рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Источники формирования и направления расходования региональных бюджетов


Как видим, главное место (около 40%) в расходах занимают ассигнования на народное хозяйство (промышленность, энергетика, строительство, сельское хозяйство и рыболовство, транспорт, дорожное хозяйство, связь, жилищно-коммунальное хозяйство), на втором месте — расходы на социально-культурные мероприятия (образование, культура и искусство, здравоохранение и физическая культура, социальная политика) — более 25%; расходы на управление и содержание правоохранительных органов составляют примерно 8%.

Следует отметить, что региональные бюджеты являются наиболее весомым источником бюджетного финансирования расходов на сельское хозяйство и рыболовство (48% всех расходов консолидированного бюджета Российской Федерации), на транспорт, дорожное хозяйство и информатику — 43% расходов.

Велика роль региональных бюджетов в финансировании промышленности, энергетики и строительства — более 32% расходов консолидированного бюджета России, жилищно-коммунального хозяйства — 30%, здравоохранения — 33%, культуры и искусства — 34%.

Развитие производительных сил, рост производства новых видов химической и биологической продукции, химизация сельского хозяйства, увеличение числа городов и городского населения усиливают нагрузку на природу, приводят к резким нарушениям природной среды. Это отрицательно сказывается на условиях жизни населения и требует, в свою очередь, увеличения затрат общества на поддержание необходимого состояния окружающей среды. Поэтому одной из постоянно возрастающих статей расходов региональных бюджетов являются ассигнования на охрану окружающей среды, через которые проходит примерно 40% бюджетных расходов на эти цели.

До недавнего времени почти все финансирование охраны окружающей среды производилось за счет средств ведомств и предприятий. Но с переходом предприятий и организаций на самоокупаемость наблюдается тенденция к снижению участия предприятий в природоохранных мероприятиях, так как это ведет к удорожанию продукции и ухудшению их финансового состояния. Кроме того, следует отметить, что ведомственное финансирование охраны окружающей среды зачастую недостаточно эффективно, поскольку мероприятия не всегда скоординированы, а средства распыляются.

В этих условиях возрастает роль бюджетного финансирования, в том числе за счет региональных бюджетов. Все в большей степени по каналам этих бюджетов будут финансироваться мероприятия по развитию систем водоснабжения и канализации, мусоропереработке и захоронению бытовых отходов, защите водных, лесных, земельных ресурсов от результатов хозяйственной деятельности.



2. Источники формирования и направления расходования бюджета Удмуртской республики


Удмуртская Республика – индустриально развитый район со значительным экономическим потенциалом, который входит в состав Приволжского федерального округа.

На уровне республики не существует законов, регламентирующих саму процедуру принятия бюджета. Приходится руководствоваться Положением о порядке принятия закона о бюджете, утвержденным Госсоветом в 1999 г.

Создание бюджета Удмуртской Республики соответствует общей схеме создания бюджета субъекта Федерации. Оно состоит из следующих этапов.

На первом этапе Министерство финансов Российской Федерации доводит до сведения финансовых органов субъекта Федерации основные макроэкономические параметры и методику расчета бюджета. В то же время комитет по экономике администрации субъекта готовит собственные расчеты по региональной экономике. Финансовый орган, руководствуясь указаниями Министерства финансов РФ и комитета по экономике, доводит сведения до финансовых органов муниципалитетов порядок подготовки проекта бюджета и принимает от собственных бюджетных учреждений заявки на финансирование в следующем году.

На втором этапе подготовленный финансовым управлением проект бюджета попадает на рассмотрение в администрацию субъекта Федерации, после чего проект бюджета согласовывается с Министерством финансов РФ. Практически параллельно идет согласования финансовым органом субъекта Федерации параметров местных бюджетов. Только после согласования бюджета субъекта Федерации финансовый орган может окончательно согласовать бюджеты муниципалитетов.

Далее проект бюджета передается в законодательный орган власти, который утверждает закон о бюджете.

Анализ формирования бюджета Удмуртской Республики представлен в таблицах:


Таблица 3.Бюджет Удмуртской Республики на 2007год

Наименование

Сумма,

тыс. руб.

1

2

Доходы

8 822430

Налоговые доходы

5 650 465

Неналоговые доходы

299 768

Безвозмездные перечисления

1 631 117

Целевой бюджетный территориальный дорожный фонд УР

1 241 080

Расходы

10 454 271

Общегосударственные вопросы

470 678

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

397 545

Национальная экономика

1 072 410

Жилищно-коммунальное хозяйство

25 740

Охрана окружающей среды

54 445

Образование

286 109

Культура, кинематография и средства массовой информации

107 780

Здравоохранение и спорт

778 654

Социальная политика

1 015 377

Финансовая помощь бюджетам других уровней

3 250 597

Прочие

2 995 026

Дефицит

1 631 841

Баланс

10 454 271


Таблица 4.Источники финансирования дефицита бюджета Удмуртской Республики на 2007год

Наименование

Сумма,

тыс. руб.

Кредиты банков и бюджетные ссуды

200 000

Поступления от продажи акций (имущества), находящихся в собственности Удмуртской Республики

510 000

Прочие источники внутреннего финансирования – всего

в том числе:

поступления по отдельным соглашениям

дополнительная финансовая помощь из федерального бюджета на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета

600 000


300 000

300 000

Остатки средств бюджета на начало отчетного года

321 841

Итого

1 631 841


Таблица 5.Бюджет Удмуртской Республики на 2008 год

Наименование

Сумма,

тыс. руб.

Доходы

12 428 676

Налоговые доходы

10 691141

Неналоговые доходы

219 565

Безвозмездные перечисления

1 517 970

Расходы

14 124 502

Общегосударственные вопросы

910 190

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

603 229

Национальная экономика

3 205 313

Жилищно-коммунальное хозяйство

28 139

Охрана окружающей среды

48 000

Образование

861 814

Культура, кинематография и средства массовой информации

262 346

Здравоохранение и спорт

1 080 334

Социальная политика

1 499 662

Межбюджетные отношения

в том числе:

Финансовая помощь бюджетам других уровней

5 625 475


2 430 333

Дефицит

1 695 826

Баланс

14 124 502


Таблица 6.Источники финансирования дефицита бюджета Удмуртской Республики на 2008 год

Наименование

Сумма, тыс. руб.

Получение кредитов по кредитным соглашениям и договорам, заключенным от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных внебюджетных фондов

370 000

Продажа (уменьшение стоимости) акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной и муниципальной собственности

400 000

Остатки средств бюджетов

721 852

Прочие источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации

203 974

Итого

1 695 826


Таблица 7.Сравнительный анализ бюджетов Удмуртской Республики

на 2007 и 2008 года

Наименование

Удельный вес в

2007 г., в % к итогу

Удельный вес в

2008 г., в % к итогу

Доходы

100

100

Налоговые доходы

64,0

86,0

Неналоговые доходы

3,4

1,8

Безвозмездные перечисления

18,5

12,2

Доходы целевых бюджетных фондов

14,1

0

Расходы

100

100

Общегосударственные вопросы

4,6

6,5

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

3,8

4,3

Национальная экономика

10,3

22,7

Жилищно-коммунальное хозяйство

0,3

0,2

Охрана окружающей среды

0,5

0,3

Образование

2,7

6,1

Культура, кинематография и средства массовой информации

1,0

1,9

Здравоохранение и спорт

7,4

7,6

Социальная политика

9,7

10,6

Межбюджетные отношения

31,1

39,8

Прочие

28,6

-

Дефицит (к итогу баланса)

15,6

12,0


Сравнительный анализ этих бюджетов показал, что планируется увеличить налоговые поступления и уменьшить неналоговые доходы и безвозмездные перечисления из федерального бюджета. Что касается расходов, то в значительный мере они направляются на развитие национальной экономики (это топливо и энергетика, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, транспорт и др.), социальную политику и финансовую помощь бюджетам других уровней. Следует обратить внимание на то, что из федерального бюджета Удмуртская Республика получает финансовую помощь в объеме 1 517 970 тыс. руб. (2008 г.), а в бюджеты органов местного самоуправления перечисляет 2 430 333 тыс. руб. Это свидетельствует о том, что бюджет субъекта Федерации в значительной мере является своеобразным передаточным звеном бюджетной системы, потому что органы местного самоуправления практически лишены собственной налоговой базы. В 2008 г. в большей степени уделено внимание образованию. На образование направлено денежных средств на 3,4% больше по сравнению с 2007 г.

Предложенный бюджет в 2007 г. имеет дефицит, находящийся на грани дозволенного федеральным законом (15%). В 2008 г. дефицит уменьшился на 3,6%. В 2007 г. 31,3% дефицита было профинансировано за счет поступлений от продажи имущества, находящегося в собственности Удмуртии. В 2008г. поступления от продажи имущества покрывали всего 23,6% дефицита. «Традиция» закрывать бюджетный дефицит госсобственностью весьма прочно закрепилась в республике. По мнению экспертов, в последующие года у региональной власти не останется крупных предприятий, продав которые можно будет получить большие деньги.

Для анализа устойчивости регионального бюджета необходимо выделить регулирующие и собственные доходы. Собственные доходы – виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ. Регулирующие – федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым установлены нормативы отчислений в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год.



Таблица 8.Распределение регулирующих и собственных доходов бюджета Удмуртской Республики в 2007 – 2008 гг.

Наименование

Сумма в

2007 г., тыс. руб.

Сумма в

2008 г., тыс. руб.

1

2

3

Регулирующие доходы

7 174 040

11 174 103

Налоги на прибыль организаций

2 120 704

3 006 838

Налог на доходы физических лиц

1 744 198

4 231 500

Налоги на товары и услуги

722 032

1 672 143

Лицензионные и регистрационные сборы

2 850

-

Налоги на совокупный доход

118 180

281 524

Платежи за пользование природными ресурсами

834 959

374 128

Государственная пошлина*

-

75 000

Безвозмездные перечисления

1 631 117

1 517 970

Прочие


15 000

Собственные доходы

1 648 390

1 254 573

Налог с продаж (в части погашения задолженности прошлых лет)**

20 120

-

Налог на игорный бизнес

30 000

49 476

Налог на имущество организаций

57 422

985 532

Неналоговые доходы

299 768

219 565

Целевой бюджетный территориальный дорожный фонд Удмуртской Республики

1 241 080

-

*Государственная пошлина была введена с 1.01.2005 г. на федеральном уровне.

**Налог с продаж отменен с 2004 г.


Проанализировав систему показателей, можно сделать вывод о неустойчивом бюджете Удмуртской Республики. Он характеризуется недостаточной самостоятельностью в формировании доходной части, средним уровнем финансовой зависимости от Центра (дотационностью) и низким уровнем собственных источников формирования доходов.

Зависимость Удмуртского бюджета от регулирующих налогов увеличилась в 2 раза. Доля безвозмездных перечислений в доходах бюджета уменьшилась на 3%, но осталась на среднем уровне устойчивости бюджета.

Заключение


Региональные бюджеты — центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.

В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.

В последнее десятилетие наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется.

Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется.

С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации. Именно они обеспечивающие жизнедеятельность и функционирование субъекта, определяют в целом экономический смысл его существования, и поэтому вопросы, относящиеся к проблеме формирования доходов экономических субъектов, достаточно актуальны на сегодняшний день.

Удмуртская Республика является субъектом Российской Федерации и имеет собственный бюджет. Бюджет Удмуртской Республики относится ко второму уровню бюджетной системы РФ.

Налоги являются основным элементом формирования доходной части регионального бюджета, при этом регулирующие налоги доминируют над собственными. Проанализировав бюджет Удмуртской Республики с помощью коэффициентов бюджетной обеспеченности, автономии, дотационности и соотношения регулирующих и собственных доходов, можно сделать вывод о неустойчивом бюджете региона. Для достижения устойчивого положения бюджета региона необходимо проводить мониторинг и контролинг бюджетных потоков, которые, в свою очередь, являются элементами финансовой тактики и стратегии бюджета субъекта Федерации.


местный финансы бюджет региональный


Список литературы


1.              Бюджетный кодекс РФ.

2.              Годин А.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. – 752 с.

3.              Евсеев П. И., Ялбулганов А. А. Проблемы правового регулирования полномочий субъектов Российской Федерации в сфере бюджетных отношений. // Журнал российского права. – 2007. - №2

4.              Закон Удмуртской Республики «О бюджете Удмуртской Республики на 2007 год» // Известия Удмуртской Республики. – 2007. - №1

5.              Закон Удмуртской Республики «О бюджете Удмуртской Республики на 2008 год» // Известия Удмуртской Республики. – 2008. - №1

6.              Осипов А. К., Конярова Э. К. Формирование устойчивого бюджета региона – субъекта Российской Федерации. – Ижевск.: Издательский дом «Удмуртский университет», 2008. – 176 с.

7.              Яндиев М. И. Финансы региональных органов власти . – М.: Финансовый издательский дом «Деловой экспресс», 2009. – 360 с.


Размещено на


Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.