рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Инвестиционная привлекательность Ханты-Мансийского автономного округа

Кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций, снизились на 34,2% до 6,4 млрд долл. Таким образом, удельный вес кредитов, полученных от зарубежных совладельцев организаций, в структуре прямых иностранных инвестиций в РФ вырос с 36,2% в 2008 г. до 40,5% в 2009 г., а доля взносов в уставный капитал снизилась с 58,8 до 50,3%.

Согласно отчету по инвестициям UNCTAD «World Investment Report 2008», по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций в 2008 г. РФ вышла на 5-е место в мире (2007 г. - 9-е место, 2006 г. - 10-е место, 2005 г. - 15-е место) и среди развивающихся стран Россия заняла 2-е место после Китая (2005 г. - 3-е место).

В соответствии с данными, представленными в отчете, в 2008 г. на Россию пришлось 4,1% мировых прямых иностранных инвестиций (2007 г. - 2,8%), что обусловлено существенным снижением притока прямых иностранных капиталовложений в развитые страны.

В соответствии с опубликованным отчетом UNCTAD снижение совокупного объема прямых иностранных инвестиций в мире отмечалось последовательно начиная с I квартала 2008 г.

В январе - марте 2009 г. снижение совокупных прямых иностранных инвестиций в мире, по оценке, составило 44% по отношению к I кварталу 2008 г. При этом отмечалось, что за данный период падение прямых иностранных инвестиций зафиксировано в 70 странах из 96. В развитых странах приток прямых иностранных инвестиций в I квартале 2009 г. снизился по отношению к пиковым значениям, зафиксированным в IV квартале 2007 г., более чем в 3 раза.

В развивающихся странах максимальные объемы поступления прямых иностранных инвестиций отмечались в I квартале 2008 г., по итогам I квартала 2009 г. их снижение составило около 40%. Позже всех стран (начиная с Ш квартала 2008 г.) снижение прямых иностранных инвестиций зафиксировано в странах Восточной Европы и СНГ. Снижение абсолютных показателей в странах Восточной Европы и СНГ было гораздо глубже по сравнению с совокупным показате- лем и с данными по развитым и развивающимся странам, но в относительных величинах по итогам января - марта 2009 г. прямые иностранные инвестиции по отношению к максимальным показателям П квартала 2008 г. снизились приблизительно в 2 раза.

В сегменте портфельных инвестиций, поступивших в российскую экономику в 2009 г., отмечено снижение по сравнению с 2008 г. на 37,7%.

При этом в их структуре отмечается снижение удельного веса инвестиций в акции и паи, которые до последнего времени составляли основную массу портфельных иностранных инвестиций (2007 г. -95,5% объема портфельных инвестиций, 2008 г. - 79,6%, 2009 г. - 42,9%).

Прочие инвестиции в 2009 г. по отношению к соответствующему периоду 2008 г. снизились на 13,5%. Доля торговых кредитов в структуре прочих вложений по итогам 2009 г. осталась на уровне 2008 г. и составила 21,4% (2008 г. - 21,5%). По срокам привлечения средств доля кредитов сроком свыше 6 месяцев осталась на уровне 67,9% (2008 г.-68,1%).

Таким образом, по сравнению с предыдущим годом в 2009 г. структура иностранных инвестиций в российскую экономику претерпела некоторые изменения.

В 2009 г. иностранные инвестиции в промышленности снизились почти на 1/3 и составили 40,3% общего объема поступлений иностранных инвесторов в российскую экономику.

После двукратного падения инвестиций в торговлю в 2008 г. в 2009 г. иностранные вложения в торговлю сократились на 4,7%, при этом их доля в общем объеме иностранных вложений повысилась до 27,5%. Особенностью 2009 г. явилось восстановление положительной динамики иностранных инвестиций в транспорт и связь после их сокращения на 27,5% в предыдущем году. Иностранные инвестиции в трубопроводный транспорт в 2009 г. составили 9,0 млрд долл. и в 3,2 раза превысили уровень благополучного 2007 г.

Динамичный рост иностранных инвестиций в связь в 2009 г. в 5,1 раза по сравнению с предыдущим годом не только полностью компенсировал снижение 2008 г., но и обеспечил расширение инвестиционного потенциала на 20% относительно 2007 г.

В результате доля транспорта в структуре иностранных инвестиций в 2009 г. повысилась до 12,0% против 3,4% в 2008 г. и 2,8% в 2007 г., а доля связи - соответственно до 4,5% против 1,3 и 2,7%

Мировой кризис, начавшийся с проблем с ипотекой в США, оказал существенное влияние на сектор недвижимости. Во многих странах отмечались двухзначные темпы падения цен на недвижимость в годовом исчислении. Все это привело к снижению интереса инвесторов к вложениям в сферу российской недвижимости. В 2009 г. иностранные вложения в операции с недвижимым имуществом сократились почти в 2 раза (приложение 2).

В структуре иностранных инвестиций в промышленность по итогам 2009 г. по сравнению с 2008 г. отмечено снижение на 16,7% вложений в добычу полезных ископаемых (в 2008 г. снижение составляло 28,7%). Иностранные инвестиции в обрабатывающие отрасли снизились на 34,5% (в 2008 г. рост инвестиций в обрабатывающую промышленность составил 6,2%). В обрабатывающей промышленности почти на 40% снизились инвестиции в пищевую промышленность, на 37,6% - в химическое производство, составив 2,4 млрд. и 1,6 млрд. долл. соответственно. При неблагоприятной конъюнктуре на рынке металлов иностранные вложения в металлургию в 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года снизились в 3,2 раза, составив 4,5 млрд. долл.

Прямые и портфельные инвестиции в промышленность сократились в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 44,1 и 41,2%. Прочие вложения в промышленность также снизились по отношению к предыдущему году на 29,5%. Таким образом, удельный вес прочих инвестиций в промышленность вырос с 71,1% в 2008 г. до 75,6% в 2009 г., доли прямых и портфельных инвестиций за данный период снизились с 26,6 и 2,3% до 22,4 и 2,0% соответственно.

В структуре иностранных инвестиций по видам экономической деятельности в промышленности также были отмечены изменения.

В сфере добычи полезных ископаемых прямые инвестиции снизились на 36,2% до 3,2 млрд долл., что привело к сокращению их доли в совокупных вложениях в данную отрасль по итогам 2009 г. до 30,7% (2008 г. - 40,2%).

Доля прочих вложений в добычу, снижение которых по итогам 2009 г. оценивается в 7,2% (до 6,8 млрд долл.), увеличилась до 65,8% (2008 г. - 59,0%).

В обрабатывающей промышленности в 2009 г. основная часть также пришлась на прочие вложения, которые по сравнению с 2008 г. снизились на 35,5%, составив в итоговых показателях инвестиций в обрабатывающую промышленность 80,6% (2008 г. -81,9%). Прямые иностранные инвестиции в обрабатывающие отрасли за рассматриваемый период снизились на 30,7%. Удельный вес прямых вложений в обрабатывающую промышленность вырос по итогам 2009 г. до 18,5% (2008 г. - 17,5%).

В географической структуре иностранных инвестиций, поступивших в российскую экономику в 2009 г., сохранили свои позиции в качестве крупных экспортеров капитала Нидерланды и Люксембург. В 2009 г. наибольший объем - 11,7 млрд долл. (14,3% общего объема иностранных инвестиций, поступивших в российскую экономику за данный период) был направлен из Люксембурга, из Нидерландов поступило 11,6 млрд долл. (14,2%).

В первую тройку лидеров - поставщиков капитала по итогам прошедшего года вошел Китай, вложения которого в российскую экономику составили 9,8 млрд долл. В то же время США не вошли даже в первую десятку крупнейших экспортеров капитала в РФ по результатам 2009 г.

В 2009 г. наибольший рост инвестиций отмечен из Японии - в 3,5 раза по отношению к 2008 г. (до 3,0 млрд долл.), вложения из Люксембурга выросли на 65,7%. В то же время инвестиции с Кипра снизились в 2,4 раза, из Великобритании - в 2,3, из Франции - в 2,5, из Ирландии - в 3,9 раза. Вложения из Нидерландов снизились на 20,0%, из Германии - на 31,3%. Различия в динамике инвестиций привели к изменению географической структуры иностранных инвестиций в российскую экономику.

По состоянию на конец 2009 г. накопленный иностранный капитал без учета органов денежно-кредитного регулирования, коммерческих и сберегательных банков, включая рублевые инвестиции, пересчитанные в доллары США, составил 268,2 млрд долл., что на 1,4% выше соответствующего показателя на начало года. Негативным является тот факт, что прямые накопленные инвестиции за год сократились на 13,4 млрд долл. Однако сокращение накопленных прямых инвестиций отмечалось в I квартале 2009 г. (на 27,2 млрд долл., или на 22,2%, за квартал) и во П квартале 2009 г. (на 180 млн долл., или на 0,2%). Во 2-м полугодии прошедшего года накопленные прямые иностранные инвестиции, наоборот, росли, увеличившись за полугодие на 14 млрд долл. (на 14,7%).

По итогам 2009 г. в общем объеме накопленных иностранных инвестиций лидируют Кипр, Нидерланды, Люксембург, Великобритания и Германия, доля которых составила 59,1% (в 2008 г. - 70,3%). В то же время доля первой пятерки стран-инвесторов в сегменте портфельных инвестиций увеличилась до 85,0% (в 2008 г. - 75,3%), в структуре прямых и прочих инвестиций она снизилась до 61,8 и 55,3% (в 2008 г. - 73,4 и 57,6%) (приложение 3).

В структуре иностранных инвестиций, накопленных на конец 2009 г., преобладают прочие инвестиции, на которые пришлось 55,5%. Аналогичный показатель для прямых иностранных инвестиций составил 40,6%.

В 2010 г., по прогнозам Минэкономразвития, восстановление потоков иностранных инвестиций в российскую экономику продолжится. Так, в конце декабря 2009 г. агентство S&P пересмотрело прогноз кредитного рейтинга России с «негативного» на «стабильный», подтвердив валютный рейтинг на уровне «ВВВ». В конце января 2010 г. международное рейтинговое агентство Fitch также сохранило рейтинг России на уровне «ВВВ», пересмотрев прогноз по рейтингу с «негативного» на «стабильный».

3. Инвестиционная привлекательность ХМАО


Ханты-Мансийский автономный округ – Югра на протяжении многих лет входит в число наиболее динамично развивающихся российских регионов с привлекательным инвестиционным климатом.

Специфика экономики округа связана с развитием топливно-энергетического комплекса.

Округ занимает 1-е место среди регионов Российской Федерации по добыче нефти, по объему промышленного производства, производству электроэнергии; 2-е место  по добыче природного газа, объему инвестиций в основной капитал и объему поступлений налогов в бюджетную систему РФ; 3-е место по естественному приросту населения.

Валовый региональный продукт в 2009 году составил 1846,9 миллиардов рублей, объем инвестиций в основной капитал - 454,3 млрд.руб.

В 2009 году на фондовой бирже ММВБ был успешно размещен облигационный заем автономного округа на сумму 6 млрд. рублей в целях финансирования дефицита регионального бюджета. При этом спрос превысил предложение почти в 3 раза и составил 17 млрд. руб.

Последовательность и непрерывность позитивных экономических преобразований, плодотворное сотрудничество власти и бизнеса, развитая инфраструктура сопровождения инвестиций обуславливают высокую инвестиционную привлекательность Югры для российских и зарубежных партнеров.


3.1 Законодательство в инвестиционной сфере


Неотъемлемой частью проводимой инвестиционной политики Правительства Югры является развитая система нормативно-правовых актов в этой сфере.

Так, с 2007 года в регионе реализуется Программа государственной поддержки подготовки и (или) реализации приоритетных инвестиционных проектов автономного округа. Программой предусмотрены различные виды государственной поддержки инвестиционных проектов. На сегодняшний день наиболее востребованными являются:

·                предоставление бюджетных инвестиций;

·                предоставление субсидий для компенсации части затрат по уплате процентов по привлекаемым заемным средствам;

·                предоставление субсидий на цели строительства и реконструкции магистральных инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры.

В настоящее время наблюдается замедление темпов оказания государственной поддержки инвестиционных проектов, связанное с сокращением бюджетного финансирования Программы автономного округа. В этих условиях ведется работа по развитию альтернативных механизмов государственной поддержки, основным из которых является предоставление государственных гарантий автономного округа.

Еще одним видом государственной поддержки, не требующим прямого вложения бюджетных средств, являются налоговые льготы (предоставление отсрочек, рассрочек и инвестиционных налоговых кредитов; предоставление льгот по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций и транспортному налогу).

3.2 Сферы экономики, перспективные для привлечения инвестиций

В стратегической перспективе до 2020 года автономный округ стоит перед объективной необходимостью выработки политики, обеспечивающей структурное изменение и модернизацию экономики.

Принимая во внимание, что в Югре созданы все условия для развития инноваций, постепенного усложнения структуры экономики, развития “не нефтяных” сфер деятельности, а также огромную значимость вклада северных территорий в целом, и Югры в частности, в ускорение экономического роста и диверсификацию экономики страны, в настоящее время особое внимание уделяется развитию территориально-производственных комплексов (кластеров), как точек роста экономики округа и страны в целом.

В настоящее время на территории региона развиваются 4 основных кластера:

·                Нефтегазохимический кластер;

·                Лесопромышленный кластер;

·                Горнорудный кластер;

·                Инновационно-технологический кластер.

Реализация инвестиционных проектов в рамках данных кластеров позволит обеспечить устойчивость экономики округа в первую очередь за счет радикального повышения эффективности работы сферы услуг, реального и инфраструктурного сектора экономики.


3.3 Приоритетные инвестиционные проекты


В 2007 году Правительством Югры утвержден Реестр приоритетных инвестиционных проектов автономного округа. Документ определяет основные инвестиционные проекты в различных направлениях развития экономики – от нефтегазохимии и энергетики до здравоохранения, образования и сферы услуг.

Кроме того, утвержден Реестр инвестиционных паспортов площадок (земельных участков), выделяемых для реализации приоритетных инвестиционных проектов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

По заказу Правительства автономного округа разработана Информационно-справочная система “Инвестиционные площадки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры”, представленная на сайте www.investhmao.ru. Система предназначена для накопления, отображения и поиска данных об инвестиционных проектах (площадках) автономного округа на основе web- и мультимедиа- решений.

Потенциальные инвесторы могут получить в Системе расширенную информацию об инвестиционных площадках, указав интересующие параметры.


3.4 Развитие государственно-частного партнерства


В условиях необходимости оптимизации и перераспределения нагрузки на бюджет автономного округа при реализации инфраструктурных проектов большое значение приобретают механизмы реализации инвестиционных проектов с использованием принципов государственно-частного партнерства. В этой связи в настоящее время ведется работа по формированию региональной законодательной базы по данному направлению.

В 2009 году Правительством автономного округа было подписано соглашение с Государственной корпорацией “Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)”. В рамках подписанного соглашения ведется активная работа по созданию Регионального центра государственно-частного партнёрства, адаптированного под действующую в автономном округе систему реализации проектов.

Сейчас рассматривается возможность заключения подобного соглашения с Министерством регионального развития РФ. Данное соглашение положит основу для плодотворного сотрудничества в области развития региональной инвестиционной политики. Указанный документ позволит начать взаимодействие с Министерством по вопросам методологического содействия при формирования нормативной правовой базы, вопросам оценки и рассмотрения перспективных инвестиционных проектов, которые могут претендовать на участие в финансировании государственных институтов развития инвестиционной деятельности.

Заключение


Добившись цели, поставленной нами в работе, исследовав и оценив инвестиционную привлекательность России, в заключении скажем немного и о том, зачем России необходим благоприятный инвестиционный климат.

Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.

Иностранный капитал может принести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала - необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги.

Приток инвестиций как иностранных, так и национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей - выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов - с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и ... даже ее экологической беспечности.

Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей.

Привлечение национальных и иностранных инвестиций является крайне важным для современной российской экономики. Наличие достаточных инвестиционных ресурсов, в первую очередь, позволит произвести модернизацию существующих производственных фондов, а также создать новые высокотехнологичные предприятия, что положительно отразится на экономическом росте страны.

Современный этап экономического развития России характеризуется целым рядом позитивных изменений, благодаря которым наблюдается улучшение инвестиционного климата в стране. Несомненным достижением является присвоение России рейтинговым агентством Moody’s инвестиционного рейтинга, хотя ведущие агентства Standard & Poor’s и Fitch все еще рекомендую вкладывать средства в Россию только с целью проведения спекулятивных операций. Следовательно, оценка международными агентствами инвестиционного климата в России является достаточно низкой, что требует осуществления целого ряда мер по улучшению инвестиционного климата в России.

По итогам анализа макроэкономических условий, влияющих на инвестиционный климат, и современного политического и экономического состояния России представляется возможным проведение следующих мероприятий по улучшению инвестиционного климата в России: обеспечение политической стабильности и последовательности реформ в стране, проведение мероприятий по дальнейшему сокращению инфляции, налоговое стимулирование инвестиционной деятельности, развитие фондового рынка и стимулирование сохранения российского капитала в стране.

В заключение хочется отметить, что инвестиции представляют собой сложный механизм, способный в значительной степени увеличить экономический потенциал государства. Поэтому успех, достигнутый в данной сфере, во многом предопределит успешную реализацию социально-экономических реформ и экономическое развитие страны в целом.

Список литературы


1.    Агапова Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика: уч. под ред. Сидоровича А. В. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2005.

2.    Бакалавр: Макроэкономика: электронный учебник под ред. Думной.- М.: КНОРУС, 2008.

3.    Игошин Н. В. Инвестиции. Организация управления и финансирование: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, Финансы, 2006.

4.    Инвестиции: электронный учебник под ред. А. Ю. Андрианова – М.: КНОРУС, 2009.

5.    Официальный веб-сайт органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Режим доступа: http://www.admhmao.ru/invest/index.htm

6.    Рамилова А. Прямые иностранные инвестиции как объект государственного регулирования // Российский экономический журнал, 2003, № 7.

7.    Тэпман Л. Н. Риски в экономике. М., 2002.

8.    Черкасов В.Е. Международные инвестиции. Учебно-практическое пособие. – М.: Дело, 2001.



Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.