рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Инвестиционная активность Республики Дагестан и пути ее повышения

Под инвестиционной программой понимается совокупность инвестиционных проектов и предложений определенной целевой направленности.

В период приватизации предприятий разрабатывались инвестиционные программы в составе планов приватизации для представления на инвестиционные конкурсы. Долгосрочные и среднесрочные программы предприятий по инвестиционному обеспечению программ их производственного, экономического и социального развития также могут быть отнесены к категории инвестиционных программ.

Реализация инвестиционных проектов, связанных с созданием новых или реконструкцией, техническим перевооружением действующих предприятий или производств, требует осуществления ряда мер по приобретению, аренде, отводу и подготовке земельных участков под застройку; проведению инженерных изысканий; разработке проектной документации на строительство или реконструкцию зданий и сооружений; приобретению технологического оборудования; проведению пусконаладочных работ; обеспечению создаваемого предприятия необходимыми кадрами, сырьем, комплектующими изделиями организации сбыта намеченной к производству продукции. Осуществление указанных мер во взаимосвязи по времени и организационно-технологическим соображениям есть инвестиционный процесс.

Создание и реализация инвестиционного проекта включает в себя следующие этапы:

■      формирование инвестиционного замысла;

■      исследование и оценка инвестиционных возможностей;

■      технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта;

■      приобретение или аренда и отвод земельного участка;

■      подготовка контрактной документации;

■      подготовка проектной документации;

■      осуществление строительно-монтажных работ, включая пусконаладочные;

■      эксплуатация объекта и мониторинг технико-экономических показателей.

Формирование инвестиционного замысла предусматривает следующее:

- рождение и предварительное обоснование замысла;

-   инновационный, патентный и экологический анализ технического решения, предусмотренного намечаемым проектом;

-   проверку необходимости выполнения сертификационных требований;

-   предварительное согласование инвестиционного замысла с федеральными, региональными, муниципальными и отраслевыми органами управления;

-    подготовку информационного меморандума.

Предпроектное исследование и оценка инвестиционных возможностей состоит из:

-   оценки уровня базисных, текущих и прогнозных цен на продукцию,

-   подготовки предложений по организационно-правовой форме реализации проекта и состава участников;

-   оценки предполагаемого объема инвестиций по укрупненным показателям и предварительной оценки их коммерческой эффективности;

-   подготовки исходно-разрешительной документации;

-   подготовки предварительных оценок по разделам ТЭО проекта, в частности оценки эффективности проекта;

-   утверждения результатов обоснования инвестиционных возможностей;

-   подготовки контрактной документации на проектно-изыскательские работы;

-подготовки инвестиционного предложения для потенциального инвестора.

Технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта включает:

-   проведение полномасштабного маркетингового исследования;

-   разработку программы выпуска продукции;

-   подготовку пояснительной записки, включающей в себя данные предварительного обоснования инвестиционных возможностей;

-   подготовку исходно-разрешительной документации;

-   разработку технических решений;

-   решения по инженерному обеспечению производства;

-   мероприятия по охране окружающей природной среды и гражданской обороны;

-  описание организации строительства;

-  данные о необходимом жилищном строительстве;

-  описание системы управления предприятием;

-  сметно-финансовую документацию;

-  оценку рисков, связанных с осуществлением проекта;

-  планирование сроков осуществления проекта;

-  анализ бюджетной или экономической эффективности проекта (при использовании бюджетных инвестиций);

-    перечень условий прекращения реализации проекта.

Подготовленное ТЭО проходит вневедомственную экологическую и другие виды экспертиз. На основании ТЭО и его экспертизы принимаются решения о вложении средств в инвестиционный проект, о возможности его реализации.

Подготовка контрактной документации включает:

-   подготовку тендерных торгов и подготовку контрактных соглашений по их результатам;

-   проведение переговоров с потенциальными инвесторами;

-   тендерные торги на дальнейшее проектирование объекта и разработку технической документации.

Подготовка проектной документации включает.

-   подготовку проектно-сметной документации на стадии рабочих чертежей;

-   определение изготовителей и поставщиков нестандартного технологического оборудования.

Этап осуществления производства строительных и монтажных работ помимо непосредственного их выполнения включает:

-   наладку оборудования,

-   обучение персонала;

-   подготовку контрактов на поставку продукции,

-   выпуск экспериментальной, пробной партии продукции.

На этапе эксплуатации объекта и мониторинга экономических показателей проводятся:

-   сертификация продукции;

-   организация дилерской сети;

-   создание центров сервисного обслуживания и ремонта;

-   текущий мониторинг экономических показателей функционирования созданного предприятия.


2. Исследование и анализ структурно-инвестиционных процессов в экономике Республики Дагестан


2.1 Анализ динамики и структуры инвестиционной деятельности РД


Республика Дагестан по уровню социально-экономического развития занимала в дореформенный период и занимает сейчас одно из последних мест в России.

Депрессивное состояние экономики изначально предопределено недостаточным развитием производительных сил и ошибки в политике проведения рыночных реформ лишь усугубили отсталость, но не явились ее причиной. Одна из главных причин консервации отсталости - замедленные процессы индустриализации, обусловленные достаточно инертной к преобразованиям структурой производства, определяющей низкие возможности и темпы адаптации к рыночной среде.

Нерациональная структура производства не дает возможностей для накопления финансовых и материальных ресурсов для быстрой переориентации производства. На эти недостатки накладываются и усугубляют их ряд факторов общероссийского характера: разрыв хозяйственных связей, издержки либерализации цен, неэффективная налоговая и бюджетная политика, взаимные неплатежи.

Между тем, в условиях системного кризиса усиливается потребность в прогрессивных структурных преобразованиях и обостряется проблема их ресурсного обеспечения. Наблюдается существенный разрыв между необходимыми для осуществления структурных сдвигов инвестициями и возможностями инвестиционной сферы.

За последние годы наблюдается снижение инвестиционной активности всеми основными группами инвесторов: сокращение доли централизованных государственных вложений, направляемых на финансирование народного хозяйства; низкий инвестиционный потенциал, как новых собственников, так и государственных предприятий и населения, отсутствие условий для долгосрочного кредитования и высокие риски для иностранных партнеров.

Наибольший спад инвестиций произошел в отраслях, определяющих возможности структурных преобразований и тесно связанных с инвестиционным процессом - машиностроении и металлообработке, промышленности и строительных материалов, промышленности, перерабатывающей сельскохозяйственную продукцию, туризм.

Проблемой является не только сужение источников накоплений, но и отсутствие мотиваций для их трансформации в производственные инвестиции. В создавшейся экономико-политической ситуации инвесторам выгоднее направлять свои средства на скупку ценных бумаг, "прокручивание" в банках, вывод и размещение за границей, чем вкладывать их в реальное производство.

В условиях, сложившихся как неблагоприятные для роста частных и иностранных инвестиций, низкого уровня сбережений населения, крупным источником остаются государственные средства.

Соотношение элементов механизма государственного воздействия зависит от уровня развития рыночных отношений: чем больше развиты рыночные отношения, тем меньше воздействие государства как непосредственного предпринимателя и инвестора и тем больше как регулятора поведения экономических субъектов.

В экономической литературе существует точка зрения, что между ростом государственного предпринимательства и темпами экономического роста существует обратная зависимость.

На этой основе делается заключение, что для обеспечения начала экономического роста есть практически единственное средство - сокращение государственных расходов, снижение государственного потребления, сужение сферы деятельности государства. Однако, бюджетный дефицит это следствие, а не причина низких темпов экономического развития. Представляется, что не бюджетный дефицит вызывает углубление спада производства, а, напротив, спад производства не обеспечивает достаточную доходную часть бюджета из-за сокращения налоговых и других поступлений, вызывая дефицит.

Попытки же в условиях кризиса в большинстве отраслей народного хозяйства ограничить государственное финансирование, сокращение расходной части бюджета приводит к ухудшению инвестиционного климата и его основного показателя - социально-экономического положения населения, что обязательно сказывается на платежеспособном спросе и может стать лимитирующим фактором для роста производства. Лишение рынка такого крупного инвестора как государство (особенно для депрессивных регионов) в условиях слабости инвестиционных мотиваций у частных инвесторов и низкими возможностями к сбережениям у большей части населения, может надолго инвестиционно обескровить экономику.

«Уход» государства из инвестиционной сферы в сочетании с низкими инвестиционными возможностями негосударственных источников явились основными причинами инвестиционного кризиса, без преодоления которого невозможны структурные преобразования.

Основным инструментом экономической политики государства является государственный бюджет, разработка которого служит задаче поддержания рыночного равновесия и стимулирования развития отдельных сфер и отраслей экономики посредством согласования государственных расходов и доходов.

Роль бюджетных средств, как источника инвестиций очень велика в регионах, характеризующихся слабой рыночной реакцией на проводимые экономические преобразования и значительным ухудшением социально-экономического положения по многим важнейшим параметрам. Выход из состояния депрессивности возможен лишь при значительной поддержке со стороны федерального бюджета и изменения порядка формирования доходной базы местных бюджетов.

Однако, бюджетная политика последних лет была направлена в соответствии с курсом либерализации экономики на сокращение государственного участия в управлении народным хозяйством с тем, чтобы перенести связанные с этим затраты на сами предприятия. Это, в свою очередь, не подкреплялось активизацией рыночных источников инвестиций.

Сейчас можно с уверенностью сказать, что принятые методы приватизации явились фактором снижения побудительных мотивов к инвестированию. Предназначенное к приватизации имущество стало мощным конкурентом на рынке инвестиционного спроса и поглотило значительную часть сбережений.

Средства же, полученные от продажи имущества не превратились в инвестиции, а попав в бюджеты всех уровней власти, пошли на текущее потребление.

Приватизация сама по себе не стимулировала новые инвестиции в основные фонды или существенную реорганизацию производства.


Таблица 2.1.1

Ввод основных фондов предприятиями и организациями всех форм собственности (в % к итогу)"


2006

2007

2008

2009

2010

Ввод основных фондов,






в том числе по формам






собственности: госу-

100

100

100

100

100

дарственная

45,7

61,0

41,7

61,7

60,0

частная

53,5

34,6

53,3

30,3

13,2

смешанная

0,8

4,4

5,0

8,0

26,8

По данным Комитета Республики Дагестан по госстатистике.


Модель российской приватизации - по сути дела механический переход права собственности и контроля на предприятиях от государства к директорскому корпусу. Определяющими мотивами деятельности новых управляющих, получивших все права, но без ответственности собственника стали:

-   стремление завладеть как можно большим объемом государственной собственности и стать реальными собственниками;

-   скупка и концентрация акций трудового коллектива (путем принуждения к продаже, предоставлением возможности обменять акции на потребительские товары и т.п.);

-   создание посреднических предприятий, куда направляются капиталы и доходы основного;

-   стремление удержать акции в рамках предприятия и не привлекать инвесторов со стороны, чтобы не делиться властью и собственностью;

-   перепродажа полученного имущества с личной выгодой.

Расчет на то, что приватизация государственных предприятий приведет к возникновению нового собственника, рачительного хозяина, заинтересованного в эффективной работе теперь уже своего предприятия не оправдался.

Структура инвестиционных вложений по формам собственности характеризуется наибольшим объемом (68,4%, 2010г.) освоенных инвестиций, направленных на предприятия и организации государственной собственности, невысокой долей инвестирования смешанных и частных предприятий (соответственно 21,2 и 10,1%) и крайне неудовлетворительным положением по смешанным предприятиям с иностранным участием (0,3 %).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.