рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Государственный бюджет Республики Беларусь

Установление на всей территории Республики Беларусь республиканских налогов производится актами Президента и законами. Местные Советы депутатов вправе устанавливать зачисляемые в их бюджеты местные налоги и другие обязательные платежи в соответствии с законодательством.

К собственным источникам доходов бюджета относятся: источники доходов, закрепленные законодательством за бюджетом каждого уровня; дополнительные источники доходов, устанавливаемые самостоятельно местными Советами депутатов.

В бюджет могут поступать дотации, субвенции, субсидии, а также заемные средства.

Дотация – денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета на невозвратной основе в случае, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для сбалансирования нижестоящего бюджета, либо денежные средства, выделяемые юридическим лицам для полного или частичного покрытия убытков при недостаточности собственных средств.

Субвенция – денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета нижестоящему на конкретные цели.

Субсидия – денежные средства, предоставляемые вышестоящим бюджетом нижестоящему для выравнивания уровня социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы, либо юридическим и физическим лицам в виде помощи или пособия.

Заемные средства – временно заимствованные средства из республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, кредиты Национального банка, иностранных государств и банков международных финансовых организаций.

Бюджетный заем – денежные средства, выданные временно из республиканского или местных бюджетов для использования по целевому назначению с получением с заемщика процентов на сумму займов.

Расходы бюджетов определяются программами социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей административно-территориальной единицы и осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законодательством и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.

В бюджете на очередной финансовый год в соответствии с принятыми ранее обязательствами предусматриваются в полном объеме ассигнования на выплату процентов по государственному долгу, погашение имеющейся на данный год задолженности по государственному долгу прошлых лет с наступившим сроком уплаты, а также ассигнования для исполнения обязательств по выданным Правительством гарантиям. В составе республиканского и местных бюджетов создаются резервные и целевые бюджетные фонды, средства которых используются по целевому назначению на осуществление социальных, экологических и других программ, ликвидацию последствий стихийных бедствий и проведение других мероприятий, которые не могли быть предусмотрены при утверждении бюджетов.

В основе распределения доходов и расходов между звеньями бюджетной системы лежит необходимость достаточности средств для обеспечения нормального функционирования государства в целом и всех входящих в него административно-территориальных единиц. Распределение расходов и доходов в бюджетной системе происходит исходя из сфер ведения Республики Беларусь и местного самоуправления.

Распределение доходов и расходов между бюджетами отражает единые принципы построения и организации бюджетной системы. При распределении доходов и расходов решаются следующие задачи:

-          сбалансирование доходов и расходов каждого бюджета;

-          заинтересованность местных органов власти в выполнении планов поступлений общегосударственных доходов и налогов;

-          равномерность поступления доходов в бюджет в течение года во избежание временных кассовых разрывов бюджета для своевременного финансирования всех предусмотренных мероприятий;

-          приоритет республиканского бюджета в финансировании общереспубликанских программ и мероприятий, координации деятельности всех сфер общественного производства в перераспределении финансовых ресурсов между территориями для выравнивания уровней их развития.

В основу распределения доходов и расходов между бюджетами положены следующие принципы:

- принцип централизованного регулирования распределительного процесса;

-     принцип максимально возможного сбалансирования бюджетов;

-     принцип подведомственности и значимости.

Распределение доходов в бюджетной системе осуществляется в двух направлениях: посредством закрепления отдельных доходов за конкретными бюджетами; посредством бюджетного регулирования.

Бюджетное регулирование является частью бюджетного процесса и заключается в частичном перераспределении финансовых ресурсов между бюджетами различных уровней. Бюджетное регулирование применяется во всех странах и позволяет обеспечивать регионы достаточными для финансирования расходов средствами вне зависимости от результатов хозяйственной деятельности на данной территории.

Методы бюджетного регулирования: установление и распределение регулирующих источников; перераспределение бюджетных источников; финансовая помощь в виде дотаций, субвенций и субсидий из вышестоящего бюджета; процентные и беспроцентные бюджетные ссуды.

Законодательством устанавливается, в какие бюджеты должны зачисляться поступления от налогов и неналоговые доходы. Некоторые налоги по закону распределяются между республиканским и соответствующими местными бюджетами. Доходы, поступающие в республиканский бюджет, называются общегосударственными или республиканскими, а зачисляемые в местные бюджеты – местными доходами.

Регулирующие источники доходов – это обычно общегосударственные налоги и доходы. Их устанавливают органы представительной власти. К регулирующим налогам в Республике Беларусь относят: налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на доходы и прибыль. Распределение регулирующих доходов между бюджетами происходит в виде процентных отчислений по нормативам, устанавливаемым в законе о бюджете на очередной финансовый год и соответствующих решениях Советов депутатов. Нормативы отчислений могут устанавливаться едиными или дифференцированными.

Второй метод заключается в перераспределении доходных источников от одного бюджета к другому. В этом случае вышестоящий орган представительной власти принимает решение о передаче закрепленного за его бюджетом доходного источника в бюджет нижестоящего уровня.

Если в результате применения первых двух методов не удается сформировать бюджеты в объемах, достаточных для финансирования расходов, то применяются дотации, субвенции и субсидии, представляющие собой безвозмездную помощь вышестоящего бюджета нижестоящему.

Новым методом бюджетного регулирования является предоставление процентных и беспроцентных ссуд одними бюджетами другим.

Под бюджетной ссудой понимается финансовая помощь, оказываемая на общих для кредита условиях (возвратности, платности, срочности). Этот метод применяется в процессе исполнения бюджета в то время, как вышеперечисленные – на стадии формирования бюджета. Возврат полученных ссуд производится в первоочередном порядке и в пределах текущего бюджетного года. Бюджетные ссуды могут предоставляться не только из вышестоящего бюджета, но и, наоборот, из нижестоящего – вышестоящему.

Бюджетное право – совокупность финансово-правовых норм, регулирующих финансовые отношения по поводу образования, распределения и использования средств основного централизованного денежного фонда государства.

Бюджетные права всех участников бюджетного процесса закреплены Конституцией Республики Беларусь, Законом «О бюджетной системе Республики Беларусь и внебюджетных фондах», Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», другими законодательными и подзаконными актами.

Бюджетные права можно классифицировать на материальные и процессуальные. Материальные права устанавливают бюджетное устройство и бюджетную систему Республики Беларусь, структуру доходов и направления расходов всех бюджетов, полномочия субъектов бюджетного права, их права и обязанности. Процессуальные права проявляются через участие в бюджетном процессе.

Бюджетные права четко распределены между законодательной и исполнительной властью, республиканскими и местными уровнями их представительства.

К субъектам бюджетного права относятся:

1.  Республика Беларусь.

2.  Государственные органы, которые представлены:

- высшими и местными представительными органами (Национальное собрание Республики Беларусь, местные Советы депутатов);

- органами государственного управления общей компетенции (Совет Министров и исполкомы местных Советов депутатов);

- органами государственного управления специальной компетенции (центральные и местные органы государственного управления, в том числе органы финансово-кредитной системы).

Бюджетные права Республики Беларусь:

-                     определение бюджетного устройства, которое устанавливается Парламентом и регулируется его актами;

-                     установление бюджетных прав Республики Беларусь и местных Советов депутатов;

-                     исключительное право устанавливать доходы, поступающие как в республиканский, так и в местные бюджеты;

-                     разграничение доходов и расходов между республиканским и местными бюджетами; при этом устанавливается общая сумма доходов и расходов, а также виды доходов и расходов, включаемых в эти бюджеты;

-                     использование включенных в республиканский бюджет доходов на финансирование народного хозяйства, социально-культурную сферу, оборону, аппарат управления другие программы и мероприятия общегосударственного значения;

-                     установление нормативов отчислений от общегосударственных налогов и доходов в местные бюджеты областей и города Минска;

-                     разработка, утверждение и исполнение республиканского бюджета;

-                     руководство бюджетной деятельностью административно-территориальных единиц, в том числе реализация контрольной функции бюджета;

-                     принятие решений о создании совместных с другими государствами бюджетов и других международных денежных фондов.

Бюджетные права субъектов местного самоуправления:

-                     право на наличие собственного бюджета и самостоятельности его составления, рассмотрения, утверждения и исполнения;

-                     право на получение доходов, включение которых в местные бюджеты предусмотрено законом о бюджете на очередной финансовый год;

-                     использование переданных доходов по своему усмотрению;

-                     право на возмещение средств из вышестоящих бюджетов в случае принятия местными Советами решений, вызывающих увеличение расходов или уменьшение доходов нижестоящих бюджетов;

-                     право установления на своих территориях местных налогов и сборов, предусмотренных законом о бюджете;

-                     право вкладывать имеющиеся у них свободные средства в хозяйственную деятельность, приобретать акции и другие ценные бумаги, выдавать ссуды юридическим лицам;

-                     право вносить изменения в доходы и расходы местных бюджетов в процессе исполнения бюджета; однако они не должны приводить к образованию дефицитов бюджетов или увеличению установленного размера дефицита.

Вышестоящие органы местного самоуправления осуществляют контроль за исполнением нижестоящих бюджетов.

 

2.2 Пути повышения качества исполнения государственного бюджета


Несмотря на различный механизм реализации, процедура исполнения республиканского и местных бюджетов имеет единую цель: обеспечить централизацию в государственном бюджете запланированных доходов и направить их на финансирование мероприятий, предусмотренных в расходной части бюджета.

По-прежнему актуальным остается вопрос своевременности расчетов с бюджетом юридических и физических лиц. Несмотря на принимаемые меры, имеет место задолженность по платежам в бюджет, причем недоимка по платежам в целевые бюджетные фонды в ряде случаев превышала задолженности по платежам в бюджет. Это убедительно доказывает необходимость унификации налоговых и неналоговых платежей, вносимых в бюджеты различных уровней.

Очевидна необходимость разработки комплексной программы, предусматривающей радикальные меры по повышению платежеспособности предприятий – вплоть до их разгосударствления и приватизации.

Значительные суммы доходов недопоступили в бюджет по причине несоблюдения субъектами хозяйствования налогового законодательства. Вместе с тем строгое соблюдение налогового законодательства налогоплательщиками является важнейшим условием обеспечения сбора доходов и выполнения доходной части бюджета.

Безусловное выполнения законодательных актов, регулирующих вопросы налогообложения, требует унификации нормативно-методической базы налогообложения, упрощения порядка расчетов налогов и налоговых платежей, оптимизации их количества, а при возможности и объединения.

Исследование вопроса обеспечения собираемости доходов бюджета показало, что значительные суммы недоимок составляют санкции и штрафы по результатам проверок налоговых органов, которые в ряде случаев не могут быть погашены налогоплательщиками по причине их неплатежеспособности.

Не отрицая необходимости применения жестких мер за нарушение налогового законодательства, считаем, что суммы начислений должны быть реальными к взысканию, а политика налоговых санкций – умеренно жесткой. Она должна быть адекватна степени вины субъекта хозяйствования и предусматривать разграничение ответственности при умышленных и неумышленных действиях.

Опыт показывает, что при чрезмерно жесткой системе финансовых санкций и штрафов допричисленные суммы налогов и неналоговых платежей зачастую становятся невозможными к взысканию и числятся недоимками при соответствующих бюджетах.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.