов и
прогнозов с результатами оценки эффективности осуществления предложенной
финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т.д. [2,
С.36 - 39]
В процессе проведения
проверок на основе отчетной документации и расходных документов
рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для
устранения выявленных нарушений.
Обследование в отличие от
проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей
обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния
и возможных перспектив развития.
Надзор производится
контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на
тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими
установленных правил и нормативов. Например, осуществляется надзор со стороны
ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Росстрахнадзора - за
страховыми фирмами. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и
ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.
Анализ финансовой
деятельности как разновидность финансового контроля предполагает детальное
изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью
общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния
и обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.
Наблюдение (мониторинг) - постоянный
контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и
финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование
полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению
условий кредитования, требованию долгосрочного возврата ссуды.
Ревизия - наиболее
глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование
финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки
ее законности, правильности, целесообразности, эффективности. [1, С.128 - 131]
Ревизии могут быть полные и
частичные; комплексные и тематические; плановые и внеплановые; документальные и
фактические (т.е. проверка не только документов, но и наличия денег и
товарно-материальных ценностей). Ревизии проводятся органами управления в
отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными
государственными и негосударственными органами контроля (КРУ Минфина РФ,
Казначейство, Центробанк, аудиторские службы). Результаты ревизии оформляются
актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений,
возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.
Финансовый контроль представляет
собой две взаимосвязанные, но обособленные сферы: государственный финансовый контроль
и негосударственный финансовый контроль, который в свою очередь подразделяется
на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский).
Государственный финансовый
контроль призван отслеживать стоимостные пропорции распределения валового
национального продукта. Он распространяется на все каналы движения денежных
ресурсов и отслеживает полноту и своевременность их поступления в бюджеты и
целевое их использование. Государственные контролеры наделены правом
осуществлять ревизии и проверки как в государственном секторе, так и в сфере
частного и корпоративного бизнеса, если таковые предопределены
общенациональными экономическими интересами.
Для проведения финансового
контроля со стороны представительных органов созданы специальные структуры: комитеты
и комиссии Совета Федерации и Государственной Думы, Счетная палата РФ.
Особое место в системе
финансового контроля со стороны представительных органов принадлежит Счетной
палате РФ. Сфера полномочий Счетной палаты - контроль за федеральной собственностью
и федеральными денежными средствами. Контролю подлежат все юридические лица - государственные
органы и учреждения, включая государственные внебюджетные фонды и ЦБР; органы
местного самоуправления, коммерческие банки, страховые фирмы и другие коммерческие
фонды и негосударственные некоммерческие организации - в части, связанной с
получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета и
внебюджетных фондов, использованием федеральной собственности, а также наличием
у них налоговых, таможенных и иных льгот, предоставленных федеральными органами.
Страницы: 1, 2, 3
|