2) распределение денежных
фондов через финансовые инструменты. На микроуровне образуются обособленные
фонды предприятия (уставный, оплаты труда, амортизаций) и домашнего хозяйства
для конкретного потребления; на макроуровне возникают бюджеты всех уровней и
внебюджетные фонды;
3) использование денежных
фондов призвано обеспечить на микроуровне расширенное производство и
существование отдельных членов общества, на макроуровне - улучшение
народнохозяйственных пропорций, общегосударственных потребностей страны.
В результате
распределения ВВП и НД создаются доходы общества.
При первичном
распределении на микроуровне возникают основные, или первичные, доходы. В сфере
материального производства к первичным доходам относятся:
1) прибыль предприятий;
2) отчисления в
социальные, внебюджетные фонды;
3) доходы работающих.
Формирование первичных
доходов материального производства - это начальный этап распределения,
обусловленный законами товарного производства. Первичное распределение
продолжается на макроуровне и обеспечивает создание вторичных, или производных,
доходов. Необходимость перераспределения НД связана:
1)
с
межотраслевым и межтерриториальным перераспределением в интересах наиболее
эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и
организаций;
2)
с
наличием двух сфер - производственной и непроизводственной (просвещение,
здравоохранение, социальное обеспечение, управление, оборона, где не создается
НД);
З) с существованием
различных социальных групп населения.
Перераспределительный
процесс ВВП и НД осуществляется прежде всего через финансы. При этом
используются такие инструменты, как расходы, налоги, кредит, цены. В результате
перераспределения формируются общегосударственные фонды - бюджеты всех уровней
и внебюджетные социальные фонды. Доходы, создаваемые в ходе такого
перераспределения, должны обеспечить лиц, не занятых в сфере материального
производства или вообще не участвующих (не имеющих возможности участвовать) в
трудовом процессе.
Перераспределение
национального дохода в Российской Федерации происходит в интересах структурной
перестройки хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельского
хозяйства, транспорта, энергетики) в пользу наименее обеспеченных слоев
населения страны.
Таким образом,
распределительная функция финансов позволяет:
1) образовывать денежные
фонды на уровне предприятия и домашнего хозяйства, а также государства;
2) образовывать не просто
денежные фонды, а фонды целевого назначения;
3) осуществлять
межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также между сферами и
социальными группами;
4) создавать необходимые
резервы, как на уровне предприятий, так и государства.
Контрольная функция. Финансы, связанные с
движением денежной формы стоимости ВВП, обладают свойством количественно через
финансовые ресурсы отображать воспроизводственный процесс. Сущность финансового
контроля сообщать обществу о всех неполадках в экономико-денежных отношениях.
Контрольная функция, наглядно представляющая воспроизводственный процесс,
сигнализирует о возникающих отклонениях в пропорциях распределения ВВП и НД, в
своевременном и полном образовании целевых денежных фондов, в обеспеченности
необходимыми ресурсами производственного процесса.
Контрольная функция
финансов проявляется:
1) до наступления
распределительного процесса, когда составляются программы, прогнозы, бюджеты;
2) в процессе
использования фондов денежных средств, при исполнении намеченных программ,
планов, смет;
З) в процессе подведения
итогов, составления оценок исполнения планов.
Контрольная функция
реализуется через:
1)
финансово-хозяйственный контроль на отдельных предприятиях, на основе
выполнения хозяйственных договоров, осуществления коммерческого расчета;
2) финансово-бюджетный
контроль, при выполнении налоговых платежей и выполнении финансирования из
бюджетных ресурсов;
З) кредитно-банковский контроль, при использовании
принципов кредитования и денежных расчетов.
4) независимый аудиторский и общественный контроль,
5) страховой контроль со стороны страховых компаний при
наступлении страхового случая и выплате возмещения.
Регулирующая функция выражается
в том, что с помощью финансов можно воздействовать на поведение участников
денежных отношений. Регулирующая функция финансов используется:
на микроуровне- на
предприятии для стимулирования его деятельности, создавая различные фонды,
которые способствуют улучшению качества производственного процесса, увеличению
его объема, улучшению материального положения работающих;
и на макроуровне-
государство, используя государственные расходы, налоги, госкредит, достигает
таких же результатов. Кредитная политика государства, валютная политика
являются инструментами воздействия на обстановку внутри страны и
межгосударственные отношения с помощью финансов.
Также среди экономистов существует мнение, что
финансам присущи такие функции как стимулирующая, стабилизационная, воспроизводственная.
Стабилизационная функция
финансов реализуется в условии рыночных отношений. Ее содержание заключается в
том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные
условия в экономических и социальных отношениях.
Стимулирующая функция состоит в использовании распределенного дохода либо для
расширения производства, либо для накоплений и социальных потребностей.
Государство с помощью системы финансовых рычагов воздействует на развитие
отраслей, предприятий в ту или иную сторону. Финансовыми рычагами могут
являться: бюджет, цены и тарифы, налоги, экспортные и импортные пошлины.
Воспроизводственная функция обеспечивает сбалансированность трудовых, материальных и
денежных средств на всех стадиях простого и расширенного производства.3 В контексте воспроизводственной функции финансы
не только распределяют, но и обслуживают кругооборот фондов, обеспечивая
денежными ресурсами воспроизводственный процесс.
По мнению автора этой работы
стимулирующая и стабилизационная функции являются вариациями регулирующей
функции. Также воспроизводственная функция является производной от
распределительной функции финансов: кругооборот фондов обеспечивается денежными средствами через
распределительную функцию финансов. Поэтому
нет основания выделять их в отдельные функции.
Некоторые экономисты считают,
что финансам присущи три функции: формирование денежных фондов (доходов),
использование денежных фондов (доходов) и контрольная. Однако первые две, хотя
реально существуют, но они больше напоминают механизм реализации
распределительной функции, чем самостоятельный способ действия категории
финансов.
Функции финансов осуществляются:
·
на всех уровнях управления
экономической системой (Федеральном, территориальном, местном);
·
во всех сферах общественной жизни
(материальное производство, сфера обращения, сфера потребления);
·
на всех уровнях экономической системы
(внутрихозяйственном - финансы предприятий, внутриотраслевом - финансы
комплексов, межотраслевом и межтерриториальном - госбюджет и внебюджетные
фонды).
3 Финансовые ресурсы и финансовые фонды
§1 Понятие и состав финансовых ресурсов
Финансовые ресурсы - это сложная экономическая категория, которую нельзя
полностью отождествлять с денежными средствами. При этом достаточно сложно
выделить чёткий критерий, на основе которого можно установить количественные
границы финансовых ресурсов и охарактеризовать их специфику в отличие от
категории «денежные средства».
Финансовые ресурсы - это объективная макроэкономическая категория,
содержание которой определяется условиями материально-финансовой сбалансированности
экономики. Равенство поступления и расходования финансовых ресурсов
свидетельствует о том, что платёжеспособный спрос предприятий, формирующийся в
результате финансирования затрат на развитие национального хозяйства и
функционирование государственных учреждений, имеет материальное покрытие,
поскольку соответствует созданным финансовым ресурсам. Поэтому условие
материально-финансовой сбалансированности может быть представлено как в форме
соответствия суммы финансовых ресурсов и объёма материальных благ, так и в виде
балансового равенства их поступления и расходования.
Макроэкономическая категория финансовые ресурсы обретает смысл тогда,
когда общество переходит к регулированию экономического развития и появляется
потребность в обеспечении сбалансированности материальных и финансовых потоков.
Различают субъекты и объекты финансовых ресурсов. Субъектами финансовых
ресурсов являются домохозяйства, предприятия, государства. Объектами финансовых
ресурсов являются централизованные и децентрализованные финансовые ресурсы.
Централизованные финансовые ресурсы формируются на микроуровне,
децентрализованные - на макроуровне.
В состав финансовых ресурсов входят:
1)
Собственные средства:
а) на уровне предприятий и домохозяйств- прибыль. Зарплата, доходы
домохозяйств,
б) на уровне государства- доходы от госпредприятий, приватизации, а
также от внешнеэкономической деятельности;
2)
мобилизованные на рынке:
покупка-продажа ценных бумаг, банковский кредит - для предприятий и
домохозяйств; на уровне государства- эмиссия ценных бумаг и денег,
государственный кредит.
3)
Средства, поступившие в порядке
перераспределения» на уровне предприятий проценты и дивиденды по ценным
бумагам, выпускаемыми другими владельцами; на уровне государства- налоги,
сборы, пошлины.
Определяя сущность финансовых ресурсов, целесообразно исходить из их
функционального назначения в процессе расширенного воспроизводств ВВП и НД.
Этот процесс характеризуется движением товарной и денежной масс, состоит из
нескольких стадий, на каждой из которых товарные и денежные потоки по-разному
соответствуют друг другу. На начальной стадии движения (производства) ВВП и
конечной (его использования) денежные потоки опосредуют товарные потоки. На
стадии распределения и перераспределения денежная форма выражения ВВП приобретает
относительно самостоятельное движение, поскольку именно на этих стадиях
возникают финансовые отношения. В результате их образуются различные денежные
фонды, происходит их перегруппировка и формируются конечные доходы. Так
происходит согласование объёма и структуры национального производства и
потребностей национального хозяйства, что на практике рассчитывается как ВВП по
расходам и ВВП по доходам.
Часть денежного оборота жёстко согласована с товарным обращением,
поскольку реализуется вследствие обмена эквивалентами. Выраженными в товарной
форме у продавца и денежной у покупателя. При обмене эквивалентов не возникает
условий для материально-финансовой несбалансированности в обществе.
Другая часть денежного оборота связана с потребностями расширенного
воспроизводства ВВП. Они обеспечиваются в процессе его распределения и
перераспределения с помощью финансов. Эта часть денежного оборота представляет
собой финансовые потоки., т.е. движение тех средств, которые могут быть
затрачены на развитие национального хозяйства и удовлетворение
общегосударственных и социальных нужд.
Специфической особенностью финансовых потоков, в отличие от денежных,
является их безэквивалентность. В результате этого именно финансы в процессе
распределения и перераспределения ВВП порождают независимое движение денег, в
чём и кроются предпосылки материально-финансовой несбалансированности
национального хозяйства. Таким образом, финансовые ресурсы- это количественная
характеристика финансового результата процесса воспроизводства за определённый
период. Это те денежные средства, которые правомерно направлять на возмещение
выбытия основных фондов, производственное и непроизводственное накопление,
коллективное потребление. Этот макроэкономический показатель имеет балансовый
характер, поскольку он может быть представлен в виде суммы как доходов так и
расходов.
Специфическое содержание финансовых ресурсов связано с тем, что они
выступают:
a.
как фонды денежных средств
аккумуляционного характера, которые образуются в результате производства, распределения
и перераспределения валового внутреннего продукта;
b.
как конечные доходы, т.е. денежные
средства, которые предназначены к обмену на товары и услуги;
c.
как те доходы, которые имеют
материальное покрытие, поскольку образуются в результате реализации товаров и
услуг;
d.
как источники их формирования
(составляющие элементы): амортизация, прибыль, налоговые доходы. Неналоговые
доходы, капитальные трансферты, целевые бюджетные фонды, государственные
внебюджетные социальные фонды, прочие поступления;
e.
как конечный финансовый результат
процесса воспроизводства, поскольку используются для финансирования капитальных
вложений и капитального ремонта основных фондов, прироста оборотного капитала,
приобретения оборудования и предметов длительного пользования для бюджетных
организаций, затрат на социально-культурные мероприятия, науку, оборону,
содержание органов государственной власти и управления и др.
Краткосрочные кредитные ресурсы в состав финансовых ресурсов включать
неправомерно, поскольку их формирование не связано с созданием новых
материальных благ, а происходит в результате перераспределения финансовых
ресурсов.
Сбережения населения в виде прироста вкладов населения в коммерческих
банках по своей экономической сущности являются источником финансовых ресурсов,
поскольку в материально-вещественном аспекте (с точки зрения соответствия
платёжеспособного спроса населения и ресурсов товарного предложения и объёма
платных услуг) им соответствуют материальные ресурсы, равные отложенному спросу
в НД.
Итак, финансовые ресурсы страны являются частью ВВП и могут быть
представлены в виде суммы следующих показателей системы национальных счетов
(СНС): валовой прибыли экономики, отчислений в государственные внебюджетные социальные
фонды, налогов на производство и импорт, налогов с физических лиц, сбережений
домашних хозяйств, кредитов, полученных от зарубежных стран.
Таким образом, с помощью финансовых ресурсов происходит выделение той
части ВВП, которая может быть направлена на расширение социально-экономической
системы в целом. С их помощью в составе произведённого ВВП разграничивается
часть, соответствующая текущим затратам потреблённых в процессе производства
материалов и рабочей силы, и фонд расширенного воспроизводства производственных
факторов, включая рабочую силу. С этой точки зрения в фонд расширенного
воспроизводства правомерно включать расходы общества на здравоохранение,
образование, социальную политику и т.п.
Страницы: 1, 2, 3
|