В частности,
разработанные МБРР совместно с МВФ принципы приёма прямых иностранных
инвестиций включают: национальный режим, недискриминацию иностранных
инвесторов, защиту и гарантии. В указанных принципах содержатся рекомендации
беспрепятственного перевода соответствующих валют, недопущения экспроприации
иностранных капиталовложений, обращения для разрешения спора между иностранным
инвестором и принимающим государством к арбитражу Международного центра по
урегулированию инвестиционных споров.
В отличие от развитых
стран во многих развивающихся странах сохраняется ряд ограничений,
препятствующих движению иностранных инвестиций. Национальные инвестиционные
законодательства, направленные на сохранение национального суверенитета и
экономической безопасности, устанавливают ограничения на вложения инвесторов в
определённые отрасли и производства, на вывоз прибыли, определяют предельные
размеры доли участия иностранных инвесторов в капитале национальной компании,
особый порядок допуска иностранных инвесторов и их регистрации.
Вместе с тем в 90-е годы
во многих развивающихся странах происходила определённая либерализация
инвестиционного режима. Почти все принятые в последнее время законы в области
инвестиционной деятельности предусматривают предоставление иностранным
инвесторам, за определёнными исключениями, не менее благоприятного режима, чем
национальным, гарантии для иностранных инвесторов в отношении
беспрепятственного перевода прибылей, а в случае экспроприации иностранной
собственности соответствующую компенсацию, возможность разрешения споров между
принимающей страной (государством) и иностранными инвесторами путём форм
арбитража, широко применяемых в международных экономических отношениях.
На практике в большинстве
стран, несмотря на принятые законы, либерализующие инвестиционный режим, всё-таки
сохраняются различные ограничения для деятельности иностранных инвесторов. Это
касается не только процедурных вопросов (требование предварительного разрешения
на инвестирование, многоступенчатость и длительность процедуры рассмотрения
заявок), но и прямых ограничений на иностранные инвестиции в отдельных отраслях
экономики (или даже запретов), лимитирование иностранного капитала в компаниях
или возможность его участия в них только совместно с отечественными инвесторами
и др.
Характерной чертой современного
национального законодательства в области прямых иностранных инвестиций является
расширение сферы его распространения на все виды имущественных активов и
связанных с ними прав собственности, а также прав на интеллектуальную
собственность. Хотя национальные законы касаются преимущественно частных
инвестиций, они часто распространяются на инвестиции государственных
организаций и инвестиции самого государства.
Таким образом, успешно
функционирующая инвестиционная деятельность страны – необходимое условие для
устойчивого и стабильного экономического роста. Инвестиционная политика - одна
из составных частей экономической политики государства. При помощи
инвестиционной политики государство непосредственно может воздействовать на
темпы объёма производства, на ускорение НТП, на изменение структуры
общественного производства и решение многих социальных проблем.
Под инвестиционной
политикой государства понимается комплекс целенаправленных мероприятий,
проводимых государством по созданию благоприятных условий для всех субъектов
хозяйствования с целью оживления деятельности, подъёма экономики, повышения
эффективности производства и решения социальных проблем.
Глава 2. Анализ
инвестиционной политики в РФ
2.1
Регулирование инвестиционной деятельности в России
Государство регулирует
свою, в том числе и инвестиционную, деятельность, законодательно. В частности
Российская Федерация рассматривает инвестиционное регулирование по уровням
управления ступенчатым образом, то есть на каждом уровне законодательной власти
имеются законы регулирующие, в той или иной степени, инвестиционную
деятельность:
Конституция РФ;
Кодексы РФ;
Федеральные законы;
Постановления
Правительства РФ;
Региональные
законодательные акты;
Местные законодательные
акты.
Выделим основные законы,
призванные регулировать инвестиционную деятельность в РФ.
В 1999 г. Принят ФЗ № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных
вложений» от 25 февраля 1999 года (в ред. Федеральных законов от 02.01.2000 №
22-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 02.02.2006 № 19-ФЗ, от 18.12.06 № 232-ФЗ, от
24.07.2007 № 215-ФЗ). Федеральный закон определяет правовые и экономические
основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных
вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии
равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной
деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм
собственности.
Основным законом,
призванным регулировать деятельность иностранных инвесторов в РФ, является ФЗ №
160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 25 июня 1999 года (в ред.
Федеральных законов от 21.03.2002 №31-ФЗ, от 25.07.2002 № 117-ФЗ, от 08.12.2003
№ 169-ФЗ, от 22.07.2005 № 117-ФЗ, от 03.06.2006 № 75-ФЗ).
Федеральный закон « Об
иностранных инвестициях в РФ» регулирует отношения, связанные с
государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими
инвестиций на территории Российской Федерации.
Одним из методов
государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в
форме капитальных вложений, является развитие финансового лизинга в РФ.
Правовое регулирование лизинговых отношений осуществляется ГК РФ ФЗ РФ «О
лизинге» 1998 г.
Важнейшей составной
частью инвестиционной деятельности являются вложения в ценные бумаги.
В России основными
источниками правового регулирования инвестиционной деятельности в сфере
обращения ценных бумаг являются: ГК РФ; Федеральные законы РФ «Об акционерных
обществах», «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников
(народных предприятий)», «О рынке ценных бумаг» (22.04.1996 г.) (с изменениями
от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 7 августа 2001 г., 28 декабря 2002 г., 29 июня, 28 июля 2004 г., 7 марта, 18 июня, 27 декабря 2005 г., 5 января, 15 апреля, 27 июля, 16 октября, 30 декабря 2006 г., 26 апреля, 17 мая, 2 октября, 6 декабря 2007 г., 27 октября, 22, 30 декабря 2008 г.), « защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ) (в ред. Федеральных законов от 30.12.2001 № 196-ФЗ, от 09.12.2002 № 162-ФЗ, от
22.08.2004 № 122-ФЗ); Закон РФ «О налоге на операции с ценными бумагами» ( в
редакции Федеральных законов от 18 сентября 1995 г. № 158-ФЗ, от 23 марта 1998 г. № 36-ФЗ, с изменениями на 23 декабря 2003 года).
Закон «Об инвестиционных
фондах» от 29 ноября 2001 года № 156-ФЗ (в ред. Федеральных законов от
29.06.2004 № 58-ФЗ, от 15.04.2006 № 51-ФЗ, от 06.12.2007 № 334-ФЗ) направлен на
стимулирование развития институтов коллективного инвестирования в России,
привлечение в российскую экономику средств, прежде всего внутренних инвесторов
– граждан страны.
Регулирование
инвестиционной деятельности осуществляется на федеральном, региональном и
местном уровнях.
Статьёй 13 ФЗ № 39-ФЗ «
Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных
вложений» определяется порядок принятия решений, касающихся государственных
капитальных вложений. Решения принимаются органами государственной власти в
соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы на
финансирование государственных капитальных вложений предусматриваются в
федеральном бюджете Российской Федерации и в бюджетах субъектов Российской
Федерации при условии, что они являются частью расходов на реализацию
федеральной и региональных целевых программ. Размещение заказов на подрядные
строительные работы для государственных нужд производится путём проведения
конкурсов. Контроль за целевым и эффективным использованием средств
осуществляет Счётная палата Российской Федерации.
Все инвестированные
проекты, независимо от источников финансирования и форм собственности объектов
капитальных вложений, до их утверждения подлежат экспертизе в соответствии с
законодательством Российской Федерации. Экспертиза инвестиционных объектов
производится в целях предотвращения создания объектов, использование которых
нарушает права физических и юридических лиц и интересы государства или не
отвечает требованиям утверждённых в установленном порядке стандартов (норм и
правил), а также для оценки эффективности капитальных вложений.
В соответствии со ст. 11
названного Закона государственное регулирование включает:
·
регулирование
условий инвестиционной деятельности (косвенное регулирование);
·
прямое участие
государства в инвестиционной деятельности.
Косвенное регулирование
включает разнообразные методы и рычаги воздействия, стимулирующие развитие
инвестиционной деятельности, а именно: налоговую, амортизационную политику,
защиту интересов инвесторов и другие меры экономического воздействия. Его
задачей является приятных условий для развития инвестиционной деятельности,
осуществляемой в форме капитальных вложений, путём:
·
совершенствования
системы налогов, механизма начисления амортизации и использования
амортизационных отчислений;
·
установления
субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих
индивидуального характера;
·
защиты интересов инвесторов;
·
предоставления
субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землёй и
другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской
Федерации;
·
расширения
использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования
жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного
назначения;
·
создания и
развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное
проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной
деятельности;
·
принятия
антимонопольных мер;
·
расширения
возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;
·
развития
финансового лизинга в Российской Федерации;
·
проведение
переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
·
создания
возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных
инвестиционных фондов.
Прямое участие
государства в инвестиционной деятельности заключается в осуществлении за счёт
средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации
капитальных вложений в соответствии с федеральными и региональными целевыми
программами, а также по предложениям Правительства и Президента РФ.
Конкретными формами
такого участия являются:
·
разработка,
утверждение и финансирование инвестиционных проектов, осуществляемых Российской
Федерацией совместно с иностранными государствами, а также проектов,
финансируемых ха счёт федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской
Федерации;
·
формирование
перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных
государственных нужд и финансирования их за счёт средств федерального бюджета;
·
предоставление
государственных гарантий на конкурсной основе за счёт средств федерального
бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;
·
размещение
средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации
на конкурсной основе на условиях срочности, платности и возвратности;
·
закрепление в
государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ,
которые через определённый срок будут реализованы на рынке ценных бумаг с
направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов;
·
проведение
экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством
российской федерации;
·
защита российских
организаций от поставок морально устаревших и материалоёмких, энергоёмких и
наукоёмких технологий, оборудования, конструкций и материалов;
·
разработка и
утверждение стандартов (норм и правил) и осуществление контроля за их соблюдением;
·
выпуск
облигационных займов (гарантированных целевых займов);
·
вовлечение в
инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и
объектов, находящихся в государственной собственности.
Меры государственной
инвестиционной политики в период начального периода рыночного реформирования
были связаны в основном с комплексной программой стимулирования отечественных и
иностранных инвестиций в экономике России, бюджетом развития на период
1997-2000 гг., концепцией среднесрочной программы развития российской экономики
на 1997-2000 гг.. «Структурная перестройка и экономический рост».
Основные направления
государственной инвестиционной политики, изложенные в этих документах,
включали:
-
проведение
децентрализации инвестиционного процесса, перенос центра тяжести на частные
инвестиции, повышение роли собственных и привлечённых средств предприятий
посредством проведения новой амортизационной политики, использования прибыли,
вторичной эмиссии ценных бумаг, средств банков, институциональных инвесторов,
населения;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|