1.
Возрастет
ли при этих условиях сумма долга правительства?
2.
Увеличатся
ли налоги на граждан данной страны в связи с новыми долговыми обязательствами правительства?
Почему?
3.
Через
сколько лет возможно будет полностью погасить долг?
Решение
1.
В
данных условиях сумма долга правительства не возрастет, так как сумма ежегодных
платежей по долгу не будет превышать годового объема ВВП, что позволит
уменьшать сумму долга правительства.
15
млн. долл. – ежегодный платеж (300 млн. долл. – 100%, х – 5%, х=15 млн. долл.)
30
млн. долл. – годовой объем ВВП.
15
млн. долл. < 30 млн. долл.
2.
В связи с новыми долговыми обязательствами правительства налоги на граждан
данной страны не увеличатся, т.к. ужесточение налоговой политики используется
правительством в периоды увеличения задолженности (государство может
использовать налоговую политику в целях нейтрализации нежелательных явлений
государственного долга: ее ужесточение в период увеличения задолженности и
смягчение в период погашения долговых обязательств1), чего не
происходит в данных условиях.
3.
Полностью погасить долг можно будет через 20 лет.
300
млн. долл. – общая сумма долга.
15
млн. долл. – ежегодный платеж.
300
млн. долл./15 млн. долл. = 20 лет – срок полного погашения долга.
Заключение
Государственный
долг – совокупность дефицита государственного бюджета за определенный период.
Основными причинами образования государственного долга являются дефицит бюджета
и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.
Государственный
долг можно классифицировать по различным критериям. По валютному критерию
государственный долг делится на внутренний и внешний: рублевые долги относятся
к внутреннему долгу, а валютные – к внешнему. В международной практике есть и
другое определение внешнего долга – как совокупного долга нерезидентам, а
внутреннего долга – как совокупного долга резидентам.
Государственный
долг также делится на капитальный и текущий. Капитальный долг – вся сумма
выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты.
Текущий долг – это расходы по выплате доходов и погашению обязательств.
Управление
государственным долгом является составной частью финансовой политики любой
страны. Существуют различные формы управления государственным долгом.
Проблемы
государственного долга затрагивают широкий спектр социально-экономических
последствий внутренних и внешних заимствований как в краткосрочной, так и
долгосрочной перспективе.
В
России действует единая система учета и регистрации государственного долга.
Основным результатом реформирования системы управления государственным долгом
должно явиться улучшение репутации Российской Федерации на международных
рынках, существенное уменьшение рисков, связанных с заимствованиями и
управлением государственным долгом, сокращение зависимости расходов
федерального бюджета по погашению и обслуживанию государственного долга от
изменения рыночной конъюнктуры, обеспечение доступа России на внутренние и
внешние рынки заимствований, снижение стоимости заимствований, повышение
степени доверия кредиторов и инвесторов к заемной политике Правительства РФ,
выход России на качественный уровень заимствований и управления государственным
долгом, соответствующий международным критериям.
Литература
1. Бункина
М.К., Семенов А.М., Семенов В.А. Макроэкономика: Учебник. – 3-е изд., перераб.
и доп. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2000.
2. Вечканов
Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. – СПб.: Питер, 2001.
3. Виноградов
В.В. Экономика России: Учеб. Пособие. – М.: Юритсъ, 2002.
4. Годин
А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. бюджетная система Российской Федерации:
Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков
и Ко», 2006.
5. Куликов
Л.М. Основы экономических знаний: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика,
1997.
6. Курс
экономической теории/ Под ред. М.Н. Чепурина. – М.: АСА, 1996.
7. Макконнелл
К.Р., Брю С.Л. Экономикс. – М.: Республика, 1992.
8. Теоретическая
экономика (политэкономия)./ Под ред. Г.П. Журавлевой. – М.: ЮНИТИ, 1997.
9. Учебник
по основам экономической теории/ Под ред. Камаева В. Д. – М.: ВЛАДОС, 1996.
10. Экономическая
теория: Учебник/ Под ред. И.П. Николаевой. – М.: «Проспект», 2000.
11. Васильев К.
Мировой кризис и российский долговой рынок.// Консультант. 2008. № 17.
12. Воистинова Т.
Инвесторы стали осторожней.// Консультант. 2008. № 17.
13. Мещерский А.
Тяжкий крест долгов наших.// Аргументы и факты. 1999. № 48.
14. Семенищев С.
Парадоксы российского государственного долга.// Финансист. 1999. № 5.
15. Хакамада И.
Государственный долг: структура и управление.// Вопросы экономики. 1997. № 4.
16. Хейфец Б.А.
Внешний долг России.// Финансы. 1999. № 2.
17. «Экономика и
жизнь», №13, апрель 2008г. С. 2.
18. «Экономика и
жизнь», № 15, апрель 2008 г. С. 2.
19. «Экономика и
жизнь», №18, май 2008 г. С. 2.
20. Российский
статистический ежегодник: Стат. сб./ Госкомстат России. – М.: Финансы и
статистика, 2007.
Приложение
1
Таблица
1 - Внешний долг России
показатель
|
1992
|
1993
|
1994
|
1995
|
1996
|
1997
|
1998
|
Внешний
долг
|
|
|
|
|
|
|
|
СССР,
млрд. долл.
|
104
|
103
|
108
|
103
|
100
|
97,8
|
95,0
|
России,
млрд. долл.
|
2,8
|
9,0
|
11,3
|
17,4
|
24,2
|
33,0
|
55,0
|
Обслуживание
долга % ВВП
|
0,7
|
0,3
|
0,5
|
0,9
|
0,9
|
0,7
|
1,2
|
Таблица
2 - Процентные расходы федерального бюджета
Показатель
|
1992
|
1993
|
1994
|
1995
|
1996
|
1997
|
1998
|
Процентные
расходы, млрд. руб.
|
0,1
|
3,3
|
12,2
|
52,3
|
125,4
|
114,5
|
148,2
|
В
том числе в % к
|
|
|
|
|
|
|
|
Официальному
ВВП
|
0,7
|
1,5
|
2,0
|
3,3
|
5,7
|
4,4
|
5,4
|
Легальному
ВВП
|
0,9
|
2,5
|
2,7
|
4,6
|
8,2
|
6,5
|
8,7
|
Расходам
федерального бюджета
|
1,8
|
7,8
|
8,6
|
18,8
|
25,8
|
22,6
|
34,9
|
Приложение
2
Таблица
3 - Динамика и структура государственного долга Российской Федерации (на конец
года) в % к ВВП
Годы
|
Всего
|
Внешний
долг
|
Внутренний
долг
|
1997
|
49,5
|
29,7
|
19,8
|
1998
|
146,4
|
118,6
|
27,8
|
1999
|
101,8
|
89,7
|
12,1
|
2000
|
61,3
|
53,7
|
7,6
|
2001
|
49,1
|
43,2
|
5,9
|
2002
|
44,8
|
37,9
|
6,9
|
2003
|
39,6
|
33,3
|
6,3
|
2004
|
26,1
|
20,9
|
5,2
|
2005
|
22,4
|
17,1
|
5,3
|
Таблица
4 - Погашение и обслуживание государственного долга (% ВВП)
Годы
|
Всего
|
Погашение
|
Обслуживание
|
2001
|
6,4
|
3,8
|
2,6
|
2002
|
5,5
|
3,1
|
2,4
|
2003
|
6,0
|
3,9
|
2,1
|
2004
|
3,0
|
1,5
|
1,5
|
2005
|
2,7
|
1,8
|
0,9
|
Таблица
5 - Государственный внешний долг Российской Федерации (млрд. долл. США)
Наименование
|
На
01.01. 2003 г.
|
На
01.01. 2004 г.
|
На
01.01. 2005 г.
|
На
01.01. 2006 г.
|
Государственный
внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР,
принятые Российской Федерацией)
|
124,4
|
121,0
|
113,7
|
104,9
|
по
кредитам правительств иностранных государств
|
52,3
|
54,0
|
52,6
|
50,1
|
задолженность
официальным кредиторам Парижского клуба
|
43,6
|
46,6
|
46,1
|
44,4
|
задолженность
кредиторам, не являющимся членами Парижского клуба
|
4,9
|
4,4
|
3,3
|
2,9
|
задолженность
бывшим странам СЭВ
|
3,8
|
2,9
|
3,2
|
2,8
|
по
кредитам иностранных коммерческих банков и фирм
|
3,4
|
-
|
0,3
|
-
|
задолженность
кредиторам Лондонского клуба
|
-
|
-
|
-
|
-
|
коммерческая
задолженность
|
3,0
|
-
|
0,3
|
-
|
по
кредитам международных финансовых организаций
|
13,4
|
11,0
|
10,1
|
8,9
|
Государственные
ценные бумаги Российской Федерации, выраженные в иностранной валюте
|
49,5
|
49,8
|
45,2
|
41,6
|
Еврооблигационные
займы
|
39,9
|
42,5
|
37,9
|
34,4
|
ОВГЗ
|
9,6
|
7,3
|
7,3
|
7,2
|
По
кредитам Центрального банка Российской Федерации
|
6,2
|
6,2
|
5,5
|
4,3
|
Предельный
размер предоставления гарантий
|
2,6
|
2,3
|
2,0
|
2,0
|
Государственный
внешний долг Российской Федерации с учетом предельного размера гарантий
|
127,0
|
123,4
|
115,7
|
106,9
|
Приложение
3
Таблица
6 - Рейтинг организаторов корпоративных облигаций, Топ-15, первое полугодие
2008
№1П
08
|
№
‘ 07
|
Инвестиционный
банк
|
Объем,
млрд. руб
|
Количество
эмитентов
|
Количество
эмиссий
|
1
|
1
|
ВТБ
(включая «ВТБ 24»)
|
31,0
|
5
|
7
|
2
|
4
|
Райффайзенбанк
|
23,8
|
8
|
9
|
3
|
2
|
Газпромбанк
|
18,9
|
8
|
8
|
4
|
3
|
ИК
«Тройка Диалог»
|
17,8
|
5
|
8
|
5
|
17
|
Ренессанс
Капитал
|
17,5
|
5
|
6
|
6
|
10
|
Банк
Москвы
|
16,8
|
4
|
4
|
7
|
9
|
НОМОС-БАНК
|
12,5
|
3
|
4
|
8-9
|
6
|
ТрансКредитБанк
|
9,0
|
4
|
4
|
8-9
|
26
|
Ситибанк
|
9,0
|
4
|
4
|
10
|
14
|
Банк
«Зенит»
|
7,6
|
4
|
4
|
11
|
5
|
Росбанк
|
6,8
|
4
|
4
|
12
|
19
|
Связь-Банк
|
6,6
|
7
|
7
|
13
|
31
|
Банк
«Союз»
|
6,0
|
2
|
3
|
14
|
30
|
Промсвязьбанк
|
5,6
|
3
|
3
|
15
|
39
|
Группа
компаний «Регион»
|
4,9
|
8
|
8
|
|
|
Итого
по Топ-15
|
193,967
|
|
|
Таблица
7 - Рейтинг организаторов еврооблигаций, Топ-15, Россия, первое полугодие 2008
№1П
08
|
№
‘ 07
|
Инвестиционный
банк
|
Объем,
млрд. USD
|
Количество
эмитентов
|
Количество
эмиссий
|
1
|
4
|
Deutsche bank
|
2361
|
3
|
5
|
2
|
3
|
Citigroup
|
2333
|
5
|
8
|
3
|
1
|
ABN AMRO/RBS
|
1583
|
6
|
9
|
4
|
7
|
JP Morgan
|
1425
|
3
|
3
|
5
|
5
|
UBS
|
1127
|
4
|
6
|
6
|
18
|
BNP Paribas
|
1024
|
2
|
3
|
7
|
6
|
Morgan Stanley
|
879
|
2
|
4
|
8-9
|
28
|
Calyon
|
750
|
2
|
4
|
8-9
|
8
|
Barclays Capital
|
750
|
3
|
4
|
10
|
11
|
Goldman Sachs
|
583
|
1
|
2
|
11
|
16
|
HSBC
|
500
|
3
|
4
|
12
|
14
|
ING Wholesale Banking Лондон
|
400
|
2
|
4
|
13
|
2
|
Credit Suisse
|
350
|
2
|
2
|
14
|
19
|
МДМ-банк
|
290
|
2
|
2
|
15
|
15
|
Инвестиционный
банк ТРАСТ
|
269
|
4
|
4
|
|
|
Итого
|
14624
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3
|