Финансовый контроль в России
Введение
1. Теоретическое значение финансового контроля
1.1 Понятие и принципы финансового контроля
1.2 Виды финансового контроля
2. Методология финансового контроля в РФ
2.1 Методы финансового контроля
2.2 Характеристика основных методов финансового контроля
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность.
Государственный и муниципальный финансовый контроль представляет собой институт
Общей части финансового права.
Эта позиция является
общепризнанной в науке финансового права. В то же время некоторые ученые
отмечают только специфические виды финансового контроля, осуществляемые
различными органами в бюджетной, налоговой, кредитной, страховой и других
сферах. В науке существует обоснованная позиция, относящая финансовый контроль
к подотрасли финансового права.
Государственный и
муниципальный финансовый контроль является составной частью финансового
контроля и одним из видов государственного контроля. Контроль необходимо
рассматривать в качестве одной из форм управленческой деятельности, т. е. как
самостоятельную функцию управления, имеющую целевую направленность,
определенное содержание и способы его осуществления. Подобное понимание
финансового контроля присуще большинству развитых стран мира и закреплено в
международных документах. Так, в преамбуле Лимской Декларации руководящих
принципов контроля, принятой IX Конгрессом Международной организации высших
контрольных органов, организация контроля определена в качестве обязательного
элемента управления общественными финансовыми средствами, так как такое
управление влечет за собой ответственность перед обществом. Такой подход
позволяет осуществить сравнительный анализ финансового контроля, сопоставить
фактические результаты финансовой деятельности с заранее установленными
(запланированными) показателями.
Финансовый контроль
служит формой реализации контрольной функции финансов и с позиций финансового
права призван в первую очередь охранять и обеспечивать права государства и
муниципальных образований. Финансовый контроль имеет стоимостное выражение, поэтому
он осуществляется во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает
все этапы финансовой деятельности государства, муниципальных образований,
предприятий, учреждений, организаций.
Указом Президента РФ от
25 июля 1996 г. № 1095 "О мерах по обеспечению государственного
финансового контроля в Российской Федерации" установлено, что
государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением
федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов, организацией денежного
обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного
внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением
финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
Цель исследования –
рассмотреть финансовый контроль в РФ.
Задачи исследования:
1.
Изучить понятие и
принципы финансового контроля.
2.
Проанализировать
виды финансового контроля.
3.
Определить
особенности методов финансового контроля в РФ.
Объект исследования –
основополагающие характеристики финансового права. Предмет исследования - определение
особенностей финансового контроля в России.
Структура работы: работа
состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Теоретической основой
данной работы послужили работы таких авторов, как: Эриашвили Н.Д., Древаль
Л.Н., Мальцев В. А., Петрова Ю.А. и других.
1.1 Понятие и принципы финансового
контроля
Наличие контрольной
функции финансов объективно обеспечивает не только планомерное
социально-экономическое развитие, но и контроль формирования, распределения и
использования денежных фондов. Историки полагают, что зарождение финансового контроля
восходит к древним цивилизациям Ближнего Востока, когда правители занимались
учетом доходов и расходов, сбором налогов, пошлин. Еще в V в. до н.э. в Древней
Греции Народное собрание контролировало доходы и расходы государства.
В Римской республике
государственные финансы находились под контролем сената, а государственный
бюджет проверялся штатом контролеров под наблюдением казначея. Особое внимание финансовому
контролю уделялось в англоязычных странах (Англии и Шотландии), а также во
Франции и в Италии. В XII - XVIII вв. в этих странах встречаются упоминания об
учетных документах, организации контроля управления государственным имуществом.
Вопросы финансового
контроля исследовались еще до возникновения науки финансового права.
Французский правовед Ж. Борен (XVI в.), рассматривая в своем сочинении "Шесть
книг о государстве " основные источники финансовых доходов государства, указывал
и на необходимость постоянного контроля их поступления.
Позже в работах Г.
Еллинека (Австрия), М. Сперанского (Россия) исследовались принципы и формы
контроля средств государственного бюджета. Все вышеперечисленное
свидетельствует о значении финансового контроля в экономической и финансовой
системе государства. "Социализм есть в первую очередь контроль и учет",
— писал В.И.Ленин в первые годы становления советской власти в России.
В настоящее время финансовый
контроль распространяется на все сферы финансовой деятельности и является
важным элементом государственного управления. Его роль заключается в содействии
реализации финансовой политики государства, решению социальных задач, в
обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых
ресурсов, а также процесса расширенного воспроизводства. В условиях рыночных
отношений финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного
и частного производства. Он охватывает производственную и непроизводственную
сферы, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное использование
материальных, трудовых, финансовых ресурсов, природных богатств, на сокращение
непроизводительных расходов и потерь. Следует отметить, что финансовый контроль
финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов не исключает, а
предполагает необходимость осуществления и других видов контроля (например,
административного, экологического и др.).
Объектом финансового
контроля являются денежные средства, распорядительные процессы при формировании
и использовании финансовых ресурсов государства. Непосредственным предметом
контроля выступают различные финансовые (стоимостные, количественные)
показатели, такие как прибыль, доходы, расходы, налоги и сборы, различные
отчисления в фонды и др. Финансовым контролем охватываются практически все
проводимые финансовые операции (сделки) как с использованием денежных средств,
так и без них (бартерные сделки, безвозмездные услуги и т. п.). В то же время
финансовый контроль содействует развитию отдельных направлений производного
характера, таких как:
·
сбалансированность
между потребностью и наличием финансовых ресурсов;
·
полнота и
своевременность выполнения финансовых обязательств перед государством;
·
выявление
внутренних резервов производства и снижение себестоимости;
·
рациональное
использование материальных и денежных средств;
·
правильное
ведение бухгалтерского учета и отчетности и др.
Финансовый контроль
связан с ответственностью субъектов финансово-хозяйственной деятельности за
ненадлежащее выполнение законов и других нормативных правовых актов. Эта
ответственность выражается как в административных, так и в финансовых мерах
воздействия на нарушителей.
Таким образом, финансовый
контроль является разновидностью общегосударственного контроля и осуществляется
органами государственной власти и управления, а также специальными контрольными
органами в целях проверки законности и целесообразности действий государства и
хозяйствующих субъектов в процессе образования, распределения и использования
денежных фондов.
Финансовому контролю
свойственны те же принципы, что и финансовой деятельности, поскольку он
является ее составной частью. Однако финансовому контролю присущи и
специфические принципы. Они изложены в Лимской декларации ИНТОСАИ (Международной
организации контрольных органов) 1977 г. Это связано с тем, что в настоящее
время формируется единая международная система стандартизации финансового
контроля, целью которой является разработка общих принципов и правил
деятельности контрольных органов международного характера. А так как в
деятельности этих органов участвуют государства и их контрольные органы, то
разработанные принципы и правила становятся основными в системе
внутригосударственного контроля.
Принципами финансового
контроля являются:
1) принцип независимости.
Данный принцип отражает требования, по которым органы финансового контроля
должны обладать организационной, функциональной, материальной и иного характера
самостоятельностью, в особенности от юридических и физических лиц, чью
деятельность они проверяют. Статус контрольных органов должен быть закреплен в
законодательстве. Особое значение для независимости контрольных органов имеет
их финансовая самостоятельность, а также самостоятельный выбор форм и методов
контроля;
2) принцип объективности.
Он подразумевает исключение предвзятости и предрасположенности, а также
каких-либо особых мотивов (политических, личных и др.) в ходе осуществления
контрольной деятельности. Так, уже на стадии планирования контрольных мероприятий
и их проведения должны быть исключены какие-либо предубеждения об изначальном
наличии негативных аспектов или их полном отсутствии. Результаты и выводы по
проверкам должны быть обоснованы и подтверждены соответствующими данными,
материалами, содержащими объективную и качественную информацию. Существенной
гарантией объективности финансового контроля является неукоснительное
соблюдение контрольными органами действующего законодательства;
3) принцип
компетентности. Этот принцип представляет собой наличие закрепленных прав и
обязанностей контрольных органов.
Финансово-контрольные
органы должны действовать только в рамках своих полномочий, не превышать и не
занижать их. Персонал органов должен обладать компетентностью в тех сферах, которые
подлежат проверке. Знание законодательства, способность анализировать деятельность,
безошибочно определять правильность ведения учета и отчетности, разбираться в
сложных финансовых операциях и т. п. обеспечат эффективность и качество
проводимых контрольных мероприятий. Компетентность тесно взаимосвязана с
добросовестностью персонала органов финансового контроля, в противном случае
даже идеально организованный контроль не принесет должных результатов;
4) принцип системности.
Он предполагает наличие именно системы органов финансового контроля. При этом
система как таковая не означает создание некой единой структуры, а допускает определенные
самостоятельные звенья. Во взаимодействии с этими звеньями основные контрольные
органы и формируют единую систему финансового контроля в государстве;
5) принцип гласности.
Результаты финансового контроля должны быть общедоступны. Представление отчетов
о работе контрольных органов в вышестоящие органы и публикация результатов проверок
в открытой печати позволяют информировать общество о реальном положении дел в
государстве. В то же время не все результаты финансовых проверок могут быть
немедленно опубликованы, если предстоит дальнейшее разбирательство, выявление причин
нарушений и наказание виновных.
В практике финансового
контроля наряду с вышеперечисленными сложились и другие принципы, такие как
сбалансированность, экономическая эффективность, оптимизация. Но все принципы подчинены
одной цели — обеспечению законности финансово-хозяйственной деятельности.
1.2 Виды финансового контроля
Финансовый контроль можно
классифицировать по различным основаниям: в зависимости от осуществляющих его
субъектов, по времени проведения, по сферам финансовой деятельности.
В зависимости от
осуществляющих его субъектов различают следующие виды финансового контроля:
·
государственный;
·
муниципальный;
·
внутрихозяйственный
(внутрифирменный);
·
независимый.
Государственный
финансовый контроль осуществляется федеральными органами законодательной и
исполнительной власти, в том числе специально созданными органами. Он
охватывает такие направления деятельности, как исполнение федерального бюджета,
предоставление и использование бюджетных кредитов, государственных запасов и
резервов, погашение государственного долга, предоставление налоговых льгот и
др. В последнее время возросло значение парламентского контроля — контроля со
стороны законодательных (представительных) органов, которым предоставляется
право получать необходимую информацию от органов, исполняющих бюджет, и выносить
оценку их деятельности, а также создавать собственные контрольные органы.
Наиболее мощная система контрольных органов создана исполнительной властью
(Министерство финансов, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная
служба, Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного
надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу и др.). В систему государственного
финансового контроля входит и Центральный банк Российской Федерации, который
контролирует всю банковскую деятельность и осуществляет контроль денежного
обращения.
Государственный контроль
осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной
власти субъектов Российской Федерации.
Муниципальный финансовый
контроль обеспечивает исполнение местных бюджетов, муниципальных контрактов на
поставку товаров, производство работ и оказание услуг, выполнение долговых обязательств.
Особое внимание при осуществлении муниципального финансового контроля уделяется
операциям с бюджетными средствами, их целевому использованию, а также
финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий. Для
этого в системе органов местного самоуправления создаются специальные
финансово-контрольные органы (отделы, палаты, муниципальное казначейство).
Полномочия этих органов устанавливаются как федеральными законами, так и
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Следует учесть, что
государственный и муниципальный контроль объединяют цель, задачи и основные
направления, различие состоит в том, что муниципальный контроль охватывает
сферу финансовой деятельности только муниципального образования.
Страницы: 1, 2
|