3.
Перспективы развития государственных
доходов на 2010 год
3.1 Развитие бюджетной политики в области доходов на 2010 год
В условиях
экономического кризиса произошло резкое снижение бюджетных доходов. Общий объем
налоговых доходов федерального бюджета за первое полугодие 2009 года составил 1
801,1 млрд. рублей, то есть снизился в номинальном выражении на 26,3% по
сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
С начала
2009 года наблюдается существенный рост задолженности по налогам и сборам в
бюджетную систему. Наиболее значительно увеличилась задолженность по
региональным налогам и сборам (25%). По федеральным налогам и сборам рост
составил 7%, в том числе по налогу на добавленную стоимость - 13,4%. В первом
полугодии текущего года собираемость по НДС составила 85,3% (при том, что
бюджетные проектировки на 2010 год и плановый период 2011-2012 годов исходят из
91,3%).
При расчете объема доходов федерального
бюджета на 2010 год учитывались предполагаемые к принятию в 2009 году изменения
и дополнения в законодательство Российской Федерации, вступающие в действие с 1
января 2010 года.
В части налогового законодательства
приняты следующие решения:
а)
индексация ставок акцизов:
- на
табачные изделия: индексация специфических ставок на 44% к уровню 2009 года и
увеличение адвалорной ставки до 7%;
- на
нефтепродукты - на 10% к уровню 2009 года;
- на
алкогольную продукцию - на 30% к уровню 2009 года или на 20% к ранее
утвержденным ставкам на 2010 год;
- на пиво -
в 3 раза к уровню 2009 года или на 190% к ранее утвержденным ставкам 2010 года;
б) увеличение ставки налога на добычу полезных
ископаемых на газ со 147 до 162 рублей за 1 тыс. куб. м;
в)
увеличение размеров государственной пошлины на ряд юридически значимых действий
(по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (для юридических лиц); за
совершение действий, связанных с приобретением гражданства или выходом из него,
а также с въездом или выездом из страны; за совершение действий при
осуществлении федерального пробирного надзора; за государственную регистрацию и
за совершение прочих юридически значимых действий);
г)
увеличение средних ставок транспортного налога, установленных статьей 361
Налогового кодекса Российской Федерации, в два раза, при этом сохранив
действующий в настоящее время минимальный уровень налоговых ставок, разрешив
органам власти субъектов Российской Федерации уменьшать данные ставки не в
пять, а в десять раз.
По бюджетному законодательству
предполагается реализация следующих решений:
а)
увеличение норматива зачисления в федеральный бюджет налога на добычу полезных
ископаемых на нефть и газовый конденсат с 95 до 100%;
б)
зачисление в доход федерального бюджета доходов от управления средствами
Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
В
таможенном законодательстве будут осуществляться следующие меры:
а)
установление ставки вывозной таможенной пошлины на нефтепродукты в зависимости
от ставки вывозной таможенной пошлины на нефть;
б) введение
ставок вывозной таможенной пошлины на никель в зависимости от изменения мировых
цен.
В
банковском законодательстве запланировано внесение изменения в Федеральный
закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)» в части увеличения норматива зачисления в доход федерального
бюджета от фактически полученной Банком России прибыли по итогам года,
остающейся после уплаты налогов и сборов, с 50 до 75%.
Рис. 1.
Доходы федерального бюджета (ВВП), млрд. руб.
Общая сумма
доходов федерального бюджета в 2010-2012 годах прогнозируется на уровне
15,5-15,7% ВВП (рис.4.1). В номинальном выражении доходы ожидаются в 2010 году
в размере 6636,2 млрд. рублей, 7346,9 млрд. рублей в 2011 году и 8097,4 млрд.
рублей в 2012 году.
Рис. 2.
Доходы федерального бюджета, изменение в реальном выражении, %
Снижение
доходов федерального бюджета в реальном выражении в 2010 году составит порядка
8%, а в процентах ВВП они окажутся на 1,4 п.п. ниже. Влияние экономического
кризиса на доходы федерального бюджета будет достаточно продолжительным, и даже
к 2012 году доходы в реальном выражении прогнозируются на 3% ниже уровня 2009
года.
Нефтегазовые
доходы федерального бюджета существенно сокращаются: в 2009 году – 6,6% ВВП
против 10,5% ВВП в 2008 году. В 2010-2012 годах они сохраняются на уровне
6,8-7,0% ВВП.
Рис. 3.
Нефтегазовые доходы федерального бюджета, % ВВП
Причины, в
результате которых поступления в 2010-2012 годах будут меньше доходов 2009
года, можно условно разделить на три группы: первая связана с реформой социальных
платежей и заменой единого социального налога страховыми взносами, поступающими
напрямую во внебюджетные фонды, вторая - с сужением налоговых баз по основным
источников доходов в ВВП, а третья - с тем фактом, что в 2009 году в
федеральный бюджет были мобилизованы временно свободные средства госкорпораций
и другие разовые поступления.
Сравнительный
анализ сопоставимых показателей свидетельствует, что доходы федерального
бюджета в период 2010-2012 годов незначительно вырастут по сравнению с уровнем
2009 года и в течение трех лет будут находиться на уровне 15,6-15,7% ВВП.
Прогнозируемая
структура доходов федерального бюджета приведена в таблице 1:
Таблица 1.
Структура
доходов федерального бюджета
Показатель
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
млрд.
руб.
|
% к ВВП
|
млрд.
руб.
|
% к ВВП
|
млрд.
руб.
|
% к ВВП
|
млрд.
руб.
|
% к ВВП
|
Всего доходов
|
6561,3
|
17,1
|
6636,2
|
15,7
|
7346,9
|
15,7
|
8097,4
|
15,5
|
В том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нефтегазовые доходы
|
2545,8
|
6,6
|
2955,0
|
7,0
|
3245,2
|
6,9
|
3520,8
|
6,7
|
НДПИ (без ненефтегазовых
доходов)
|
882,8
|
2,3
|
982,9
|
2,3
|
1088,0
|
2,3
|
1187,1
|
2,3
|
Таможенные пошлины
|
1663,0
|
4,3
|
1972,1
|
4,7
|
2157,2
|
4,6
|
2333,7
|
4,4
|
Ненефтегазовые доходы
|
4015,5
|
10,4
|
3681,2
|
8,7
|
4101,7
|
8,8
|
4576,6
|
8,8
|
НДС
|
1943,7
|
5,1
|
2148,4
|
5,0
|
2430,4
|
5,2
|
2792,0
|
5,4
|
Налог на прибыль
организаций
|
172,8
|
0,4
|
191,5
|
0,5
|
192,4
|
0,4
|
200,3
|
0,4
|
ЕСН
|
495,4
|
1,3
|
41,3
|
0,1
|
0
|
|
0
|
|
Акцизы
|
105,8
|
0,3
|
145,1
|
0,3
|
182,7
|
0,4
|
233,9
|
0,4
|
НДПИ (без нефтегазовых
доходов)
|
11,1
|
0,0
|
10,7
|
0,0
|
11,2
|
0,0
|
11,8
|
0,0
|
Таможенные пошлины (без
нефтегазовых доходов)
|
506,6
|
1,3
|
546,3
|
1,3
|
620,7
|
1,3
|
700,5
|
1,3
|
Основные характеристики федерального бюджета на
2010 год и на плановый период 2011 и 2012 год сформированы на основе прогноза
социально-экономического развития Российской Федерации на 2010-2012 годы и
реализуют основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации
о бюджетной политике в 2010-2012 годах (таблица 2):
Таблица 2
Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и
плановый период 2011 и 2012 годов
Показатель
|
Отчет
|
Оценка
|
Прогноз
|
2005 год
|
2006 год
|
2007 год
|
2008 год
|
2009 год
|
2010 год
|
2011 год
|
2012 год
|
Доходы, млрд. руб.
|
5 127,2
|
6 278,8
|
7 781,1
|
9 275,9
|
6 561,3
|
6 636,2
|
7 346,9
|
8 097,4
|
%% к ВВП
|
23,7
|
23,3
|
23,5
|
22,2
|
17,0
|
15,7
|
15,7
|
15,5
|
Расходы, млрд. руб.
|
3 514,3
|
4 284,8
|
5 986,6
|
7 570,9
|
9 980,1
|
9 822,8
|
9 358,6
|
9 661,2
|
%% к ВВП
|
16,3
|
15,9
|
18,1
|
18,2
|
25,9
|
23,2
|
20,0
|
18,5
|
в том числе условно
утверждаемые
|
|
|
|
|
|
|
234,0
|
483,1
|
%% к общему объему
расходов
|
|
|
|
|
|
|
2,5
|
5,0
|
Дефицит/профицит, млрд.
руб.
|
1 612,9
|
1 994,1
|
1 794,6
|
1 705,1
|
-3 418,8
|
-3 186,6
|
-2 011,7
|
-1 563,8
|
%% к ВВП
|
7,5
|
7,4
|
5,4
|
4,1
|
-8,9
|
-7,5
|
-4,3
|
-3,0
|
В 2010-2012 годах предполагается снижение
доходов федерального бюджета с 17,1% к ВВП в 2009 году до 15,7% в 2010 и 2011
годах, с дальнейшим снижением в 2012 году до 15,5% к ВВП. В номинальном
выражении в 2010-2012 годах планируется рост доходов в среднем на 7% в год. Таким
образом, учитывая значительное снижение доходов федерального бюджета по
сравнению с объемами доходов в 2008 году и необходимость поддержания финансовой
стабильности, планируется снижение объема расходов федерального бюджета с 25,9
% к ВВП в 2009 году до 18,5% к ВВП в 2012 году. При этом прогнозируемый объем
расходов должен обеспечить исполнение принятых социальных и иных первоочередных
расходных обязательств Российской Федерации.
В 2010-2012 годах сохраняется тенденция
превышения расходов федерального бюджета над доходами, то есть планируется
дефицит федерального бюджета с последовательным его снижением с 8,9 % к ВВП в
2009 году до 3,0% к ВВП в 2012 году.
Выводы и предложения
1. Будучи экономической формой распределительных отношений и являясь
частью финансов, государственный бюджет характеризуется теми же чертами,
которые присущи финансам в целом. Однако есть и особенности, отличающие его от
других сфер и звеньев финансовых отношений. К их числу относятся следующие:
1) государственный бюджет является особой экономической формой
перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального
дохода в руках государства с целью удовлетворения потребностей всего общества и
отдельных государственно-территориальных образований;
2) пропорции бюджетного перераспределения в большей степени, чем у
других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного
воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом
историческом этапе его развития;
3) область бюджетного распределения занимает центральное место в
составе государственных финансов. Ни одно из других звеньев финансов не
осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и тому
подобное) и многоуровневого (федеральный, региональный, городской и тому
подобное) перераспределения средств как бюджет;
4) сфера действия распределительной функции государственного
бюджета определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все
участники общественного производства.
Государственный бюджет — это основной финансовый план государства,
имеющий силу закона. Его функционирование осуществляется посредством особых
экономических форм —доходов и расходов, выражающих последовательные этапы
перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках
государства.
В местный бюджет поступают также ассигнования на финансирование
осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам
местного самоуправления, ассигнования на финансирование реализации органами
местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов РФ,
ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате
решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению
бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований.
2. В доходы федерального
бюджета поступают также налоги на капитал (доходы от денежного капитала,
процентные доходы от вкладов, от покупки ценных бумаг и тому подобное). Однако
в целом доля налогов с финансовых операций, недвижимости и капитала составляет
не более 3% доходов федерального бюджета. На наш взгляд, в условиях, когда доля
смешанного дохода в ВВП неуклонно растет, эти налоги должны составлять более
значимую часть доходов федерального бюджета.
Увеличение доходов от сдачи в аренду недвижимого имущества,
находящегося в федеральной собственности, может быть увеличено за счет:
- повышения стоимости аренды. Средняя ставка арендной платы за 1
кв. м объекта недвижимости РФ в 2004 г. составила всего 1,8 тыс. руб. в год,
что явно ниже ее возможной рыночной величины;
- повышения степени контроля за обязательным прохождением арендных
платежей через органы федерального казначейства. Только в 2004 г. 204,9 млн
руб. доходов от сдачи в аренду федерального имущества не прошли через органы
федерального казначейства;
- сокращения задолженности по перечислению арендных платежей в
федеральный бюджет. По состоянию на 1 января 2005 г. эта задолженность
составила 2,3 млрд руб. или 18,3% от суммы поступлений в 2004 г.;
- формирования полного реестра государственной недвижимости, в том
числе за рубежом.
Что касается доходов от сдачи в аренду земли, то этот вид
неналоговых доходов за последние несколько лет существенно увеличился. Так,
если в 2005 г. доходы федерального бюджета от сдачи в аренду земли составляли
1,0 млрд руб., то в 2006 г. они составят 2,0 млрд руб. Планируется, что в
2007—2008 гг. эти доходы составят по 4 млрд руб. в год. Хотя доходы от аренды
земли каждый год увеличиваются, однако и в этой части неналоговых доходов
существуют определенные резервы. На наш взгляд, они связаны с завершением
работы по разграничению собственности на землю.
3. Учитывая значительное снижение доходов
федерального бюджета по сравнению с объемами доходов в 2008 году и
необходимость поддержания финансовой стабильности, планируется снижение объема
расходов федерального бюджета с 25,9 % к ВВП в 2009 году до 18,5% к ВВП в 2012
году. При этом прогнозируемый объем расходов должен обеспечить исполнение
принятых социальных и иных первоочередных расходных обязательств Российской Федерации.
В 2010-2012 годах сохраняется тенденция
превышения расходов федерального бюджета над доходами, то есть планируется
дефицит федерального бюджета с последовательным его снижением с 8,9 % к ВВП в
2009 году до 3,0% к ВВП в 2012 году.
Список использованной литературы
1.
Федеральный закон от 24 июля 2008 г. № 209-ФЗ «О развитии малого
предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства
Российской Федерации.- 2008.-№ 31.-Ст.4006
2.
Постановление Правительства РФ от 22.04.2006 № 249 (в ред. от
23.02.2008) «Об условиях и порядке предоставления средств Федерального бюджета,
предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства,
включая крестьянские хозяйства» // Собрание законодательства РФ.- 2005.- №
18.- Ст. 1681
3.
Закон РТ от 21.10.2005 № 105-ЗРТ «Об утверждении
программы поддержки малого предпринимательства в Республике Татарстан на
2005-2010 годы» (ред. от 17.07.2006)// Республика Татарстан. - 2005.- № 218.-
29 октября.
4.
Белотепова, Н. Совершенствование кредитования предприятий малого
бизнеса/ Белотепова Н. // Предпринимательство.- 2007.- № 4.- С.57-63
5.
Биншток, Ф.И. Государственное регулирование предпринимательской
деятельности: учебное пособие/ Биншток Ф.И.; под ред. М.Г. Лапусты.- 2-е изд.,
перераб. и доп..- М.: ИНФРА-М, 2007.-200с.
6.
Вьюгина, В. Малый бизнес в решении социальных задач регионов/
Вьюгина В. // Предпринимательство.- 2008.- № 5.- С. 59-63
7.
Григорян, Р. Совершенствование финансово-кредитного механизма
муниципальной поддержки предпринимательства / Григорян Р.//
Предпринимательство.- 2008.- № 4.- С.128-131
8.
Давыдова, Л.В. Малое предпринимательство в реформируемой
экономике: роль и значение/ Давыдова Л.В., Будовская Л.А.// Финансы и кредит.-
2008.- № 13(253).- С.48-53
9.
Дудин, М. Государственная политика в области малого
предпринимательства в современных условиях развития России/Дудин М. //
Предпринимательство.- 2008.- № 4.- С.203-205
10. Малый бизнес: возможности инвестиционного налогового кредитования
// Библиотечка Российской газеты.-2008.-Выпуск № 13
11. Меркушев, А. Малый бизнес и развитие сельских территорий/ Меркушев
А. // Предпринимательство.- 2008.- № 4.- С.108-113
12. Мещерякова, Л. Роль эффективности предпринимательской деятельности
для социально-экономического развития региона/ Мещерякова Л. //
Предпринимательство.- 2008.- № 2.- С. 125-130
13. Морозко, Н.И. Финансовый анализ развития малого бизнеса в России /
Морозко Н.И. // Финансы и кредит.- 2007.- № 28.- С.55-63
14. Нестеренко, Ю.К. разработке концепции государственной поддержки
малого инновационного предпринимательства / Нестеренко Ю.// Российский
экономический журнал.- 2008.- № 9-10.- С.123-125
15. Никологорский, Д.О методах государственной поддержки малого и
среднего бизнеса/ Никологорский Д. О // Проблемы теории и практики управления.-
2006.- № 11.- С.72-78
16. Онучак, В. Оценка эффективности региональных программ развития
малого предпринимательства/ Онучак В.//Проблемы теории и практики управления.-
2008.- № 2.- С.81-89
17. Предпринимательство: учебник / М.Г.Лапуста, А.Г. Поршнев, Ю.Л. Старостин,
Л.Г. Скамай; под ред. М.Г. Лапусты.- 4-е изд., испр. и доп..- М.: ИНФРА-М,
2007.- 667 с.
18. Преображенский, Б. Анализ инновационных процессов в малом и
среднем предпринимательстве/ Преображенский Б., Шинкараева Н. // Предпринимательство.-
2007.- № 6.- С.68-71
19. Преображенский, Б. Создание инфраструктуры поддержки малого
инновационного предпринимательства // Предпринимательство.- 2007.-№ 4.- С.18-24
20. Прудников, В.М. Государственное регулирование предпринимательской
деятельности: учебное
пособие / Прудников В.М..- М.: ПРИОР, 2006.- 250 с.
21. Семин, Р.Н. Развитие институциональной среды: финансовая
под-держка малого бизнеса //Финансы и кредит.- 2007.- № 19(259).- С. 59-68
22. Тахумова, О. Перспективные формы развития предпринимательства на
региональном потребительском рынке/ Тахумова О.// Предпринимательство.- 2007.-№
3.- С.5-7
23. Ушачев, И. Сельское хозяйство: приоритетно-целевой принцип
развития / Ушачев И.// Экономист.- 2008.- № 9.- С.18-25
24. Файрушина, Р.А. Государственная поддержка формирования
инфраструктуры инноваций / Файрушина Р.А.// Экономический вестник Республики
Татарстан.- 2008.-№ 4.- С.36-41
25. Хайт М.М., Развитие малого бизнеса на основе реструктуризации
крупных предприятий // Вестник Московского Университета.- Серия 6 «Экономика».-
2007.- № 4.- С.32-43
26. Хамидуллин, Ф.Ф. Малый бизнес в трансформируемой экономике:
тенденции и перспективы развития/ Хамидуллин Ф.Ф..- К.: Издательство Казанского
Университета, 2006.-180 с.
27. Хутаев, Р. Взаимодействие государства и коммерческих банков по
вопросам кредитования малого бизнеса России / Хутаев Р.// Предпринимательство.-
2007.- № 4.- С.132-135
28. Шабалин, А.А. Инновационная активность малых предприятий РТ //
Экономический вестник Республики Татарстан.- 2007.- № 3-4.- С. 64- 67
29. Широков, Б.М. Малый бизнес: финансовая среда предпринимательства:
учебно-методическое пособие/ Широков Б.М.- М.: Финансы и статистика, 2006.- 496
с.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|