рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Государственное регулирование национальной экономики

Во избежание обесценения денег, повышения цен и других нарушений экономической стабильности важно соблюдать примерное равенство между товарной и денежной массами (закон денежного обращения).

Еще одно обстоятельство, которое учитывает правительство в регулировании экономики, - это способность банков «творить» деньги, увеличивая денежное предложение.

Эта политика способствует концентрации денежных средств на рынке государственных облигаций и их вымыванию из производственной сферы. В самой производственной сфере предприятия неоднородны по степени устойчивости платежеспособного спроса и внутренней нормы прибыли. Предприятия, ориентированные на спрос предприятий первой группы, а также производящие конкурентоспособную продукцию потребительского назначения, обеспечивают поддержание простого воспроизводства. Предприятия сельского хозяйства, легкой промышленности, строительства, характеризуются низкой или отрицательной рентабельностью, неплатежеспособностью. Каждая из этих групп предприятий имеет свое относительно автономное денежное обращение – от иностранной валюты и высоколиквидных векселей, взаимозачетов и бартерных операций до бюджетных субсидий и неплатежей в предприятиях третьей группы.

Из этого следует, что государственная политика должна быть единой для сферы обращения капитала и производственной сферы экономики. Через сферу обращения осуществляется перелив капитала в разные сегменты производственной сферы, обеспечивая перераспределение ресурсов из устаревших в новые более эффективные технологии и области деятельности.


2. Государственное регулирование национальной экономики в России


2.1 Бюджетная политика России


Начало XXI в. для бюджетной политики России знаменовалось положительными тенденциями: доходы как консолидированного, так и федерального бюджета стабильно превышали расходы, обеспечивая профицит бюджета на уровне 2-3% к ВВП. При этом помимо количественных улучшений показателей бюджета, положительным является тот факт, что прирост доходов был достигнут за счет не только налогообложения экспортно-импортных операций, но и увеличения налоговых поступлений от налогоплательщиков, работающих на внутреннем рынке. Большая часть профицита была использована на погашение государственного долга, в основном внешнего.

В начале 2003 г. была разработана правительственная Программа бюджетной политики Российской Федерации на 2003 – 2005 годы. Направленность на достижение сбалансированности государственных финансов в среднесрочной перспективе, превышение доходов бюджета над расходами предполагают использовать больше половины ожидаемого профицита на формирование финансового резерва. Фактически речь идет о резервном бюджетном фонде стабилизационного характера, нормальное функционирование которого повысит устойчивость бюджетной системы в целом, так как зависимость доходной части бюджета от ситуации на мировых рынках не должна кардинально влиять на уровень расходов бюджета.

Резервный бюджетный фонд может выполнять две цели. Первая – сбережение для будущих поколений. Оно связано с долгосрочной задачей создания механизма перераспределения существующих ресурсов между текущим моментом и будущим. Вторая – стабилизация. Она связана с задачей выравнивания в краткосрочном периоде государственных расходов и в целом экономического развития страны при резких колебаниях конъюнктуры на мировых товарных рынках. Сегодня стабилизационная направленность бюджетного резервного фонда является для России наиболее актуальной. Сберегательная составляющая также может рассматриваться в долгосрочном периоде, но до тех пор, пока Россия вынуждена ежегодно выплачивать значительные суммы в качестве внешнего долга.

В целом основными принципами современной бюджетной политики нашего государства являются:

недопущение опережающего роста государственных расходов над темпами роста экономики;

безусловное исполнение принятых сектором государственного и муниципального управления обязательств;

приоритет среднесрочного бюджетного планирования, отражающего стратегические направления развития экономики;

конкурсные принципы распределения бюджетных ресурсов;

открытость и доступность информации по расходам государственного бюджета на всех уровнях.


2.2 Проблемы государственного долга в России


С 2003 г. наступает период, когда по внешнему долгу выплачиваются до трети расходов федерального бюджета. На 1 января 2004 г. внешний долг России составил 130,9 млрд. долл. по данным Минфина России (150,9 млрд. долл. по данным Банка России), а его структура, по данным Минфина России, выглядела так, как показано в табл. 1.


Таблица 1. Долговые обязательства России[1]

Государственный внешний долг России (включая обязательства бывшего СССР)

130,9

Задолженность странам – участницам Парижского клуба

42,3

Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб

14,8

Коммерческая задолженность

6,1

Задолженность международным финансовым организациям

15,2

в том числе:


 МВФ

7,7

 Мировой банк

7,2

 ЕБРР

0,2

Еврооблигационные займы

35,3

ОВГВЗ и ОГВЗ

10,8

Задолженность по кредитам Банка России

6,4


Объем государственного внутреннего долга по ГКО и ОФЗ в 2004 г. Составил 557,6 млрд. рублей, а в 2005 г. – 721,6 млрд. рублей.

Чем обременительнее для страны накопленный внешний долг, тем в большей мере его обслуживание взаимодействует с функционированием всей национальной экономики и ее финансовой сферы. Это выражается в том, что чрезмерный рост внешнего долга опасен для государственного бюджета, денежно-кредитной системы и международной кредитоспособности страны. Для государственного бюджета неблагоприятные последствия чрезмерного роста внешнего долга связаны в основном со стадией его погашения. В то же время неблагоприятно может складываться и график платежей по внешнему долгу.

В условиях обременительного внешнего долга существенно подрастают трудности в укреплении доверия к национальной валюте, противодействии инфляции, обеспечении необходимыми валютными резервами и валютной конвертируемости. Бремя платежей по внешнему долгу усиливается в случае чрезмерной девальвации национальной валюты относительно занижения его реального курса.

Все это свидетельствует о необходимости управления внешним долгом. Одним из элементов управления внешним долгом страны является разработка программы внешних заимствований. Ограничителем размеров внешних заимствований может служить установка на поддержание в определенных пределах показателей долговой зависимости, используемых в мировой практике, в том числе на основе сопоставления задолженности и долговых платежей с ВВП и экспортом. Для России, как и для других стран с большой территорией, объективно закономерен относительно низкий удельный вес экспорта в национальном продукте. Именно потому, а также из-за неполной еще интеграции в мировую экономику России желательно отдавать предпочтение не ВВП, а экспорту в качестве базы для индикатора уровня долговой зависимости.

Современному российскому государственному долгу присущи следующие черты:

внутренний и внешний долг постепенно смыкаются. Этот процесс ускоряется при использовании такой формы заимствования, как выпуск ценных бумаг, в том числе номинированных в валюте;

большую часть российского долга составляют краткосрочные заимствования, из-за чего на протяжении последних 10 лет постоянно возникает вопрос о реструктуризации задолженности;

отсутствует система долгового управления, т. е. не существует единого органа, который бы занимался исключительно проблемами долга. Сегодня этим занимаются Минфин, Внешэкономбанк, Центральный банк;

погашению и обслуживанию государственного долга в настоящее время уделяется приоритетное значение.

Правительство РФ стало осознавать проблему предстоящих значительных выплат по внешнему долгу в ближайшие годы. Об этом свидетельствуют прописанный в бюджете механизм создания финансового резерва и заявления руководства страны о досрочном погашении обязательств перед кредиторами.

Для совершенствования управления государственным долгом необходимо проведение следующих неотложных мер:

создание особого агентства по управлению государственным долгом с независимым статусом, принимающим решения по управлению государственным долгом страны оперативно и без политического давления, допускающим согласованные и реалистичные бюджеты. Эти функции не могут выполнять ни Банк России, ни Минфин России. У них свои приоритеты, которые плохо сочетаются со стратегическим управлением государственным долгом;

создание системы эффективного управления государственным долгом, минимизирующей совокупные издержки и максимизирующей сокращение номинального объема долга и ускорение экономического роста;

дальнейшее совершенствование налоговой системы, поскольку доходы бюджета в настоящее время являются основным источником покрытия государственного долга;

для сглаживания платежей в предстоящие годы осуществление опережающего погашения части долговых обязательств, приходящихся на 2004 – 2008 гг.

Эти действия государства будут не только способствовать снижению долгового бремени, но и повышать эффективность использования дефицитного финансирования, направляя кредиты и займы государства на развитие базовых для отечественной экономики отраслей и высоких технологий, а также на социальные нужды общества.


2.3 Кредитно-денежная политика России


Кредитно-денежная политика России в целом носит антиинфляционный характер, а ее главным инструментом является снижение эмиссии денег. Такой подход автоматически ведет к сужению объекта макроэкономической политики до сферы обращения капитала, так как монетаристское регулирование фактически сводится к схеме: эмиссия денег – увеличение предложения денег на рынке обращения капитала – рост спроса на иностранную валюту – снижение обменного курса рубля – повышение цен. Результатом такой политики стало сокращение денежной массы до уровня, обеспечивающего контроль за кругооборотом денег в сфере обращении капитала, в которой сконцентрировалась большая часть оборота денежной массы.

Эмиссия государственных обязательств под высокий процент (100 – 150% годовых), многократно превышающий норму прибыли в реальном секторе экономики, имеет своей целью покрытие бюджетного дефицита. В настоящее время этот резерв практически исчерпан.

Наращивание объема государственных краткосрочных обязательств истощило возможности денежного рынка, превратив ГКО из источника дохода в одну из главных статей расходов бюджета. Поэтому обслуживание государственного долга стало дефицитообразующим фактором.

Становление кредитно-денежной политики государства, стимулирующей экономический рост, предполагает решение двух важнейших задач. Во-первых, обеспечить выживание и развитие производственной сферы и всех ее частей, которые оказались лишенными денежных средств. Во-вторых, вести к восстановлению необходимой для эффективного функционирования экономики интеграции между производственной сферой и сферой обращения капитала, между реальным и спекулятивным секторами экономики.

Развитие единой кредитно-денежной политики создаст условия для эффективного использования кредитных инструментов: изменение учетной ставки Центрального банка РФ, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке. Сегодня эти рычаги полностью не отвечают требованиям рыночной экономики. В стадии формирования находится кредитная политика Центрального банка РФ, направленная на обеспечение стабильности банковской системы. В ее основу положен механизм рефинансирования коммерческих банков. Он включает, во-первых, предоставление коммерческим банкам централизованных кредитов в форме покупки у них векселей по устанавливаемой самим Центральным банком учетной ставке. Во-вторых, предоставление коммерческим банкам централизованных кредитов в форме ссуды под ценные бумаги. По ним устанавливается ломбардная ставка. Установление ставки учетного процента и ломбардной ставки представляет основу процентной политики государственного банка.

Что касается операций на рынке ценных бумаг, то развитие и использование этих инструментов предполагают ликвидацию однобокости развития самого рынка ценных бумаг. Концентрация на операциях с государственными обязательствами превратила российский рынок капитала в неустойчивый, зависимый от государственной политики. А высокий уровень доходности государственных облигаций толкает к повышению цены на все заемные ресурсы. Все это сдерживает развитие рынка акций, а также инвестиции в производственный сектор экономики.

Низкий уровень инфляции и стабильность национальной валюты являются основой для принятия эффективных решений в области осуществления сбережений, инвестиций и потребительских расходов – базовых для устойчивого экономического роста. В соответствии с прогнозом социально-экономического развития России предполагается снизить темпы инфляции до 8 – 10% в 2004 г., 6,5 – 8,5 в 2005 г. и 5,7 – 7,5% в 2006 г.

На современном этапе Банк России продолжает проводить политику управляемого плавания валютного курса, так как в отсутствие законодательно оформленного и эффективно функционирующего стабилизационного фонда Правительства РФ переход на использование режима плавающего обменного курса может привести к его переоценке, что чревато большим ущербом для национальной промышленности. Кроме того, в условиях относительно высоких цен на нефть переход на плавающий обменный курс может вызвать резкое изменение относительной привлекательности активов, номинированных в российской и иностранной валюте.

По мере создания стабилизационного фонда Банк России будет последовательно сокращать свое участие на валютном рынке, способствуя постепенному внедрению рыночных механизмов определения стоимости рубля. Это позволит более эффективно контролировать динамику денежного предложения и инфляции, повысит роль процентной политики Банка России, способствующей стимулированию инвестиций и увеличению темпов экономического роста в перерабатывающих отраслях промышленности.

Следовательно, сегодня антиинфляционная политика России осуществляется посредством комбинированного использования трех основных инструментов кредитно-денежной политики: выбора курсовой политики, ограничения с помощью операций на открытом рынке денежного предложения, yстановления краткосрочных процентных ставок по операциям Банка России.

Государственное регулирование денежно-кредитной сферы через традиционные методы – учетную ставку, операции на открытом рынке и нормы обязательных резервов – имеет спою специфику.

Ставка рефинансирования, применяемая в России, никогда не была отражением объективно существующей взаимосвязи реального и денежного секторов экономики. Практически дело касалось не регулирования кредитной деятельности банков через ставку рефинансирования, а использования банков как «проводников» централизованных кредитов, предоставляемых на адресной основе отдельным отраслям, регионам, предприятиям.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.