Сфера полномочий Счетной палаты – контроль за
федеральной собственностью и федеральными денежными средствами. Контролю
подлежат все юридические лица – государственные органы и учреждения, включая
государственные внебюджетные фонды и ЦБ РФ; органы местного самоуправления,
коммерческие банки, страховые фирмы и другие коммерческие фонды и
негосударственные некоммерческие организации – в части, связанной с получением,
перечислением или использованием ими средств федерального бюджета и
внебюджетных фондов, использованием бюджетной собственности, а также наличием у
них налоговых, таможенных и иных льгот, предоставленных федеральными органами.
Перед должностными лицами счетной палаты поставлены
следующие задачи:
·
организация контроля за
исполнением федерального бюджета и внебюджетных фондов;
·
подготовка предложений по устранению
обнаруженных нарушений и улучшению бюджетного процесса;
·
оценка эффективности и
целесообразности расходования государственных средств, в том числе
предоставленных на возвратной основе, и использования федеральной
собственности;
·
определение степени обоснованности
статей проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов;
·
финансовая экспертиза, т.е. оценка
финансовых последствий принятия федеральных законов для бюджета;
·
контроль за поступлением и
движением бюджетных средств на счетах банков;
·
регулярное представление Совету
Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального
бюджета;
·
контроль за поступлением в
федеральный бюджет денежных средств от приватизации государственной
собственности, продажи и управления ею.
Счетная палата обязана также контролировать состояние
государственного внутреннего и внешнего долга РФ, а также деятельность
Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга; эффективность
использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ, а
также предоставление Россией средств в форме займов и на безвозмездной основе
иностранным государствам и международным организациям.
Основные формы контроля, проводимого Счетной палатой,
- тематические проверки и ревизии. Для принятия мер по устранению выявленных
нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к
ответственности, в том числе уголовной, должностных лиц, виновных в нарушении
законодательства бесхозяйственности, Счетная палата направляет представление
руководителю проверяемого предприятия, учреждения или организации, которое
должно рассмотрено в указанный в нем срок. При выявлении фактов грубых
нарушений законности и финансовой дисциплины, наносящих государству прямой
ущерб, или при несоблюдении порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной
палаты она имеет право давать предписания, обязательные для исполнения. В том
случае, если предписания не исполняются, коллегии Счетной палаты по
согласованию с Государственной Думой может принять решение о приостановлении
финансовых, платежных и расчетных операций по счетам проверяемого юридического
лица. Предписанию может быть обжаловано в судебном порядке.
Деятельность счетной палаты по закону является
гласной: результаты должны освещаться в средствах массовой информации.
Важнейшее место в системе финансового контроля со
стороны исполнительных органов занимает Министерство
финансов РФ, которое не только разрабатывает финансовую политику
страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление. Все структурные
подразделения Минфина России в той или иной форме контролируют финансовые
отношения. Прежде всего Минфин России осуществляет финансовый контроль в
процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и
расходование бюджетных средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в
проведении валютного контроля; контролирует направление и использование
государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ.
По результатам контроля Минфин России вправе:
·
требовать устранения выявленных
нарушений;
·
ограничивать и приостанавливать
финансирование из федерального бюджета предприятий и организаций при наличии у
них фактов незаконного расходования средств, а также непредставления ими
соответствующей отчетности;
·
взыскивать государственные
средства, используемые не по назначению, с наложением предусмотренных штрафов.
Большую роль в проведении финансового контроля играет
осуществляемое Минфином России методическое руководство организацией
бухгалтерского учета в стране, а также проведение аттестации по аудиту и
лицензированию аудиторской деятельности[4].
Следует отметить, что контрольные полномочия Минфина
РФ распространяются на финансовые средства только федерального уровня.
Бюджетное законодательство РФ предусматривает финансовую самостоятельность
субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Они сами несут
ответственность за формирование и использование своих бюджетов и внебюджетных
фондов.
Для усиления контроля и надзора в финансово-бюджетной
сфере, а также валютного контроля в 2004 г. образована в ведении Минфина России Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и ее
органы на местах осуществляют контроль за бюджетными средствами на
государственных предприятиях и в коммерческих структурах, получающих средства
из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов; проверяют финансовую
деятельность предприятий, находящихся в муниципальной собственности, а также
исполнение смет и соблюдение финансовой дисциплины местными администрациями.
Кроме того, органы надзора проводят проверки по мотивированным обращениям
правоохранительных органов.
Органы казначейства
призваны: осуществлять государственную бюджетную политику; управлять процессом
исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль за поступлением,
целевым и экономным использованием государственных средств.
На казначейство возложен контроль за:
·
доходной и расходной частью
федерального бюджета в процессе его исполнения;
·
состоянием государственных
финансов в целом и представление высшим органам законодательной и
исполнительной власти отчетов о финансовых операциях Правительства РФ и
состоянии бюджетной системы;
·
совместно с банком России за
состоянием государственного внутреннего и внешнего долга РФ;
·
государственными федеральными внебюджетными
фондами и финансовыми отношениями между ними и федеральным бюджетом.
Органы казначейства имеют право производить проверки
различных денежных документов, отчетов и смет в государственных органах,
банках, на предприятиях всех форм собственности, использующих средства
федерального бюджета и внебюджетных фондов: приостанавливать операции по их
счетам в банках. Они имеют право выдавать предписания о взыскании в бесспорном
порядке государственных средств, используемых не по назначению, с наложением штрафа
в размере действующей учетной ставки Центрального банка РФ, а также налагать
штрафы на коммерческие банки в случае несвоевременного зачисления ими
поступающих от хозяйствующих субъектов средств на счета федерального бюджета и
внебюджетных фондов в размере действующей в данном банке процентной ставки по
краткосрочным кредитам, увеличенной на 10 пунктов. Как правило, органы
казначейства взаимодействуют с органами государственной налоговой службы и
правоохранительными органами.
В связи с повышением роли налогов в доходах
государства при переходе к рыночной экономике стало необходимым усиление
налоговой службы. В 1999 г. было образовано Министерство Российской Федерации
по налогам и сборам, которое в данном аспекте обеспечивает контроль за
соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей (с 2004г.
Федеральная налоговая служба).
Система органов государственной налоговой службы
включает Федеральную налоговую службу, а также государственные налоговые
инспекции в субъектах Федерации и органах местного самоуправления. Основное
оперативное звено – городские и районные налоговые инспекции, поскольку именно
они осуществляют непосредственный налоговый контроль и ведут учет
налогоплательщиков. В свою очередь Федеральная налоговая служба контролирует
деятельность нижестоящих налоговых органов, координирует взаимодействие органов
налоговой службы с другими контролирующими и правоохранительными органами.
Органы государственной налоговой службы имеют право в
соответствии с налоговым законодательством проверять любые денежные документы у
юридических и физических лиц, включая совместные предприятия, иностранных
граждан и лиц без гражданства; получать от них необходимые справки и сведения
(за исключением составляющих коммерческую тайну); контролировать соблюдение
хозяйствующими субъектами налогового законодательства и правильность исчисления
налогов; обследовать любые используемые для извлечения доходов производственные,
складские и торговые помещения; применять меры принудительного воздействия в
отношении должностных лиц и граждан, включая изъятие соответствующих документов
и приостановление операций по счетам в банках. Налоговые инспекции также имеют
право наложения административных штрафов и принудительного взыскания недоимок
по налогам в бюджет.
Для осуществления финансового контроля в сфере
страхования была образована служба государственного надзора за страховой
деятельностью (Росстрахнадзор). Основные задачи и функции этой службы были
определены Законом РФ от 27 ноября 1992 г. №4015-I
«Об организации страхового дела в
Российской Федерации».
Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. №1177 была упразднена Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор) и ее функции
переданы Министерству финансов РФ, в составе которого был образован Департамент
страхового надзора. Помимо этого департамента страховой надзор осуществляют по
республикам – региональные инспекции и группам областей – кустовые инспекции[5].
Федеральная служба страхового надзора, кроме
лицензирования страховой деятельности и регулирования единого страхового рынка,
осуществляет контроль за соблюдением субъектами страхового дела и страхового
законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности. При
выявлении нарушений выдает предписания таким субъектам, осуществляет также
получение, обработку отчетности субъектов страхового дела; обобщает практику
страхового надзора, разрабатывает предложение по совершенствованию страхового
законодательства. В случае неоднократного выявления нарушений законодательства
и нормативных документов Федеральная служба страхового надзора имеет право
ограничивать действие лицензий страховых фирм либо обратиться в арбитражный суд
с иском об их ликвидации.
В 2008 году Счетная палата строила свою работу в
соответствии с целями и задачами, возложенными на нее Конституцией Российской
Федерации, Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации»,
Бюджетным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации.
Особое внимание было сосредоточено на контрольных и
экспертно-аналитических мероприятиях, осуществляемых в целях обеспечения
стабильности финансовой системы России в условиях мирового кризиса, реализации
Национального плана противодействия коррупции и анализа эффективности
деятельности государственных корпораций по достижению ими стратегических целей
и задач, поставленных государством.
В 2008 году Счетной палатой было проведено 501
контрольное и экспертно-аналитическое мероприятие, из них 320 контрольных
мероприятий, которыми было охвачено 767 объектов на территории 68 субъектов
Российской Федерации. Количество проведенных в 2008 году экспертно-аналитических
мероприятий по сравнению с 2007 годом увеличилось на 133 или в 3,8 раза. В 2008
году по поручению палат Федерального Собрания Российской Федерации, обращениям
членов Совета Федерации, депутатов Государственной Дума Счетной палатой проведено
11 контрольных мероприятий.
В соответствии с Федеральным законом «О Счетной палате
Российской Федерации», Регламентом Счетной палаты РФ в отчетном периоде
результаты всех контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, иные
важнейшие вопросы рассматривались на заседаниях Коллегии Счетной палаты. Всего
в 2008 году проведено 60 заседаний Коллегии Счетной палаты, на которых
рассмотрено 825 вопросов, из них 395 – по результатам контрольных и
экспертно-аналитических мероприятий.
О результатах контрольных и экспертно-аналитических
мероприятий Счетная палата информировала палаты Федерального Собрания РФ,
доводила их до сведения руководителей соответствующих органов исполнительной
власти, предприятий, учреждений, организаций.
Особо важные результаты контрольных и
экспертно-аналитических мероприятий докладывались главе государства на рабочих
встречах Президента РФ с Председателем Счетной палаты С.В.Степашиным. Всего
Президент РФ был проинформирован по 38 вопросам, в том числе:
·
о результатах мониторинга целевого
и эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных до 1
января 2007 года на формирование накоплений для жилищного обеспечения
военнослужащих, включенных в реестр участников накопительно-ипотечной системы;
·
о проверке эффективности планируемого
использования средств федерального бюджета на реализацию ФЦП «Развитие атомного
энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015
года»;
·
о создании государственной системы
мониторинга состояния и использования лесного фонда на базе статистических
показателей;
·
о результатах проверки
использования в 2006-2007 годах средств Инвестиционного фонда РФ на
финансирование инвестиционных проектов;
·
об эффективности использования
бюджетных средств выделенных Республике Ингушетия в 2006-2007 годах, на
выполнение приоритетных национальных проектов.
По итогам этих мероприятий Правительству РФ, Минфину
России, главным распорядителям средств федерального бюджета, иным участникам
бюджетного процесса направлено 267 представлений Счетной палаты и 351
информационное письмо. Правительству РФ направлено 3 представления Счетной
палаты и 112 информационных писем.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|