Основываясь на данных Инспекции ФНС РФ по Давлекановскому
району г. Давлеканово можно сделать выводы о существующей практики взимания
налога на добавленную стоимость, выявить характерные проблемы развития
действующего законодательства по налогу на добавленную стоимость.
Характерной особенностью Давлекановского района г.
Давлеканово является наличие в районе большого количества предприятий, крупных
налогоплательщиков. Налоговые поступления, взимаемые ИФНС, составляют около 9 %
всех поступлений в бюджете г. Давлеканово и около 7 % в бюджете Республики
Башкортостан. Также нельзя недооценивать и значение малого и среднего бизнеса
района, а главное – предприятий торговли. Еще одной особенностью района
является наличие в нем подавляющего числа строительно-монтажных управлений и
трестов, то есть предприятий строительной сферы, неплатежи в которой,
способствуют увеличению недоимки по налогам.
Основными методами налогового контроля является проведение
камеральных и документальных проверок налогоплательщиков. Камеральные проверки
проводятся налоговыми инспекциями на стадии приемки от налогоплательщиков
отчетных документов и налоговых расчетов, то есть без выхода на предприятие. При этом целью камеральной проверки является:
-
непосредственная проверка отчетности и расчетов по налогу.
При этом, проверке в основном подвергается правильность
заполнения соответствующих граф и строк деклараций и отчетов, правомерность использования
тех или иных льгот, а также осуществляется арифметическая сверка отчетных
показателей. Кроме арифметического подсчета проверяется полнота заполнения
реквизитов, правильность применения ставок, наличие печати предприятия и
подписей должностных лиц. При нахождении арифметических ошибок налоговый
инспектор, принимающий отчет может составить акт и наложить финансовые санкции
за неправильное исчисление налога, однако в большинстве случаев налоговые
инспектора либо возвращают отчет на исправление, либо дают возможность
представителю предприятия исправить ошибку на месте. Такой подход к проведению
камеральной проверки является наиболее гуманным в настоящих условиях
нестабильного и очень усложненного законодательства.
-
ведение карточек лицевых счетов предприятия-налогоплательщика.
Учет поступления налога на добавленную стоимость по каждому
налогоплательщику ведется на карточках лицевых счетов по форме № 6. Таким
образом, после принятия декларации по налогу на добавленную стоимость отчет
передается в отдел учета, где происходит начисление налога. Одним из
значительных этапов проведения налоговыми органами контроля за взиманием налога
на добавленную стоимость является проведение документальных проверок
предприятий и организаций различных форм собственности.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации
документальные проверки предприятий и организаций проводятся не чаще одного
раза в год по одним и тем же налогам за один и тот же проверяемый период.
Документальные проверки осуществляются в соответствии с годовыми планами работы
инспекции и квартальными графиками проверок, составляемыми по каждому участку
работы. При необходимости проводятся внеплановые документальные, а также
специальные тематические проверки предприятий. Однако более глубокие выводы о
структуре налогоплательщиков района можно сделать, просмотрев поступление
некоторых налогов в федеральный бюджет за 2007 и 2008 года.
Таблица 1 Суммы поступления налогов в Федеральный бюджет
(тыс. рублей)
Отдельные
виды налогов
|
Суммы
поступления налогов в ФБ (тыс. руб.)
|
2007 год.
|
2008 год.
|
Изменения +/-
|
1. Налог на
прибыль
|
4170
|
5093
|
+923
|
2. Единый
социальный налог
|
216731
|
82620
|
-134114
|
3. Налог на
добавленную стоимость
|
3589
|
14474
|
+10885
|
4. Акцизы
|
18
|
18
|
0
|
5. Налог на
добычу полезных ископаемых
|
154
|
74
|
-80
|
6. Водный
налог
|
1856
|
1453
|
-403
|
Данные таблицы 1 показывают, что сумма налога на добавленную
стоимость увеличилась на 10885 тыс. рублей в 2008 году по сравнению с 2007
годом. Это свидетельствует об увеличении выплат в бюджет налога на добавленную
стоимость и увеличение дохода у различных предприятии.
Наибольший удельный вес поступлений по налога на добавленную
стоимость обеспечивают предприятия добывающей и перерабатывающей
промышленности.
В 2007 году было низкое поступление налога на добавленную
стоимость, что свидетельствует о не предоставлении налоговых деклараций по
налогу на добавленную стоимость и к ним налоговые органы предъявляют санкции в
виде приостановления операций по расчетным (текущим) счетам в банках. Однако
большинство этих предприятий не ведут финансово-хозяйственной деятельности и
подлежат закрытию.
Налогоплательщики обязаны своевременно и в полном объеме
уплачивать налоги и другие обязательные платежи. При этом со срочностью уплаты
налоговых платежей тесно связано понятие недоимки, которая представляет собой
сумму налога, не внесенную в бюджет или внебюджетный фонд по истечении
установленных сроков уплаты.
На увеличение налога на прибыль
скорей всего повлияло в первую очередь увеличение прибыли от реализации. Сумма
изменения составляет 923, что показывает не большое увеличение и расхождения в
суммах за год.
Из таблицы видно, что изменения по
акцизам не произошло, это свидетельствует о стабильности поступления налога в
бюджет.
У остальных налогов, таких, как
водный, налог на добычу полезных ископаемых, единый социальный налог произошли
заметные изменения. Это говорит о том что происходит сокрытие налогов, которые
должны поступать в федеральный бюджет.
3.2 Налоговый учет налога на
добавленную стоимость на примере ОАО "Нефтемаш" за 2007-2008 года
ОАО "Нефтемаш" состоит на
учете в Налоговом органе с 2005 года, осуществляет разработку товаров народного
потребления, создание и внедрение средств автоматики, измерительных приборов,
систем автоматизации для быта, промышленности и сельского хозяйства, оказание
услуг по внедрению, монтажу наладке и ремонту выпускаемой продукции, ремонт
бытовой техники, и другие виды деятельности, не запрещенные законодательством
Российской Федерации.
В 2007 году ОАО "Нефтемаш"
предоставлял отчеты по налогу на добавленную стоимость ежемесячно, с 2008 года
перешло на ежеквартальное предоставление отчетности по налогу на добавленную
стоимость.
Моментом определения налоговой базы по
налогу на добавленную стоимость является наиболее раняя из дат: день отгрузки или
день оплаты (частичная оплата) в счет предстоящих поставок операций, подлежащих
налогообложению и операции, освобождаемых от налогообложения. Ведется раздельный
учет расходов, осуществляемых по операциям подлежащим налогообложению и не
облагаемых налога на добавленную стоимость (все аспекты определения налоговой
базы приведены в учетной политике организации).
Сумма налога, исчисленная к уплате в
бюджет за 2007 год составило.
Таблица 2 - Суммы налога подлежащие к
уплате в бюджет за 2007 год (тыс. рублей)
№ п/п
|
Месяц
|
Сумма
налога уплаченная в бюджет за 2007 год (тыс. рублей)
|
1
|
Январь
|
7350
|
2
|
Февраль
|
14698
|
3
|
Март
|
31981
|
4
|
Апрель
|
56884
|
5
|
Май
|
135704
|
6
|
Июнь
|
48926
|
7
|
Июль
|
43618
|
8
|
Август
|
80752
|
9
|
Сентябрь
|
57877
|
10
|
Октябрь
|
55461
|
11
|
Ноябрь
|
62868
|
12
|
Декабрь
|
76292
|
Общая сумма
|
672411
|
Из выше указанной таблицы можно
составить диаграмму и сделать более глубокие выводы.
Рисунок 1 – Суммы налоговой базы за
2007 год
По данным рисунка 1 можно сделать
следующие выводы, что суммы налога поступали ежемесячно и они различны. Самое
большое поступление в бюджет было в мае, который составил 135704 тыс. рублей. Данный
показатель показывает в этом месяце наиболее высокий темп роста производства,
реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг и так далее. Самый низкий
показатель в январе, объясняется тем, что в этот момент производство не функционировало
в связи с многочисленными праздниками.
Согласно ст. 163 и п.6 ст. 174
Налогового кодекса Российской Федерации организация вправе выбрать налоговый
период налога на добавленную стоимость. В связи с этим ОАО "Нефтемаш"
предоставил отчеты по налогу на добавленную стоимость ежеквартально.
Сумма налога, исчисленная к уплате в
бюджет за 2007 год составило.
Таблица 3 - Суммы налога подлежащие к уплате в
бюджет за 2008 год (тыс. рублей)
Кварталы
|
Суммы
налога уплаченные в бюджет за 2008 год (тыс. рублей)
|
1
|
384220
|
2
|
767012
|
3
|
844676
|
4
|
776893
|
Общая сумма
|
2772801
|
Составим диаграмму из выше указанной
таблицы.
Рисунок 2 – Суммы налоговой базы за 2008 год
По данным рисунка 2 видно, что самое наибольшее поступление
произошло в третьем квартале, который составил 844676 тыс. рублей. Это
обусловлено тем, что в этом квартале возросло поступление
материально-производственных запасов, а также реализация готовой продукции.
Суть анализа в данном случае
заключается в сопоставлении разных сумм, подлежащих уплате и исчисляемых
организацией за определенный период времени в зависимости от показателей ее
финансово-хозяйственной деятельности.
В 2008 году сумма налога на
добавленную стоимость, которая была уплачена в бюджет составила 2772801 рублей,
она увеличилась за год на 2100390, на 23 % по сравнению с уплатой предыдущего
года. Это свидетельствует о том что возросло приобретение сырья и материала для
производства, а так же выросло количество реализуемой продукции.
На анализируемом предприятии
проводилась выездная налоговая проверка МРИ ФНС РФ №22 по РБ. Проверка
правильности расчетов по налогу проведена в соответствии с главой 21 Налогового
Кодекса РФ части второй (с изменениями и дополнениями) за период с 01.07.2005г.
по 30.06.2008г. В ходе проверки, ОАО "Нефтемаш" привлекли к налоговой
ответственности за совершение правонарушения предусмотренной п.1 ст. 122
Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату (неполную уплату) сумм
налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления
налога или других неправомерных действий (бездействия), в виде штрафа в размере
20 % от неуплаченных сумм налога, который составляет 41838 рублей. Акт выездной
налоговой проверки и решение о привлечении к ответственности за совершение
налогового правонарушения представлен в приложении 7 и 8.
3.3 Бухгалтерский учет налога на
добавленную стоимость на примере ОАО "Нефтемаш" за 2008 год
Бухгалтерский учет ОАО "Нефтемаш"
ведется на основе стандартного плана счетов бухгалтерского учета
финансово-хозяйственной деятельности предприятий "Инструкции по его
применению, утвержденного приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. №94н (в редакции
Приказа Минфина РФ от 07.05.03 г. №38н)".
Для бухгалтерского учета налога на
добавленную стоимость используются счета 19 "Налог на добавленную
стоимость по приобретенным ценностям", 68 "Расчеты по налогам и
сборам" субсчет 2 "Расчеты по налогу на добавленную стоимость",
90 "Продажи" субсчет 3 "Налог на добавленную стоимость".
Ведение бухгалтерского учета и
подготовка бухгалтерской отчетности осуществляется исходя из принципа допущения
временной определенности фактов хозяйственной деятельности.
Рассмотрим оборотно-сальдовые
ведомости по счетам 19 и 68.2 за 2008год.
Таблица 4 - Оборотно-сальдовая
ведомость счета 19
Субконто
|
Сальдо на
начало периода
|
Обороты за
период
|
Сальдо на
конец периода
|
Дебет
|
Кредит
|
Дебет
|
Кредит
|
Дебет
|
Кредит
|
Итого
|
|
|
316 449 19,26
|
316 149 29,43
|
29 989,83
|
|
Таблица 5 - Оборотно-сальдовая
ведомость по счету 68.2
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|