Источники формирования государственных доходов
Содержание
Введение. 2
1. Источники формирования государственных
доходов. 4
1.1 Виды
государственных доходов. 4
1.2 Источники
поступления государственных доходов. 5
1.3 Классификация
доходов. 8
1.4 Централизованные
и децентрализованные доходы. 14
Заключение. 19
Тестовое задание. 20
Список литературы.. 21
Понятие «государственные
доходы»
Любому государству для
выполнения своих задач и функций необходимы денежные средства, обеспечивающие
финансирование всей государственной деятельности. Поэтому в собственность
государства направляется часть национального дохода страны в виде различных по
своей юридической природе поступлений, за счет которых формируются
государственные доходы. Достаточная обеспеченность государства финансовыми
ресурсами — одно из необходимых условий эффективного функционирования системы
государственной власти и, как следствие, успешного выполнения государством
своих задач и функций. Поскольку само государство — учреждение постоянное, то и
потребности его в финансовых ресурсах также явление постоянное.
В юридической литературе
под государственными доходами традиционно понимается часть национального дохода
страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные
виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью
создания финансовой базы, необходимой для выполнения его задач по осуществлению
социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а
также функционирования государственных органов. Вместе с тем понятие
«государственный доход» можно рассматривать как централизованные денежные
поступления в государственный бюджет, осуществляемые на основании бюджетного
законодательства соответствующего государства (в нашем случае Российской
Федерации), а также прибыль государственных предприятий и учреждений,
коммерческих организаций, в которых государство в лице органов государственной
власти имеет право на долю в уставном (складочном) капитале (например, ОАО
«Газпром», ОАО «Россельхозбанк»).
В рассмотренном
определении понятия «государственный доход» есть некоторое упущение: указаны
лишь денежные средства, выступающие в качестве государственных доходов. Вместе
с тем государство может в результате товарообменной операции получить товарную
продукцию или недвижимое имущество, стоимостное выражение которого можно
отразить в соответствующих статьях бюджета. Здесь следует подчеркнуть, что
основным моментом является извлечение дохода как в денежной, так и в
натуральной формах. Также важен тот факт, что «все бюджетные правоотношения
действуют в границах финансового года, но имеют возобновляющийся характер». В
связи с этим в определении было бы целесообразно указать период времени, в
течение которого получен данный государственный доход.
На основании изложенного
понятие «государственный доход» можно определить как имущество, приобретаемое
государством за определенный период времени (финансовый год) в соответствии с
группами доходов бюджета Российской Федерации (централизованный доход), а также
имущество, приобретенное за указанный период государственными учреждениями,
предприятиями и коммерческими организациями, в которых часть уставного капитала
состоит из вклада Российской Федерации (децентрализованный доход).
1. Источники формирования
государственных доходов
1.1 Виды государственных доходов
В зависимости от
характера деятельности государственные доходы можно подразделить на внутренние
и внешние. Первые образуют ресурсы государства. Ко вторым относятся
национальный доход и национальное богатство зарубежных государств. Они
возникают в результате осуществления специальных финансовых и нефинансовых
методов международного перераспределения (изъятия) стоимости. В историческом
плане наблюдались различные формы пополнения государственной казны за счет
успешно проводимых войн, захватов и тому подобных способов агрессии (дань,
контрибуция и т. д.), с одной стороны. С другой стороны, длительное время
существовали финансово-экономические методы аннексии (например, эмиссия
зарубежных денежных знаков, демпинговая политика, принудительные финансовые
клиринги).
Карл Рау в своей работе «Основные
начала финансовой науки»предлагал осуществлять деление доходов на: 1)
приобретаемые правительством, или промышленные, то есть те, которые государство
приобретает собственной хозяйственной деятельностью в виде доходов от
государственных имуществ, казенных предприятий, фабрик, заводов и т. п.; 2)
требуемые правительством, то есть те, которые государство получает в форме
налогов с подданных.
Позднее Адольф Вагнер в
своей работе «Финансовое хозяйство» предложил деление государственных доходов
на частно-хозяйственные и государственно-хозяйственные. Так, первые происходят
от государственных имуществ, промыслов, промышленных учреждений, а вторые
государство получает принудительно в виде разного рода платежей за оказываемые
государством отдельным подданным услуги (пошлины) или за самую принадлежность
лица к определенному государству (налоги).
1.2 Источники поступления государственных доходов
Финансово-правовой анализ
состава государственных доходов показал, что наиболее надежными являются те из
них, которые непосредственно получаются с подданных государств в виде разного
рода налогов, так как общая масса народного дохода довольно постоянна в своей
величине и в своем развитии, между тем как доходы от государственных имуществ и
от казенных предприятий зависят от различных более или менее случайных
обстоятельств. Кроме условия постоянства требуется еще, чтобы источник доходов
не нарушал ничьих гражданских прав, был бы согласен с требованиями
справедливости и чтобы получался легко, с возможно меньшими затруднениями для
казны и плательщиков.
Очевидно, что доходы,
получаемые от налогов, отвечают этим требованиям, однако современные
государства пока не отказались от иных доходов, не связанных с налоговыми
платежами. Так, например, до последнего времени были широко распространены
различные международные займы. Многовековой финансовой практике и современной
финансовой науке известны пять основных вида поступлений в государственный
бюджет:
1) налоговые доходы;
2) займы.
3) неналоговые доходы.
4) эмиссия;
5) трансферты.
В каждый период развития
государства их соотношение неодинаково и определяется различными факторами, в
том числе характером кредитно-денежной и финансовой политики; экономическим
состоянием страны и конкретными особенностями исторического периода.
Налоговые поступления
присущи мирному политически стабильному периоду развития государства. Они
служат основой для всех звеньев бюджетной системы совершенных стран. Принципы и
механизм налогообложения формируются государством и находят свое выражение в
финансовой политике государства.
Государственные займы
являются по своему значению вторым видом поступлений. Этот вид имеет
тысячелетнюю историю, но получил широкое распространение только в XX веке,
особенно в последнее время. При этом государственные займы как таковые не
являются доходами в истинном смысле. Это денежные средства на возвратной
основе, да еще и с определенной платой в виде процентов. Их положительная
сторона состоит в возможности удовлетворения временных неотложных нужд при
чрезвычайных обстоятельствах.
Третий источник
поступлений бюджета объединяет неналоговые доходы. К ним относятся поступления
от государственного имущества, его содержания, эксплуатации и реализации.
Данный вид поступлений носит специфический характер, суть которого заключается
в результативном функционировании государственного достояния. Небольшие доходы
в казну поступают от государственных предприятий, в виде дивидендов по акциям,
находящимся в собственности у государства, и от ряда других источников.
Четвертый вид поступлений
государственного бюджета — это эмиссия денежных знаков. Как правило, данный вид
финансирования государственного бюджета используют для покрытия бюджетного
дефицита, возникающего при превышении расходов бюджета над его доходами.
Эмиссия, так же как и займы, является, образно выражаясь, негласным
поступлением бюджета, о ее применении широкая общественность узнает постфактум.
Так по сообщению
информационного агентства «Росбалт» - Денежная эмиссия в РФ составит в IV
квартале триллион рублей
Примерно на 0,8-1 трлн.
рублей дефицит бюджета РФ текущего квартала будет профинансирован за счет
средств Резервного фонда, то есть на эту сумму будет осуществлена эмиссия
рублей. С таким предположением выступили аналитики Банка Москвы.Напомним, что,
согласно предварительной оценке Минфина, расходы федерального бюджета в
январе-сентябре текущего года составили 6,7 трлн. рублей. Учитывая, что всего
на год запланировано 10,3 трлн. рублей расходов, в IV квартале должно быть
израсходовано более 3,5 трлн. Исходя из правительственного прогноза исполнения
бюджета, дефицит в оставшиеся три месяца может превысить 1,6 трлн. рублей.
«Мы полагаем, что все
запланированные расходы в этом году осуществлены не будут, в то время как
доходы, напротив, превысят правительственный прогноз, — отмечается в обзоре
Банка Москвы. — В результате дефицит бюджета в текущем квартале составит
1,1-1,2 трлн. рублей, а по всему году — 1,8-1,9 трлн. рублей (4-4,2% ВВП).
Примерно на 0,8-1,0 трлн. рублей дефицит текущего квартала будет
профинансирован за счет средств Резервного фонда (где на 1 октября оставалось
1,2 трлн.), то есть на эту сумму будет осуществлена эмиссия рублей».
Авторы обзора замечают,
что эмитированные средства не сразу окажутся в экономике. «Скорее всего,
значительная их часть будет стерилизована на депозитах в ЦБ и ОБР (обязательные
банковские резервы — ред.). Сейчас в этих инструментах находится более 1,5 трлн.
рублей «лишних» денег, а к началу нового года в них может быть аккумулировано
порядка 2,5 трлн.», — полагают экономисты банка. Эти средства могли бы стать
«серьезным резервом» для увеличения кредитования. «Но если спроса на кредиты не
будет, а внешняя конъюнктура ухудшится, то вся эта ликвидность, скорее всего,
хлынет на валютный рынок с очевидными последствиями для национальной валюты», —
прогнозируют авторы обзора.
Пятый вид бюджетных
поступлений — трансферты (финансовая помощь) — имеет место исключительно в
странах со сложной бюджетной системой, состоящей из нескольких бюджетных
уровней. Трансферты включают дотации, субвенции, субсидии и другие выплаты
вышестоящих бюджетов нижестоящим уровням бюджетной системы.
доход
государственный бюджет централизованный
Состав и особенно
структура доходов государственного бюджета в каждом конкретном случае строго
индивидуальны в зависимости от характера, типа государства, времени, периода,
особенностей социально-экономического развития. В своей работе хочу представить
следующую классификацию доходов:
1 по
социально-экономическому признаку (основана на «существующем различии форм
собственности, закрепленных Конституцией РФ (ч. 2. ст. 8)») — доходы,
поступающие от: государственных предприятий и организаций;
муниципальных организаций
и предприятий; негосударственных организаций и предприятий;
совместных предприятий,
иностранных предприятий и организаций, действующих на территории РФ;
граждан;
2 по территориальному
признаку:
федеральные;
региональные;
местные;
3 по методу мобилизации —
государственные и муниципальные доходы подразделены на обязательные и
добровольные доходы, при этом к обязательным относят большую часть поступлений
в бюджет, они являются безвозвратными и безвозмездными.
Хочу подчеркнуть, что
признак безвозмездности присущ не всем видам государственных доходов. Например,
сборы имеют в качестве своей основной характеристики, кстати, отличающей их от
налогов, индивидуальную возмездность; возмездными являются также поступления от
использования государственной собственности, от оказания платных услуг
государственными органами. Необязательные — средства, привлекаемые в виде
займов, пожертвований и др.;
4 по форме образования:
налоговые;
Налогам свойственны
признаки обязательности и индивидуальной безвозмездности по юридической форме,
регулярности поступления от определенного налогооблагаемого объекта. Однако
более разнообразными по формам и методам взимания являются неналоговые платежи
и поступления.
неналоговые
·
платежи штрафного
характера (суммы, полученные от реализации конфискованного имущества; взимаемые
штрафы);
·
поступлений за
выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических
условий;
·
санкций за
нарушение порядка применения цен;
·
доходы от
использования объектов федеральной собственности, собственности субъектов РФ и
муниципальной собственности (например, плата за воду);
·
доходы от
деятельности государственных или муниципальных органов, предприятий и
организаций;
·
доходы от продажи
имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
Так в России, по
сообщению главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной. В 2011 - 2013 годах
доход государства от приватизации может составить 600 - 700 млрд. рублей. В
2011 году государство, по оценке министерства, может получить от приватизации
более 200 млрд. рублей.
По прогнозу Минфина,
доход бюджета от продажи госдолей в ряде компаний до 2013 года составит 883,5 млрд.
рублей, в 2011 году - около 298 млрд. рублей.
Ранее Минфин внес на
рассмотрение правительства предложение по приватизации в 2011- 2013 годах ряда
госкомпаний, среди которых - "Транснефть" "Роснефть",
"ФСК ЕЭС", "РусГидро", "Сбербанк", ВТБ, РЖД,
"Совкомфлот", "Россельхозбанк" и АИЖК. Как сообщалось,
предложение Минфина было одобрено премьер-министром РФ Владимиром Путиным
·
административные
платежи и сборы (сборы ГИБДД и др.);
·
суммы, получаемые
в возмещение ущерба;
·
доходы от
внешнеэкономической деятельности;
·
поступления от
продажи государственных ценных бумаг;
Страницы: 1, 2
|