- Доходы
от предоставления платных услуг.
- Доходы
от изготовления и реализации учебно-бланочной продукции.
- Доходы
от изготовления и реализации продукции мастерских.
- Доходы
от хоздоговорных научно-исследовательских работ.
- Доходы
от депозитных вкладов и ценных бумаг.
- Доходы
от сдач в аренду автотранспорта, спортивных сооружений, временно свободных
площадей, эффективного использования материальной базы и т.д.
- Значительный
удельный вес в общих доходах учреждений образования по результатам анализа
последних лет, как правило, приходится на доходы от предоставления
образовательных услуг (79,1%), на доходы от аренды (8,2%) и на доходы от
предоставления платных услуг (5,7%). В том числе, доходы от образовательных
услуг в рамках государственного стандарта состоят, в основном из средств,
поступающих от юридических и физических лиц по прямым оплачиваемым договорам за
подготовку и переподготовку специалистов.
- Доходы
от аренды - средства, поступающие от сдачи в аренду временно свободных площадей
учреждениями образования.
- Доходы
от предоставления платных услуг состоят из специальных средств, поступающих за
обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных
курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятие углубленным изучением
предметов и другие, стоящие за рамками соответствующих образовательных программ
и государственных образовательных стандартов.
- Кроме
того, к дополнительным средствам относятся суммы по поручениям, депозитные
суммы, спонсорские и другие.
Расширение деятельности объектов
системы высшего образования, с точки зрения количества предоставляемых услуг и
выполняемых работ, связано с развитием и модернизацией отечественного рынка
услуг и работ, а также соответствующим нормативно-правовым оформлением.
Вместе
с тем, размер получаемых доходов от дополнительных источников финансирования на
рынке услуг, в свою очередь, зависит от изменений налоговой структуры
(например, от изменений ставки НДС или льгот по его уплате). При общей политике
государства, нацеленной на экономический рост, снижение бюджетных ресурсов в
сферу образования должно быть компенсировано смягчением налогового бремени,
например, расширением налоговых льгот, снижением ставки НДС или их
дифференциацией.
На практике, в результате внесенных
изменений и дополнений Законом Республики Казахстан от 8.12.1997г. № 2001, Указ
Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона от 24.04.1995 г. № 2235
"О налогах и других обязательных платежах в бюджет", получается
двойное обложение сферы образования. С одной стороны, бюджетное финансирование
очень жесткое, с другой, предоставление платных услуг отнесено к
предпринимательской деятельности. Данная ситуация требует внесения
соответствующих коррективов в названный Указ Президента Республики Казахстан.
Б. Внешние источники
финансирования:
Внешние инвестиции из
правительственных и неправительственных фондов; От реализации ценных бумаг в
области образования на внешних рынках и т.д. В настоящее время внешние
инвестиции, как источник дополнительных поступлений для объектов сферы высшего
образования, в основном, имеют форму грантов, гуманитарной, культурной и
технической помощи от зарубежных партнеров на конкретные цели развития.
Цели грантов технической,
гуманитарной и культурной помощи состоят в содействии финансовому потоку и их
эффективному использованию, в усилении способности развития получателя.
Составной частью грантов является определение, составление, осуществление и
эксплуатация проектов развития, усовершенствование институциональных
способностей получателя, выработка стратегий, планов и программ развития, и
проведение исследований, ориентированных на конкретный сектор, стимулирование
передачи технологии.
Имущество (основные фонды)
социальной сферы, находящиеся в государственной собственности, закреплено за
государственными учреждениями и организациями данной сферы на праве
оперативного управления, в соответствии со статьями 192, 202 Гражданского
Кодекса Республики Казахстан от 27.12.94г., что в настоящее время ограничивает
возможности финансово-экономического механизма социальной сферы. По данным
экономического анализа, имея достаточные фонды, доходы от внебюджетной
деятельности за 1998 год в целом составили - 19,9% к сумме открытых кредитов
(бюджетному финансированию).
Учитывая тяжелое финансовое
положение объектов системы высшего образования и его приоритетное значение в
рамках стратегии развития Республики Казахстан "Казахстан - 2030" -
делегирование прав распоряжения имуществом и залога объектам сферы позволит
осуществить внедрение и развитие внутренних механизмов финансирования отрасли
как одного из феноменов социальных инвестиций. При этом, принимая во внимание
достижения рынка ценных бумаг отечественной экономики и опыт зарубежной
практики необходимо разработать и ввести новый финансовый инструмент механизма
финансирования социальной сферы.
Известно, что сбалансированное
состояние или поступательное развитие любого общества базируется на его
интеллектуальном потенциале. Соответственно государственная политика Республики
Казахстан в области высшего образования должна быть построена на принципиальных
положениях, учитывать мировой опыт, а также практику отечественного образования.
Принципы многомерны, но, прежде всего, они должны отражать интересы общества в
целом, государства и самой системы высшего образования.
Главой государства Н.А.Назарбаевым
определены стратегические приоритеты развития страны до 2030 года
"Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех
казахстанцев". Их реализация предполагает переход общества к модели
устойчивого развития. Соответственно, задачей системы высшего образования (СВО)
является сохранение высокообразованного населения республики с достаточным
уровнем научного и творческого потенциала.
Нашему государству, как в любой
другой стране, принадлежат вопросы регулирования, перераспределения финансовых
потоков с целью создания условий развития приоритетных отраслей. Прямое
государственное регулирование обеспечивается введением налогового инструмента,
созданием централизованных фондов отрасли непосредственно у хозяйствующего
субъекта в пользу, например, развития системы высшего образования, внесением
соответствующих изменений и дополнений в законодательные нормативные документы.
Инструменты косвенного
регулирования являются элементами рыночной экономики. Их введение предполагает
максимально эффективную деятельность отрасли, оживление внутренних механизмов
самовосстановления и самоорганизации. При этом внедрение косвенных инструментов
возможно в рамках действующих законодательных актов.
Гармоничное взаимодействие прямых и
косвенных инструментов государственного регулирования может привести к модели
устойчивого развития общества. С точки зрения системы высшего образования
(СВО), реформирование его составляющих может быть успешным и отвечающим задачам
Стратегических приоритетов развития общества до 2030 года только в случае
повышения эффективности управления системы и улучшения качества подготовки
специалистов.
Проведенное
исследование позволило сформулировать основные выводы по курсовой работе.
Государственный
бюджет выполняет специфическое общественное назначение — служит удовлетворению
общегосударственных потребностей. Из государственного бюджета Республики
Казахстан финансируются текущие расходы функциональных групп и обслуживание
государственного долга.
Таким образом, государственные расходы
представляют собой денежные издержки, связанные с функционированием
государства. Преобладающая часть государственных расходов направляется для
производства или обеспечения общественными товарами, благами и услугами
населения страны.
Государственные
расходы на образование подразумевают под собой выделение бюджетных ассигнований
на образование с учетом его приоритетности по текущим бюджетным программам и
бюджетным программам развития.
Расходная
часть текущего бюджета формируется на основе бюджетных программ с указанием
конкретных целей.
Нормативно-правовое
обеспечение финансирования бюджетных программ на образование составляют
следующие законодательные акты:
1. Конституция Республики Казахстан;
2. Бюджетный Кодекс Республики Казахстан;
3. Закон Республики Казахстан «О бюджетной системе» от 1
апреля 1999года № 357-1 (с изменениями и дополнениями, внесенными в
соответствии с Законом Республики Казахстан от 07 декабря 2001года;
4. Постановление Правительства Республики Казахстан от 25
июля 2002 года N 832 «Об утверждении Правил финансовых процедур по исполнению
бюджета и ведению форм отчетности (периодической и годовой) для государственных
учреждений, содержащихся за счет государственного бюджета»;
5. Закон Республики Казахстан от 5 декабря 2003 года №
505-11 «О республиканском бюджете» на соответствующий год;
6. Решения маслихатов о местном бюджете на
соответствующий год;
7. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 07 июля
2004 года.
Стабилизация
экономического положения страны позволила значительно увеличить расходы
государственного бюджета на образование.
Тем не
менее, в результате анализа динамики бюджета образования Республики Казахстан
за 2002-2005 года выявлено, что бюджеты образования РК 2004, 2005 годов по
сравнению с 2002 годом по абсолютной величине увеличились, а количество
бюджетных программ уменьшилось.
Наибольший
удельный вес в структуре бюджета образования РК приходится на программы по
подготовке специалистов с высшим и послевузовским профессиональным
образованием, строительству и реконструкции объектов образования и целевые
трансферты областным бюджетам.
Расходы
областных бюджетов на образование увеличиваются и по абсолютной величине и по
удельному весу в бюджетах областей. Наибольший удельный вес в структуре бюджета
образования областей занимают программы «Общеобразовательное обучение на
местном уровне» «Начальное профессиональное образование на местном уровне», и
«Подготовка специалистов со средним профессиональным образованием на местном
уровне».
Нагрузка
по финансированию программ начального и среднего профессионального образования
в 2005 году перенесена с республиканского на областные бюджеты
В 2005
году в областных бюджетах произошло сокращение количества программ и
объединение нескольких мелких программ в более крупные. В бюджетах образования
областей появилась программа 016 «Развитие объектов образования». Недостатком
такого изменения является то, что не расписано ее целевое и адресное
назначение. То есть теперь из бюджета не видно, на что именно и сколько средств
направляется в рамках этой программы: на развитие инфраструктуры образования
или на развитие научно-методической и содержательной его составляющей.
Проведенный
анализ бюджета образования Караганды и Карагандинской области позволил выявить,
что бюджет образования Карагандинской области по сравнению с иными областями
увеличился в 2004 и 2005 годах, также увеличилось количество бюджетных программ.
В 2008
году предполагается увеличить долю расходов государственного бюджета на
образование к 2008 году до 4,1 % к ВВП. При этом, следует отметить, что в
Казахстане ежегодно увеличиваются государственные расходы на развитие
образования.
Указом
Президента Республики Казахстан от 11 октября 2004 года № 1459 утверждена
Государственная программа развития образования на 2005-2010 годы, которой
определены стратегия, основные направления, приоритеты, задачи и механизмы
реализации государственной политики в области образования. Общая сумма
расходов, необходимых для реализации Программы, составит 330 812,0 млн. тенге в
базовых ценах 2004 года.
1.
Конституция Республики Казахстан
2.
Бюджетный Кодекс Республики
Казахстан от 24 апреля 2004 года N 548;
3.
Закон Республики Казахстан «О
бюджетной системе» от 1 апреля 1999года № 357-1 (с изменениями и дополнениями,
внесенными в соответствии с Законом Республики Казахстан от 07 декабря 2001года
№ 261);
4.
Постановление Правительства
Республики Казахстан от 25 июля 2002 года N 832 «Об утверждении Правил
финансовых процедур по исполнению бюджета и ведению форм отчетности
(периодической и годовой) для государственных учреждений, содержащихся за счет
государственного бюджета»;
5.
Закон Республики Казахстан от 5
декабря 2003 года № 505-11 «О республиканском бюджете на соответствующий год»;
6.
Закон Республики Казахстан «Об
образовании» от 07 июля 2004 года;
7.
Постановление правительства РК о
29.05.2002 г. № 592 «Правила разработки проектов республиканского и местного
бюджетов»
8.
Журнал "Высшая школа
Казахстана", № 1, 2005 г., стр. 15-24
9.
Журнал "Поиск" N 52(554)
31 декабря 2006 г.
10. "Бизнес-образование в Республике Казахстан:
Проблемы и стратегические ориентиры на XXI век". С. Сатубалдин,
исполнительный директор КИМЭП при Президенте Республики Казахстан, академик,
доктор экономических наук, профессор.//"Актуальные проблемы высшей
школы" 2006 год. №1,4
11. Назарбаев Н.А. "Казахстан 2030".
Издательство "Бiлiм".
12. Журнал "Учитель Казахстана" № 31-32, 1
сентября 2006.
13. Мельников В.Д., Ильясов К.К. Финансы РК. Алматы, 2002
14. Курс экономической теории: учебник – 4-е издание доп.
и перераб. – Киров: «АЕА», 1999
15. Шишкин А.Ф. Экономическая теория: учебн. пособ. для
вузов. 2-е изд.: в 2 кн. Кн. 1 – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС.
1996
16. Экономическая теория /Под. ред. А.И. Добрынина, Л.С.
Таралевича: Учебник для вузов. 3-е изд. СПб: Изд СПбТУЭФ, изд. «Питер», 2000
17. Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 24 апреля
2004 года N 548-II
18. О прогнозных показателях республиканского бюджета
Республики Казахстан на 2004-2006 годы.
19. Информация о ходе реализации стратегического плана
развития Республики Казахстан до 2010 года (по итогам 2006 года)
20. Информационное агентство «Kazakhstan Today»
(http://www.kz-today.kz)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|