По неналоговым
поступлениям при плане на 10 месяцев 2008 года 47,9 млрд. тенге фактически
поступило 67,6 млрд.тенге, исполнение плана составило 141,3% (таблица 3).
Таблица 3 - Исполнение
доходов государственного бюджета по неналоговым поступлениям на 01.11.2008 года
в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, тыс. тенге
Наименование платежа
|
Факт РБ на 1.11.2007 г.
|
План РБ на 01.11.2008 г.
|
Факт РБ на 01.11.2008 г.
|
Отклонение
|
темп роста,
в %
|
Поступления трансфертов
|
391 572 278
|
543 153 970
|
541 035 127
|
-2 118 843
|
0
|
|
Неналоговые поступления
|
132 460 739
|
38 627 266
|
57 133 661
|
18 506 395
|
43,1
|
|
Поступления от продажи основного
капитала
|
7 222 407
|
7 788 016
|
6 222 845
|
-1 565 171
|
86,2
|
|
Государственная пошлина
|
8 766 936
|
8 712 381
|
7 599 260
|
-1 113 121
|
86,7
|
|
Прочие налоги
|
898 868
|
9 828
|
33 717
|
23 889
|
0,0
|
|
Примечание: Источник – Справка по государственному,
республиканскому и местным бюджетам за 2003-2011 годы Министерства финансов
РК
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Основное
перевыполнение плановых показателей объясняется за счет поступлений дивидендов
по итогам деятельности 2006 года и досрочным поступлениями по итогам 2007 года
в сумме 1,7 млрд. тенге, в связи с поступлениями в сумме 4,6 млрд. тенге, по
которым план в отчетном периоде не устанавливался.
По поступлениям от
продажи основного капитала недоисполнение составляет сумму 20,0 млрд.тенге.
Неисполнение плана связано со снижением поступлений от продажи земельных
участков, что связано с финансовой несостоятельностью покупателей в связи с
затруднением в получении кредитов от банков второго уровня и с уменьшением
количества продаж квартир, в связи с затягиванием оформления ипотечных займов в
банках второго уровня республики.
Всего с начала года по
состоянию на 01.11.2008 года в Национальный фонд Республики Казахстан поступило
1 426,5 млрд. тенге, в том числе прямых налогов от предприятий нефтяного
сектора перечислено в сумме 1 398,1 млрд. тенге.
Гарантированный трансферт
из Национального фонда Республики Казахстан по состоянию на 01.11.2008 года
перечислен в республиканский бюджет в сумме 463,5 млрд. тенге для реализации
бюджетных программ развития. [15, с.5]
Возникновение нового
рыночного типа финансовых взаимосвязей государства и предприятий не избавило
казахстанскую экономику от неэффективности к стабилизации государственного
бюджета. Объективно присущие положительные свойства и преимущества рыночной
экономики не реализуются в конкретных казахстанских условиях.
Ситуация неплатежеспособности
в сфере финансовых взаимоотношений предприятий и государства проявляются в
системно воспроизводящихся явлениях: хронической неплатежеспособностью
предприятий по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды; снижении
реального бюджетного потенциала и вынужденности проведения политики
непрерывного секвестирования бюджетных расходов, упадок и оттеснение на
второстепенные роли инвестиционной функции государственных финансов; низкой
собираемости налогов и массовом сокращении доходов от налогообложения.
В
расходах государственного бюджета Республики Казахстан (таблица 4) преобладает
финансирование социальной инфраструктуры - образования, здравоохранения,
социальной защиты населения (45,4%), из экономических отраслей - транспорта и
связи. [16, с.3]
Функциональная
группа - расходы на оборону - означает финансирование затрат на гражданскую
оборону (при чрезвычайных событиях) и военкоматов.
Достаточно
велик удельный вес расходов на официальные трансферты — изъятие средств из
местных бюджетов для передачи вышестоящему бюджету (в данном случае
республиканскому). Бюджетные изъятия совершаются в областях, которые в связи с
более высоким экономическим уровнем развития или по природным условиям имеют
налоговую базу выше средней по стране и, соответственно, более высокий уровень
налоговых поступлений. Как субвенции, так и изъятия используются для
выравнивания уровня социально-экономического развития
административно-территориальных единиц.
Таблица
4 - Структура расходов государственного бюджета Республики Казахстан за 2007 г. (тенге)
Категории поступлений и функциональные
группы расходов
|
Сумма, млрд. тенге
|
Удельный вес, %
|
Расходы
|
299,3
|
100,0
|
Государственные услуги общего
характера
|
10,4
|
3,5
|
Оборона
|
4,2
|
1,4
|
Общественный порядок и безопасности
|
11,3
|
3,7
|
Образование
|
71,1
|
23,5
|
Здравоохранение
|
46,7
|
15,5
|
Социальное обеспечение и социальная
помощь
|
20,0
|
6,6
|
Жилищно-коммунальное хозяйств
|
22,0
|
7,3
|
Культура, спорт, информационное
пространство
|
12,8
|
4,2
|
Сельское, водное, лесное, рыбное
хозяйствои охрана окружающей среды
|
2,6
|
0,9
|
Промышленность, строительство и
недропользование
|
0,6
|
0,2
|
Транспорт и связь
|
20,9
|
6,9
|
Прочие
|
22,1
|
7,3
|
Обслуживание долга
|
0,4
|
0,1
|
Официальные трансферты
|
54,2
|
17,9
|
Кредитование
|
3,1
|
1,0
|
Дефицит (профицит) бюджета
|
+11,2
|
|
Финансирование дефицита (использование
профицита)
|
3,6
|
|
Примечание: Источник – Отчёт Счетного комитета об
исполнении республиканского бюджета за 2007 год (заключение к отчету
Правительства), Астана, 2008
|
Что
касается доли расходов государственного бюджета Республики Казахстан от общей
доли расходов по отдельным функциональным группам, то по направлениям
финансирования социально-бытовой инфраструктуры она занимает преобладающее
место (рисунок 2):
-
жилищно-коммунальное хозяйство -100%;
-
здравоохранение - 86,1%;
-
образование - 84,0%;
-
культура, спорт, информационное пространство - 73,2%;
-
транспорт и связь - 62,8%.
Довольно
значительны объемы расходов по другим группам:
-
финансирование экономики в целом - 46,4%;
-
управление (государственные услуги общего характера) - 29,9%;
-
общественный порядок и безопасность - 23,4%.
Рисунок
2 - Доли расходов государственного бюджета Республики Казахстан по отдельным
функциональным группам
Состав
и структура поступлений и расходования средств государственного бюджета
Республики Казахстан зависят от факторов, определяющих степень
социально-экономического развития административно-территориальной единицы:
наличия производственных объектов, природных ресурсов, объектов социальной и бытовой
инфраструктуры, статуса единицы, плотности населения, природно-климатических
условий и т.д.
Аналогична
ситуация внутри местного уровня - в бюджетах городов, районов. Так, в бюджете
Карагандинской области 50% поступлений приходится на областной бюджет и 46% -
на бюджеты городов и районов; при этом доля налоговых поступлений,
соответственно, 40% и 60%, неналоговых - 27% и 73%, то есть в пользу низовых
бюджетов, а субвенций - 57% и 43%. Расходы областного бюджета и бюджетов
городов и районов распределены поровну (рисунок 3), но во втором случае
преобладают расходы на образование (39,2%), здравоохранение (10,8%), на
управление (9,5%), в областном бюджете - расходы на социальное обеспечение и
социальную помощь (11,7%). [16, с.9]
Областными
представительными органами утверждаются стабильные нормативы распределения
доходов между областным бюджетом и бюджетами районов, городов, а также
долговременные размеры субвенций, передаваемых из областных бюджетов в бюджеты
районов и городов и бюджетных изъятий, передаваемых из бюджетов районов и
городов в областные бюджеты.
Формирование
бюджетов осуществляется на основе местных бюджетных программ, которые
разрабатываются местными представительными органами. Финансовое обоснование и
реализация бюджетных программ возложены на администраторов бюджетных программ -
государственные исполнительные органы и подведомственные им государственные
учреждения.
Рисунок
3 Структура расходов областного бюджета и бюджетов городов и районов Республики
Казахстан 2007 г.
Государственные
исполнительные органы имеют право заимствовать средства у юридических и
физических лиц, а также у Правительства Республики Казахстан (путем
кредитования из республиканского бюджета) для финансирования региональных
инвестиционных программ, согласованных с Правительством РК. Заимствование
осуществляется в форме займа или выпуска ценных бумаг местных исполнительных
органов; их порядок определяется Правительством.
Включаемые
в бюджетные программы сметы расходов государственных учреждений исполняются
руководителями этих учреждений в соответствии с финансовыми разрешениями
государственных исполнительных органов.
В
бюджетных системах многих стран принято разделение доходов бюджетов разных
уровней на закрепленные и регулирующие. Закрепленные, или собственные доходы,
-средства, постоянно или длительно (несколько лет) поступающие в бюджет
административно-территориальной единицы на законодательной основе полностью или
в фиксированной доле. Регулирующими являются денежные средства, передаваемые из
вышестоящего бюджета в виде процентных отчислений от их доходов, нижестоящему
бюджету с целью сбалансирования доходов и расходов нижестоящего бюджета.
Перечень регулирующих доходов может меняться при разработке вышестоящего бюджета
на новый бюджетный год или на основе постановления, распоряжения
уполномоченного на такие действия органа. К закрепленным доходам местных
бюджетов относятся так называемые «местные налоги», центральных бюджетов -
«общегосударственные налоги».
«Бюджетное
регулирование» проводится путем передачи части поступлений от
общегосударственных налогов и доходов на территориальный уровень при недостатке
собственных доходных источников для полного выполнения территориальными
органами возложенных на них функций. В Казахстане, с отменой разделения налогов
на общегосударственные и местные, не используются термины «закрепленные» и
«регулирующие» доходы или налоги, хотя фактически закрепление доходов
сохранилось, как и процесс бюджетного регулирования в форме субвенций,
бюджетных изъятий, средств, передаваемых по взаимным расчетам и других
трансфертов. [16, с.11]
Макроэкономические
условия исполнения государственного бюджета 2008 года характеризуются
сохранением тенденции экономического роста в условиях благоприятной конъюнктуры
мировых рынков сырьевых ресурсов.
Рост
реального ВВП 2007 по сравнению с 2006 годом составил 9,4% и происходит в
условиях укрепления национальной валюты, роста международных резервов страны
(таблица 5).
Как
показывают данные таблицы 2, расхождения между прогнозными и фактически
достигнутыми показателями в отчетном году по сравнению с 2006 годом увеличились
от 2 до 5 раз. В частности, мировая цена на нефть (смесь BRENT) за один баррель
в 2006 году прогнозировалась на уровне 26,0 долл. США, фактически сложилась на
уровне 28,9 долл. США, а в 2007 году – 27,1 долл. США и 38,3 дол. США,
соответственно. Это, в определенной степени, способствовало недостаточно
обоснованному планированию доходов и расходов республиканского бюджета. [17,
с.3]
Основную долю
в валовом внутреннем продукте составляет промышленность (31,1%), объем
производства которой за отчетный период составил 3 733,8 млрд. тенге, что на
10,1% больше по сравнению с 2006 годом. В горнодобывающей промышленности объем
производства возрос на 12,7% за счет роста объемов добычи природного газа на
25,3%, сырой нефти и попутного газа – 13,4 процента. Рост объемов продукции
обрабатывающей промышленности составил 8,9 процента. Объем валовой продукции
сельского хозяйства за рассматриваемый период увеличился на 0,1% и составил
693,3 млрд. тенге.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|