Кредитно-инвестиционное обеспечение коммерческими банками и страховыми организациями инновационных проектов
Санкт-Петербургская Государственная Инженерно - Экономическая Академия
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Кредитно-инвестиционное обеспечение коммерческими банками и страховыми организациями инновационных проектов.» Выполнил: Студент 4 курса СПбГИЭА Чихун А. В. Пятигорск 1999год. СОДЕРЖАНИЕ. ВВЕДЕНИЕ. 1. ИННОВАЦИОННОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ И ЕГО МЕХАНИЗМ. 1.1. Инвестиции и инновации. 1.2. Инновационно -инвестиционная тактика организаций. 1.3. Инновационно - инвестиционный механизм.
2 . Выработка инновационно - инвестиционной стратегической
политики. 2.1. Наиболее приоритетные направления урегулирования проблем
инновационно - инвестиционной деятельности. 3. КРЕДИТНО-ИНВЕСТИЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУЧНЫХ ПРОЕКТОВ. 3.1. Настоящее положение дел на кредитно-инвестиционном рынке. 3.2. Необходимость систематизации и комплексности решения
проблем. 3.3. Система отбора наиболее эффективных и конкурентоспособных
нововведений. 3.4. Мотивация коммерческих банков и страховых организаций (как
внутренних, так и внешних) к инвестированию. 3.5. Формирование рыночной инфраструктуры по отслеживанию НИОКР. 4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ЛИТЕРАТУРА. ВВЕДЕНИЕ. Как известно из финансовой литературы, под финансовым менеджментом
подразумевается сочетание стратегических и тактических моментов финансового
обеспечения предпринимательства, позволяющих управлять огромными денежными
потоками и находить оптимальные денежные решения. При этом, не удивительно,
что основным аспектом реализации данной системы на конкретном предприятии
будет ее соотношение с прибылью этого предприятия. Следует отметить, что прибыль выступает в данном случае в качестве
того изначального момента, от которого отталкивается любое руководство при
принятии решения о той или иной форме (структуре) финансового менеджмента
на своем предприятии, определяя тем самым значение, которое он будет играть
в жизни предприятия. Это, в свою очередь, позволяет руководству вычленить факторы, определяющие
структуру прибыли предприятия, и поставить подчиненным задачу по их
детальной проработке и, как результат, формированию на предприятии системы
финансового менеджмента. Таким образом, руководство, в зависимости от собственного осознания
существующих в фирме реалий и способностей к их анализу, вырабатывает
решение того или иного качества, а, следовательно, может отрегулировать
механизм планирования и распределения прибыли.
Именно поэтому для руководителя, принимающего решение о дальнейшем развитии
фирмы, наиболее важным аспектом жизнедеятельности предприятия выступает
определение источников возможной прибыли предприятия. Выбор одного или
нескольких из них, концентрация на них основных усилий, анализ возможности
их использования в ходе деятельности предприятия в той или иной форме и,
как результат, планирование данного использования. При этом, руководство, на базе взаимоотношения с коллективом по
использованию выбранных источников прибыли, как правило, старается
выработать особый принцип построения прибыли на данном конкретном
предприятии. Чаще всего этим принципом является принцип финансового само
обеспечения. В данной связи, наиболее значимым моментом для реализации решения
принятого, руководством в ходе его взаимоотношений с коллективом, является
рационализация распределения ресурсов предприятия, получаемых из заранее
определенных источников, оговоренных выше. При этом, инвестиции, основанные
на риске и планировании капиталовложений внутри предприятия и направленные
на ликвидность, доходность и рентабельность его деятельности на рынке,
выступают как один из важнейших механизмов управления возникающими во
внешней среде рисками и планирования нормы прибыли предприятия при помощи
анализа эффективности капиталовложений и, как результат, инвестиционного
проектирования.
Таким образом, мы можем выделить процесс инвестирования в рамках
деятельности системы финансового менеджмента на предприятии как основной
критерий рациональности распределения ресурсов предприятия в условиях риска
и неопределенности его деятельности на рынке, а также обозначить тему
данной курсовой работы. 2. ИННОВАЦИОННОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ И ЕГО МЕХАНИЗМ. 2.1. Инвестиции и инновации. Инвестиции, как известно, являются одним из наиболее важных показателей
жизнедеятельности общества в целом. Поэтому, рассмотрение данного момента с
точки зрения комплексности и системности действия его элементов в общей
структуре рынка логичнее было бы начать с рассмотрений инвестиций во
взаимоотношении с какой-либо иной, но очень близкой им по сути величиной. В данном случае такой “величиной“ можно считать инновации. Инвестиции
и инновации очень близкие области рынка, а, следовательно, любая
инвестиционная тактика, которую преследует фирма, будет непосредственно
направлять инновационную деятельность данной организации в ту же целевую
область ее жизнедеятельности.
Не секрет при этом, что в качестве ресурсного обеспечения четкости
инвестиционно- инновационной тактики может выступать лишь создание
инвестиционно - инновационного механизма и его анализ с последующим
формированием страховой организацией или банком инвестиционно -
инновационной стратегической политики. Это в конечном итоге должно будет
привести к урегулированию в той или иной степени проблем инвестиционно -
инновационной деятельности в РФ, а также разрешению в должной мере
инвестиционных проблем, встающих перед страховыми организациями или
коммерческими банками в ходе осуществления ими процесса инвестирования.
В данном реферате произведена попытка оценки рынка и придания на этой
основе ценностных и целевых ориентиров страховым организациям и
коммерческим банкам в условиях жесткой рыночной неопределенности.
Инвестиции и инновации - две неразрывно связанные сферы экономической
деятельности, которые в наибольшей мере были и остаются, поражены кризисом.
Только за 1992 - 1993 гг. капиталовложения в них сократились на 49%, или в
1,7 раза больше, чем валовой внутренний продукт. Общая ситуация на рынке
сложилась так, что инновации, прежде осуществлявшиеся за счет
централизованных источников, свелись к ничтожно малой величине, в то время,
как инвестиции, обладавшие внутренней структурой, потеряли ее и стали
осуществляться беспорядочно и неорганизованно, стимулируя только
краткосрочные цели инвесторов.
Выход из данной ситуации видится только один: преодоление сложившегося
экономического кризиса невозможно без инновационно - инвестиционного
“бума”, обновления основного капитала на принципиально новой,
конкурентоспособной основе. Следовательно, капиталовложения без инноваций
не имеют смысла, поскольку нет смысла воспроизводить устаревшее
оборудование, не пользующееся спросом и к тому же ресурсорасточительное.
Однако, и инновации без капиталовложений нереальны.
Старые подходы уже отжили свое. Тогда научно-техническая и инвестиционная
политика осуществлялись централизованно и главным образом за счет бюджетных
источников и фондов министерств, а предприятия выступали в роли просителей
и пользователей государственных средств и занимались множеством мелких
улучшающих инноваций. Сегодня же стало реальностью разгосударствление,
формирование инвестиционного и инновационного рынков, что помогает ресурсно
обеспечить решение все более насущных проблем инвестиционно-инновационной
деятельности. Федеральные и местные бюджеты выделяют минимум средств на
техническое перевооружение производства. Центр тяжести в принятии решений
переместился к собственникам капитала и товаропроизводителям, которые
озабочены выживанием, и как результат, мало внимания уделяют
производственным инвестициям и нововведениям, цикл которых выходит за
границы краткосрочных интересов. Процесс накопления капитала имеет своим главным источником
перераспределение в небывалых ранее масштабах ресурсов в пользу небольшого
числа новых предпринимателей, коммерческих банков и дельцов теневой
экономики в основном за счет обнищания и обесценения сбережений большинства
населения, расхищения государственного имущества. При этом, накопление
происходит преимущественно в сфере обращения и в малой степени затрагивает
производство, где собственно и лежит ключ к самовозрастанию капитала в
нормальной рыночной экономике. Опираясь на это можно сделать вывод о необходимости новых подходов к
инновационно - инвестиционной политике и, как следствие, к механизму ее
реализации, а также формам воздействия государства на происходящие в этой
сфере процессы. Ростки данных подходов уже начали проявляться в ряде
изданных в последнее время нормативных актов, однако этого до сих пор
остается недостаточно. В качестве примеров нормативных актов здесь можно
выделить указы Президента РФ от 17 сентября 1994 г. “О частных инвестициях
в Российской Федерации” и “О развитии финансового лизинга в инвестиционной
деятельности”. Ими предусмотрены меры поощрения частных капиталовложений,
а также постановление Правительства от 29 сентября 1994 г. “Об активизации
работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской
Федерации”, содержащее ряд поручений по подготовке нормативных актов,
создающих благоприятный климат для зарубежных инвесторов. Кроме того, был
подготовлен проект федеральной инвестиционной программы на 1995 г. и
последующие годы. 2.2. Инновационно - инвестиционная тактика организаций. Наиболее ценным моментом в инвестиционно - инновационных взаимоотношениях
различного рода компаний на рынке, в условиях риска и неопределенности
последнего, выступает перевод представленных выше теоретических рассуждений
на практическую основу. При этом особой значимостью обладает
профессиональность руководящего состава, то есть его способность внедрить
инвестииционно - инновационные отношения в конкретные действия фирмы на
рынке. Кроме того, практический опыт взаимоотношений на рынке с применением
такого рода тактического проектирования и планирования деятельности фирмы,
помогает в данном случае создать инновационно - инвестиционный механизм,
проявив его в конкретной форме для каждой конкретно взятой организации.
Причем, такая формализация инновационно - инвестиционного механизма
позволила бы как фирме, так и всему рынку в целом, более жестко планировать
необходимость собственных действий на рынке, одновременно отслеживая их
качество. Таким образом, мы подошли к необходимости создания и последовательной
реализации инновационно - инвестиционного механизма, отвечающего новым
экономическим и социально-политическим реалиям, а также обеспечивающего
крупномасштабный приток капитала для модернизации производства. Одним из
существенных элементов данного механизма является организационно-
экономический момент. Для реализации любого проекта, а тем более совокупности проектов
инвестиционной программы, нужны целевые структуры, которые могли бы
максимально качественно осуществлять тактическое планирование деятельности
страховых организаций на инновационно - инвестиционном рынке. Их характер,
выбор наиболее подходящих форм зависит от уровня новизны и масштабности
проекта. Иногда за его выполнение могут взяться уже существующие
организации или выделяемые в их составе целевые структуры. Но
целесообразнее было бы создавать под каждый проект особо специализированную
структуру. Это может быть малое предприятие, акционерное общество,
совместное предприятие и т. д.
Если реализуется группа взаимосвязанных проектов или целевая инвестиционная
программа, требующая крупных вложений на длительный срок и объединяющая
усилия десятков, а то и сотен предприятий, банков, фондов, то возникает
необходимость в формировании координирующих структур более высокого уровня,
которые, в свою очередь, могут включать несколько объединений по
подпрограммам или блокам проектов. Наиболее подходящими формами таких
координирующих структур, не лишающих самостоятельности добровольно
объединяющих часть своих функций и средств первичных звеньев, могут быть
финансово-промышленные группы, консорциумы или холдинги. Не менее важно следующее. Опыт показал, что полагаться на
государственные организации рискованно, они недостаточно адаптированы к
рынку. Поэтому эффективнее ориентироваться на более инициативные, гибкие и
ответственные частные организации, акционерные общества, холдинги и
консорциумы (в которых могут принимать участие и госпредприятия),
независимые компании с участием иностранного партнера, принимающего на
себя основное бремя работ по маркетингу, обеспечению конкурентоспособности
реализуемой по проекту продукции, а также услуги по страхованию данной
деятельности.
Эффективность и жизнеспособность инвестиционного проекта во многим зависят
от обоснованности цен. Общеизвестно, что в начале жизненного цикла, на
стадии освоения новых изделий (особенно реализующих базисные инновации)
уровень издержек высок, а надежность изделия, отработанность конструкции
обычно еще недостаточны. Риск технологического прорыва используют не только
изготовители, но и первые потребители принципиально новых изделий. Если не
компенсировать эти издержки потребителю и попытаться покрывать повышенные
затраты производителя с помощью высокой цены, новый товар может быть
обречен на отторжение рынком, его не станут покупать. Поэтому наиболее
дальновидные фирмы на Западе, работающие с базисными инновациями, продают
первые партии изделий по цене ниже издержек, предоставляют разнообразные
скидки и гарантии, с тем чтобы с помощью такой “платы за вхождение на
рынок” сформировать достаточный спрос, расширить производство, снизить
издержки и компенсировать дополнительной прибылью первоначальные убытки.
Необходимо также своевременно и ощутимо снижать цены на новые изделия, не
скупясь на рекламу, чтобы расширять рамки рынка и увеличивать массу
прибыли. Таким образом, создание эффективного инновационно - инвестиционного
механизма не просто необходимо, оно неотложно. И начинать нужно не только
сверху, с формирования федеральной инвестиционной программы и разработки
мер по ее реализации, но и снизу, с отбора и быстрого воплощения в жизнь
конкретных инвестиционных проектов и региональных программ, с координацией
усилий дееспособности агентов и инновационно -инвестиционного рынка. Также необходимо заметить, что отмеченные выше целевые структуры в
данном случае могут рассматриваться в качестве одного из элементов
эффективного инновационно - инвестиционного механизма. 2.3. Инновационно - инвестиционный механизм. Вернемся к анализу инновационно - инвестиционного механизма. Важнейшим его
элементом наряду с названным выше является ресурсное обеспечение проектов и
программ - кадровое, финансовое и техническое. Обычно, приступая к реализации инвестиционных проектов, основное
внимание уделяют поиску источников финансирования, рассуждая примерно так:
будут деньги - все остальное приложится. Однако, инвестиции, и немалые,
попадая в ненадежные или неумелые руки, сплошь и рядом не дают отдачи.
Любой западный инвестор, прежде чем пойти на прямые вложения или
предоставить кредит, всесторонне исследует - что за предприятие или лицо
делает заявку на инвестиции, насколько надежен партнер, имеет ли он
сплоченную команду, квалифицированных менеджеров и работников. И лишь при
положительном ответе на эти и другие вопросы рассматриваются содержание
проекта, бизнес-план, размеры и условия окупаемости инвестиций, возврата
кредита и т. п. Такой подход вполне оправдан, особенно в условиях широко распространенной
профессиональной некомпетентности, многолетней привычки получать
централизованные капиталовложения, не заботясь об их возврате,
неприспособленности к рыночной среде, незнакомства со многими современными
технологиями. Начинать осуществление приоритетных инновационно -
инвестиционных проектов и программ нужно с обучения и переподготовки кадров
- от менеджеров до рабочих.
Страницы: 1, 2
|