1) бюрократия;
2) финансовый риск;
3) налоговый и финансовый
режим Казахстана;
4) правовая
инфраструктура /темпы перемен в сфере права;
5) валютный контроль.
Два из пяти факторов, не
являясь чисто экономическими, оказывают существенное влияние на приток
инвестиций в республику. И хотя такие факторы, как налоговый и финансовый режим
и валютный контроль в Казахстане признаются одними из либеральных в странах
СНГ, они также не способствуют притоку иностранных инвестиций. Финансовый риск
сопряжен с инфляцией и колебаниями валютных курсов.
Важно отметить, что
иностранному инвестору важны не льготные условия налогообложения, а их стабильное,
предсказуемое и экономически эффективное и для государства, и для инвестора
состояние. Несомненно, то, что все эти факторы связаны с общеэкономической
стратегией правительства, поэтому решение этих проблем нуждается в комплексном
подходе. Необходим четкий ориентир, программа действий по привлечению
иностранных инвестиций, и на основе этой программы необходимо создавать рычаги
управления, привлечения и стимулирования внешних капиталовложений. Такое мнение
разделяют многие экономисты.
Не последнюю роль в
привлечении иностранных инвестиций, думается, сыграет последовательно
проводимый курс на приватизацию собственности и разгосударствление. Создается
рыночный механизм регулирования внешнеэкономической деятельности, адекватный
современным международным требованиям. Сложный, бюрократизированный, с
превалированием административных методов, он постепенно заменяется на простой и
понятный для иностранных партнеров, с четким распределением функций.
Но, несмотря на все
преобразования, проводимые правительством республики, основой для широкого и
всестороннего инвестиционного сотрудничества остаются богатейшие природные
ресурсы Казахстана. По выводам специалистов ЮНЕСКО, земля Казахстана при
разумном использовании может прокормить более 1 млрд. человек. Всеобщая
грамотность населения и одновременно относительная дешевизна рабочей силы,
политическая стабильность, отсутствие межнациональных конфликтов – реальные
социально-экономические преимущества Казахстана, стремящегося к широкому
инвестиционному сотрудничеству с иностранными партнерами.
Нельзя упускать, что при
формировании благоприятного инвестиционного климата следует учитывать не только
внутренние, но и внешние факторы, способные оказывать на него влияние, общее
состояние рынка мирового капитала и то, что иностранные инвесторы, расширяя
сферу своей деятельности, предпочитают иметь дело со странами со стабильной
политической ситуацией и схожими социально-экономическими условиями. Поэтому
Казахстану необходимо создать на первых порах привлечения иностранных инвестиций
особо льготные для них условия.
Казахстан стремится
создать благоприятный социальный, финансово- экономический, правовой режим для
деятельности иностранных инвесторов и соответствующий их интересам
инвестиционный климат, решать одновременно свои проблемы и достигать
поставленных целей. В связи с этим, Правительством Республики Казахстан сделан
существенный шаг: был разработан и введен в действие. Закон "Об
иностранных инвестициях", который определил правовой режим иностранных
инвестиций в Казахстане, установил формы осуществления и объекты вложения
иностранных инвестиций в Республике Казахстан. Правовой режим предусматривает
гарантии для иностранных инвесторов, основные их которых:
1)
национальный
режим, т.е. иностранные инвесторы вправе пользоваться условиями не менее
благоприятными, чем отечественные инвесторы;
2)
правительственные
гарантии от имени республики;
3)
гарантии
от изменений законодательства и политической ситуации;
4)
гарантии
от экспроприации и др.
Также Правительством
Республики Казахстан были разработаны и введены в действие другие законы и
нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в республике. С
точки зрения политиков и экономистов республики, с участием иностранного
капитала можно решать следующие задачи:
·
повысить
эффективность экспортного потенциала, преодолеть его сырьевую направленность и
развить импортозамещающие производства;
·
усилить
экспортную экспансию страны и упрочить ее позиции на внешних рынках;
·
повысить
научно-технический уровень производства с помощью новой техники и технологий,
методов управления и сбыта продукции;
·
увеличить
налоговые поступления в государственный бюджет;
·
содействовать
развитию отсталых и депрессивных районов и создать новые рабочие места в
национальной экономике;
·
использовать
современный производственный и управленческий опыт через обучение и
переподготовку кадров;
·
достигнуть
экономической самостоятельности Казахстана.
Таким образом, зарубежное
инвестирование выступает как объективно необходимый процесс для Казахстана,
т.к. он способствует обузданию кризиса и, одновременно, финансовой стабилизации
экономики, решает стратегические и тактические задачи макроэкономического
характера, такие как борьба с инфляцией, структурная перестройка, искоренение
технологической и управленческой отсталости экономики. То есть все эти факторы
доказывают важность привлечения и использования внешних капитальных вложений.
Самым главным фактором,
препятствующим притоку портфельных инвестиций в республику, является то, что в
Казахстане отсутствует нормально функционирующий рынок ценных бумаг - реальная
основа для привлечения подобных инвестиций в эту область. Несмотря на успешный
дебют казахстанских еврооблигаций на мировом рынке капиталов (их выпуск
произошел в декабре 1996 г. в Амстердаме) и на мнения специалистов о том, что
Казахстан сделал свой первый удачный шаг в развитии интеграции в международный
рынок ценных бумаг, внутренний фондовый рынок республики развит недостаточно.
Он функционирует на относительно низком уровне и пока не признан на мировом
фондовом рынке. Законодательство, регулирующее эту область экономики, находится
в стадии становления, нестабильно. Остальные факторы непосредственно вытекают
из предыдущего: неопределенность, "непрозрачность" рынка ценных бумаг
республики, огромные риски, сопряженные с ними, - все это сдерживает
иностранного инвестора от вложения денег в ценные бумаги Казахстана.
3
Прямые иностранные инвестиции в экономику Казахстана
3.1
Иностранные инвестиции по отраслям промышленности
Выгодность привлечения
прямых инвестиций очевидна. Приток прямых иностранных инвестиций в Казахстан
осуществляется посредством создания совместных предприятий, дочерних
предприятий, приватизации государственных предприятий с участием иностранного
капитала, передачи в управление иностранным фирмам крупных промышленных
предприятий и инвестирования банковского сектора. Основной формой привлечения
прямых инвестиций в республику являются совместные предприятия (СП), в меньшей
степени - со 100%-ным иностранным капиталом – дочерние предприятия. Наибольшее
количество из них было организовано совместно с Турцией, Россией, Китаем,
Германией, США, Италией, Южной Кореей, Великобританией и другими странами.
1 января 2003 г. в
Казахстане действовало 5300 предприятий с участием иностранного капитала (на 1
января 2002 г. — 3995), в том числе 2004 с долевым участием иностранных
инвесторов из 3296 предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам
из 112 стран, с суммарным уставным капиталом в размере 197,6 млрд. тенге.
Наибольшее число действующих предприятий из числа стран СНГ создано с фирмами
Российской Федерации — 1042 предприятия, Кыргызстана — 99, Украины— 74 и
Узбекистана- 65.
В республике во всех
секторах ее экономики действуют 740 совместных казахстанско-российских
предприятий и компаний со 100%-ным российским капиталом. Казахстанский капитал
также постепенно выходит на российский рынок.
Россия является
крупнейшим торговым партнером Казахстана, как по экспорту, так и по импорту. На
ее долю приходится более четверти общего объема внешней торговли республики. В
прошлом году объем товарооборота с «северным соседом» составил порядка около 4
млрд. долларов. Из 89 регионов Российской Федерации 72 субъекта имеют
торгово-экономические связи с Казахстаном. В свою очередь и Казахстан входит в
десятку основных внешнеторговых партнеров России. Удельный вес республики в
объеме российской внешней торговли в последние годы составляет 3—4%.
Иностранные инвестиции в
экономику Казахстана за последние три года составляют $4-4,5 миллиарда, в том
числе внесено в виде акционерного капитала - 144.3 млн. долл., другого
капитала- 256.4 млн. долл. и реинвестированного дохода - 42.5 млн. долл. В 2003
году из объема освоения прямых иностранных инвестиций в сумме 1236.4 млн.
долл., вложенных в отдельные отрасли экономики Казахстана, наибольший удельный
вес занимают прямые иностранные инвестиции в металлургическом комплексе (784.6
млн. долл. или 63.5 %) и нефтегазовом (244.8 млн. долл. или 19.8 %), в том
числе в 4 квартале из 238.5 млн. долл. соответственно 147.1 млн. долл. или 61.7
% и 42.4 млн. долл. или 17.8 %. В диаграмме ниже приведено освоение иностранных
инвестиций Казахстаном в разрезе отраслей за 2003 г.:
Рисунок
1 - Освоение иностранных инвестиций Казахстаном в разрезе отраслей
В отраслевой структуре
инвестиций основную долю занимают отрасли черной и цветной металлургия,
нефтяная и газовая промышленности по прежнему находится на одном из первых мест
по уровню привлекаемых инвестиций. А такие отрасли как строительство и
обрабатывающая промышленность получают наименьшее количество иностранных
инвестиций. Такие показатели по двум последним отраслям промышленности
значительно не меняются последние 5 лет. Инвесторы по-прежнему неохотно вкладывают
капитал в эти отрасли.
3.2
Распределение иностранных инвестиций по областям республики и формам
собственности
За счет средств
предприятий, организаций и населения финансируется 60% объема инвестиций; за
счет иностранных инвестиций - 26%.
Таблица
2 -Структура инвестиций по формам собственности в Республике Казахстан за 2000
-2002 гг.
Виды
предприятий
|
Инвестиции
в основной капитал в 2002 г. в фактических ценах, млн. тенге
|
Удельный
вес в общем, объеме инвестиций в основной капитал, %
|
|
2002
г.
|
2001
г.
|
2000
г.
|
|
|
по
предприятиям и организациям всех форм собственности всего
|
114969
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
|
в
том числе: государственной собственности
|
2016
|
27,8
|
36,5
|
53,2
|
|
частной
собственности
|
4959
|
13,0
|
10,0
|
7,2
|
|
общей
(долевой) собственности (без иностранного участия)
|
17570
|
15,3
|
36,0
|
33,9
|
|
общей
(долевой) собственности с иностранным участием
|
39861
|
34,7
|
14,0
|
5,1
|
|
иностранной
собственности
|
10563
|
9,2
|
3,5
|
0,6
|
|
Таблица
3-Территориальная структура инвестиций в Республике Казахстан
Области
|
Удельный
вес области в республиканском объеме
|
Темп
2002г. к 2003 г,
|
Темп
декабря 2003 г. к ноябрю 2003 г.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Республика
Казахстан
|
100,0
|
118,7
|
94,0
|
Акмолинская
|
15,9
|
462,8
|
144,3
|
Актюбинская
|
6,4
|
126,3
|
136,0
|
Алматинская
|
4,0
|
111,0
|
233,9
|
Атырауская
|
25,6
|
162,3
|
15,2
|
Восточно-Казахстанская
|
4,8
|
90,4
|
119,9
|
Жамбылская
|
1,1
|
42,0
|
304,8
|
Западно-Казахстанская
|
3,7
|
100,3
|
1022,2
|
Карагандинская
|
6,8
|
61,6
|
107,8
|
Кызылординская
|
3,8
|
65,7
|
20,2
|
Костанайская
|
3,9
|
94,4
|
116,6
|
Мангистауская
|
9,5
|
101,7
|
262,1
|
Павлодарская
|
3,9
|
48,8
|
215,5
|
Северо-Казахстанская
|
1,3
|
48,5
|
215,6
|
Южно-Казахстанская
|
2,4
|
84,9
|
191,5
|
г.
Алматы
|
6,9
|
81,8
|
186,4
|
Страницы: 1, 2, 3, 4
|