Государственный бюджет как экономическая категория
ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ» Выполнила: Слушатель 1 группы ИПП Матвеева Ю.В. Научный руководитель: Вавилов Ю.Я. Москва, 2002 Оглавление Оглавление 2
Введение 3
§1. Экономическая сущность государственного бюджета. 5
§2. Источники формирования и направления расходования средств
государственного бюджета. 12
§3. Роль государственного бюджета как финансовой базы социально-
экономического развития общества. 20
Заключение. 23
Список использованной литературы 26 Введение В формировании и развитии экономической структуры любого современного
общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование,
осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из
наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять
экономическое и социальное регулирование, является финансовая система
общества, главное звено которой – бюджетная система. С момента, когда
государство начинает регулярно составлять бюджет, финансы приобретают
всеобщий характер. Бюджетная система Российской Федерации включает государственный
федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные
бюджеты. Федеральный бюджет РФ – главное звено бюджетной системы страны,
которое является основным финансовым планом государства, утвержденным
Федеральным Собранием РФ в форме закона; государственный бюджет
концентрирует основную часть бюджетных ресурсов страны, отражает доходы и
расходы Правительства Российской Федерации. Бюджет государства выражает
экономические отношения, опосредующие процесс образования и использования
централизованного фонда денежных средств государства. Варьируя основные показатели государственного бюджета, Федеральное
Собрание и Правительство Российской Федерации могут определенным образом
влиять на экономическую ситуацию в стране, решать наиболее важные
государственные проблемы. Через государственный бюджет мобилизуются
финансовые ресурсы, которые в дальнейшем перераспределяются и используются
для целей государственного регулирования социально-экономического развития
Российской Федерации и реализации финансово-бюджетной политики страны. Все вышесказанное свидетельствует о том, что изучение бюджетной
системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и
практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время
особую актуальность. Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение бюджетной
системы, в общем, и государственного бюджета, в частности, как важнейшего
элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в
обществе. Основными задачами настоящей курсовой работы являются: - раскрытие содержания государственного бюджета как экономической категории, его функций; - рассмотрение источников формирования и направлений расходования средств государственного бюджета; - определение роли государственного бюджета как финансовой базы социально- экономического развития общества. При написании настоящей курсовой работы использовалось действующее
законодательство: Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ (с изменениями и
дополнениями на 15 августа 2002 года), иное действующее законодательство
РФ, затрагивающие бюджетные отношения, статистические данные, отражающие
динамику формирования и исполнения государственного бюджета. §1. Экономическая сущность государственного бюджета. Целенаправленное социально-экономическое развитие государства
обеспечивается образованием различных централизованных фондов, и, прежде
всего, общегосударственного фонда денежных средств ( государственного
бюджета. Государственный бюджет ( ведущее звено финансовой системы страны. Общее понятие государственного бюджета приведено в ст. 6 Бюджетного
кодекса Российской Федерации. «Бюджет ( форма образования и расходования
фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и
функций государства и местного самоуправления». Однако в Бюджетном кодексе
дано слишком общее понятие, характеризующее лишь одну его сторону ( как
«Форму образования и расходования денежных средств…» В материальном понимании государственный бюджет представляет собой
централизованный в масштабах государственного или административно-
территориального образования денежный фонд, который находится в
распоряжении соответствующих органов государственной власти и местного
самоуправления. Хотя материальное содержание бюджета не является
постоянным, объем концентрируемых в нем денежных средств постоянно
меняется, меняются виды поступлений в него, направления расходов. Однако
сущность государственного бюджета постоянна. Она проявляется в общественных
отношениях, связанных с концентрацией денежных средств в бюджете и их
использованием, т.е. в характеристике сущности бюджета как экономической
категории. Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность
экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе образования,
планового распределения и использования государственного централизованного
фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между государством и
его субъектами (юридическими и физическими лицами) при образовании
централизованного фонда при помощи налогов, сборов, пошлин, а также при
использовании централизованного бюджетного фонда; через экономические
отношения ежегодно мобилизуют в государственный бюджет значительную часть
накоплений предприятий, организаций и часть доходов населения. Средства
бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства,
социально-культурных мероприятий. Понятие государственного бюджета имеет и правовой (законодательный)
аспект. С позиции законодательного (правового) установления
государственного бюджета он рассматривается как финансовый план
государства. В смысле правового акта государственному бюджету дается следующее
определение. Государственный бюджет ( это основной финансовый план образования,
распределения и использования централизованного денежного фонда
государства, утверждаемый соответствующим законодательным
(представительным) органом государственной власти. Такой финансовый план
образования, распределения и использования централизованного фонда денежных
средств (государственного бюджета) закрепляет юридические права и
обязанности участников бюджетных отношений. Сердцевиной финансового планирования является сводный финансовый план
государства, разрабатываемый одновременно с планом социального развития
системы как составная его часть. Финансовый план призван отразить
согласованность материально-вещественных и денежно-финансовых пропорций
общественного производства. Разработка сводного финансового баланса страны
придает государственному бюджету новый статус ( главного стержневого
баланса формирования и расходования централизованного денежного фонда
государства во взаимосвязи с движением финансовых средств и денежных
ресурсов. Главное назначение государственного бюджета ( с помощью финансовых
средств создать условия для эффективного развития экономики, решения
общегосударственных задач, укрепления обороноспособности. Государственный бюджет служит основным инструментом государства в
централизации и перераспределении валового общественного дохода.
Государственный бюджет страны ( основная форма планирования образования и
использования централизованного фонда денежных средств в целях расширения
производства, удовлетворения потребностей народа и укрепления
обороноспособности государства. Формирование и использование государственного бюджета в Российской
Федерации имеет ряд отличительных черт. Будучи финансовым планом, государственный бюджет характеризуется
следующими чертами:
Составление и использование бюджета носит ярко выраженный балансовый
характер. Балансовый метод разработки планов является одним из важных методов
установления пропорций в народном хозяйстве. Балансовый метод бюджета
позволяет наметить необходимые соотношения между объемом денежных доходов и
размером расходов. Анализ складывающегося баланса бюджета (по доходам и
расходам) позволяет делать вывод о необходимости изменения тех или иных
пропорций в плане, изыскания дополнительных ресурсов или сокращения тех или
иных расходов.
Формирование и использование государственного бюджета базируется на
сочетании централизованных начал с инициативой местных органов власти.
Развитие местного самоуправления ( экономическая основа реализации принципа
развития демократического общества.
С помощью государственного бюджета происходит перераспределение
национального дохода между отраслями народного хозяйства, субъектами
Российской Федерации и иными сферами.
Отличительной чертой государственного бюджета является его народно-
хозяйственный характер. Бюджет страны связан со всеми отраслями народного
хозяйства. Отрасли связаны с бюджетом как по формированию бюджета доходами,
так и по линии финансирования их. Выполнение этих функций бюджетом
сочетается с его активным воздействием на процесс производства, роста
накоплений. Государственный бюджет как экономическая категория выражает систему
экономических отношений между государством, с одной стороны, предприятиями,
организациями и населением ( с другой, по поводу распределения и
перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода
и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных
средств. Формирование государственного бюджета происходит как на стадии
первичного распределения национального дохода, так и в ходе его
перераспределения. В процессе первичного распределения национального дохода
государство получает в свое распоряжение часть чистого дохода в форме
налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов и др.). В результате
перераспределения в бюджет поступает часть прибыли предприятий и
хозяйственных организаций различных форм собственности. Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории,
проявляется в его функциях. Государственному бюджету, как и всей системе финансов, присущи две
функции ( распределительная (перераспределительная) и контрольная. С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение
средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное
и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды
специального целевого назначения, происходит концентрация денежных средств
в руках государства и их использование с целью удовлетворения
общегосударственных потребностей. Межотраслевое и территориальное распределение национального дохода
осуществляется в соответствии с потребностями экономического и социального
развития регионов и отраслей. Непроизводственная сфера не участвует в создании национального дохода,
но является активным его потребителем. Из бюджета работникам этих отраслей
выделяются средства на заработную плату, техническое оснащение и содержание
учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение и др.). Через расходы и налоги государственный бюджет выступает важным
институтом распределения (регулирования) и стимулирования экономики и
инвестиций, повышения эффективности производства. Через бюджет оказывается
государственная поддержка отдельным отраслям хозяйства ( авиастроению,
космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению,
угольной промышленности и некоторым другим. Такая поддержка зачастую
связана с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для
регулирования экономики используются налоги. При распределении финансовых средств через бюджет важное значение
имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике
основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев
населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а
также поддержка учреждений здравоохранения, образования и культуры, решение
жилищной проблемы. Контрольная функция государственного бюджета осуществляется в процессе
формирования доходов бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства.
В условиях становления рыночных отношений значение бюджетного контроля в
процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается. Контрольная функция бюджета позволяет через формирование и
использование фонда денежных средств государства «сигнализировать» о том,
как поступают в доход бюджета финансовые ресурсы (налоги и другие ресурсы)
от разных субъектов хозяйствования. Основу контрольной функции составляет
движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях
бюджетных поступлений и расходных назначений. Бюджетный контроль преследует
три основные цели: мобилизацию денежных средств для централизованного фонда
государства; соблюдение режима экономии при расходовании финансовых
ресурсов; повышение эффективности расходования бюджетных средств. Контрольная функция бюджет выражается и в том, что, будучи связанным с
народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов, возникающие там
тенденции. Поступление средств в бюджет и их использование показывают как
успех, так и недостатки в сферах производства и обращения. Это позволяет
вовремя предупредить появление диспропорций. С помощью бюджета
осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов. Функции государственного бюджета проявляются в процессе формирования
доходов и расходов на основе использования бюджетного механизма, который
является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную
нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных
задач. Таким образом, основными функциями государственного бюджета, как
основного финансового плана государства, являются: 1) перераспределение
национального дохода и ВВП, которое влияет на государственное регулирование
и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики; 2)
контроль за образованием и использованием фонда денежных средств. Через государственный бюджет перераспределяются около 50% валового
внутреннего продукта. Бюджет широко используется для межотраслевого и
территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований
наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и
культуры регионов РФ. В современных условиях наиболее приоритетными
выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный
комплексы и транспорт. Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного
производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию
денежных средств. В процессе бюджетного планирования устанавливается
наиболее целесообразное соотношение между централизованными и
нецентрализованными фондами денежных средств. Через государственный бюджет перераспределяется, как известно, не весь
чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности
сферы материального производства. В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее
целесообразное, оптимальное соотношение между централизованными и
нецентрализованными фондами денежных средств, определяются размеры
финансовых ресурсов, концентрируемых в предприятиях, и степень участия
предприятий формировании доходов бюджетной системы. Бюджет с помощью налогов выступает важным инструментом распределения и
вместе с тем стимулирования экономики и повышения эффективности
производства. В отношения с государственным бюджетом вступают почти все участники
общественного производства. Объектом бюджетного перераспределения является
чистый доход, однако это не исключает возможности перераспределения через
бюджет и части стоимости необходимого продукта.
Страницы: 1, 2
|