рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Методика анализа финансовой деятельности предприятия как элемент антикризисной диагностики

Методика анализа финансовой деятельности предприятия как элемент антикризисной диагностики

ВВЕДЕНИЕ


В настоящее время в условиях нестабильности внешней среды особую важность приобретает создание и внедрение современных гибких методических подходов к оценке финансового состояния предприятия.

Анализ финансового состояния предприятия является одним из важнейших условий успешного управления его финансами. Финансовое состояние предприятия характеризуется совокупностью показателей которые отражают процесс формирования и использования его финансовых средств.

В условиях рыночной экономики финансовое состояние предприятия отражает конечные результаты его деятельности, которые интересуют не только собственников и работников самого предприятия, но также и его партнеров по экономической деятельности, государственные, финансовые, налоговые органы.

В зависимости от поставленной цели, анализ может использоваться для выявления внутренних резервов хозяйственной деятельности, выбора направлений инвестиционной политики, оценки кредитоспособности, прогнозирования финансовой деятельности предприятия в целом и отдельных его подразделений. Это подчеркивает необходимость  методических положений финансового анализа, который дает возможность определить экономические ориентиры развития организации в настоящем и будущем.

Управление бизнесом в условиях рыночной экономики характеризуется рядом особенностей. Во-первых, в общей совокупности ресурсов предприятия доминирующее значение приобретают финансовые ресурсы. Кроме того, принятие управленческих решений финансового характера всегда осуществляется в условиях неопределенности.

Кроме того, особое значение финансовый анализ приобретает в рамках антикризисного управления предприятием, в рамках которого анализ может использоваться как инструмент диагностики и предупреждения кризисного состояния предприятия, а также как инструмент мониторинга состояния предприятия при осуществлении мер по выводу его из кризиса.

Все это предопределяет актуальность проведения финансового анализа предприятия. Финансовый анализ является непременным элементом финансового менеджмента на предприятии, а также его экономических взаимоотношений с партнерами и финансово-кредитной системой.

Актуальность определила тему настоящей работы – методика анализа финансовой деятельности предприятия как элемент антикризисной диагностики.

Объектом исследования являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов, возникающих в сфере финансово экономической деятельности предприятия

Предметом исследования являются методы и инструменты проведения анализа финансового состояния предприятия.

В соответствии с темой и актуальностью определена цель данной работы: исследовать методику проведения анализа финансового состояния предприятия как элемента антикризисной политики.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

Исследование теоретических основ анализа финансовой деятельности предприятия, а именно понятия, цели, задач, этапов его проведения;

-     уточнение пользователей результатов анализа;

-     определение информационной базы для проведения анализа;

-     исследование и уточнение видов финансового анализа;

-     общая характеристика ОАО «Казанский Хлебозавод №3» как исследуемого предприятия;

-     финансовый анализ деятельности ОАО «Казанский Хлебозавод №3»

-     оценка и анализ результатов финансовой деятельности ОАО «Казанский Хлебозавод №3»

1. Методика анализ финансовой деятельности предприятия как элемент антикризисной диагностики


1.1 Теоретические основы анализа финансовой деятельности предприятия


Для полного изучения теоретических основ финансового анализа для начала остановимся на рассмотрении категорий его составляющих: «анализ» и «финансы». В широком смысле под анализом понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей[1]. Финансы – это экономическая категория, отражающая экономические отношения, возникающие в процессе создания и использования фондов денежных средств[2].

Финансовый анализ предприятия – это расчет, интерпретация и оценка комплекса финансовых показателей, характеризующих различные стороны деятельности данного предприятия[3].

Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа наиболее информативных параметров, дающих объективную и точную оценку финансового состояния организации, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, а также расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом могут быть проанализированы как текущее финансовое состояние организации, так и ожидаемые параметры финансового состояния на ближайшую или более отдаленную перспективу.

Цель финансового анализа достигается в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач. Такая аналитическая задача представляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных, технических, информационных и методических возможностей проведения анализа. Здесь основным фактором является объем и качество исходной информации. При этом следует иметь в виду, что периодическая бухгалтерская или финансовая отчетность организации – это «сырая» информация, подготовленная в ходе выполнения на организации учетных процедур.

Помимо характеристик исходной информации на проведение финансового анализа также оказывают влияние следующие факторы[4]:

-     цель проведения финансового анализа;

-     форма собственности и организационно-правовая форма предприятия;

-     стратегия и тактика финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

-     специфических особенностей, корпоративной или отраслевой принадлежности предприятия.

Как правило, выделяют следующие задачи проведения финансового анализа[5]:

-     обоснование стратегических и оперативных планов и программ по укреплению и развитию финансового положения организации;

-     прогнозирование наращивания финансовых потоков в будущем;

-     оптимизация затрат на производство и реализацию продукции, услуг, работ;

-     увеличение доходов, капитала, активов, а также снижение расходов и просроченных обязательств;

-     выявление путей повышения эффективности хозяйствования;

-     поиск неиспользованных средств, возможностей для укрепления финансовой устойчивости организации, ее платежеспособности, финансовой независимости и финансовой состоятельности во избежание банкротства;

-     минимизация степени воздействия рисков по возвращению заемного капитала инвесторам, банкам и кредиторам;

-     использование результатов проведенного анализа при обосновании новых программ развития бизнеса и адекватных управленческих решений.

Можно выделить несколько групп пользователей результатов финансового анализа[6].

К первой группе относятся менеджеры предприятия и, в первую очередь, финансовые менеджеры, так как невозможно качественно управлять предприятием и принимать взвешенные хозяйственные решения, не зная его финансового состояния. Для менеджеров наиболее важна оценка эффективности принимаемых ими решений, используемых в хозяйственной деятельности ресурсов, а также полученных финансовых результатов. К следующей группе относятся собственники, в том числе акционеры, которым важно знать уровень прибыльности и рентабельности предприятия, а также уровень экономического риска. В третью группу входят кредиторы и инвесторы: их интересует, какова возможность возврата выданных кредитов, а также возможность предприятия реализовать инвестиционную программу.

В последнюю (четвертую) группу входят поставщики, для которых важна оценка оплаты за поставленную продукцию, выполненные услуги и оказанные работы. Таким образом, финансовый анализ необходим для всех участников экономического процесса.Информационной базой для проведения финансового анализа является, главным образом, данные бухгалтерского учета, и в первую очередь бухгалтерский баланс и приложения к балансу (отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств).

В соответствии с приведенными выше целью и задачами, финансовый анализ предприятия включает последовательное проведение следующих этапов анализа[7]:

1)       предварительная (общая) оценка финансового состояния предприятия, а также изменений его финансовых показателей за отчетный период;

2)       анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия;

3)       анализ кредитоспособности предприятия, ликвидности его баланса;

4)       анализ финансовых результатов предприятия;

5)       анализ деловой активности предприятия;

6)       оценка вероятности банкротства.

После рассмотрения теоретических основ финансового анализа деятельности предприятия очевидно, что он является существенным элементом финансового менеджмента и аудита. Оценка финансового состояния предприятия может быть выполнена с различной степенью детализации в зависимости от цели анализа, особенностей объекта анализа, имеющейся информации, программного, технического и кадрового обеспечения. В основе информационного обеспечения финансового анализа финансового состояния, как это было отмечено выше, лежит бухгалтерская отчетность. Разумеется, в анализе может использоваться дополнительная информация, главным образом, оперативного характера, однако она носит лишь вспомогательный характер.


1.2 Виды финансового анализа


Разделение анализа по видам основано на необходимости их классификационного разграничения по различным признакам, к которым относятся следующие: субъект анализа (пользователи результатов анализа); объем исследования; объект финансового анализа; период проведения; горизонт проведения анализа [8].

В зависимости от субъекта анализа различают два вида финансового анализа – внешний и внутренний. Внешний финансовый анализ осуществляют лица, не являющиеся сотрудниками или собственниками предприятия: налоговые органы, аудиторские фирмы, банки, страховые компании. Целью внешнего анализа является изучение правильности отражения финансовых результатов деятельности предприятия, его финансовой устойчивости и кредитоспособности. Он предназначен для широкого круга потребителей, проводится на основе общедоступной аналитической информации, и предполагает использование унифицированных, стандартных процедур и методов проведения анализа.

Внутренний финансовый анализ, как правило, предназначен для ограниченного круга потребителей, в первую очередь для собственников и менеджеров предприятия. Он проводится на основе как общедоступной, так и конфиденциальной аналитической информации; и предполагает возможность использования разнообразных процедур и методов проведения анализа в зависимости от особенностей исследуемого предприятия. Результаты такого анализа могут являться коммерческой тайной предприятия.

По объему исследования выделяют полный и тематический финансовые анализы предприятия[9]. Полный финансовый анализ предприятия проводится с целью комплексного изучения всех аспектов финансовой деятельности предприятия.

Тематический финансовый анализ ограничивается изучением отдельных аспектов финансовой деятельности предприятия. Так, предметом тематического финансового анализа могут являться: эффективность использования активов предприятия, оптимальность финансирования различных активов из отдельных источников, состояние финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия, оптимальность инвестиционного портфеля, оптимальность финансовой структуры капитала и ряд других аспектов финансовой деятельности предприятия.

По объекту финансового анализа выделяют следующие его виды[10]:

-     анализ финансовой деятельности предприятия в целом, без выделения отдельных структурных единиц и подразделений;

-     анализ финансовой деятельности отдельных структурных единиц и подразделений, который проводится, как правило, на основе результатов управленческого учета предприятия;

-     анализ отдельных финансовых операций.

По периоду проведения выделяют предварительный, текущий и последующий виды финансового анализа.

В рамках предварительного финансового анализа изучают условия финансовой деятельности в целом или осуществления отдельных финансовых операций предприятия (например, оценка платежеспособности при необходимости получения крупного банковского кредита).

Текущий (оперативный) финансовый анализ, который проводится в процессе реализации отдельных финансовых планов или осуществления отдельных финансовых операций с целью оперативного воздействия на результаты финансовой деятельности, и, как правило, ограничивается кратким периодом времени.

Последующий (ретроспективный) финансовый анализ, осуществляемый предприятием за отчетный период. Он позволяет глубже и полнее проанализировать финансовое состояние и результаты финансовой деятельности предприятия по сравнению с предварительным и текущим анализом, так как базируется на завершенных отчетных материалах статистического и бухгалтерского учета.

В зависимости от горизонта проведения анализа можно выделить следующие его типы:

-     ретроспективный, который предполагает исследование явлений, ситуаций и фактов, имевших место в прошлом;

-     текущий, основанный на использовании информации о современном состоянии предприятия;

-     перспективный, который ориентирован на исследование возможных вариантов развития событий и явлений; в рамках данного типа выделяют оперативный (связанный со сроком жизненного цикла объекта), тактический (срок до одного года, анализ в краткосрочной перспективе), долгосрочный (срок более одного года, анализ в долгосрочной перспективе);

-     стратегический, который учитывает влияние на состояние хозяйствующего субъекта факторов внешней среды.

В результате рассмотрения основных видов финансового анализа следует отметить, что классификация видов финансового анализа, позволяя определить характерные особенности каждого проводимого финансового анализа, способствует эффективности его проведения.


1.3 Методика финансового анализа предприятия, находящегося в условиях кризиса


В настоящее время, в условиях нестабильной внешней среды, актуальна проблема финансового анализа предприятия, находящегося в условиях кризиса. При этом под кризисом будем понимать крайнее обострение противоречий внутри системы, а также ее отношений с внешней средой, обусловленное внешними и внутренними факторами, и возникающее циклически[11]. Кризисные ситуации могут возникать на любой стадии жизненного цикла предприятия – в период становления и развития, в период стабилизации и расширения производства, при начале спада.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.