Реформа задумывалась в первую очередь
как антиинфляционная мера, направленная против различного рода злоупотреблений,
хищений и спекуляций. Вторым по значимости аспектом реформы был
пропагандистский: отмена карточной системы для пережившего тяготы войны
населения должна была означать ликвидацию жесткого распределения продуктов и
продемонстрировать силу и выносливость советской экономики.
Реформа готовилась в обстановке
строжайшей секретности, однако информация о её подготовке всё же просочилась в
народ, началась предреформенная лихорадка.
13 декабря в «Известиях» было
опубликовано постановление Совета министров СССР и ЦК ВКП (б) № 3866 от 14
декабря 1947 года «О проведении денежной реформы и отмене карточек на
продовольственные и промышленные товары».
Его основные положения сводились к
следующему:
1.
Были выпущены
новые деньги образца 1947 года. Все старые деньги подлежали обмену в
соотношении 10 руб. старого образца на 1 руб. нового образца; не подлежала
обмену только разменная монета.
2.
Обмен наличных
денег предполагалось провести в течении недели, начиная с 16 декабря. Только в
отдалённых районах период обмена мог быть увеличен до двух недель;
3.
В течение всего
периода обмена можно было производить платежи старыми деньгами, но из расчёта
одной десятой их нарицательной стоимости.
4.
Была разработана
сложная система переоценки вкладов в сбербанках: вклады до 3 тыс. руб.
обменивались без изменения в номинальной сумме, т.е. переоценивались рубль в
рубль, а свыше 3 тыс. руб. действовала сложная система градаций вкладов,
состоящая в том, что чем больше была сумма вклада в старых деньгах, тем дешевле
стоил каждый рубль по отношению к новому.
Одновременно с проведением денежной
реформы с 16 декабря была отменена карточная система снабжения продовольственными
и промышленными товарами, отменены коммерческие цены и введены единые розничные
цены на продовольствие и промтовары. Причём, если на хлеб, муку, крупу и
макароны цены были снижены в среднем на 10% по сравнению с действовавшими
пайковыми ценами, то на остальные виды продовольствия цены были оставлены на
уровне пайковых. Цены на продовольственные товары были в целом выше довоенных
и, за исключением необходимого минимума, недоступными для большинства
населения.
Вслед за объявлением о денежной
реформе и отмене карточной системы выходит постановление Совета министров СССР
№ 3867 от 14 декабря 1947 года «О нормах продажи продовольственных и
промышленных товаров в одни руки». В соответствии с ним устанавливались такие
например, предельные нормы отпуска товаров в одни руки: хлеб печёный - 2 кг;
крупа, макаронные изделия – 1 кг; мясо и мясопродукты – 1 кг; колбасные изделия и копчёности – 0,5 кг; сметана – 0,5 кг; молоко – 1 л; сахар – 0,5 кг; хлопчатобумажные ткани 6 м; нитки на катушках – 1 катушка; чулки - носки – 2 пары;
обувь кожаная, текстильная, резиновая – по 1 паре каждой; мыло хозяйственное -
1 кусок; мыло туалетное – 1 кусок; спички – 2 коробка; керосин – 2 литра и т.д.
Указанные нормы распространялись
также на кооперативную торговлю в сельских местностях. Большая часть
установленных послевоенных норм действовала на протяжении десятилетия и была
отменена только приказом Министерства торговли СССР № 306 от 13 августа 1958
года. Но на часть продуктов – хлеб и хлебобулочные изделия, мясо и колбасы,
сахар и животное масло и яйца нормы оставались до 1963 года, хотя и были
пересмотрены в сторону увеличения. Ход реформы, а также её первые результаты
находились под строжайшим контролем органов внутренних дел и госбезопасности.
Свидетельства тому – ежедневный скрупулёзный сбор информации органами МВД и
направление её в адрес руководителей страны. Всего с конца ноября 1947 года по
январь 1948 года насчитывается 10 таких докладных записок. В них отражаются
формы и методы злоупотреблений, связанных с реформой. В целом все
злоупотребления делятся на две категории. Первая злоупотребления в торговой
сети, которые, невзирая на разные формы, сводится к сокрытию товара от
переучёта с целью продажи его на деньги нового образца и к изъятию товаров с
внесением за них старых денег. Вторая – злоупотребления в финансовых органах,
выразившиеся в основном в незаконном приёме денежных вкладов или их дроблении
после установленного срока (14 декабря).
В ходе денежной реформы1961 года
произошла фактическая деноминация рубля. Находившиеся в обращении денежные
знаки обменивались в соотношении 1:10. Одновременно были уменьшены в десять раз
цены на товары, на все виды доходов, на платёжные обязательства и т.д.
В условиях строгой централизации и
плановой системы управления народным хозяйством понятие денежного обращения
связывали только с обращением наличных денег. При плановой системе
ценообразования именно в этой сфере быстрее и сильнее всего проявлялись
экономические и социальные последствия нарушения закона денежного обращения.
Это проявлялось в росте цен на товары народного потребления, в нарастающем
дефиците товаров, а следовательно в снижении уровня жизни населения.
Контроль за массой наличных денег
осуществлялся методом прямого планирования её величины и темпов роста. Так,
путём составления кассового плана Госбанка СССР определяли потребность
народного хозяйства в наличных деньгах как в целом по стране, так и по
регионам.
В кассовом плане Госбанка СССР
устанавливалась величина наличных денег в обращении на начало и на конец
планируемого периода, что позволяло определить размер эмиссии или изъятия денег
из обращения.
Степень обеспечения наличных денег
товарами и платными услугами в планируемом периоде устанавливали с помощью
баланса денежных доходов и расходов населения, формирование которых было
связано с движением наличных денег. Однако эта сложная система планирования и
регулирования налично-денежного обращения в стране при всей её строгой
централизации и жёстком контроле за выполнением указанных планов не была
совершенной. В стране постоянно ощущался значительный разрыв между количеством
наличных денег в обращении и их товарно-материальным покрытием, что порождало
дефицит товаров и постоянный рост цен на потребительском рынке.
3.3 Деньги в постперестроечной России
Переход от административно-командной
системы управления народным хозяйством к рыночной экономике в корне изменил
представления о теории и практике планирования и регулирования денежного
обращения.
Денежная система Российской Федерации
после распада Советского Союза функционирует в соответствии с Федеральным
законом о Центральном банке РФ (Банке России) от 12 апре6ля 1995 года,
определившем её правовые основы.
Официальной денежной единицей
(валютой) в нашей стране является рубль. Введение на территории России других
денежных единиц запрещено. Соотношение между рублём и золотом или другими
драгоценными металлами Законом не установлено. Официальный курс рубля к
иностранным денежным единицам определяется Центральным банком и публикуется в
печати.
Исключительным правом эмиссии
наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории России
обладает Банк России, он отвечает за состояние денежного обращения с целью
поддержания нормальной экономической деятельности в стране.
Видами денег, имеющим законную
платёжную силу, являются банкноты и металлические монеты, которые обеспечиваются
всеми активами Банка России, в том числе золотым запасом, государственными
ценными бумагами, резервами крупных учреждений, находящихся на счетах
Центрального банка.
Образцы банкнот и монет утверждаются
Банком России. Сообщение о выпуске банкнот и монет утверждаются Банком России.
Сообщение о выпуске банкнот и монет новых образцов, а также их описание
публикуются в средствах массовой информации. Они обязательны к приёму по их
нарицательной стоимости на всей территории страны и во всех видах платежей, а
также для зачисления на счета, во вклады и для перевода. Срок изъятия старых
банкнот должен быть не менее одного и не более пяти лет; при обмене не
допускается какое-либо ограничение сумм и субъектов обмена. Банкноты и монеты
могут быть объявлены по закону недействительными (утратившими силу законного
платёжного средства). Подделка и незаконное изготовление денег преследуется по
закону.
На территории России функционируют
наличные деньги (банкноты и монеты) и безналичные деньги(в виде средств на
счетах в кредитных учреждениях). В целях организации наличного денежного
обращения на территории Российской Федерации на банк России возложены следующие
обязанности:
1)
Прогнозирование и
организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание
их резервных фондов;
2)
Установление
правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных
учреждений;
3)
Определение
признаков платёжеспособности денежных знаков и порядка замены повреждённых
банкнот и монет, а также их уничтожения;
4)
Разработка и
утверждение правил ведения кассовых операций в народном хозяйстве.
В отличие от периода существования
действительных золотых денег при бумажно-кредитном обращении, когда знаки
стоимости потеряли связь с металлической основой, Центральный банк должен
создавать определённые ограничения, сдерживающие эмиссию этих денег.
Для осуществления кассового
обслуживания кредитных учреждений, а также других юридических лиц на территории
РФ создаются расчётно-кассовые центры при территориальных главных управлениях
Банка России. Эти центры формируют оборотную кассу по приёму и выдаче наличных
денег, а также резервные фонды денежных банковских билетов и монет. Резервные
фонды представляют собой запасы не выпущенных в обращение банкнот и монет в
хранилищах ЦБР и имеют важное значение для организации и централизованного
регулирования кассовых ресурсов. Остаток наличных денег в оборотной кассе
лимитируется, и при превышении установленного лимита излишки денег передаются
из оборотной кассы в резервные фонды.
Резервные фонды банкнот и монет
создаются по распоряжению банка России, который устанавливает их величину,
исходя из размера оборотной кассы, объёма налично-денежного оборота, условий
хранения, Объективная потребность в резервных фондах обусловлена:
необходимостью удовлетворить нужды
экономики в наличных деньгах;
обновлением денежной массы в
обращении в связи с пришедшими в негодность деньгами;
поддержанием обязательного
покупюрного состава денежной массы в целом по стране и по регионам;
сокращением расходов на перевозку и
хранение денежных знаков.
Наличные деньги выпускаются в
обращение на основе эмиссионного разрешения – документа, дающего право ЦБР
подкреплять оборотную кассу за счёт резервных фондов денежных банкнот и монет.
Этот документ выдаётся Правлением Банка России в пределах эмиссионной
директивы, т.е. предельного размера выпуска денег в обращение, установленного
правительством РФ,
Все вопросы, связанные с организацией
и регулированием безналичных расчётов, устанавливаются Банком России в
соответствии с действующим законодательством. Он определяет правила, формы,
сроки и стандарты осуществления безналичных расчётов. В его обязанности входит
лицензирование расчётных систем кредитных учреждений. Законом предусмотрен
общий срок безналичных расчётов не более двух операционных дней в пределах
субъекта Федерации и не более пяти операционных дней в пределах РФ. В качестве
платёжных документов для безналичных расчётов используются платёжные поручения,
расчётные чеки, аккредитивы, платёжные требования-поручения и другие платёжные
документы, утверждённые банком России.
В связи с тем что российская денежная
единица – рубль по закону не связана с денежным металлом (золотом)
фиксированный масштаб цен отсутствует. Официальный масштаб цен рубля
устанавливается государством.
Регулирование денежного обращения,
возлагаемое на Банк России, осуществляется в соответствии с основными
направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и
утверждается в порядке, установленном банковским законодательством.
Банк России, наделённый
исключительным правом эмиссии денег, особо ответственен за поддержание
равновесия в сфере денежного обращения.
Заключение
Реформирование
административно-командной системы показало, что чем сильнее она внедрена в
экономику, тем труднее идёт процесс перехода к рынку. Это в полной мере
относится к Российской Федерации. Где за 70 лет советской власти сложились
экономические отношения в наибольшей степени отдалённые от рыночного хозяйства.
Финансовая (бюджетно-налоговая)
политика тесно переплетается с политикой кредитно-денежной и постоянно
использует её инструменты при проведении своих мероприятий. Важная особенность
финансовой политики заключается в том, что она как правило, целиком находится в
прямом распоряжении и управлении правительства и утверждающих его решения
государственных органов, в то время, как кредитно0денежными мероприятиями
обычно ведают так называемые денежные власти – учреждения типа Центрального
банка.
Если доходы и расходы правительства
совпадают, то бюджет называется сбалансированным. Если доход государства
превышает его расход, говорят о существовании профицита бюджета; в противном
случае налицо дефицит бюджета. В условиях дефицита возникает вопрос о том, как покрыть
разницу между доходами и расходами правительства. Сделать это можно тремя
способами:
путём внешних и внутренних
заимствований (за исключением прямых заимствований у собственного
государственного банка),
продажи части принадлежащих
государству активов (напр., в ходе приватизации госпредприятий);
и, наконец, путём печатания денег.
Последний способ при его активном
использовании чреват развязыванием инфляционных процессов, поэтому считается
нецивилизованным. Не случайно во многих странах прямое кредитование центральным
банком правительства (а именно это и называется печатанием денег) запрещено по
закону. Продажа государственных активов как способ финансирования бюджетного
дефицита в странах с современной рыночной экономикой значимой роли не играет по
той причине, что сама величина этих активов не является чрезмерной.
Поэтому основным инструментом
покрытия дефицита являются государственные заимствования, осуществляемые в
большинстве случаев при помощи выпуска на свободный рынок государственных д олговых
обязательств.
При определённых условиях это может
привести к весьма печальному выбору: либо отказ от выполнения долговых
обязательств (дефолт), либо массированное печатание денег и связанная с этим
опасность сползания в гиперинфляцию. Печальным примером долгового кризиса стал
объявленный 17 августа 1998 года дефолт.
Литература
1.Финансы,
денежное обращение и кредит/ Под ред. В.К. Сенчагова М.: Проспект 2000.
2. Популярная экономическая
энциклопедия/ Под ред. А.Д.Некипелова
М.:
Научное издательство «Большая Российская энциклопедия» 2001.
3. Юровский В.Е. Министр финансов Е.Ф.
Канкрин. М.: ЗАО Журнал: «Вопросы истории», 2000.
4. Цверава Г.К., Николаев Р. Деньги
белой гвардии. М.: ЗАО Журнал: «Вопросы истории», 1994.
5. Юхт А.И. Денежная реформа Петра I. М.: ЗАО Журнал: «Вопросы истории»,1994.
6.Ольшевский В.Г. Финансово-экономическая
политика советской власти в 1917- 1918 гг., тенденции и противоречия. М: ЗАО
Журнал: «Вопросы истории», 1999.
7.Из особых папок Сталина «Денежная
реформа 1947 г.» М: Наука, Журнал «Отечественная история», 1997.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|