рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Формирование расходов бюджета на образование

- Доходы от предоставления платных услуг.

- Доходы от изготовления и реализации учебно-бланочной продукции.

- Доходы от изготовления и реализации продукции мастерских.

- Доходы от хоздоговорных научно-исследовательских работ.

- Доходы от депозитных вкладов и ценных бумаг.

- Доходы от сдач в аренду автотранспорта, спортивных сооружений, временно свободных площадей, эффективного использования материальной базы и т.д.

- Значительный удельный вес в общих доходах учреждений образования по результатам анализа последних лет, как правило, приходится на доходы от предоставления образовательных услуг (79,1%), на доходы от аренды (8,2%) и на доходы от предоставления платных услуг (5,7%). В том числе, доходы от образовательных услуг в рамках государственного стандарта состоят, в основном из средств, поступающих от юридических и физических лиц по прямым оплачиваемым договорам за подготовку и переподготовку специалистов.

- Доходы от аренды - средства, поступающие от сдачи в аренду временно свободных площадей учреждениями образования.

- Доходы от предоставления платных услуг состоят из специальных средств, поступающих за обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятие углубленным изучением предметов и другие, стоящие за рамками соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов.

- Кроме того, к дополнительным средствам относятся суммы по поручениям, депозитные суммы, спонсорские и другие.

Расширение деятельности объектов системы высшего образования, с точки зрения количества предоставляемых услуг и выполняемых работ, связано с развитием и модернизацией отечественного рынка услуг и работ, а также соответствующим нормативно-правовым оформлением.

Вместе с тем, размер получаемых доходов от дополнительных источников финансирования на рынке услуг, в свою очередь, зависит от изменений налоговой структуры (например, от изменений ставки НДС или льгот по его уплате). При общей политике государства, нацеленной на экономический рост, снижение бюджетных ресурсов в сферу образования должно быть компенсировано смягчением налогового бремени, например, расширением налоговых льгот, снижением ставки НДС или их дифференциацией.

На практике, в результате внесенных изменений и дополнений Законом Республики Казахстан от 8.12.1997г. № 2001, Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона от 24.04.1995 г. № 2235 "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", получается двойное обложение сферы образования. С одной стороны, бюджетное финансирование очень жесткое, с другой, предоставление платных услуг отнесено к предпринимательской деятельности. Данная ситуация требует внесения соответствующих коррективов в названный Указ Президента Республики Казахстан.

Б. Внешние источники финансирования:

Внешние инвестиции из правительственных и неправительственных фондов; От реализации ценных бумаг в области образования на внешних рынках и т.д. В настоящее время внешние инвестиции, как источник дополнительных поступлений для объектов сферы высшего образования, в основном, имеют форму грантов, гуманитарной, культурной и технической помощи от зарубежных партнеров на конкретные цели развития.

Цели грантов технической, гуманитарной и культурной помощи состоят в содействии финансовому потоку и их эффективному использованию, в усилении способности развития получателя. Составной частью грантов является определение, составление, осуществление и эксплуатация проектов развития, усовершенствование институциональных способностей получателя, выработка стратегий, планов и программ развития, и проведение исследований, ориентированных на конкретный сектор, стимулирование передачи технологии.

Имущество (основные фонды) социальной сферы, находящиеся в государственной собственности, закреплено за государственными учреждениями и организациями данной сферы на праве оперативного управления, в соответствии со статьями 192, 202 Гражданского Кодекса Республики Казахстан от 27.12.94г., что в настоящее время ограничивает возможности финансово-экономического механизма социальной сферы. По данным экономического анализа, имея достаточные фонды, доходы от внебюджетной деятельности за 1998 год в целом составили - 19,9% к сумме открытых кредитов (бюджетному финансированию).

Учитывая тяжелое финансовое положение объектов системы высшего образования и его приоритетное значение в рамках стратегии развития Республики Казахстан "Казахстан - 2030" - делегирование прав распоряжения имуществом и залога объектам сферы позволит осуществить внедрение и развитие внутренних механизмов финансирования отрасли как одного из феноменов социальных инвестиций. При этом, принимая во внимание достижения рынка ценных бумаг отечественной экономики и опыт зарубежной практики необходимо разработать и ввести новый финансовый инструмент механизма финансирования социальной сферы.

Известно, что сбалансированное состояние или поступательное развитие любого общества базируется на его интеллектуальном потенциале. Соответственно государственная политика Республики Казахстан в области высшего образования должна быть построена на принципиальных положениях, учитывать мировой опыт, а также практику отечественного образования. Принципы многомерны, но, прежде всего, они должны отражать интересы общества в целом, государства и самой системы высшего образования.

Главой государства Н.А.Назарбаевым определены стратегические приоритеты развития страны до 2030 года "Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев". Их реализация предполагает переход общества к модели устойчивого развития. Соответственно, задачей системы высшего образования (СВО) является сохранение высокообразованного населения республики с достаточным уровнем научного и творческого потенциала.

Нашему государству, как в любой другой стране, принадлежат вопросы регулирования, перераспределения финансовых потоков с целью создания условий развития приоритетных отраслей. Прямое государственное регулирование обеспечивается введением налогового инструмента, созданием централизованных фондов отрасли непосредственно у хозяйствующего субъекта в пользу, например, развития системы высшего образования, внесением соответствующих изменений и дополнений в законодательные нормативные документы.

Инструменты косвенного регулирования являются элементами рыночной экономики. Их введение предполагает максимально эффективную деятельность отрасли, оживление внутренних механизмов самовосстановления и самоорганизации. При этом внедрение косвенных инструментов возможно в рамках действующих законодательных актов.

Гармоничное взаимодействие прямых и косвенных инструментов государственного регулирования может привести к модели устойчивого развития общества. С точки зрения системы высшего образования (СВО), реформирование его составляющих может быть успешным и отвечающим задачам Стратегических приоритетов развития общества до 2030 года только в случае повышения эффективности управления системы и улучшения качества подготовки специалистов.



Заключение


Проведенное исследование позволило сформулировать основные выводы по курсовой работе.

Государственный бюджет выполняет специфическое общественное назначение — служит удовлетворению общегосударственных потребностей. Из государственного бюджета Республики Казахстан финансируются текущие расходы функциональных групп и обслуживание государственного долга.

Таким образом, государственные расходы представляют собой денежные издержки, связанные с функционированием государства. Преобладающая часть государственных расходов направляется для производства или обеспечения общественными товарами, благами и услугами населения страны.

Государственные расходы на образование подразумевают под собой выделение бюджетных ассигнований на образование с учетом его приоритетности по текущим бюджетным программам и бюджетным программам развития.

Расходная часть текущего бюджета формируется на основе бюджетных программ с указанием конкретных целей.

Нормативно-правовое обеспечение финансирования бюджетных программ на образование составляют следующие законодательные акты:

1. Конституция Республики Казахстан;

2. Бюджетный Кодекс Республики Казахстан;

3. Закон Республики Казахстан «О бюджетной системе» от 1 апреля 1999года № 357-1 (с изменениями и дополнениями, внесенными в соответствии с Законом Республики Казахстан от 07 декабря 2001года;

4. Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 июля 2002 года N 832 «Об утверждении Правил финансовых процедур по исполнению бюджета и ведению форм отчетности (периодической и годовой) для государственных учреждений, содержащихся за счет государственного бюджета»;

5. Закон Республики Казахстан от 5 декабря 2003 года № 505-11 «О республиканском бюджете» на соответствующий год;

6. Решения маслихатов о местном бюджете на соответствующий год;

7. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 07 июля 2004 года.

Стабилизация экономического положения страны позволила значительно увеличить расходы государственного бюджета на образование.

Тем не менее, в результате анализа динамики бюджета образования Республики Казахстан за 2002-2005 года выявлено, что бюджеты образования РК 2004, 2005 годов по сравнению с 2002 годом по абсолютной величине увеличились, а количество бюджетных программ уменьшилось.

Наибольший удельный вес в структуре бюджета образования РК приходится на программы по подготовке специалистов с высшим и послевузовским профессиональным образованием, строительству и реконструкции объектов образования и целевые трансферты областным бюджетам.

Расходы областных бюджетов на образование увеличиваются и по абсолютной величине и по удельному весу в бюджетах областей. Наибольший удельный вес в структуре бюджета образования областей занимают программы «Общеобразовательное обучение на местном уровне» «Начальное профессиональное образование на местном уровне», и «Подготовка специалистов со средним профессиональным образованием на местном уровне».

Нагрузка по финансированию программ начального и среднего профессионального образования в 2005 году перенесена с республиканского на областные бюджеты

В 2005 году в областных бюджетах произошло сокращение количества программ и объединение нескольких мелких программ в более крупные. В бюджетах образования областей появилась программа 016 «Развитие объектов образования». Недостатком такого изменения является то, что не расписано ее целевое и адресное назначение. То есть теперь из бюджета не видно, на что именно и сколько средств направляется в рамках этой программы: на развитие инфраструктуры образования или на развитие научно-методической и содержательной его составляющей.

Проведенный анализ бюджета образования Караганды и Карагандинской области позволил выявить, что бюджет образования Карагандинской области по сравнению с иными областями увеличился в 2004 и 2005 годах, также увеличилось количество бюджетных программ.

В 2008 году предполагается увеличить долю расходов государственного бюджета на образование к 2008 году до 4,1 % к ВВП. При этом, следует отметить, что в Казахстане ежегодно увеличиваются государственные расходы на развитие образования.

Указом Президента Республики Казахстан от 11 октября 2004 года № 1459 утверждена Государственная программа развития образования на 2005-2010 годы, которой определены стратегия, основные направления, приоритеты, задачи и механизмы реализации государственной политики в области образования. Общая сумма расходов, необходимых для реализации Программы, составит 330 812,0 млн. тенге в базовых ценах 2004 года.



Список используемых источников

 

1.      Конституция Республики Казахстан

2.      Бюджетный Кодекс Республики Казахстан от 24 апреля 2004 года N 548;

3.      Закон Республики Казахстан «О бюджетной системе» от 1 апреля 1999года № 357-1 (с изменениями и дополнениями, внесенными в соответствии с Законом Республики Казахстан от 07 декабря 2001года № 261);

4.      Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 июля 2002 года N 832 «Об утверждении Правил финансовых процедур по исполнению бюджета и ведению форм отчетности (периодической и годовой) для государственных учреждений, содержащихся за счет государственного бюджета»;

5.       Закон Республики Казахстан от 5 декабря 2003 года № 505-11 «О республиканском бюджете на соответствующий год»;

6.      Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 07 июля 2004 года;

7.      Постановление правительства РК о 29.05.2002 г. № 592 «Правила разработки проектов республиканского и местного бюджетов»

8.      Журнал "Высшая школа Казахстана", № 1, 2005 г., стр. 15-24

9.      Журнал "Поиск" N 52(554) 31 декабря 2006 г.

10. "Бизнес-образование в Республике Казахстан: Проблемы и стратегические ориентиры на XXI век". С. Сатубалдин, исполнительный директор КИМЭП при Президенте Республики Казахстан, академик, доктор экономических наук, профессор.//"Актуальные проблемы высшей школы" 2006 год. №1,4

11. Назарбаев Н.А. "Казахстан 2030". Издательство "Бiлiм".

12. Журнал "Учитель Казахстана" № 31-32, 1 сентября 2006.

13. Мельников В.Д., Ильясов К.К. Финансы РК. Алматы, 2002

14. Курс экономической теории: учебник – 4-е издание доп. и перераб. – Киров: «АЕА», 1999

15. Шишкин А.Ф. Экономическая теория: учебн. пособ. для вузов. 2-е изд.: в 2 кн. Кн. 1 – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 1996

16. Экономическая теория /Под. ред. А.И. Добрынина, Л.С. Таралевича: Учебник для вузов. 3-е изд. СПб: Изд СПбТУЭФ, изд. «Питер», 2000

17. Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 24 апреля 2004 года N 548-II

18. О прогнозных показателях республиканского бюджета Республики Казахстан на 2004-2006 годы.

19. Информация о ходе реализации стратегического плана развития Республики Казахстан до 2010 года (по итогам 2006 года)

20. Информационное агентство «Kazakhstan Today» (http://www.kz-today.kz)


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.