рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Финансы и их система управления на АТП

·                     по первоначальной стоимости;

·                     по восстановительной стоимости;

·                     по остаточной стоимости.

Отличительная особенность основных фондов как части необоротных активов – их участие в производственно-коммерческой деятельности в течение длительного периода. Поэтому способ переноса их стоимости на вновь создаваемый продукт отличается от способа возмещения стоимости оборотных активов. Стоимость основных фондов возмещается в течение периода полезного использования постепенно и по частям – такой способ переноса принято называть амортизацией. Классификация основных фондов позволяет ответить на вопрос о правомерности включения в себестоимость продукции (работ, услуг) амортизации основных фондов. Амортизация начинает начисляться с месяца, следующего за месяцем принятия на учёт необоротных активов. Начисление амортизации прекращается после достижения размера полной первоначальной стоимости и в случае выбытия объекта. В последнем случае амортизация начисляется за месяц, в котором объект выбыл и прекращается начисление с месяца, следующего за месяцем выбытия. Предприятия, вкладывая свободные денежные средства, полученные от основной производственной деятельности, в различные ценные бумаги разного вида, разного срока действия и разной ликвидности, управляемые как единое целое, формируют портфель ценных бумаг. Разрабатывая инвестиционную финансовую политику, предприятия могут ставить перед собой различные цели:

·                     получение процента;

·                     сохранение капитала;

·                     обеспечение прироста капитала.

Исходя из выбранных целей предприятие может формировать различные типы портфелей ценных бумаг. Портфель ценных бумаг, ориентированный на получение дохода (доходный портфель). Цель такого портфеля – получение текущих доходов, приемлемая величина которых соответствовала бы степени риска, которую инвестор считал бы возможным для себя допустить. Предприятия, формирующие доходные портфели, вкладывают средства в инструменты рынка ценных бумаг, которые приносят проценты и дивиденды в суммах выше среднего уровня, - в облигации акционерных обществ, высокодоходные акции, государственные долговые обязательства. Портфель роста ориентирован на акции с быстро растущей курсовой стоимостью на рынке ценных бумаг. Цель такого портфеля – приращение капитала, поэтому инвестор не ориентируется на текущую выплату дивидендов. Портфель рискованных вложений состоит преимущественно из ценных бумаг молодых компаний или предприятий «агрессивного» типа, выбравших стратегию быстрого расширения на основе новых технологий и выпуска новых видов продукции. Сбалансированный портфель состоит из ценных бумаг с быстрорастущей курсовой стоимостью и из высокодоходных бумаг. В этом портфеле могут быть и высокорискованные ценные бумаги. Таким образом, цели приращения капитала, получения доходов и общие риски оказываются сбалансированными. В специализированном портфеле объединяются ценные бумаги не по общему целевому признаку, а по более частным, например:

·                     региональные и отраслевые портфели;

·                     портфели иностранных ценных бумаг.

Финансовые вложения как одна из сторон инвестиционной политики должны быть направлены на сохранение финансовой независимости, высокого уровня доходности предприятия. Доходы по ценным бумагам и вложения в другие предприятия, если они не являются основным видом деятельности, относятся к внереализационным доходам. Осуществляя хозяйственную деятельность, организация сталкивается с необходимостью производить расчёты как внутри, так и вне организации. Внутренние расчёты связаны с выплатой заработной платы и подотчётных сумм работникам, дивидендов акционерам и др.; внешние расчёты обусловлены финансовыми взаимоотношениями по поводу поставок продукции, выполнения работ, оказания услуг, закупки сырья и материалов, уплаты налогов, взносов во внебюджетные фонды, получения и возврата кредита и др. Все расчёты организации можно разделить на две группы:

1)                платежи по товарным операциям – операции, связанные с движением товара (расчёты с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, комиссионерами и комитентами);

2)                расчёты по нетоварным операциям – операции, не обусловленные движением товара и связанные лишь с движением денежных средств (расчёты с бюджетом и внебюджетными фондами, учредителями, акционерами, подотчётными лицами, доверителями и поверенными, кредитными организациями).

         Виды платежей по товарным операциям:

·                      платёжные поручения;

·                      плановые платежи;

·                      платёжные требования;

·                      аккредитивы;

·                      расчётные чеки;

·                      зачёт взаимных требований;

·                      векселя;

·                      встречное движение товара (товарообменные операции).

2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ НА АВТОТРАНСПОРТНОМ ПРЕДПРИЯТИИ


2.1 Классификация предприятий автомобильного транспорта


Автотранспортные предприятия (АТП) – являются наиболее распространённым типом предприятий автомобильного транспорта. Они выполняют главную задачу транспорта – осуществляют перевозки грузов и пассажиров. В зависимости от видов перевозок АТП подразделяются на грузовые, пассажирские (автобусные и легковые), смешанные (грузопассажирские и специальные (скорой медицинской помощи, коммунального обслуживания и др.). Кроме того АТП могут быть комплексными и специализированными. Комплексные АТП осуществляют не только перевозки пассажиров и грузов, но и хранение, техническое обслуживание (ТО) и текущий ремонт (ТР) подвижного состава, принадлежащего самому предприятию. Они могут на коммерческой основе выполнять и другие услуги, в том числе техническое обслуживание и ремонт подвижного состава для сторонних предприятий и организаций, а также индивидуальных предпринимателей-перевозчиков, транспортно-экспедиционные услуги и др. Специализированные АТП выполняют только перевозки пассажиров или грузов. Это чаще всего малые предприятия, на которых создание своей ремонтной базы нерационально.

По ведомственной принадлежности АТП делятся на предприятия общего пользования и ведомственные. Предприятия общего пользования входят в систему Министерства транспорта и связи Казахстана и выполняют транспортные услуги только на коммерческой основе для юридических и физических лиц. Ведомственные АТП входят в состав отраслей нетранспортного назначения, например, промышленности, строительства, сельского хозяйства и обслуживают предприятия и организации только той отрасли, в которую они входят. Основными клиентами АТП являются предприятия товаропроизводящих отраслей (промышленности, строительства и др.). При реализации каналов распределения готовой продукции им приходится решать вопросы, связанные с доставкой, т.е. выбирать вид транспорта, методы организации перевозок, тип транспортных средств, участвовать в организации погрузочно-разгрузочных работ, использовать современные технологии в организации размещения, учёта товаров и запасов на складах и терминалах. В зависимости от формы собственности предприятия автомобильного транспорта разделяются на государственные, частные, со смешанной формой собственности, с иностранным участием, а также на предприятия общественных организаций. Подавляющая часть предприятий автомобильного транспорта в Казахстане в настоящее время являются частными. Опыт их функционирования с начала рыночных реформ показал, что они имеют лучшие показатели по производительности труда, себестоимости услуг, прибыли. Это объясняется в первую очередь тем, что частные предприятия имеют большую самостоятельность в решении экономических и производственных проблем, свободу выбора партнёров по сделкам и использования оптимальных форм и методов мотивации труда.

Опираясь на право собственности, они применяют такие методы материального поощрения и материальной ответственности, как методы вознаграждения и штрафы, которые заставляют работников лучше работать. При этом появляется необходимость в эффективном использовании аппарата, современных методов производства, расходовании ресурсов. Все предприятия автомобильного транспорта вместе с автомобильными дорогами и дорожными сооружениями являются составной частью производственной и (или) социальной инфраструктуры региона. Поэтому от уровня эффективности их функционирования и развития в значительной степени зависит уровень эффективности функционирования и развития региона.

2.2 Финансовые ресурсы и их система управления на автотранспортных предприятиях


Финансы АТП есть денежные отношения, возникающие в процессе его производственно-хозяйственной деятельности и связанные с формированием и распределением его финансовых ресурсов. Осуществление производственной деятельности предполагает наличие у АТП финансовых ресурсов. Поэтому основное содержание финансовой работы заключается в формировании и использовании финансовых ресурсов, через которые производственно-хозяйственная деятельность обеспечивается денежными средствами, осуществляется простое и расширенное воспроизводство. Формирование финансовых ресурсов осуществляется из различных источников, которые можно разделить на внутренние (образуются за счёт собственных и приравненных к ним средств и связаны с результатами хозяйствования) и внешние (поступление ресурсов на предприятие извне). Уставный капитал – первый и основной источник собственных средств предприятия. Его величина фиксируется в уставе организации, который регистрируется в установленном законом порядке. Из уставного капитала формируются основной и оборотный капиталы, которые используются на приобретение соответственно основных и оборотных фондов. Среди внутренних источников финансовых ресурсов важнейшим является прибыль, которая рассчитывается как разность между доходами, полученными предприятием от всех видов деятельности, и расходами. В составе доходов учитываются:

·                     доходы от перевозок грузов и пассажиров, от других видов работ и услуг (погрузочно-разгрузочных, транспортно-экспедиционных и др.);

·                     суммы дивидендов (доходов) от вкладов в уставный капитал других предприятий и в совместную деятельность;

·                     операционные доходы (от продажи, списания и прочего выбытия имущества предприятия – основных средств, нематериальных активов, ценных бумаг; сдачи имущества в аренду);

·                     внереализационные доходы, куда включаются штрафы, пени, неустойки, полученные за несоблюдение договорных обязательств. Прибыль является одним из основных показателей деятельности коммерческих АТП. Она характеризует конечный финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности всего предприятия, т.е. составляет основу его экономического развития. Работа транспортного предприятия в условиях рыночной экономики связана с повышением стимулирующей роли прибыли. Использование прибыли в качестве основного оценочного показателя способствует росту объёма транспортных услуг, повышению их качества, улучшению использования имеющихся производственных ресурсов. Усиление роли прибыли обусловлено также действующей системой распределения, в соответствии с которой повышается заинтересованность предприятий в увеличении не только общей суммы прибыли, но и особенно той её части, которая остаётся в распоряжении предприятий и используется в качестве главного источника средств, направляемых на производственное и социальное развитие, а также на материальное поощрение работников в соответствии с качеством затраченного труда. Прибыль, оставшаяся после уплаты налога на прибыль, носит название чистой прибыли, которая остаётся в распоряжении предприятия и используется для создания финансового резерва, фонда накопления и фонда потребления. Автотранспортные предприятия, осуществляющие международные перевозки грузов, формируют также валютный фонд. Фонд накопления предназначен для развития производства, образуется из чистой прибыли предприятия. Из фонда накопления предприятие обеспечивает прирост оборотных средств, финансирует капитальные вложения. Средства этого фонда направляются на производственное развитие АТП, техническое перевооружение, реконструкцию и расширение, освоение производства новой продукции, на строительство и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологий в действующих организациях и иные аналогичные цели, предусмотренные учредительными документами предприятия (на создание нового имущества предприятия). Фонд потребления – это денежные средства, образуемые из чистой прибыли и направляемые на удовлетворение материальных потребностей работников предприятия, финансирование объектов непроизводственной сферы, выплаты компенсационного характера и выплаты дивидендов. Резервный фонд – это денежный фонд, который создаётся для поддержания устойчивого финансового положения АТП. Он используется для покрытия убытков предприятия, а также на выплаты дивидендов при отсутствии необходимой прибыли. Кроме прибыли к внутренним источникам финансовых ресурсов автотранспортного предприятия относятся амортизационные отчисления, которые включаются в себестоимость перевозок и затем в составе выручки от перевозок и других услуг возвращаются на расчётный счёт предприятия, а также выручка от реализации выбывшего имущества, устойчивые пассивы, паевые и иные взносы членов трудового коллектива, целевые поступления. К внешним источникам финансирования относятся средства от продажи собственных ценных бумаг, кредитные инвестиции, а также дивиденды и проценты, по ценным бумагам других эмитентов, страховые возмещения по рискам, финансовые ресурсы, поступающие от союзов работников автомобильного транспорта, ассоциаций, отраслевых структур, бюджетные ассигнования и др. Среди внешних источников финансирования важнейшее место принадлежит заёмным средствам и кредитам коммерческих банков, к которым предприятия прибегают при временном отсутствии или нехватке собственных средств. Одним из важнейших экономических показателей, характеризующих деловую активность и эффективность работы организации, является рентабельность. Она позволяет судить о результативности деятельности организации в целом, доходности различных направлений производственно-хозяйственного функционирования, окупаемости затрат, финансовом положении АТП и т.д. показатели рентабельности рассчитываются как отношение эффекта (чаще всего прибыли) к наличным и используемым ресурсам (капитал, затраты и пр.). рентабельность в различных формах широко используется в экономическом, финансовом, маркетинговом видах анализа для оценки состояния и перспектив развития организации, разработки и реализации инвестиционной и тарифной политике на автомобильном транспорте. Рентабельность измеряется в относительных единицах или процентах. Рентабельность продаж (оборота) (Rп) определяется делением прибыли от реализации продукции (работ, услуг) или чистой прибыли на размер полученной выручки (В):


Rп= Прреал / В или Rп= ЧПр / В.


Рентабельность производства (окупаемость затрат) (Rз) определяется отношением прибыли к сумме затрат на производство и реализацию:


Rз= Прреал / З или Rз= ЧПр / З.


Рентабельность инвестиций (окупаемость инвестиционных проектов) (Rи) определяется аналогично: прибыль (ожидаемую или получаемую) делят на сумму инвестиций в анализируемый период. Рентабельность капитала может рассчитываться как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости капитала (К) или отдельных его составляющих: собственного, заёмного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.:


Rк= БПр / К или Rк= ЧПр / К.


На практике определяется показатель рентабельности использования основных и оборотных средств:

R= БПр / (ОПФ + ОС),


где ОПФ – основные производственные фонды; ОС – оборотные средства. Процесс управления денежным оборотом в значительной мере состоит в прогнозировании на длительную перспективу денежных средств и оценке его влияния на финансовое состояние АТП. Управлять денежным оборотом – значит на основе анализа всех сторон денежного оборота предприятия, кругооборота всего капитала, движения финансовых ресурсов, состояния финансовых отношений предприятия с другими участниками экономического процесса правильно рассчитать объём и интенсивность потоков денежных средств на ближайшее время и перспективу.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


По итогам данной курсовой работы можно сделать следующие выводы:

1. Финансы предприятий (организаций) – это финансовые или денежные отношения, возникающие в процессе формирования основного и оборотного капитала, фондов денежных средств предприятия и их использования. Организация (предприятие) создаёт и использует финансовые ресурсы – совокупность собственных денежных доходов и привлечённых извне средств, предназначенных для выполнения финансовых обязательств предприятия, финансирования текущих задач и затрат, связанных с расширением деятельности. Управление финансами осуществляется с помощью финансового механизма – системы управления финансами предприятия в целях достижения максимальной прибыли. В процессе осуществления экономической деятельности предприятие (организация) получает доход, который классифицируется в зависимости от направлений деятельности предприятия. Выручка от продажи товаров (продукции, работ, услуг) – основной источник финансовых потоков на предприятии, включающий суммы денежных средств, предполагаемые к поступлению (или поступившие) в счёт оплаты продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг. Получение прибыли является целью предпринимательской деятельности в краткосрочной перспективе. В долгосрочной перспективе целью предпринимательской деятельности является увеличение собственного капитала. Прибыль предприятия – основной фактор экономического и социального развития, как самого предприятия, так и общества в целом. Главными источниками получения прибыли для предприятия являются продажи продукции, товаров, работ, услуг. Любое предприятие, ведущее предпринимательскую деятельность с целью получения прибыли, должно обладать определённым капиталом, вложенным в оборотные и необоротные активы. Осуществляя хозяйственную деятельность, организация сталкивается с необходимостью производить расчёты как внутри, так и вне организации. Внутренние расчёты связаны с выплатой заработной платы и подотчётных сумм работникам, дивидендов акционерам и др.; внешние расчёты обусловлены финансовыми взаимоотношениями по поводу поставок продукции, выполнения работ, оказания услуг, закупки сырья и материалов, уплаты налогов, взносов во внебюджетные фонды, получения и возврата кредита и др.

2. Автотранспортные предприятия (АТП) – являются наиболее распространённым типом предприятий автомобильного транспорта. Они выполняют главную задачу транспорта – осуществляют перевозки грузов и пассажиров. В зависимости от видов перевозок АТП подразделяются на грузовые, пассажирские (автобусные и легковые), смешанные (грузопассажирские и специальные (скорой медицинской помощи, коммунального обслуживания и др.). Кроме того АТП могут быть комплексными и специализированными. Процесс управления денежным оборотом в значительной мере состоит в прогнозировании на длительную перспективу денежных средств и оценке его влияния на финансовое состояние АТП. Управлять денежным оборотом – значит на основе анализа всех сторон денежного оборота предприятия, кругооборота всего капитала, движения финансовых ресурсов, состояния финансовых отношений предприятия с другими участниками экономического процесса правильно рассчитать объём и интенсивность потоков денежных средств на ближайшее время и перспективу. Общий вывод: финансы предприятий в целом и АТП в частности являются важнейшим фактором стабильности экономики страны.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.                 Анисимов А.П. Экономика, планирование и анализ деятельности автотранспортных предприятий: Учебник для техникумов. – М.: Транспорт, 1998.

2.                 Бережной В.И. Управление материальными потоками микрологистической системы автотранспортного предприятия. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2002.

3.                 Бочаров В.В. Инвестиционный менеджмент: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2002.

4.                 Будрина Е.В. Проблемы формирования и управления развитием регионального рынка транспортных услуг. – СПб.: СПбТИЭУ, 2002.

5.                 Бурмистрова Л.М. Финансы и бухгалтерский учёт предприятий: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2004.

6.                 Бычков В.П. Экономика автотранспортных предприятий: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2006.

7.                 Виханский О.С. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. М.: Гардарика, 1998.

8.                 Жабарханова М.С. Управленческий учёт: Учебник. – Алматы: Жанар, 2005.

9.                 Карчагин В.А. Маркетинг на автотранспорте / Под ред. В.И. Сорокина. – Липецк, 1997.

10.            Тренёв Н.Н. Управление финансами: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2000.


Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.