1. месту размещения долга
2. уровням государственной власти
3. характеру выплачиваемого дохода
4. сроку привлечения средств
5. объему расходов на выплату
государственного долга
6. методу определения дохода.
Наиболее
распространенной является классификация в зависимости от места размещения
долга, в этом случае государственный долг делится на внешний и внутренний.
Необходимо отметить, деление государственного долга на внешний и внутренний
является дискуссионным вопросом, поскольку существует разногласие по поводу
признака, который лежит в основе этого деления. Так некоторые считают, что в
основе деления государственного долга лежит такой признак, как валюта
заимствования. Другие считают, что этот признак - сфера заимствования. В
мировой практике общепринятым критерием деления государственного долга на
внешний и внутренний является сфера заимствования. Данная точка зрения
считается наиболее обоснованной.
Бюджетный
кодекс РФ закрепляет не только общее понятие государственного долга, но и
подразделяет понятия государственного долга РФ и государственного долга
субъекта РФ.
Государственный
долг РФ определяется в Бюджетном кодексе РФ как долговые обязательства
Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными
государствами, международными организациями и иными субъектами международного
права. Государственный долг субъекта РФ определяется как совокупность долговых
обязательств субъекта РФ. При этом закрепляется, что государственный долг РФ
полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной
собственности имуществом, составляющим государственную казну, а государственный
долг субъекта РФ - соответственно всем имуществом субъекта РФ, составляющим
казну субъекта РФ.
В
соответствии со ст. 97 БК РФ долговые обязательства Российской Федерации могут
существовать в форме:
—
кредитных
соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как
заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и
международными финансовыми организациями;
—
государственных
займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской
Федерации;
—
договоров и
соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных
кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
—
договоров о
предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
—
соглашений и
договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской
Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской
Федерации прошлых лет.
Долговые
обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года),
среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет
до 30 лет).
Долговые
обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются
конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.
Муниципальный
долг - совокупность долговых обязательств муниципального образования. Он
полностью обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим
муниципальную казну.
Долговые
обязательства муниципального образования могут осуществляться в форме:
кредитных соглашений и договоров, заключаемых муниципальным образованием;
муниципальных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени
муниципального образования; договора о предоставлении муниципальных гарантий,
договоров поручительства муниципального образования по обеспечению исполнения
обязательств третьими лицами; долговых обязательств юридических лиц,
переоформленных в муниципальный долг на основе правовых актов органов местного
самоуправления.
Долговые
обязательства муниципального образования погашаются в сроки, которые
определяются условиями заимствования и не могут превышать 10 лет.
Государственный
долг подразделяется на две части - капитальный и текущий. Капитальный долг
включает все долговые обязательства государства на определенную дату (начало
года) - непогашенную часть основного долга и начисленные проценты, которые в
рамках соглашения о реструктуризации долга могут быть присоединены к основному
долгу.
Текущий
государственный долг состоит из предстоящих платежей по всем долговым
обязательствам, срок погашения которых наступает в отчетном периоде (году).
В
зависимости от характера или формы выплачиваемого дохода долговые обязательства
делятся на выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Выплата дохода по
выигрышным облигациям осуществляется по схеме лотереи. Эти облигации не
пользуются большим спросом. Их главный вид - процентные облигации, доход по
которым выплачивается 1, 2 или 4 раза в год на основе купонов. Краткосрочные
заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой с
номинала, а выкупаются по номиналу. Кроме краткосрочных некоторые долгосрочные
долговые обязательства также не имеют купонов. Весь доход по ним выплачивается
вместе с суммой основного долга. Как и краткосрочные облигации, они продаются
со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Такие облигации получили
название облигаций с нулевым купоном.
По
срокам погашения займы подразделяются на краткосрочные (срок погашения до 1
года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (от 5 лет и выше).
Краткосрочные займы используются для финансирования временных разрывов в
поступлении доходов и осуществлении расходов. Обычно в этих целях выпускаются
векселя, например в Италии, - сроком на 4,6,12 месяцев; Японии - 60 дней;
Великобритании - 91 день. Исключением является Германия, где такие векселя
выпускаются сроком до двух лет. Для привлечения средств на более длительный
период займы осуществляются при помощи облигаций.
В
зависимости от метода определения дохода долговые обязательства государства
подразделяются на два вида: с твердым доходом и переменным доходом.
Значительный
рост государственных заимствований в условиях снижения темпов экономического
роста, неудовлетворительной структуры платежного баланса и т. д. обуславливает
необходимость разработки определенных мер по урегулированию задолженности, уменьшению
отрицательного влияния госдолга на бюджет страны. Эти действия необходимы для
того, чтобы предотвратить банкротство страны и избежать так называемого
долгового периода, когда новые займы и кредиты идут на финансирование ранее
полученных.
Понятие
и содержание управления задолженностью может быть определенно достаточно
многомерно. В общем виде под управлением государственным долгом понимается
совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению
займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий выпуска
новых государственных ценных бумаг.
В
процессе управления государственным долгом можно выделить такие функциональные
элементы, как:
— непосредственное управление,
включающее определение порядка, условий выпуска и размещения государственных
долговых обязательств на внутреннем и внешнем (в виде еврооблигаций) рынках, а
также установление порядка привлечения иностранных кредитов;
—
обслуживание посредством
осуществления операций по размещению займов, выплате процентного дохода по ним,
рефинансированию и погашению;
— контроль за состоянием
государственного долга.
К
основным методам государственного регулирования относятся: рефинансирование,
конверсия, консолидация, унификация, отсрочка погашения займа, аннулирование государственного
долга.
Следует
отметить, что вышеперечисленные методы касаются в большей степени управления
внутренним долгом и отражают односторонние действия государства в этом
процессе.
В
практике управления внешней государственной задолженностью сложился несколько
иной подход. Цели, порядок и условия привлечения кредитов при этом обсуждаются
как минимум на двусторонней основе, и решения по пересмотру ранее выданных
кредитов также принимаются с участием как заемщика, так и кредитора.
Важную
роль в данном случае приобретают переговоры (равно как и организации, в рамках
которых они проходят) по переоформлению (реорганизации, консолидации, или
рефинансированию) внешнего долга. В настоящее время широкое распространение
приобрела практика реструктуризации долга, т. е. переноса на более поздние
сроки (10 лет и более) платежей по долгу, приходящихся на какой-то короткий,
как правило 2-3 года, период. Это избавляет должников от необходимости ежегодно
вести переговоры, а также дает краткосрочное облегчение стране-должнику, хотя
ее общий долг не только не сокращается, но даже возрастает за счет
дополнительных процентов в новый период его погашения.
Расширилась
практика капитализации задолженности по процентам - превращение ее в основной
долг, обмен долгов по рыночному курсу на акции национальных приватизированных
предприятий, «прощение» небольших долгов отдельным наиболее экономически слабым
государствам, повторная реструктуризация уже пролонгированных сумм.
В
вопросах управления и урегулирования внешней задолженности необходимо быть
предельно осторожными, поскольку нарушение обязательств по иностранным кредитам
может привести к снижению кредитного рейтинга страны и в конечном итоге
ограничить доступ к международным финансовым рынкам.
Успех
новых займов может быть обеспечен только в том случае, если правильно учтены
положение в экономике, состояние денежного обращения, уровень доходности и
сроки действующих займов, предоставляемые кредиторами льготы и многие другие
факторы.
В
процессе управления государственным долгом решаются такие основные задачи, как:
• оптимизация размера долга;
• недопущение переполнения рынка заемными
государственными обязательствами и значительных колебаний их курса;
• обеспечение своевременного возврата
кредитов;
• эффективное использование мобилизованных
государством средств;
• контроль за целевым использованием
полученных кредитов.
Государственный
долг - достаточно сложный, во многом
противоречивый
экономический показатель. Квалифицированное управление государственным долгом
отражает уровень цивилизованности и экономической грамотности правительства,
его способность и умение обеспечивать своевременный выход государства из
временных финансовых затруднении без серьезного ухудшения уровня жизни
населения.
1.5 Управление
государственным кредитом
Управление
государственным кредитом может рассматриваться в узком и широком смысле.
Под
управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование
одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его
деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта.
Управление
государственным кредитом в широком смысле как одно из направлений финансовой
политики находится в руках органов власти и управления государством.
Именно
они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов,
необходимых для его финансирования, основные направления и цели воздействия на
денежное обращение, кредит, производство, занятость и целесообразность
осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса отдельных
районов страны.
Хроническая
дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг
характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых
государств. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются
с финансового рынка, сохраняются высокие ставки на кредит. Огромные расходы по
обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых
поступлений. Поэтому сокращение бюджетных дефицитов и государственного долга
расценивается органами управления США и стран Европейского Союза как одна из
наиболее актуальных задач.
Под
управлением государственным кредитом в узком смысле понимается совокупность
действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств
государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и
погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий.
В
процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:
1. минимизация стоимости долга для
заемщика;
2. недопущение переполнения рынка
заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса;
3. эффективное использование
мобилизованных средств и контроль за целевым использованием выделенных
кредитов;
4. обеспечение своевременного возврата
кредитов;
5. максимальное решение задач,
определенных финансовой политикой.
Специфика
категории государственного кредита определяет и особенности оперативного управления
им. Обычно оно возлагается совместно на Министерство финансов и Центральный
Банк.
2.
Развитие и современное состояние государственного кредита, возможности его
использования
2.1 Государство
как кредитор
В
настоящее время Россия является не только должником, но и кредитором.
Российская Федерация предоставляет кредиты иностранным государствам, их
юридическим лицам и международным организациям, по которым у иностранных
государств, их юридических лиц и международных организаций возникают финансовые
обязательства перед РФ как кредитором.
В 70-х -
первой половине 80-х годов СССР играл важную роль на мировой арене в качестве
одного из ведущих государств-кредиторов. О размахе такой деятельности, в
частности, свидетельствует объем не погашенной задолженности иностранных
заемщиков в 1994 году- 140 млрд. долл. Долги стран СЫТ Российской Федерации
составляли 5812 млн. долл. Возникли они в основном в результате неэквивалентной
торговли (почти на 90%) в 1992 г. и в первой половине 1993 г.
Ежегодно
утверждается предельный размер государственных кредитов, предоставляемых РФ. На
1995 г. предельный размер государственных кредитов, предоставляемых РФ
иностранным государствам (за исключением государств-участников СНГ), установлен
в сумме 600 млн. долл. США. По состоянию на март 1996 г. государственные долги
стран СНГ составляют (в млн. долл.): Армении - 92,6, Белоруссии - 470,2,
Таджикистана - 254,5, Узбекистана - 486,8, Молдавии -122,3, Украины - 2703,9,
Киргизии - 134,3, Казахстана- 1318,0, Грузии- 147,4, Азербайджана-81,5.
Законом
Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2004 год" установлен
предельный размер ассигнований федерального бюджета на реализацию Программы
предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным
государствам, их юридическим лицам, а также инвестиций за пределами территории
Российской Федерации на 2004 год в сумме до 20280,7 млн. руб., эквивалентной
691,98 млн.долл. США.
В 2004
году из средств федерального бюджета предоставлено на указанные цели 14412,46
млн.руб.
В том
числе: 3233,72 млн.руб. Китаю; 5899,91 млн.руб. Индии; 0,443 млн. руб. Марокко;
407,42 млн.руб. Республике Болгарии; 4.870,97 млн.руб. государственный кредит
Правительству Республики Белоруссия. По данным Министерства финансов РФ, долги
иностранных государств перед Россией достигли по состоянию на 1 января 2006
года почти 2 триллиона рублей (68,968 миллиарда долларов).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|