рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Использование программно-целевого метода в бюджетном планировании и прогнозировании на примере бюджета города Омска

-              ориентировочные сроки, а в случае необходимости - этапы решения проблемы программно-целевым методом;

-              предложения по целям и задачам целевой программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации целевой программы по годам;

-              предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности от реализации целевой программы;

-              предложения по исполнителям целевой программы;

-              предложения о разработчике целевой программы и исполнителе-координаторе целевой программы;

-              предложения по основным направлениям финансирования целевой программы; общие принципы и механизмы формирования мероприятий целевой программы.

Итак, целевая программа представляет обой собой документ, в котором отражаются цель и комплекс научно-исследовательских, социальных, производственных, организационно-хозяйственных и других заданий и мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления. По своему содержанию целевые комплексные программы подразделяются на социально-экономические, научно-технические, производственно-экономические, территориальные, организационно-хозяйственные и экологические.


1.3 Преимущества и недостатки программно-целевого метода

В последнее время программно-целевой метод все чаще стал применяться в качестве инструмента бюджетного планирования. Выбор этого метода обусловлен прежде всего его особенностями и преимуществами, позволяющими осуществлять полный цикл управленческого процесса – от постановки задач планирования до оценки результата и эффективности произведенных бюджетных расходов.

Преимущества программно-целевого метода:

1.                Дает четкое понятие государственным органам и обществу, на что тратятся бюджетные средства;

2.                Обеспечивает прозрачность бюджета и дает возможность по последствиям исполнения бюджета оценить, достигнуты ли поставленные на этапе планирования цели и выполнены ли задачи;

3.                Требует более дисциплинированного бюджетного процесса, поскольку устанавливает конкретные показатели результативности и соответствующие показатели расходов, и тем самым тяжелее использовать эти средства на цели, которые отличаются от изначально определенных целей;

4.                Упорядочивает организацию деятельности главного распорядителя относительно формирования и исполнения своих бюджетов путем четкого расчленения ответственности между ответственными исполнителями в его системе по реализации каждой бюджетной программы, а также повышает ответственность главного распорядителя в целом за соблюдением ответственности всех своих бюджетных программ установленной цели его деятельности, их финансовое обеспечение и улучшает управление бюджетными программами;

5.                Дает возможность повысить эффективность распределения и использования бюджетных средств, обеспечению приоритетных направлений и целесообразности отдельных расходов бюджета исходя из большей информированности относительно конкретной бюджетной программы;

6.                Дает возможность пересмотреть функциональную классификацию расходов бюджета для приведения ее к международным стандартам и применение исключительно с целью составления сводных бюджетов;

7.                Целевая программа обеспечивает одновременное решение нескольких задач:

-                       планирование целей и желаемых результатов;

-                       расчет потребности ресурсов для каждого мероприятия в отдельности, для комплекса мероприятий по этапам реализации и в целом по программе на весь срок ее реализации;

-                       планирование деятельности исполнителей мероприятий в ключе программных задач и составление баланса ресурсов в системе стратегических целей;

-                       планирование ресурсов из различных источников в формате аналогичных программных целей [14, с.215].

Несмотря на ряд достоинств, всё же программно-целевой метод имеет недостатки:

1.          Методическая незавершенность. К настоящему времени не создано чётких, устоявшихся определений по широкому кругу концептуальных положений разработки и реализации комплексных программ, отсутствует единая точка зрения исследователей на основополагающие понятия программно-целевого планирования и управления, соотношение плана и целевой комплексной программы. В результате приходится адаптировать программные методы к уже существующим методам планирования и управления. Всё это существенно ограничивает рамки применения программно-целевого подхода, который наиболее эффективен для решения хорошо изученных проблем, т. к. для них сравнительно нетрудно провести исследование по схеме "цель - система мероприятий – система управления".

2.          Программно-целевое планирование используется, в основном, для совершенствования действующих систем управления, а не для решения новых проблем. Эта ситуация также связана с недостаточностью научной базы по данному вопросу. Руководители программ при создании новых систем управления предпочитают действовать старыми проверенными методами, чтобы уменьшить риск. Однако это не всегда является оптимальным подходом, что не идет на пользу создаваемой программе.

3.          «Забывчивость» систем управления. Имеется в виду ситуация, когда на каком-то этапе своего развития системы управления начинают утрачивать связь с проблемами, для решения которых создавались. Специалисты связывают это с тем, что такая связь первоначально не была учтена в полной мере при создании системы, определении её границ, структуры, функций и т. д. Кроме того, часто наблюдается несоответствие затрачиваемых ресурсов социальной значимости проблемы, что не способствует ее успешному решению.

4.          Отсутствие адекватных методик расчёта экономической эффективности программ. В результате невозможно объективно обосновать необходимость создания программы и соответствующей системы управления для решения какой-либо конкретной проблемы.

5.          Недостаточная оперативность. Иногда с момента появления проблемы до момента реализации программы по ее решению проходят многие годы, в течение которых обществу наносится невосполнимый ущерб от игнорирования проблемы. Например, десятилетиями замалчивалась проблема охраны окружающей среды, пока наконец не были созданы специальные программы. Рано или поздно проблемы всё равно "всплывают на поверхность", однако очевидно, что чем раньше та или иная проблема будет обнаружена и решена, тем больший ущерб удастся предотвратить [8, с.105].

Таким образом, программно-целевой метод имеет как преимущества при применении, так и недостатки. Все недостатки программно-целевого планирования связаны с недостаточностью научной базы по данному вопросу. Следовательно, для оптимизации процесса программно-целевого планирования необходимы дальнейшие и более глубокие научные разработки в этой области.




2. Использование программно-целевого метода при планировании бюджета Муниципального образования города Омска

2.1 Социально-экономическая характеристика города Омска

Город Омск основан 2 августа 1716 года и обладает статусом города с 1782 года. К вопросам местного значения муниципального образования город Омск относятся:

-                   формирование, утверждение, исполнение бюджета города Омска и контроль за его исполнением;

-                   установление, изменение и отмена местных налогов и сборов;

-                   владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Омска;

-                   обеспечение малоимущих граждан, проживающих на территории города Омска и нуждающихся в улучшении жилищных условий;

-                   создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах города Омска;

-                   организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам;

-                   организация оказания на территории города Омска первичной медико-санитарной, скорой медицинской помощи;

-                   создание условий для обеспечения жителей города Омска услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания и иное.

Рассмотрим финансовое положение города Омск. Для этого рассмотрим основные показатели бюджета города Омска за 2009 год.

Итак, доходы бюджета города формируются за счет 3 источников:

-              налоговых доходов;

-              неналоговых доходов;

-              безвозмездных поступлений.

Бюджет городского округа на 2009 год утвержден по доходам в сумме 13793 млн. рублей. Бюджет по доходам исполнен в сумме 13 816 млн. рублей или на 100,2 % к утвержденному плану. Такие данные свидетельствуют о том, что прогноз был осуществлен максимально точно, что свидетельствует об использовании наиболее правильной методике планирования доходов бюджета.

В структуре доходной части бюджета наибольший удельный вес занимают налог на доходы физических лиц – 35,1%, налоги на имущество – 24,4%, доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности - 15,1%, налоги на совокупный доход – 9,3%.

Финансирование расходов в отчетном периоде производилось в рамках утвержденного бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью и сметами расходов получателей средств по казначейской системе исполнения бюджета. Расходы городского бюджета осуществлялись в структуре классификации операций сектора государственного управления, функциональной классификации расходов бюджетов РФ, с учетом дополнительных кодов в пределах годовых лимитов бюджетных обязательств.

Бюджет городского округа на 2009 год утвержден по расходам в сумме 14825 млн. рублей. Исполнение бюджета города Омска за 2009 год по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов в сумме 14 373 млн. рублей, что составляет 96,9 % к утвержденному плану. То есть, расходов произведено меньше, чем было запланировано. Это , конечно, является положительным моментом для финансового положения города и ведет к сокращению дефицита бюджета (по сравнению с запланированным), но в то же время это говорит о неточном планировании расходов бюджета.

Следует отметить увеличение общей суммы расходов бюджета города Омск в 2009 году на 1,6%. Это связано с тем, что в 2009 году из бюджета города Омска предоставляются субсидии в большем размере на:

-              на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов;

-              на компенсацию недополученных доходов от предоставления льгот на услуги муниципальных бань города Омска;

-              на компенсацию недополученных доходов от перевозки пассажиров и багажа городским автомобильным и электрическим (кроме железнодорожного) транспортом, в том числе по садовым маршрутам;

-              на компенсацию недополученных доходов в связи с установлением льгот на проезд в городском муниципальном транспорте некоторым категориям граждан;

-              на возмещение расходов субъектам малого и среднего предпринимательства города Омска, осуществляющим инновационную деятельность на территории города Омска;

-              на возмещение затрат общественных организаций, осуществляющих на территории города Омска деятельность, направленную на поддержку семьи, старшего поколения, инвалидов, ветеранов войны и военной службы и прочее.

Дефицит бюджета за 2009 год сложился в размере 556,9 тыс. рублей. На покрытие дефицита бюджета и погашение муниципального долга в отчетном году привлекались заемные средства в сумме 214,7 тыс. руб.

Таким образом, доходы бюджета города Омска за 2009 год составили 13,8 млрд.руб, что превышает утвержденный план на 0,2% .Стоит отметить, что объем доходов 2009 года увеличился на 1,6% по сравнению с 2008 годом. Расходы же бюджета составили 14,4 млрд.руб, что меньше 3,1% утвержденного плана. Дефицит бюджета за 2009 год составил 556,9 тыс.руб., на покрытие которого привлекались заемные средства. Такие данные позволяют судить о благоприятных социально-экономических тенденциях развития города Омска, поскольку дефицит бюджета не превышает предельное значение размера дефицита бюджета муниципального образования, установленного бюджетным кодексом (10% от объема доходов).

Главная стратегическая цель развития города – это повышение качества жизни его жителей. Для достижения этой цели Администрация Омска осуществляет свою деятельность сразу в нескольких направлениях. Продолжается реализация долгосрочных целевых программ, ведомственных программ развития в различных сферах: здравоохранение, образование, культура, спорт, строительство, общественная безопасность. Муниципалитет занимается поддержкой инвестиционной деятельности, потребительского рынка Омска, международных и внешнеэкономических связей. Все это влияет на социально-экономическое развитие города в целом.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.