рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Инвестиционный климат

в) позволяет понять мотивацию поведения инвестора.

Существуют различные подходы к оценке инвестиционного климата, различающиеся в зависимости:

§    от цели исследования;

§    по количеству анализируемых показателей и понятийным характеристикам;

§    по выбору самих показателей.

В общем различают три методики:

Универсальная методика оценки инвестиционного климата, охватывающая максимальное количество экономических характеристик, показателей торговли, характеристик политического климата, законодательной среды для инвестиций. Авторы этой методики - американские экономисты Б. Тойль, Питер Уолтерс. Эта методика позволяет глубоко и всесторонне оценить ситуацию в стране и судить о возможности ее развития. Чтобы использовать эту методику нужна солидная статистическая база, квалифицированные кадры, длительное врем, в целом, высокие материальные затраты.

Методики, используемые на сравнительном анализе инвестиционных климатов в государствах Центральной и Восточной Европы, делающие акцент на темпах и перспективах развития.

Методики бальной оценки инвестиционных климатов. Основное преимущество - возможность количественного сопоставления основных характеристик инвестиционного климата для разных стран и выведение результативного показателя, учитывающего увеличение всех составляющих и служащего критерием различных стран и регионов по их привлекательности для иностранных инвесторов.

Примеры таким методик - это цифровая шкала, разработанная в сфере бизнеса, а также индекс Берри, трижды в год публикуемое в ФРГ для оценки инвестиционного климата в 45 странах на основании 15 устных характеристик с различным удельным весом, входящие в оценочный индекс, в котором дается оценка от 0 - неприемлемо, до 4 - очень благоприятно.

В России используется бальная методика. По мнению специалистов целесообразно оценивать инвестиционный климат в России на основе результативного предпринимательского риска, составляющим которого является социально-политический риск, внутриэкономический риск и внешнеэкономический риск.

Для каждого вида существуют показатели, которые отображаются в шкале.

1 -хорошая оценка;

10 - плохие условия для инвестиций.

Понятие инвестиционного климата отличается сложностью и комплексностью. И может реализовываться как на макро- так и на микроуровне. на макроуровне оно включает в себя показатели политической (включая законодательство), экономической и социальной среды для инвестиций.

Для потенциальных инвесторов в России при анализе политической ситуации решающую роль играют политика государства в отношении иностранных инвестиций, вероятность национализации иностранного имущества, участие страны в системе международных расчетов по различным вопросам, прочность государственных институтов, преемственность политической власти, степень государственного вмешательства в экономику.

Отрицательно на инвестиционном климате сказываются не только прямые ограничения деятельности иностранных фирм, содержащиеся в законодательстве, но и нечеткость, особенно нестабильность законодательства принимающей страны, поскольку эта нестабильность лишает инвестора возможности прогнозировать развитие событий. Среди экономических параметров основное внимание при оценке инвестиционного климата уделяется общему состоянию экономики, положению в валютной, финансовой и кредитной системах, таможенному режиму, возможностям использования рабочей силы, то есть анализируется стоимость рабочей силы и ее соотношение со средним уровнем квалификации и производительности труда.

Большую роль в оценке социальной среды для инвестиций играют показатели отношения к иностранным инвестициям в обществе, степень его расслоения, наличие или отсутствие согласия по основным вопросам экономического и социального развития, уровень безработицы и возможность забастовок.

На микроуровне инвестиционный климат проявляет себя через двусторонние отношения фирмы-инвестора и конкретных государственных органов, хозяйственных субъектов, поставщиков, покупателей, банков, а также профсоюзов и трудовых коллективов принимающей страны. на этом уровне происходит конкретизация обобщенной оценки инвестиционного климата в ходе реальных экономических, юридических, культурных контактов иностранной фирмы с новой для нее средой.

Макро- и микро уровни понятия инвестиционного климата воспринимаются как единое целое, поскольку например практически любые законодательные усилия Федерального правительства по формированию благоприятного инвестиционного климата могут быть блокированы нормотворчеством местных властей, а усилия на местном уровне по созданию льгот хозяйственного режима для иностранных инвестиций зачастую могут компенсировать некоторые изъяны общего экономического регулирования центрального правительства.

Метод оценки инвестиционного климата

Для оценки инвестиционного климата в России обычно используется следующая система факторов:

1. Факторы экономического потенциала

- Степень обеспеченности региона стратегическими природными ресурсами.

- Биоклиматический потенциал региона.

- Наличие и доступность свободных земель для производственных инвестиций.

- Уровень обеспеченности региона: электроэнергией, газом, водой, тепловой энергией.

- Потенциал развития транспортной системы в регионе.

- Обеспечение региона трудовыми ресурсами.

Степень обеспеченности квалифицированными кадрами.

Уровень научно-технического потенциала региона.

- Возможности использования потенциала оборонных производств для выпуска гражданской продукции.

2. Общие условия хозяйствования в регионе

Развитие отраслей материального производства.

Степень экологической безопасности региона.

Возможности использования объектов незавершенного строительства.

Степень изношенности основных производственных фондов на предприятиях ведущих отраслей региона.

Возможность использования свободных производственных мощностей.

Степень развития строительной базы.

Уровень развития производственной инфраструктуры.

3. Формирование рыночной в регионе.

Уровень развития рыночной инфраструктуры.

Влияние приватизации на инвестиционную активность.

Влияние инфляции на инвестиционную активность.

Степень вовлечения населения в инвестиционный процесс.

Степень развития конкурентной среды предпринимательства и разрушения монополизма производителя.

Емкость местного рынка для новой продукции и услуг.

Интенсивность хозяйственных связей региона с другими регионами.

Экспортные возможности региона.

Степень присутствия иностранного капитала в экономической жизни региона.

4. Политические факторы

Степень доверия населения к региональной власти.

Уровень эффективности взаимодействия представительной и исполнительной власти в регионе.

Уровень политической стабильности в регионе.

Уровень национально-религиозной стабильности в регионе.

5. Социальные и социокультурные факторы

Уровень жизни населения в регионе.

Уровень развития жилищно-бытовых условий.

Степень развития медицинского обслуживания.

Степень распространения алкоголизма и наркомании среди местного населения.

Уровень преступности в регионе.

Покупательная способность заработной платы населения.

Влияние миграции населения на инвестиционный процесс.

Отношение населения к рыночным реформам.

Степень терпимости населения к имущественной дифференциации.

отношение населения к труду.

Отношение населения к отечественным предпринимателям.

Отношение населения к иностранным предпринимателям.

Наличие в регионе привычных условий для жизни и работы иностранных специалистов.

Степень привлекательности культурно-исторического наследия для потенциальных инвесторов.

6. Организационно-правовые факторы

Уровень соблюдения хозяйственного законодательства.

отношение работников региональных органов к предпринимательству.

Отношение региональных властей к иностранным инвесторам.

Уровень оперативности в принятии решений.

Доступность для инвесторов и предпринимателей информации о существе региональных, нормативных актов.

Уровень профессионализма сотрудников аппарата местной администрации.

Уровень эффективности деятельности региональных органов юстиции.

Условия свободного перемещения товаров, капиталов и рабочей силы.

Наличие отработанных связей местных предпринимателей с иностранными инвесторами.

Уровень деловых качеств и деловой этики местных предпринимателей.

7. Финансовые факторы

Обеспеченность доходами регионального бюджета населения

Обеспечение региона внебюджетными фондами.

Степень доступности финансовых ресурсов.

Степень доступности финансовых ресурсов из регионального бюджета.

Степень доступности кредита в национальной валюте.

Средний уровень банковского процента.

оперативность работы банковской системы.

Сумма вкладов на душу населения.

Доля убыточных предприятий в регионе.

Конечная цель анализа инвестиционного климата - приведение различных показателей к некоему общему знаменателю.

Таким обобщающим показателем выступают показатели инвестиционного риска. Категории инвестиционного климата и инвестиционного риска взаимосвязаны.

Чем лучше инвестиционный климат, тем ниже инвестиционный риск. Вместе с тем, между отдельными составляющими понятия инвестиционного климата и величиной инвестиционного риска нет взаимной корреляции. Так, размер рынка и его ресурсная обеспеченность, т. е. I группа факторов не влияет на величину инвестиционного риска, но является важной характеристикой инвестиционного климата. Ход реформ в стране и состояние экономической конъюнктуры, а также законодательная среда для инвестиций и политический климат прямо определяют величину инвестиционного риска.

Оригинальная методика оценки инвестиционного климата основана на применении интегральных факторов и индексов.

Для правильной оценки климата тех или иных регионов нужно проанализировать каждую из составляющих: региональные факторы, региональная политика, социальная ситуация в регионе - а затем выйти на сводную его оценку.

Наиболее продуктивным подходом к общей оценке рейтинга является индивидуальное сопоставление читателем Явных тенденций и цифр. Выводы же экспертов в данном случае играют лишь роль подсказки, одного из множества возможных путей решения.

Затем проводится оценка эффективности. Рассчитываются отклонения от среднероссийского уровня по различным параметрам и делается окончательная оценка.


4. Проблемы и перспективы инвестиционного климата России


Рассмотрим, каким образом можно учесть специфику современного экономического положения России. Особенности экономического состояния России состоят в следующем. Национальный доход страны за последние годы сильно снизился. В 1950 и 1970 гг. валовой внутренний продукт СССР составлял 410 и 1107 млрд долл. соответственно. В то время СССР занимал по этому показателю вторую после США позицию в мире. В 1997 г. Россия занимала уже 14-е место. К этому времени нашу страну опередили такие страны, как Бразилия, Индонезия, Мексика, Канада, Южная Корея.

Значительная часть населения живет за чертой бедности, поэтому возможность осуществления населением сбережений исключительно низкая. По размеру подушного дохода Россия занимает 102-е место в мире из 209 стран (по состоянию на вторую половину 1997 г.). По этому показателю нас опередили Доминиканская республика, Бразилия, Колумбия, Панама, Перу, Тунис, Эквадор, Суринам, Ботсвана и др. В 1950—1990 гг. доходы на душу населения в России (как части СССР) составляли 21—30% от данного показателя в США, превышая при этом среднемировой показатель. В настоящее время его значение снизилось до 15% от уровня США, что, в свою очередь, на 33% ниже среднемирового уровня, причем обнищание населения России продолжается. В июле 1998 г. по сравнению с июлем 1997 г. реальные доходы населения снизились на 8,2%. Это приводит к возрастанию социального расслоения общества, порождая рост социальной напряженности. Ниже приведены данные о доле 10% самых богатых и 10% самых бедных людей России в размере национального достояния, Отсутствует доверие частных инвесторов к российским финансовым организациям. Это явилось следствием огромного количества махинаций, финансовых скандалов и воровства. Общее количество пострадавших российских вкладчиков оценивается в 40 млн человек. Суммарная стоимость похищенного составляет 50 трлн руб. (в ценах 1997 г.). Следует отметить, что финансовые пирамиды характерны для фондовых рынков стран, в которых государство не контролирует их функционирование. В качестве примера можно назвать шведскую компании) по производству спичек «Крюгер энд Толл», акции которой в 20-х годах нашего века были наиболее массовой цепной бумагой, в том числе и на фондовом рынке США. Они имели небольшой номинал и приносили высокий дивиденд (до 20% годовых), который выплачивался за счет капитала, полученного в результате очередной эмиссии. Пирамида рухнула, компания обанкротилась, ее основатель покончил жизнь самоубийством, а акции за несколько недель упали в цепе с 5 долл. до 5 центов. У российских институциональных инвесторов отсутствует доверие к государству, которое, изменив правила игры на рынке государственных ценных бумаг, подорвало их финансовое положение. Пенсионные фонды и страховые компании, которые, согласно законодательству, обязаны были значительную часть своих ресурсов держать в государственных ценных бумагах (от 20% и выше), в результате реструктуризации государственной задолженности лишились возможности отвечать по своим обязательствам. Общие потери инвесторов от реструктуризации государственного долга в августе 1998 г. составили 45 млрд долл. (по курсу на середину 1998 г.). Причем 75% этих потерь приходилось на российских инвесторов. Результатом взаимного недоверия участников фондового рынка является то, что свободные денежные средства населения трансформируются не в инвестиции, а в накопления, причем преимущественно в валютные. За 7 месяцев 1998 г. в общей структуре расходов покупка товаров и оплата услуг составила 75,9%, затраты на покупку валюты (август 1998 г.) - 15,2%. Общая сумма денежных накоплений россиян увеличилась с 281,8 млрд руб. в начале 1998 г. (тогда на руках у населении кроме рублевых накоплений находилось еще 50 млрд долл.) до 307,1 млрд руб. к началу августа 1998г. (плюс 80 млрд долл. валютных накоплений). Более половины всех рублевых накоплений (53,1%) составляли остатки вкладов, которых у населения имелось на общую сумму 163,1 млрд руб. Наличные деньги в сумме 101,4 млрд руб. составляли 33% от общего объема накоплений. Еще 13,9% сбережений населения были представлены ценными бумагами на общую сумму 42,6 млрд руб. И это при том, что объем наличной денежной массы к концу августа 1998 г. составил около 160 млрд руб. Данные процессы происходят на фоне острейшей нехватки инвестиционных ресурсов, необходимых для развития экономики. Сейчас рост инвестиций в экономику является для России задачей, решение которой жизненно необходимо. Если экономический рост будет ниже 3% в год, то наша страна окажется вне списка 20 наиболее экономически развитых государств. Однако реальные инвестиции в экономику страны не отвечают ее потребностям. В 1996 г. на инвестиции в России пришлось 370 трлн руб. (в старом масштабе цен), что на 18% меньше, чем в 1995 г. При этом спад промышленного производства в России в 1996 г. составил 6—7%. По сравнению с 1990 г. инвестиции в российскую экономику составили 25% от уровня 1990 г. Эффективность инвестиций (количество дополнительной продукции на 1 руб. инвестиций) в 1996 г. уменьшилась на 60% по сравнению с 1991 г. и имеет дальнейшую тенденцию к падению. В первом полугодии 1998 г. лишь 2,6% всех бюджетных расходов были направлены в промышленность, энергетику и строительство.

Кроме того, необходимо отметить, что:

• в России налоговые институты работают весьма неэффективно. Дефицит федерального бюджета России за первое полугодие 1998 г. составил 46,2 млрд руб., или 3,9% от валового внутреннего продукта;

• рынок государственных ценных бумаг в России обслуживал внутренний долг, финансируя бюджетный дефицит. Функции рынка государственных ценных бумаг как рыночного инструмента регулирования экономики использовались далеко не в полной мере. Необходимость обслуживания внутреннего долга требовала привлечения все большего количества ресурсов. Это достигалось повышением доходности государственных ценных бумаг. В результате значительные средства шли на обслуживание государственного долга за счет инвестиций в экономику. Однако так как эти средства не направлялись на развитие реального сектора экономики (т.е., другими словами, проедались), то возвращение процентов по государственным ценным бумагам происходило за счет привлечения новых финансовых ресурсов. Строилась финансовая пирамида в государственном масштабе. Поэтому доля расходов на обслуживание государственного долга, составлявшая по итогам первого полугодия 1997 г. 12,1%, в первом полугодии 1998 г. выросла до 35,6%. Доля этих расходов в объеме ВВП выросла до 5,2% против 1,8% (в первом полугодии 1997 г.). После августовского кризиса 1998 г. и реструктуризации государственного долга (практически его замораживания) рынок государственных ценных бумаг прекратил свое существование; ставка рефинансирования ЦБ России не обеспечивала перераспределения средств в реальный сектор экономики. Она играла регулирующую роль на уровне взаимодействия различных секторов финансового рынка (рынка межбанковских кредитов, валютного рынка и рынка государственных ценных бумаг). Стоимость кредита делала его недоступным для реального сектора экономики. Это иллюстрирует динамика ставки рефинансирования в России с 1991 г. до середины 1998 г. и темпов инфляции за этот же период.


Заключение


Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.

Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала - необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток инвестиций как иностранных, так и национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей - выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов - с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и... даже ее экологической беспечности.

Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей.

Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют российские, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала, но приводит к возникновению на месте бывших отечественных производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготное налогообложение.

Отдельно нужно сказать, что национальные инвестиции ещё более важны, чем иностранные потому, что они служат показателем доверия населения правительству. Российские инвесторы будут заинтересованы не только в получении максимальной прибыли, но и в увеличении стабильности экономики нашей страны (по крайней мере можно на это надеяться), а также в неразбазаривании природных богатств России.


Список литературы


1.   “Большой экономический словарь”. М., “Правовая культура”, 1998 г.

2.   Иванов А.А. Инвестиции : учеб. пособие. – М. : Элит, 2007. – 108 с.

3.   Инвестиции: учебник / под ред. В.В. Ковалева, В.В. Иванова, В.А. Ялмена. – М. : Проспект, 2006. – 440 с.


Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.