рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты История российских денег

Реформа задумывалась в первую очередь как антиинфляционная мера, направленная против различного рода злоупотреблений, хищений и спекуляций. Вторым по значимости аспектом реформы был пропагандистский: отмена карточной системы для пережившего тяготы войны населения должна была означать ликвидацию жесткого распределения продуктов и продемонстрировать силу и выносливость советской экономики.

Реформа готовилась в обстановке строжайшей секретности, однако информация о её подготовке всё же просочилась в народ, началась предреформенная лихорадка.

13 декабря в «Известиях» было опубликовано постановление Совета министров СССР и ЦК ВКП (б) № 3866 от 14 декабря 1947 года «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары».

Его основные положения сводились к следующему:

1.                Были выпущены новые деньги образца 1947 года. Все старые деньги подлежали обмену в соотношении 10 руб. старого образца на 1 руб. нового образца; не подлежала обмену только разменная монета.

2.                Обмен наличных денег предполагалось провести в течении недели, начиная с 16 декабря. Только в отдалённых районах период обмена мог быть увеличен до двух недель;

3.                В течение всего периода обмена можно было производить платежи старыми деньгами, но из расчёта одной десятой их нарицательной стоимости.

4.                Была разработана сложная система переоценки вкладов в сбербанках: вклады до 3 тыс. руб. обменивались без изменения в номинальной сумме, т.е. переоценивались рубль в рубль, а свыше 3 тыс. руб. действовала сложная система градаций вкладов, состоящая в том, что чем больше была сумма вклада в старых деньгах, тем дешевле стоил каждый рубль по отношению к новому.

Одновременно с проведением денежной реформы с 16 декабря была отменена карточная система снабжения продовольственными и промышленными товарами, отменены коммерческие цены и введены единые розничные цены на продовольствие и промтовары. Причём, если на хлеб, муку, крупу и макароны цены были снижены в среднем на 10% по сравнению с действовавшими пайковыми ценами, то на остальные виды продовольствия цены были оставлены на уровне пайковых. Цены на продовольственные товары были в целом выше довоенных и, за исключением необходимого минимума, недоступными для большинства населения.

Вслед за объявлением о денежной реформе и отмене карточной системы выходит постановление Совета министров СССР № 3867 от 14 декабря 1947 года «О нормах продажи продовольственных и промышленных товаров в одни руки». В соответствии с ним устанавливались такие например, предельные нормы отпуска товаров в одни руки: хлеб печёный - 2 кг; крупа, макаронные изделия – 1 кг; мясо и мясопродукты – 1 кг; колбасные изделия и копчёности – 0,5 кг; сметана – 0,5 кг; молоко – 1 л; сахар – 0,5 кг; хлопчатобумажные ткани 6 м; нитки на катушках – 1 катушка; чулки - носки – 2 пары; обувь кожаная, текстильная, резиновая – по 1 паре каждой; мыло хозяйственное - 1 кусок; мыло туалетное – 1 кусок; спички – 2 коробка; керосин – 2 литра и т.д.

Указанные нормы распространялись также на кооперативную торговлю в сельских местностях. Большая часть установленных послевоенных норм действовала на протяжении десятилетия и была отменена только приказом Министерства торговли СССР № 306 от 13 августа 1958 года. Но на часть продуктов – хлеб и хлебобулочные изделия, мясо и колбасы, сахар и животное масло и яйца нормы оставались до 1963 года, хотя и были пересмотрены в сторону увеличения. Ход реформы, а также её первые результаты находились под строжайшим контролем органов внутренних дел и госбезопасности. Свидетельства тому – ежедневный скрупулёзный сбор информации органами МВД и направление её в адрес руководителей страны. Всего с конца ноября 1947 года по январь 1948 года насчитывается 10 таких докладных записок. В них отражаются формы и методы злоупотреблений, связанных с реформой. В целом все злоупотребления делятся на две категории. Первая злоупотребления в торговой сети, которые, невзирая на разные формы, сводится к сокрытию товара от переучёта с целью продажи его на деньги нового образца и к изъятию товаров с внесением за них старых денег. Вторая – злоупотребления в финансовых органах, выразившиеся в основном в незаконном приёме денежных вкладов или их дроблении после установленного срока (14 декабря).

В ходе денежной реформы1961 года произошла фактическая деноминация рубля. Находившиеся в обращении денежные знаки обменивались в соотношении 1:10. Одновременно были уменьшены в десять раз цены на товары, на все виды доходов, на платёжные обязательства и т.д.

В условиях строгой централизации и плановой системы управления народным хозяйством понятие денежного обращения связывали только с обращением наличных денег. При плановой системе ценообразования именно в этой сфере быстрее и сильнее всего проявлялись экономические и социальные последствия нарушения закона денежного обращения. Это проявлялось в росте цен на товары народного потребления, в нарастающем дефиците товаров, а следовательно в снижении уровня жизни населения.

Контроль за массой наличных денег осуществлялся методом прямого планирования её величины и темпов роста. Так, путём составления кассового плана Госбанка СССР определяли потребность народного хозяйства в наличных деньгах как в целом по стране, так и по регионам.

В кассовом плане Госбанка СССР устанавливалась величина наличных денег в обращении на начало и на конец планируемого периода, что позволяло определить размер эмиссии или изъятия денег из обращения.

Степень обеспечения наличных денег товарами и платными услугами в планируемом периоде устанавливали с помощью баланса денежных доходов и расходов населения, формирование которых было связано с движением наличных денег. Однако эта сложная система планирования и регулирования налично-денежного обращения в стране при всей её строгой централизации и жёстком контроле за выполнением указанных планов не была совершенной. В стране постоянно ощущался значительный разрыв между количеством наличных денег в обращении и их товарно-материальным покрытием, что порождало дефицит товаров и постоянный рост цен на потребительском рынке.


3.3 Деньги в постперестроечной России


Переход от административно-командной системы управления народным хозяйством к рыночной экономике в корне изменил представления о теории и практике планирования и регулирования денежного обращения.

Денежная система Российской Федерации после распада Советского Союза функционирует в соответствии с Федеральным законом о Центральном банке РФ (Банке России) от 12 апре6ля 1995 года, определившем её правовые основы.

Официальной денежной единицей (валютой) в нашей стране является рубль. Введение на территории России других денежных единиц запрещено. Соотношение между рублём и золотом или другими драгоценными металлами Законом не установлено. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется Центральным банком и публикуется в печати.

Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории России обладает Банк России, он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране.

Видами денег, имеющим законную платёжную силу, являются банкноты и металлические монеты, которые обеспечиваются всеми активами Банка России, в том числе золотым запасом, государственными ценными бумагами, резервами крупных учреждений, находящихся на счетах Центрального банка.

Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России. Сообщение о выпуске банкнот и монет утверждаются Банком России. Сообщение о выпуске банкнот и монет новых образцов, а также их описание публикуются в средствах массовой информации. Они обязательны к приёму по их нарицательной стоимости на всей территории страны и во всех видах платежей, а также для зачисления на счета, во вклады и для перевода. Срок изъятия старых банкнот должен быть не менее одного и не более пяти лет; при обмене не допускается какое-либо ограничение сумм и субъектов обмена. Банкноты и монеты могут быть объявлены по закону недействительными (утратившими силу законного платёжного средства). Подделка и незаконное изготовление денег преследуется по закону.

На территории России функционируют наличные деньги (банкноты и монеты) и безналичные деньги(в виде средств на счетах в кредитных учреждениях). В целях организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации на банк России возложены следующие обязанности:

1)                Прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;

2)                Установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных учреждений;

3)                Определение признаков платёжеспособности денежных знаков и порядка замены повреждённых банкнот и монет, а также их уничтожения;

4)                Разработка и утверждение правил ведения кассовых операций в народном хозяйстве.

В отличие от периода существования действительных золотых денег при бумажно-кредитном обращении, когда знаки стоимости потеряли связь с металлической основой, Центральный банк должен создавать определённые ограничения, сдерживающие эмиссию этих денег.

Для осуществления кассового обслуживания кредитных учреждений, а также других юридических лиц на территории РФ создаются расчётно-кассовые центры при территориальных главных управлениях Банка России. Эти центры формируют оборотную кассу по приёму и выдаче наличных денег, а также резервные фонды денежных банковских билетов и монет. Резервные фонды представляют собой запасы не выпущенных в обращение банкнот и монет в хранилищах ЦБР и имеют важное значение для организации и централизованного регулирования кассовых ресурсов. Остаток наличных денег в оборотной кассе лимитируется, и при превышении установленного лимита излишки денег передаются из оборотной кассы в резервные фонды.

Резервные фонды банкнот и монет создаются по распоряжению банка России, который устанавливает их величину, исходя из размера оборотной кассы, объёма налично-денежного оборота, условий хранения, Объективная потребность в резервных фондах обусловлена:

необходимостью удовлетворить нужды экономики в наличных деньгах;

обновлением денежной массы в обращении в связи с пришедшими в негодность деньгами;

поддержанием обязательного покупюрного состава денежной массы в целом по стране и по регионам;

сокращением расходов на перевозку и хранение денежных знаков.

Наличные деньги выпускаются в обращение на основе эмиссионного разрешения – документа, дающего право ЦБР подкреплять оборотную кассу за счёт резервных фондов денежных банкнот и монет. Этот документ выдаётся Правлением Банка России в пределах эмиссионной директивы, т.е. предельного размера выпуска денег в обращение, установленного правительством РФ,

Все вопросы, связанные с организацией и регулированием безналичных расчётов, устанавливаются Банком России в соответствии с действующим законодательством. Он определяет правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчётов. В его обязанности входит лицензирование расчётных систем кредитных учреждений. Законом предусмотрен общий срок безналичных расчётов не более двух операционных дней в пределах субъекта Федерации и не более пяти операционных дней в пределах РФ. В качестве платёжных документов для безналичных расчётов используются платёжные поручения, расчётные чеки, аккредитивы, платёжные требования-поручения и другие платёжные документы, утверждённые банком России.

В связи с тем что российская денежная единица – рубль по закону не связана с денежным металлом (золотом) фиксированный масштаб цен отсутствует. Официальный масштаб цен рубля устанавливается государством.

Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством.

Банк России, наделённый исключительным правом эмиссии денег, особо ответственен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения.

Заключение


Реформирование административно-командной системы показало, что чем сильнее она внедрена в экономику, тем труднее идёт процесс перехода к рынку. Это в полной мере относится к Российской Федерации. Где за 70 лет советской власти сложились экономические отношения в наибольшей степени отдалённые от рыночного хозяйства.

Финансовая (бюджетно-налоговая) политика тесно переплетается с политикой кредитно-денежной и постоянно использует её инструменты при проведении своих мероприятий. Важная особенность финансовой политики заключается в том, что она как правило, целиком находится в прямом распоряжении и управлении правительства и утверждающих его решения государственных органов, в то время, как кредитно0денежными мероприятиями обычно ведают так называемые денежные власти – учреждения типа Центрального банка.

Если доходы и расходы правительства совпадают, то бюджет называется сбалансированным. Если доход государства превышает его расход, говорят о существовании профицита бюджета; в противном случае налицо дефицит бюджета. В условиях дефицита возникает вопрос о том, как покрыть разницу между доходами и расходами правительства. Сделать это можно тремя способами:

путём внешних и внутренних заимствований (за исключением прямых заимствований у собственного государственного банка),

продажи части принадлежащих государству активов (напр., в ходе приватизации госпредприятий);

и, наконец, путём печатания денег.

Последний способ при его активном использовании чреват развязыванием инфляционных процессов, поэтому считается нецивилизованным. Не случайно во многих странах прямое кредитование центральным банком правительства (а именно это и называется печатанием денег) запрещено по закону. Продажа государственных активов как способ финансирования бюджетного дефицита в странах с современной рыночной экономикой значимой роли не играет по той причине, что сама величина этих активов не является чрезмерной.

Поэтому основным инструментом покрытия дефицита являются государственные заимствования, осуществляемые в большинстве случаев при помощи выпуска на свободный рынок государственных д    олговых обязательств.

При определённых условиях это может привести к весьма печальному выбору: либо отказ от выполнения долговых обязательств (дефолт), либо массированное печатание денег и связанная с этим опасность сползания в гиперинфляцию. Печальным примером долгового кризиса стал объявленный 17 августа 1998 года дефолт.

Литература

 

1.Финансы, денежное обращение и кредит/ Под ред. В.К. Сенчагова  М.: Проспект 2000.

2. Популярная экономическая энциклопедия/ Под ред. А.Д.Некипелова М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия» 2001.

3. Юровский В.Е. Министр финансов Е.Ф. Канкрин. М.: ЗАО Журнал: «Вопросы истории», 2000.

4. Цверава Г.К., Николаев Р. Деньги белой гвардии. М.: ЗАО Журнал: «Вопросы истории», 1994.

5. Юхт А.И. Денежная реформа Петра I. М.: ЗАО Журнал: «Вопросы истории»,1994.

6.Ольшевский В.Г. Финансово-экономическая политика советской власти в 1917- 1918 гг., тенденции и противоречия. М: ЗАО Журнал: «Вопросы истории», 1999.

7.Из особых папок Сталина «Денежная реформа 1947 г.» М: Наука, Журнал «Отечественная история», 1997.    


Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.