Госбюджет и проблема его дефицита. Государственный долг
Введение
Бюджет,
понимаемый в буквальном смысле слова как «денежная сумка», кошелек для помещения,
хранения, извлечения денег, имеет двоякое толкование. С одной стороны, это
совокупность, масса финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой
экономический субъект, будь то государство, территория, предприятие или семья.
С дрyгoй стороны, бюджет – это соотношение между доходами и расходами
экономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующий
соответствие их поступления и расходования в течение определенного периода,
чаще всего одного года. Иначе говоря, бюджет определяет и содержимое «денежной
сумки», наличие в ней денежных средств или их дефицит, и динамику ее наполнения
и опорожнения, каналы прихода и расхода денег, соотношение между доходами и
расходами (см. приложение 1).
Для
любого человека понятие «бюджет» ассоциируется с его финансовым состоянием,
накоплением денежных средств, соответствием денежных доходов и расходов,
избыточностью или дефицитностью личного кошелька.
Бюджетная
система и бюджетирование образуют один из важнейших элементов экономической
системы, воплощают базисный способ финансового регулирования экономики.
Бюджеты
и бюджетное регулирование существуют в любой социально- -экономической системе,
присущи экономике как рыночного, так и нерыночного типа. Однако характер
бюджетного устройства, способы формирования, утверждения, исполнения бюджетов в
них обладают принципиальными различиями. В особенности это касается
государственного бюджета.
В
централизованной экономике бюджет целиком подчинен государственному
экономическому плану, следует из него и не имеет сколько-нибудь важного
самостоятельного значения. Такой подход на государственном уровне следует из
господствующей в планово-распорядительной экономике тенденции придания
главенствующей роли материально-вещественным факторам и второстепенной –
финансовым.
В
странах с рыночной экономикой составлению, утверждению, анализу исполнения
государственных годовых бюджетов уделяется огромное внимание. Сами бюджеты на
государственном уровне и уровне территориальных единиц служат ведущей,
определяющей формой финансового планирования. Кстати, этот факт опровергает
представление о том, что в условиях рыночной экономики нет места
централизованному государственному планированию. Реальная ситуация говорит об
обратном. Бюджетно-финансовое планирование в странах с рыночной экономикой
поставлено лучше, чем в государствах с традиционно плановой социалистической
системой ведения хозяйства.
Принципиально важен и тот несомненный
факт, что в большинстве развитых стран установилась и соблюдается
демократическая процедура принятия бюджетов на общегосударственном и муниципальном
уровнях. Бюджеты обсуждаются в парламентах и их комиссиях самым детальным
образом, по всем расходным статьям. И даже по отдельным объектам. Тем самым
ограничиваются возможности правительства тратить государственные денежные
ресурсы бесконтрольно.
Огромное значение для поддержания стабильности
хозяйства, предотвращения кризисных ситуаций, обеспечения пропорциональности и
сбалансированности, функционирования и развития разных секторов и сфер
экономики имеет контроль за финансовыми потоками, своевременная корректировка
доходных и расходных статей бюджета. Естественно, что реальные финансовые
соотношения отличаются от намеченных в проектах и планах. Часто денежные
расходы превышают первоначальные наметки, а доходы оказываются ниже ожидаемых.
Отсюда возникает необходимость корректировки бюджетов, использования резервов,
с тем чтобы направить экономические процессы в нужное русло, согласовать их с
финансовыми возможностями.
Важно, что на бюджетном
регулировании, осуществляемом посредством формирования доходных и расходных
статей государственного и регионального бюджетов, сказывается степень демократизации
финансового управления. Одно дело, когда финансами через бюджет распоряжаются
органы народовластия. И совсем другое, когда содержимое «денежной сумки» распределяют
руководители государственного аппарата, чиновники из министерств и ведомств,
руководствующиеся узковедомственными, преходящими интересами.
В целом в условиях рыночной экономики
степень государственного вмешательства в образование, движение, распределение
финансовых pecypcов организаций и граждан гораздо меньше, чем в экономике
нерыночного типа. Вместе с тем бюджетно-регулятивная функция государства в ряде
стран с pыночной системой достаточно высока и имеет тенденцию к возрастанию.
Так что бюджетная система представляет одно из ведущих звеньев государственного
управления экономикой.
С помощью бюджетов, также как и
посредством связанных с ними налогообложения и налоговых льгот, субсидий и
субвенций, государственных инвестиций, процентных ставок, государство оказывает
регулирующее воздействие на товаропроизводителей, а через них и на рынок
товаров и услуг, капитала, рабочей силы. Собственно, бюджет и рыночные
регуляторы - это две стороны одной медали. Так, например, посредством налогов
можно увеличить поступления денежных средств в бюджет. И тем самым иметь возможность
увеличить государственные закупки, капиталовложения, социальные расходы из
бюджета и повлиять на структуру производства, направления его развития, эффективность.
Таким образом, государственный бюджет представляет естественное звено системы
государственного регулирования в рыночной экономике.(1)
1.
Основная часть (теоретическая)
Государственный
бюджет - это роспись (смета, баланс) денежных доходов и расходов государства.
Роль
бюджета в развитии национальной экономики неоднозначна в разные периоды
истории. При этом достаточно четко можно выделить два этапа.
В
фазе начального капитализма государство, как известно, не вмешивалось активно в
хозяйственную деятельность. Примечательно, что в ведущих странах через
государственный бюджет перераспределялось от 9 до 18% национального дохода.
Во
второй половине ХХ в. бюджет превратился в мощный регулятор макроэкономики.
Через бюджет западных государств ныне перераспределяется от 1/3 до 1/2 ВНП.
Уровень налогов и расходов позволяет бюджету играть значительную роль в
обеспечении экономического роста и занятости работников.
Путем
изменения уровня расходов и налогообложения правительства могут регулировать
объем совокупного спроса (величину потребительских и инвестиционных расходов).
В связи с этим различают два вида бюджетной политики:
-
экспансивную
(расширительную) политику, которая выражается в увеличении расходов и снижении
уровня налогообложения. Это позволяет легче преодолевать экономические кризисы
и ускорять рост национального хозяйства;
-
рестриктивную
(ограничительную) политику, при которой уменьшаются расходы государства и
повышаются налоги. Таким способом ослабляется инфляция и нормализуется
хозяйственное положение.
Подавляющая
часть всех доходов бюджета западных государств образуется за счет налогов (90%
поступлений на центральном и 70% - на местном уровне). Через налоговый механизм
в бюджет направляется от 30% валового национального продукта в США и Японии, до
40-50% - в Германии, Франции, Швеции.
Доходная
часть бюджета образуется за счет следующих основных видов поступлений:
подоходного налога, налога на корпорации, взносов на социальное страхование,
акцизов, налогов на предметы потребления.
Среди
этих поступлений ведущее место занимает индивидуальный подоходный налог (от 1/4
до 1/2 всех поступлений в бюджет). При этом личные доходы граждан облагаются
независимо от источников получения (заработная плата, жалованье,
предпринимательская прибыль; процент, дивиденд, рента, гонорары и т. п.),
которые уменьшаются на cyмму законодательно разрешенных скидок и вычетов.
Подоходный налог подсчитывается по прогрессивной шкале ставок.
Налоги
на прибыли компаний составляют важную часть поступлений в бюджет (до 20%). В
большинстве западных стран в последние годы эта доля доходов имеет тенденцию к
уменьшению. Максимальная ставка налога на прибыль колеблется от 30 до 50%. В
большинстве стран установлены пониженные ставки для мелких предприятий, чтобы
стимулировать их деятельность.
В
последние годы возрастает значение взносов на социальное страхование. Их
выплачивают лица, нанятые на работу (в процентах к валовому заработку), и
предприятия (в процентах к общему фонду заработной платы). Поступления от
компаний обычно превышают взносы трудящихся. Вместе с тем затраты фирм на эти
цели включаются в производственные издержки, вследствие чего через механизм цен
они перекладываются на покупателей.
Существенную
фискальную роль играют косвенные налоги, которые включаются в цену товара и
целиком оплачиваются покупателями.
К
косвенным налогам относятся также акцизы. Ими облагаются главным образом
алкогольные напитки, табачные изделия и 6ензин. Особой разновидностью косвенных
налогов являются таможенные пошлины - государственные денежные сборы, взимаемые
через пограничные таможенные учреждения с товаров, ценностей и имущества,
провозимых через границу страны. Размер пошлины устанавливается таможенными
тарифами (размерами платы), которые указываются в списках товаров, облагаемых
пошлиной.
В
современных условиях продолжает действовать ряд традиционных налогов: а) с
наследства и дарений и б) поимущественный, который взимается с оценочной
стоимости земли, зданий, сооружений, индивидуальных домовладений. Такие
специфические налоги не вносят существенного вклада в доходную часть бюджета.
Второй
составной частью бюджета являются расходы. Эта часть обеспечивает потребности
правительства в финансовых ресурсах. Возрастание роли государства в
регулировании национальной экономики выразилось в появлении во второй половине
ХХ в. новых тенденций бюджетной политики. Одна из них - обеспечение устойчивого
экономического роста.
В
высокоразвитых странах через бюджет финансируется от 1/3 до 1/2 всех инвестиций
в основной капитал. Обновлению технической базы производства способствуют
возросшие государственные затраты на фундаментальные научные работы, прикладные
исследования и разработки. Значительные суммы расходуются на кредиты, субсидии
(денежные пособия) и дотации предпринимателям, которые участвуют в выполнении
государственных программ хозяйственного развития. Существенно увеличились
объемы инвестиций в «человеческий капитал» (образование, повышение квалификации
и переквалификация рабочей силы).
Важнейшая
функция бюджета - увеличение объема совокупного спроса посредством
государственных закупок товаров и услуг.
Бюджет
выступает также как главный инструмент социальной политики государства. С его
помощью проводится широкомасштабное перераспределение доходов в целях
достижения большей социальной справедливости. Как известно, население западных
стран уплачивает сравнительно большие налоги. Однако значительная их часть
возвращается в виде трансфертных (от лат. transferre - переносить) платежей,
идущих на социальные нужды.
Существенная
доля бюджетных средств идет на прямые и косвенные оборонные расходы, в том
числе экономическую и военную помощь зарубежным странам, затраты на космические
и иные исследования в оборонной области, пенсии и пособия бывшим
военнослужащим. Величина этих средств в ряде стран (США, Германия, Франция, Великобритания
и др.) довольно велика.
За
последние три десятилетия произошли существенные структурные сдвиги в расходной
части центральных бюджетов высокоразвитых стран.
Во-первых,
замедлились темпы роста и соответственно снизился удельный вес расходов, связанных
с обороной и управлением. Во-вторых, увеличился удельный вес затрат, касающихся
благосостояния людей (на здравоохранение, образование, подготовку и
переподготовку кадров, пенсионное обеспечение).
Между
тем многие экономисты предполагают, что в будущем могут возникнуть трудности с
обеспечением расходов на социальные нужды. Сейчас пособия, выплачиваемые
пенсионерам, финансируются из налогов, взимаемых с фонда заработной платы
работающих. Однако в странах Запада сложилась неблагоприятная тенденция: абсолютно
и относительно возрастает численность пожилых людей. Всвязи с этим растущее
число пенсионеров будет финансироваться уменьшающимся числом работников. В
итоге государству придется решать задачу: либо повысить налоги на фонд оплаты
труда работающих, либо снизить размеры пенсий, или же сделать и то, и другое. (2)
Сфера
государственных финансов состоит, в частности, из государственного бюджета,
который охватывает совокупность бюджетных отношений по формированию и
использованию бюджетного фонда страны.
Бюджетные
отношения характеризуют, в свою очередь, финансовые отношения, возникающие
между государством, предприятиями, учреждениями и населением и связанные с
формированием и использованием централизованного фонда денежных средств,
предназначенного для совместного потребления.
Бюджетные
отношения характеризуются многосторонностью в силу того, что опосредуют разные
направления распределительного процесса (финансовых связей между секторами
экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства,
территориями страны) и oxвaтывают все уровни хозяйствования (федеральный,
республиканский, местный). Бюджетные отношения зависят от методов ведения
хозяйства, социальнокультурного развития страны, от финансовой политики
государства. Необходимость в таких отношениях связана с тем, что в руках
государства концентрируется определенная доля национального дохода (отчисления
в виде налогов и платежей с доходов), которая должна быть распределена для нужд
воспроизводства всего общества, для решения общественных задач, таких как
управление, оборона, социально-культурное развитие.
В
процессе функционирования бюджетные отношения овеществляются в бюджетном фонде
страны, величина которого зависит от потребностей общества в развитии тех или
иных отраслей народного хозяйства, структурных сдвигов в экономике.
По
своей экономической сущности государственный бюджет отражает денежные
отношения, которые складываются у государства с юридическими лицами и
населением и заключаются в перераспределении национального дохода в связи с
образованием и использованием средств для финансирования хозяйства,
осуществления социальной политики, развития науки, культуры, образования,
обеспечения обороны страны и управления обществом.
Особенностью
этого звена финансовой системы является то, что бюджет связан с обособлением
части национального дохода в виде налогов и платежей в руках государства и ее
использованием в общественных целях. Государственный бюджет, в отличие от
финансовой системы в целом, перераспределяет лишь имеющуюся у него часть
национального дохода (а не все национальное богатство) между отраслями,
территориями, сферами общественной деятельности в пропорциях, определяемых в
первую очередь потребностями воспроизводства в целом и финансовой политикой
государства.
Государственный
бюджет следует рассматривать как средство реализации финансовых функций
государства.(1)
Бюджетная политика - важнейший
элемент экономической политики государства и включает в себя меры,
осуществляемые государством, направленные на формирование государственного
фонда средств, необходимого для обеспечения нормальной жизнедеятельности
общества. Указанные меры предполагают формирование и управление доходной и
расходной частями государственного бюджета.
В рыночной экономике госбюджет
выполняет важные макроэкономические функции.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|